Методическая разработка библиотечного урока для 1-4 классов «Учебник твой друг и помощник»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя Общеобразовательная школа № 2053 г. Москвы

Методическая разработка библиотечного урока для 1-4 классов

«Учебник твой друг и помощник»

Правила пользования школьными учебниками

Подготовила педагог-библиотекарь

Вахлакова Татьяна Федоровна

Май, 2014

«Учебник твой друг и помощник»

Цель:

  • воспитание у учащихся школы бережного отношения к школьным учебникам;

  • учить культуре обращения с книгой;

  • создавать условия для воспитания уважительного отношения к книгам, желание беречь и заботиться о книгах.

  • формирование активной гражданской позиции.

Задачи:

  • провести анализ содержания проблемы;

  • содействовать сохранению и продлению срока службы школьных учебников;

  • способствовать реализации развития активной гражданской позиции.

Оборудование:

Иллюстрированный материал, раскрывающий данную тему.

Ход мероприятия:

Главный помощник в учебе — учебник.

Он молчаливый и добрый волшебник,

Знания мудрые вечно хранит.

Ты сбереги его праздничный вид!

Сразу в обложку его оберни,

Ручкой не пачкай, не рви и не мни.

Славный учебник научит всему-

Будь благодарен за это ему!

Каждый год первого сентября миллионы ребят садятся за школьные парты. И верными их друзьями и помощниками с первого класса и до последнего становятся учебники. Только в общеобразовательной школе насчитывается около ста наименований учебников и пособий. Работники издательств и полиграфических предприятий стремятся дать школьникам умные, добротные, красочные, долговечные книги, талантливо оформленные, изготовленные по самой передовой технологии, с использованием лучших сортов бумаги, современных переплетных материалов, синтетических пленок. То есть такие, которые должны жить долго и хорошо служить ученику. Библиотечные учебники – особо уязвимые существа: ведь ими пользуются намного чаще, чем домашними, несколько поколений учащихся. Поэтому главная задача учащихся – сохранить каждый учебник, тем самым обеспечить сохранность библиотечного фонда. А это значит, что каждый школьник должен не только бережно относиться к книге, но и вовремя отремонтировать, восстановить повреждённый или изношенный учебник, оставить его пригодным для использования в будущем учебном году.                                      

Дорогие ребята!

Каждый день вы берете в руки учебники, которые открывают вам путь к вершинам познания. Смело вступайте в увлекательный мир знаний. Образование, которое вы получите, станет вашим богатством, на всем этом пути рядом с вами будет ваш учебник. Учебник ваш друг и помощник. В его создание вложен труд многих людей. Помните, что после вас им будут пользоваться ваши младшие товарищи. Бережно и аккуратно сохраняйте его. Постарайтесь сохранить учебные книги как можно лучше, относитесь к ним аккуратно и бережно.

Вся история развития человеческого разума связана с книгами и библиотеками. За них сражались, их сжигали, теряли, находили, спасали от вражеского нашествия, как самое дорогое. Сегодняшняя библиотека кажется воплощением тишины, покоя и порядка. Но именно — кажется! В ней, а особенно в школьной библиотеке, собрана энергетика многих людей – от учёного до ученика. Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, как о замечательном сокровище, и бывает, что не всегда ценим и бережем её. Создание книги, требует труда многих людей: учёных, учителей, писателей, поэтов, художников, типографских рабочих и множества других. Как же сохранить результат их нелёгкого труда?

Главная книга в школьной библиотеке – «Учебник»! Учебник – это тоже книга, только книга учебная. Фонд учебной литературы в нашей школе составляет более 20000 экземпляров. Учебник рассчитан на пятилетний срок обучения. А как же живется учебнику? Книги библиотечные и учебники – особо уязвимые существа: ведь ими пользуются намного чаще, чем домашними. Когда вы берёте книгу, вы становитесь её полноправным хозяином, но только на определенное время, в соответствии с правилами библиотеки. Учебником же приходится пользоваться на протяжении всего учебного года. Главная задача, поставленная перед учащимися — сохранить их. Сохранность учебников — обязанность каждого ученика. Те учебники, в которых есть закладка, сохраняются намного лучше. Намного дольше этими учебниками будут пользоваться и другие учащиеся. Постарайтесь сохранить учебные книги как можно лучше, относитесь к ним аккуратно и бережно.

Дорогие ребята!

Дают вам учебники в школах бесплатно.

И это, конечно же, очень приятно.

Но в этой приятности что неприятно:

Весною учебник сдается обратно…

Памятка «Как обращаться с учебником»:

  • Оберни учебник бумагой или вложи его в специальную обложку.

  • Не загибай страницы учебника, пользуйся закладкой.

  • Не перегибай учебник: от этого вырываются страницы.

  • Не закладывай ручку в учебник или карандаш: от этого ломается переплет.

  • Не пиши и не рисуй в учебниках. Помни: учебник – это общественная собственность.

  • Не бери учебник грязными руками и не читай его во время еды.

  • Кладите учебник только на чистый стол или парту.

  • Не читайте учебник на солнце: солнечные лучи обесцвечивают обложку и страницы книги.

  • Перевертывая страницу, держите её за верхний угол.

Эти правила знают многие ученики, но не все и не всегда выполняют их. Ответьте на следующие вопросы:

1. Знаешь ли ты, сколько стоит новый учебник?

2. Огорчаешься ли, если получаешь учебники не в хорошем состоянии?

3. Стремишься ли ты сохранить учебники в хорошем состоянии?

4. Одинаково ли ты бережёшь собственные книги и выданные учебники?

5. Ремонтируешь ли ты учебники?

6. Делаешь ли ты к учебникам закладки?

Чтоб книжка обошлась

Без помощи лечебника,

Знайте, дети, хорошо

Просьбу всех учебников:

Береги меня везде.

Я – надежный твой помощник

И в учебе, и в труде.

Меня ты аккуратно оберни,

Листки загнулись – быстро разогни.

Пришей мне понаряднее закладку.

Чтоб не расклеился – не суй в меня тетрадку!

Читай меня ты аккуратно,

Ведь аккуратность мне приятна.

Быть книги чистыми должны,

Им руки чистые нужны.

Пусть я всегда опрятен,

Оберегай меня от пятен!

Привычку скверную оставь,

Читая, пальцы не слюнявь.

Мой переплет не выгибай,

Мне корешок не поломай!

Когда изорван корешок

И все страницы в пятнах разных,

То внешний вид мой безобразный

Других детишек отпугнет.

Твой учебник – не альбом!

Рисовать не надо в нем!

Бейся над любой задачкой,

Но учебник не испачкай!

С учебником мы ценим радость встреч,

Он нас уводит в мир открытий ярких,

Давайте ж будем так его беречь,

Чтоб был, как типографский, без помарки!

Нужен весь учебный год

За учебником уход,

Чтоб чистым, неизмятым

Он пришел к другим ребятам!

Постарайтесь сохранить учебные книги как можно лучше, относитесь к ним аккуратно и бережно.  

Желаю успехов в изучении школьных предметов!

Использованная литература:

  • Говоров, А.А., Куприянова, Т. Г. История книги. — М.: Светотон, 2001. — 400 с.

  • Егорова Т.С., Журнал «Начальная школа» №8 за 1992г. Утренник: «Береги книги».

  • Сидоров, А.А. Книга и культура. — М.: Наука, 1979. — 287 с.

  • Школьная библиотека и музей истории книги – образовательное пространство школы. : Библиотечное пространство новой современной школы.-М.: Школьная книга, 2010., с. 15-20.

  • http://miryarche.ru/podelki/krasivye-zakladki-dlya-knig-i-uchebnikov-svoimi-rukami-v-podarok-na-1-sentyabrya.html — Красивые закладки для книг и учебников своими руками в подарок, (октябрь-декабрь).

  • http://teamcreative.ru/blog/zakladki — Закладки для книг, (октябрь-декабрь).

  • http://zankovva.com/MHB/MHB.htm — Школьная библиотека, (декабрь).

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *