Методическая разработка
Духовно-нравственное воспитание младших школьников
Авторы: Максимова Г.С.
Лукинская Н.А.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее,
как бы ни было беспощадно настоящее.
И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые
показали им путь, который определит им жизнь.
Введение
Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно-нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни.
Этот вопрос является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни или умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Именно поэтому возникла необходимость говорить как о проблемах духовно-нравственного воспитания, так и о колоссальной работе учителей начальных классов в данном направлении.
Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, которая найдёт своё воплощение в таких задачах:
-
содействие самореализации, саморазвитию и, в конечном счете, самоутверждению личности каждого ребенка;
-
создание условий для развития у школьников ценностного отношения к духовным традициям русского народа, русским святыням, природе родного края;
-
обеспечение развития художественного мышления и творческих способностей ребенка, умения ставить перед собой цель и планировать свою деятельность;
-
формирование у ребенка сознания собственного «я»;
-
повышение эффективности системы мер, направленных на предупреждение правонарушений среди подростков; широкое использование в воспитательном процессе в соответствии с программой развития учреждения информационно – коммуникационных технологий.
Более подробно рассмотрим реализацию данного вопроса на примере внеклассного мероприятия в 4»В» классе
Аннотация
Нами представлено мероприятие по теме «Род и семья – источник нравственных отношений». Главной целью данного мероприятия является укрепление семейных отношений, коллективных классных отношений среди детей и между родителями учащихся класса. Мы надеемся, что дети осознают ценность семьи и постараются украсить жизнь своих близких.
Встреча в семейной гостиной
Род и семья – источник нравственных отношений
Цель мероприятия:
укрепление семейных отношений, коллективных классных отношений среди детей и между родителями учащихся класса. Познакомить с понятием «семья», как частицей рода, в которой сливаются мысли, традиции и культура русского народа.
Задачи:
— воспитание интереса и любви к семейным традициям.
— развитие творческой активности, умение работать с пословицами, развитие речи.
— актуализировать знания детей о семье, роде, о ценности семейных отношений;
-
развивать внимание, речь, умение анализировать и делать выводы;
-
воспитывать уважение и любовь к родным людям.
-
— познакомить детей с терминами ближайшего родства; представить детям образ семьи в культурной традиции народов России и мира как великую духовную ценность;
Участники: учащиеся 4 «В» класса
Оборудование: компьютер, аудиозаписи: «Гимн семье» (группа «Инь-Ян»), детская песня «Про Мою Семью», Аубакиров И. — песня о семье, кирпичики, свечки, генеалогическое древо.
Ход занятия
Звучит песня «Гимн семье» (группа «Инь-Ян»)
Как вы думаете, о чем сегодня мы будет говорить. Правильно о семье.
(слайд 1)
Хорошая семья — это удивительный мир, где всё пополам, и горе, и радость, и соль, хлеб. И если говорить о семье, как начале начал, то естественно возникает вопрос:
Как же возникло слово семья?
Когда-то о нём не слыхала Земля,
Но Ева, сказал перед свадьбой Адам.
Сейчас я тебе семь вопросов задам
-Кто деток родит мне, подруга моя?
И Ева тихонько ответила: «Я»
— Кто пищу сготовит, о радость моя?
-И Ева всё так же ответила: «Я»
-Кто платье сошьёт, постирает бельё?
Меня приласкает, украсит жильё?
Ответь на вопросы, подруга моя.
«Я, Я»- тихо молвила Ева
«Я, Я» — сказала она знаменитых семь Я
Вот так на Земле появилась семья.
Зачем человеку нужна семья?
Семья — это счастье, любовь и удача,
Семья — это летом поездки на дачу
Семья — это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет
Семья — это труд, друг о друге забота,
Семья — это много домашней работы
Семья — это важно!
Семья — это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Так что же нужно для того, чтобы в нашей семье было хорошо.
(любовь, уважение, дружба и т.д.) На доске выкладываются «кирпичики», на которых написаны слова. В результате выстроен «дом». На «крыше» написано слово тепло.
— Выделите, самые главные слова, на которых строится семья? (Слайд 2)
— Все ли семьи одинаковые? А чем они отличаются? (Дети отвечают)
— Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Замечательная русская пословица гласит:
«Ищи добра на стороне, а дом люби по старине».
— Как понимаете эту пословицу? (Слайд 3)
-
Посмотрите на слайд. Что видите? (Дерево)
-
В жизни каждого человека есть свое дерево.
-
Оно называется «родословным деревом» или, еще торжественнее, «древом».
Родословное древо — что это значит?
— Вдумаемся в это словосочетание: древо, несущее слово о роде, т. е. рассказывающее об истории рода, семьи.
— Как называются люди, объединенные одной семьей? (Родственники, родные.) Родственники бывают ближние и дальние.
— Давайте поговорим о ближних.
— Кого можно назвать самыми близкими вашими родными? (Родителей — маму, папу.)
А кем вы приходитесь своим родителям, как вас называют? (Дети, ребенок, сын, дочь.)
Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам близкими родными людьми.
Кем они приходятся вам? (Бабушками и дедушками.)
А если у ваших мам и пап есть братья или сестры, кем они приходятся вам?» (Дядями и тетями.)
Родословное дерево рассказывает историю семьи. Раз это история, то в ней должно быть настоящее (то, что происходит сейчас), прошлое и будущее. Как вы думаете, вы и ваши родители, и все ныне живущие родственники — это прошлое? будущее? настоящее? Конечно, настоящее. Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную. Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Эта традиция возвращается в современные семьи.
— А какие записи вносят в окошки древа? (Фамилии, имена, отчества, даты жизни, степень родства, кем были при жизни)
— Что вы знаете о происхождении вашего имени? Что оно означает?
(Учащиеся рассказывают о своих именах.)
— Еще одной из традиций в России является присвоение отчества ребенку. (Слайд 4) А вы, ребята, знаете, что такое отчество?
— Знает ли кто-нибудь из вас об истории образования вашей фамилии?
А сейчас давайте составим генеалогическое древо своей семьи (звучит детская песня «Про Мою Семью» ) слайд 5
-Послушайте притчу (слайд 6)
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село.
Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни больше упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И решил он проверить, правду ли молвят люди.
Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика, разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
СТО РАЗ ЛЮБОВЬ,
СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ,
СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ.
Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: «И все?»
— Да, — ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:
— И МИРА тоже.
— Как вы думаете, какие слова были написаны на листочке? (слайд 7)
— Ребята, мы поговорили с вами о семье, её традициях, родословной, но издревле каждая семья имела свой семейный герб. На нём символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции и ценности.
Рассматривают гербы на слайде (слайд 8) и пытаются определить, чем отличалась тот или другой род.
Рефлексия. Игра «Свеча любви» (Аубакиров И. — песня о семье)(слайд 9)
Давайте поиграем в игру, которая называется «Свеча любви»
Конечно же, каждый из вас любит свою семью, какой бы она ни была — большой или маленькой, полной или не полной. Но наверняка вы редко задумываетесь о своих чувствах к членам семьи. Просто любите их — и все. Сейчас же я предлагаю вам задуматься именно об этом — о том, как дороги вам ваши близкие.
Описание игры.
Дети становятся в круг. Каждый получает маленькую сувенирную свечку. Учитель зажигает свечу одного из учащихся и просит всех подумать о своей семье, вспомнить какие-либо волнующие моменты из истории семьи, а затем предлагает ученику, чья свеча уже зажжена, сказать, глядя на пламя, слова благодарности конкретному лицу (маме, папе, бабушке, сестренке и т. д.) и пояснить, за что он его (их) благодарит. После этого ученик зажигает своей свечой свечу соседа. Игра продолжается, пока в кругу не зажгутся все свечи. Затем учитель предлагает детям повторить три раза слова «Мир дому моему», глядя на свечу любви, после чего свечи одновременно тушатся.
Заключение.
(слайд10)
— Сегодня мы ещё раз убедились, что создать хорошую семью нелегко, что крепкие семьи строятся на добрых отношениях. Не зря говорили в старину: там, где лад, там и клад.
Домашнее задание
1. Нарисовать герб своей семьи.
2. Подобрать пословицы о семье
Краткие выводы
Разработка такого мероприятия требует большой затраты сил, энергии и времени, но с лихвой окупается позитивной мотивацией и интересом учащихся к учебно-познавательной деятельности. Оболочка мероприятия проста и понятна и нам очень хочется надеяться, что разработанное нами мероприятие будет востребовано.
Библиография
Комплексный учебный курс
Основы духовно-нравственной культуры народов России
Основы религиозных культур и светской этики 4-5кл. (учебник)
Издательство Просвещение, 2012 г.