Методическая разработка внеклассного занятия «За что птицы получили своё название»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 43»

Методическая разработка внеклассного занятия

«За что птицы получили своё название»

Учитель начальных классов

Лескова Татьяна Михайловна

г. Петропавловск – Камчатский

2012 – 2013 учебный год

План.

  1. Вступительная беседа. до 2 мин

  2. Сообщение темы и цели занятия 2 мин

  3. Основная часть: 25 мин

    • кулик – характерный крик

    • клёст – внешний вид

    • кедровка – способ питания

    • зяблик – время года

    • глухарь – характерное поведение

4. Практическая часть 10 мин

5. Заключительная часть: 5 мин

  • постановка задачи для самостоятельной работы

6 . Итог занятия. 1 мин

Пояснительная записка.

В настоящее время одной из актуальных проблем современной школы является проблема оптимизации учебного процесса и преодоления школьной неуспеваемости. Основной группой риска в этом плане являются дети с недоразвитием психики и познавательных процессов. К этой группе относятся дети с задержкой психического развития. Причин, вызывающих ЗПР у ребёнка много. С каждым годом число детей, испытывающих стойкие трудности в обучении, возрастает. Эти дети особенно нуждаются в заботе учителя. Для успешного преодоления трудностей в обучении, не достаточно только урочных часов. Комплекс дополнительных занятий и внеклассных мероприятий способствуют расширению кругозора детей. Внеклассное занятие позволяет активно включать таких детей в познавательную деятельность, воспитывает самостоятельность и инициативу при выполнении внеурочных заданий. Это приводит к развитию деятельности и личностному развитию ученика. Благодаря активной включенности ученика в познавательную деятельность новая информация становится подлинным знанием.

Непосредственное обучение и воспитание ребёнка, испытывающего стойкие трудности в обучении, происходит путём формирования у него системы знаний, упорядочении сведений и представлений об окружающей действительности, которая является источником познания и всестороннего развития.

Данный материал предназначен для учащихся 3 — 4 классов начальной школы, обучающихся по программе VII вида. В ходе занятия дети знакомятся с птицами, которых в городе они наблюдать не могут. Кроме этого дети познакомятся с историей происхождения слов – названий, что значительно обогатит словарный запас, расширится кругозор детей.

При ознакомлении детей по теме мероприятия использовались традиционные формы работы:

  1. Занятие – основная форма, на которой сообщаются новые сведения, обобщаются и систематизируются имеющиеся знания

  2. Ежедневные прогулки, на которых дети знакомятся в естественных условиях с жизнью и повадками городских птиц

  3. Организация подкормки птиц на школьном участке, в ходе которой дети рассматривают внешний вид птиц, их отличительные особенности.

При проведении занятия также использовались традиционные методы обучения:

  1. Беседа – основной метод, который состоит из вопросов учителя и ответов детей. Беседа стимулирует детей к сопоставлению фактов и установлению связи между происхождением названия птицы и признаков, давших такое название.

  2. Наглядность используется на всех этапах занятия, которая помогает запомнить птицу и отметить характерный признак её внешнего вида.

  3. Практический метод связан с изготовлением кормушек для подкормки птиц на пришкольном участке.

Цель занятия:

    • познакомить с историей происхождения слов

    • помочь осмыслить причинно – следственные связи в природе и внешних признаках птиц.

    • развитие восприятия, мышления, памяти и речи учащихся

Ознакомление детей с миром пернатых и их названиями предполагает решение следующих воспитательно-образовательных задач:

  1. Сформировать представление о птицах, которых дети не могут увидеть в природе и понаблюдать за ними

  2. Научить выделять наиболее интересные и значимые признаки, которые были положены в основу слова как названия окружающего мира

  3. Сформировать понимание способа образования слова — названия

  4. Воспитать интерес к родному языку и различным объектам природы

  5. Словесно определять основные признаки у птиц и уметь соотносить эти признаки с названиями.

  6. Сформировать познавательный интерес и умение делать обобщения.

Система работы и подготовки.

Все этапы занятия логически связаны, строго выдержаны и подчинены цели занятия. Чередование разных видов деятельности на занятии спланировано с учётом индивидуальных особенностей детей с ЗПР на основе максимальной активизации зоны ближайшего развития. Основной упор на занятии делается на коррекционно-развивающие упражнения. Занимательный материал помогает учащимся не только овладеть научной картиной мира, но и преодолеть отставание в развитии наглядно –образного мышления, корректирует объём внимания и памяти. Игровые моменты, инсценировка художественного произведения помогают лучше воспринять информацию и легко усвоить её. Ребёнок не фиксирует своё внимание на неудачах, как это происходит на уроках. У учеников полностью отсутствует фактор тревожности, а это в своё время формирует положительное отношение к занятию и ко всей учёбе в целом. Такой подход оправдывает себя, так как психологический барьер неудач, связанный с уроками, снят. Формирование знаний и навыков идёт иным путём и отличается от выполнения учебных заданий. Различные, необычные, весёлые игры и упражнения дети выполняют в непринуждённой обстановке, которая создаёт положительный эмоциональный фон. Все упражнения предлагаются детям в игровой форме, не имеющей никакой связи с уроками. Другими словами, ребёнок, испытывающий стойкие трудности в обучении получает на внеклассном занятии возможность отвлечься от скованности и страха допустить ошибку.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

  2. Коррекционное упражнение «Прочитай замысловатую запись»

Ребята, на плакате, который лежит у вас на столах, необычным способом записаны шесть слов – шесть названий птиц. Рассмотрите внимательно плакат под разными углами и прочитайте эти слова.

Название каких птиц вы прочитали?

кулик зяблик

клёст кедровка

снегирь глухарь

  • Как другими словами можно сказать, что это птицы? Подберите слова близкие по смыслу.

ПТИЦЫ ПЕРНАТЫЕ КРЫЛАТЫЕ ПТАШКИ ПИЧУЖКИ

  • Посмотрите внимательно и скажите, прилетали такие птицы на нашу школьную кормушку?

  • Почему? Как вы думаете?

Верно. Этих птиц трудно увидеть в городе, так как некоторые из них живут в лесу, а другие на болотах. Сегодня они собрались вместе на нашем занятии, потому что нам предстоит узнать: за что они получили своё название.

Вот над болотом летит длиннохвостая птица. Внимание! Птица закричала: «Куулик, куулик»!

  • Как зовут эту птицу?

Да, это кулик. А за что она получила такое название?

1. ЗА ХАРАКТЕРНЫЙ КРИК

За характерный крик получила своё название и кукушка. Её «ку- ку» в лесу ни с чем не спутаешь.

Саша загадает вам загадку про следующую птицу. Постарайтесь её отгадать.

«Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голосом речистым, чистым –

Клё! Клё! Клё – поёт со свистом» /клёст/

Но название своё птица получила не за «клё, клё», а за свой нос. Было такое старое русское слово «клестить» — то есть сжимать, стискивать. Обратите внимание, какой клюв у птицы. Он загнут крест — накрест. Очень ловко, как клещами птица вытаскивает своим клювом орешки из шишек.

  • За что клёст получил такое название?

2. ЗА ВНЕШНИЙ ВИД точнее за свой клюв, похожий на клещи.

Пользуясь кодом, который вы видите на доске, разгадайте название следующей птицы.

К Д Е В А Р О

/кедровка/

Послушайте рассказ Коли об этой птице.

«Посмотрите на кедровку. Как удобно она примостилась на кедровой ветке, а на ней столько много шишек, в которых есть вкусные питательные орешки. Эта птица запасливая. Как только поспевают орехи в тайге, кедровка с утра до вечера делает запасы, зарывая их в земле. Но очень часто забывает про свои запасы, а орешки, пролежав в земле некоторое время – прорастают и из них вырастают кедровые деревья. Так кедровка «сажает» кедровые деревья.»

  • Ребята, а за что птица получила своё название?

3. ЗА СПОСОБ ПИТАНИЯ. Иногда её ещё называют ореховка.

Игорь приготовил для вас отрывок из сказки Н. Сладкова «Упрямый зяблик». Почему «упрямый» и что послужило названием этой птицы?

«Распугал всех птиц Октябрь и за зяблика взялся. Раз зяблик, то должен холода бояться. А зяблик не боится.

«Зяблик ты, так зябни», — рассердился Октябрь и стряхнул ртуть в термометре сразу на 10 градусов ниже нуля.

А Зяблик не зябнет!

«Небось озябнешь!» — разбушевался Октябрь и давай Зяблику под перо дуть.

А Зяблик не зябнет. У него от озноба верное средство – тугой животик. Прыгает себе по веткам и склёвывает: то насекомое, то семечко»

  • Вот вам, ребята, и зяблик. Оказывается, он совсем холода не боится и прилетает ранней весной, когда в полях ещё снег лежит. Да и улетает поздней осенью в холодное «зябкое время», как в народе говорят. За то, что птица улетает и прилетает в самое холодное «зяблое время», его и назвали ….?

Правильно, зяблик. В выборе птичьего имени важную роль сыграло

4. ВРЕМЯ ГОДА.

  • Посмотрите внимательно на фотографии птиц и скажите, нет ли ещё среди наших птиц – гостей той, на название которой повлияло время?

Верно, это снегирь. Кто объяснит, почему его называют – снегирь.

Группа ребят приготовила для вас сценку. Запомните названия птиц, участвующих в разговоре.

— Глухарь, охотник идёт!

— Тэке, тэке, тэке.

— Глухарь, слышишь? Оглох что – ли ?

— Тэке, тэке, вжжиу… Ась? Кто? Чего? Я ведь, когда пою, ничего не слышу.

— Охотник, говорю, идёт!

— Ах ты, ёлки – сосенки, верно ведь! Спасибо, Сорока, выручила.

А то спета была бы моя песенка.

  • Какие птицы участвовали в разговоре?

  • Подойдёт ли птица с названием — глухарь, к какой – либо из групп птиц, о которых мы узнали?

  • За что его назвали глухарём?

  • Какой же признак повлиял на название?

5. ПОВЕДЕНИЕ.

Итак: мы узнали, что птицы получили своё название за:

  1. характерный крик зяблик

  2. внешний вид глухарь

  3. способ питания клёст

  4. время года кулик

  5. поведение кедровка

Прочитайте названия птиц во втором столбике. Соедините стрелочкой признак птицы из первого столбика с названием птицы из второго столбика.

  • Так с какими птицами мы познакомились? Назовите их .

  • Теперь вам предстоит разгадать ребус. Если вы правильно впишете названия птиц по горизонтали, то по вертикали прочитаете название ещё одной птицы. (контроль за знаниями)

  1. Птичка, которая «сажает» кедровые деревья

  2. В названии птицы спрятано ощущение в холодное время года

  3. Название птицы произошло от старого русского слова «клестить»

  4. Прилетает к нам с первым снегом

  5. Птица, к которой можно близко подойти, когда она поёт

  • Кто смог прочитать название птицы по вертикали?

Кто не смог, может проверить, где он допустил ошибку.

Вот интересно, почему его так назвали?

Посмотрите, какой нос у этой птицы. Мощный, крепкий, как долото. Долото – это инструмент, при помощи которого обрабатывают древесину с помощью долбления. А дятел тоже долбит своим крепким клювом дерево и добывает насекомых, спрятавшихся под корой дерева.

А может ли быть, что между ДОЛОТОМ и ДЯТЛОМ есть какая – то связь? Ведь долотом долбят дерево, и дятел тоже долбит дерево.

Это вам предстоит узнать самим. Поищите в книгах, Интернете информацию о том, за что дятел получил своё название? Вы можете воспользоваться книгами из библиотеки. Некоторые книги вы видите на нашей выставке.

Итак, подведём итог нашему занятию:

  • О каких птицах говорили на занятии?

  • Что нового узнали?

  • Кто даёт название птицам?

  • Какие характерные признаки для названия выделяет человек в птице?

  • О какой птице вам нужно поискать информацию самим?

  • Где будете искать?

Список литературы:

    1. Интернет – ресурсы

    2. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Автор Н. Н. Ушакова. «Просвещение» Москва 1971г.

    3. Стихи и рассказы о природе. Дидактические материалы. Автор Г. Н. Соломатина. Творческий центр «Сфера». Москва 2007г.

    4. Учебно – воспитательные занятия в группе продлённого дня. Автор Н. А. Касаткина. Издательство «Учитель», 2005г.

    5. «Лесная газета» Автор В. В. Бианки.

    6. Выставка книг о птицах, детская энциклопедия.

Анализ учебного занятия.

Почему предметы называются так, а не иначе? Подобные вопросы задают и дети и взрослые. Происхождением слов занимается наука э т и м о л о г и я. Она рассказывает о том, каким является то или иное слово, какой образ положен в основу слова. Занятие по этимологии носит практический характер и обусловлено конкретной задачей: повышение грамотности, языкового чутья и общей речевой культуры. Цель занятия: помочь детям самостоятельно выделить признак, который положен в основу названия, то есть самим ответить на вопрос, почему птицы получили такое название, а не другое.

Психическое и физическое развитие детей данного класса отстаёт от возрастной нормы. У ребят наблюдается недоразвитие как познавательной, так и учебной деятельности. Учащиеся не мотивированы на учёбу, поэтому ответственность за успех – отсутствует.

Занятие начинается с работы над плакатом и преследует две цели:

  1. заинтересовать ребят, настроить их на занятие

  2. скорректировать внимание

Этот вид работы имеет и коррекционную направленность, помогает ребятам осуществить последовательные умственные действия: повернуть, внимательно рассмотреть, сравнить, выделить главное.

Содержание и методы обучения в занятии «подстраиваются» под индивидуальные особенности детей. Цели занятия направлены на пробуждение познавательной активности и реализацию резервных возможностей ребят. Иллюстративный метод положен в основу всего занятия, но занятие не перегружено иллюстрациями и не утомляют ребят, но помогают запомнить образ птицы. Особая роль отводится обогащению словаря, развитию устной речи и обще познавательной деятельности: умениям наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать.

Практический опыт, полученный в ходе наблюдения за городскими птицами, помог приобрести необходимые знания для подготовки к главному базовому материалу: выделению существенных признаков птиц на основе опоры на жизненный опыт.

Содержание занятия насыщено новой информацией о птицах, которых дети не могут визуально наблюдать, и требует от школьников интеллектуального напряжения. Задания доступны каждому ученику, как по темпу выполнения, так и по характеру деятельности.

Занятие имеет чёткую направленность на успех, что становится основным мотивом, вызывающим желание выполнять задания.

Выбранные методы и приёмы в полной мере способствовали реализации целей занятия и плотной организации учебного процесса. В ходе занятия каждый ученик принимал самое активное участие, что значительно повышало уровень восприятия, развивало память детей и внимание.

Дети выполнили запланированный объём, усвоили информацию, узнали, что название птиц не может обойтись и без знания естественных наук, то есть связано с природой. Эта тема тесно связана с программным материалом по русскому языку «Словарные слова» и по природоведению «Разнообразие животных».

Для меня как учителя, в этом занятии, стоял актуальный вопрос о том, как дети восприняли информацию, как её осмыслили и дальнейшее использование её в своей деятельности. Поэтому было важно выявить умственные стратегии учеников и использовать их для улучшения процесса обучения.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *