Обобщение знаний о глаголе (4 класс)

Тема урока: Обобщение знаний о глаголе.
Цель: приблизить учащихся к процессу самостоятельного осмысления информации по изучаемой теме.
Задачи урока:
Образовательная: обобщить и расширить знания о глаголе.
Развивающая: развивать умения учащихся:
— самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме;
— работать в группе;
— сравнивать, анализировать, формулировать вопросы,
— систематизировать материал в кластер.
Воспитательная: воспитывать желание переосмыслить собственные знания по изучаемой теме и применять их практически.
Класс: 4 ВХод урока:
Оргмомент. (Точечный массаж)
Целеполагание (работа с интерактивной доской).
Учащимся предлагается флипчарт, на котором записаны группы слов. Задание: найдите лишние слова и запишите их в тетрадь. Объясните, почему вы выбрали именно эти слова?
1) Обида, огорчение, жестокость, ударить.
2) Смех, улыбка, хохотать, радость.
3) Печалиться, грусть, настроение, веселье.
Учитель: Слова какой части речи вы назвали? (Глаголы)
Ребята, сегодня мы повторим и обобщим все известные сведения о глаголе, и, обязательно, узнаем что-то новое. Для этого вам необходимо настроиться и вспомнить все, что вы изучили о глаголе. Девизом нашего урока будет предложение, написанное на доске «Вызываю вас на мысль…».
I. Стадия вызова
3. Мозговой штурм.
Ответьте на вопросы, представленные на слайде «Кто что делает?» (Слайды № 2-11)
Повар -…, врач — .., учитель — …, ученик — …, баянист — …, художник — …, продавец — …, пекарь — .., ветер — …, молния — .., трава — .., дождь — …
Сделайте вывод. (Глагол – одна из наиболее употребляемых частей речи. Глагол обычно обозначает действие, процесс). 4. «Корзина» идей.
— Теперь скажите все, что вы знаете и помните о глаголе, при этом постарайтесь не повторять ранее сказанного. Соберем в корзине идей, все, что вы знаете по данной теме (учащиеся называют сведения, а учитель записывает все идеи в виде тезиса без комментариев, даже если они ошибочны).
II. Стадия осмысления
5. Составление кластера (работа в группах)
— Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить кластер. Напомните, пожалуйста, что это такое.
(Кластер-это пучок, созвездие, гроздья)
Сначала пишем слово «глагол» в центре листа, страницы. От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другом.
Глагол
Время
Действие предмета
Вид
Что делать? Что сделать?
Ч
будущее
прошедшее
Спряжение
настоящееееСовершен.
Несовершен.
1-ое
2-ое
Сред.родЖен.родМуж.родЕдинств.
Множ.
Число

6.Физкультминутка.
Морфологический разбор глаголов (по вариантам,запись в рабочей тетради)
1 вариант- светит 2вариант-прибежит
Новое знание. (Слайд 12)
Прочитайте текст на слайде.
«Два мальчика спортсмена Мадьяр и Кайрат шли с тренировки и разговаривали:
— В этом году на городских соревнованиях я обязательно победю.., нет побежу…,-замялся Мадьяр.
— Эх ты, еще не знаешь, как сказать правильно, а хочешь победить, -засмеялся Кайрат.
Как правильно сказать? Какие еще глаголы нельзя употреблять в 1 лице.?(УБЕДИТЬ, ПЫЛЕСОСИТЬ, БОРОЗДИТЬ, ШЕЛЕСТЕТЬ, ДЕРЗИТЬ) Однако, ситуация небезвыходная. Можно сказать: одержу победу, буду пылесосить, чищу пылесосом.
Написание синквейна ( Слайд 13)
Вспомните, что такое синквейн? (в переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк и написанное по определенным правилам).
Какие правила существуют для его написания?
(На 1-ой строчке – одно слово – существительное – это и есть тема синквейна. На 2-ой – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На 3-ей – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На 4-ой – целая фраза, предложение, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза. Последняя фраза – это слово-резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме синквейна.)Какой синквейн получился у вас?
Например: Глагол
Важный, особенный
Действует, обозначает, изменяется
Устами младенца глаголет истина
Учение
III. Рефлексия.
Заполнение «Маркировочной таблицы ЗУХ».
Ребята, постарайтесь записать своими словами сведения, понятия или другие факты.
З (Я знал (а)) У (Узнал(а)новое для меня) Х (Хочется узнать)
10. Подведение итогов.
Достигли ли вы поставленной перед собой цели?
Какая информация отложилась у вас в памяти?
Что нового узнали о глаголах?

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *