Методическая разработка «Духовно-нравственное воспитание младших школьников»

Методическая разработка

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

Авторы: Максимова Г.С.

Лукинская Н.А.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее,

как бы ни было беспощадно настоящее.

И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые

 показали им путь, который определит им жизнь.

Введение

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно-нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни.

Этот вопрос является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни или  умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Именно поэтому возникла необходимость говорить как о проблемах духовно-нравственного воспитания, так и о колоссальной работе учителей начальных классов в данном направлении.

 

Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, которая найдёт своё воплощение в  таких задачах:

  1. содействие самореализации, саморазвитию и, в конечном счете, самоутверждению личности каждого ребенка;

  1. создание условий для развития у школьников ценностного отношения к духовным традициям русского народа, русским святыням, природе родного края;

  2. обеспечение развития художественного мышления и творческих способностей ребенка, умения ставить перед собой цель и планировать свою деятельность;

  3. формирование у ребенка сознания собственного «я»;

  4. повышение эффективности системы мер, направленных на предупреждение правонарушений среди подростков; широкое использование в воспитательном процессе в соответствии с программой развития учреждения информационно – коммуникационных технологий.

Более подробно рассмотрим реализацию данного вопроса на примере внеклассного мероприятия в 4»В» классе

Аннотация

Нами представлено мероприятие по теме «Род и семья – источник нравственных отношений». Главной целью данного мероприятия является укрепление семейных отношений, коллективных классных отношений среди детей и между родителями учащихся класса. Мы надеемся, что дети осознают ценность семьи и постараются украсить жизнь своих близких.

Встреча в семейной гостиной

Род и семья – источник нравственных отношений

Цель мероприятия:

укрепление семейных отношений, коллективных классных отношений среди детей и между родителями учащихся класса. Познакомить с понятием «семья», как частицей рода, в которой сливаются мысли, традиции и культура русского народа.

Задачи:

— воспитание интереса и любви к семейным традициям.

— развитие творческой активности, умение работать с пословицами, развитие речи.

— актуализировать знания детей о семье, роде, о ценности семейных отношений;

  • развивать внимание, речь, умение анализировать и делать выводы;

  • воспитывать уважение и любовь к родным людям.

  • — познакомить детей с терминами ближайшего родства; представить детям образ семьи в культурной традиции народов России и мира как великую духовную ценность;

Участники: учащиеся 4 «В» класса

Оборудование: компьютер, аудиозаписи: «Гимн семье» (группа «Инь-Ян»), детская песня «Про Мою Семью», Аубакиров И. — песня о семье, кирпичики, свечки, генеалогическое древо. 

Ход занятия

Звучит песня «Гимн семье» (группа «Инь-Ян») 

Как вы думаете, о чем сегодня мы будет говорить. Правильно о семье.

(слайд 1)

 Хорошая семья — это удивительный мир, где всё пополам, и горе, и радость, и соль, хлеб. И если говорить о семье, как начале начал, то естественно возникает вопрос:

Как же возникло слово семья?

Когда-то о нём не слыхала Земля,

Но Ева, сказал перед свадьбой Адам.

Сейчас я тебе семь вопросов задам

-Кто деток родит мне, подруга моя?

И Ева тихонько ответила: «Я»

— Кто пищу сготовит, о радость моя?

-И Ева всё так же ответила: «Я»

-Кто платье сошьёт, постирает бельё?

Меня приласкает, украсит жильё?

Ответь на вопросы, подруга моя.

«Я, Я»- тихо молвила Ева

«Я, Я» — сказала она знаменитых семь Я

Вот так на Земле появилась семья.

Зачем человеку нужна семья?

Семья — это счастье, любовь и удача,

Семья — это летом поездки на дачу

Семья — это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет

Семья — это труд, друг о друге забота,

Семья — это много домашней работы

Семья — это важно!

Семья — это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Так что же нужно для того, чтобы в нашей семье было хорошо.

(любовь, уважение, дружба и т.д.)   На доске выкладываются «кирпичики», на которых написаны слова. В результате выстроен «дом». На «крыше» написано слово тепло.

— Выделите, самые главные слова, на которых строится семья? (Слайд 2)

— Все ли семьи одинаковые? А чем они отличаются? (Дети отвечают)

— Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Замечательная русская пословица гласит:

«Ищи добра на стороне, а дом люби по старине».

— Как понимаете эту пословицу? (Слайд 3)

  • Посмотрите на слайд. Что видите? (Дерево)

  • В жизни каждого человека есть свое дерево.

  • Оно называется «родословным деревом» или, еще торжественнее, «древом».

Родословное древо — что это значит?

— Вдумаемся в это словосочетание: древо, несущее слово о роде, т. е. рассказывающее об истории рода, семьи.

— Как называются люди, объединенные одной семьей? (Родственники, родные.) Родственники бывают ближние и дальние.

— Давайте поговорим о ближних.

— Кого можно назвать самыми близкими вашими родными? (Родителей — маму, папу.)

А кем вы приходитесь своим родителям, как вас называют? (Дети, ребенок, сын, дочь.)

Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам близкими родными людьми.

Кем они приходятся вам? (Бабушками и дедушками.)

А если у ваших мам и пап есть братья или сестры, кем они приходятся вам?» (Дядями и тетями.)

Родословное дерево рассказывает историю семьи. Раз это история, то в ней должно быть настоящее (то, что происходит сейчас), прошлое и будущее. Как вы думаете, вы и ваши родители, и все ныне живущие родственники — это прошлое? будущее? настоящее? Конечно, настоящее. Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную. Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Эта традиция возвращается в современные семьи.

— А какие записи вносят в окошки древа? (Фамилии, имена, отчества, даты жизни, степень родства, кем были при жизни)

— Что вы знаете о происхождении вашего имени? Что оно означает?

(Учащиеся рассказывают о своих именах.)

— Еще одной из традиций в России является присвоение отчества ребенку. (Слайд 4) А вы, ребята, знаете, что такое отчество?

— Знает ли кто-нибудь из вас об истории образования вашей фамилии?

А сейчас давайте составим генеалогическое древо своей семьи (звучит детская песня «Про Мою Семью» ) слайд 5

-Послушайте притчу (слайд 6)

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село.

Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни больше упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И решил он проверить, правду ли молвят люди.

Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика, разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

СТО РАЗ ЛЮБОВЬ,

СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ,

СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ.

Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: «И все?»

— Да, — ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:

— И МИРА тоже.

— Как вы думаете, какие слова были написаны на листочке? (слайд 7)

— Ребята, мы поговорили с вами о семье, её традициях, родословной, но издревле каждая семья имела свой семейный герб. На нём  символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции  и  ценности.

Рассматривают гербы на слайде (слайд 8) и пытаются определить, чем отличалась тот или другой род.

Рефлексия. Игра «Свеча любви» (Аубакиров И. — песня о семье)(слайд 9)

Давайте поиграем в игру, которая называется «Свеча любви»

Конечно же, каждый из вас любит свою семью, какой бы она ни была — большой или маленькой, полной или не полной. Но наверняка вы редко задумываетесь о своих чувствах к членам семьи. Просто любите их — и все. Сейчас же я предлагаю вам задуматься именно об этом — о том, как дороги вам ваши близкие.

Описание игры.

Дети становятся в круг. Каждый получает маленькую сувенирную свечку. Учитель зажигает свечу одного из учащихся и просит всех подумать о своей семье, вспомнить какие-либо волнующие моменты из истории семьи, а затем предлагает ученику, чья свеча уже зажжена, сказать, глядя на пламя, слова благодарности конкретному лицу (маме, папе, бабушке, сестренке и т. д.) и пояснить, за что он его (их) благодарит. После этого ученик зажигает своей свечой свечу соседа. Игра продолжается, пока в кругу не зажгутся все свечи. Затем учитель предлагает детям повторить три раза слова «Мир дому моему», глядя на свечу любви, после чего свечи одновременно тушатся.

Заключение.

(слайд10)

Сегодня мы ещё раз убедились, что создать хорошую семью  нелегко, что крепкие семьи строятся на добрых отношениях. Не зря говорили в старину: там, где лад, там и клад.

Домашнее задание

1. Нарисовать герб своей семьи.

2. Подобрать пословицы о семье

Краткие выводы

Разработка такого мероприятия требует большой затраты сил, энергии и времени, но с лихвой окупается позитивной мотивацией и интересом учащихся к учебно-познавательной деятельности. Оболочка мероприятия проста и понятна и нам очень хочется надеяться, что разработанное нами мероприятие будет востребовано.

Библиография

Комплексный учебный курс

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Основы религиозных культур и светской этики 4-5кл. (учебник)

Издательство Просвещение, 2012 г.

Презентация к уроку Семья1.pptx

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *