Материалы к КТП. Темы для углублённого изучения русского языка в 5-9 классе

Темы для углублённого изучения русского языка в 5 классе
Раздел Тема Что именно изучается более углублённо по сравнению со стандартом.
Части фонетики Помимо известных учащимся понятий «фонетика» и «орфоэпия», добавляются сведения о других относительно самостоятельных разделах фонетики: фонология (система фонем), акцентология (наука об ударении), интотология (наука об интонации).
Три аспекта звуков речи. Звуки рассматриваются с трёх точек зрения: как определённый элемент языковой системы (функциональный аспект), с точки зрения характерного звучания (акустический аспект) и с точки зрения их образования (артикуляционный аспект).
Фонетика Понятие о сильной и слабой
позиции фонемы. Вводятся понятия о сильной и слабой позиции звука, а также даётся перечень слабых позиций для гласного и согласного звука с целью с целью нахождения учащимися в словах «ошибкоопасных» мест и отработки навыка проверять слабую позицию звука при помощи сильной.
Характеристика отдельного звука в речевом потоке. Даётся перечень характеристик для гласных и согласных звуков, а также отрабатывается навык характеристики звука, который в дальнейшем будет использоваться при фонетическом разборе слова.
Долгие и двойные согласные. Даётся понятие о долготе звука, вводится специальный значок для обозначения данного звука в фонетической транскрипции. Кроме этого учащиеся отрабатывают умение различать понятия «удвоенный согласный» и «долгий звук», т.е. не смешивать понятия из фонетики и графики.
Типы переносного значения слов. Вводятся понятия «метафора», «метонимия» и «синекдоха», рассматриваются их отличительные признаки, способы образования и функционирование в речи.
Лексика Лексические кальки. Вводится понятие лексических калек — слов с идентичным значением (градусник-термометр, бегемот гиппопотам), рассматриваются способы их образования и функционирование в языке.
Стилистические и текстовые синонимы. Помимо лексических синонимов, широко представленных в школьном учебнике, в данной теме рассматриваются стилистические синонимы (различающиеся лишь сферой употребления) и текстовые (авторские) синонимы.
Морфемика Словообразующие и формообразующие суффиксы Вводится понятие формообразующих суффиксов, даётся перечень суффиксов, не включаемых в основу слова, и отрабатывается навык различения словообразующих (смысловых) и формообразующих (грамматических) суффиксов.
Понятие о йотированной основе. Различение окончаний и суффиксов. Вводится понятие о йотированной основе, отсутствующее в академических учебниках. Отрабатывается навык нахождения йотированной основы у существительных и прилагательных, различения окончания ИЙ и суффикса ИЙ у прилагательных (синий — заячий).
Беглые гласные. Из истории букв «ер» и «ерь». Учащиеся получают сведения о функциях букв «ер» и «ерь» (Ъ и Ь) в старославянском языке, обозначении этими буквами звуков «0» и «Э» и причинах возникновения явления беглой гласной на месте исторической позиции данных букв.
Унификсы. В данной теме вводится понятие унификса — уникального аффикса, встречающегося в 1-2 словах, рассматриваются редко встречающиеся в современном словообразовании(непродуктивные) морфемы, которые выделяются в некоторых словах: приставки пра-, су-, ра-, па- суффиксы — вор, -адь, -есс и др.
Морфология Система частей речи в современном русском языке Помимо устоявшейся в школьной грамматике системе из 10 частей речи, вводится понятие и о других системах классификации : разные языковые школы выделяют от четырёх (А.Пешковский) до 18 частей речи (Л.Щерба, А.Шахматов).понятие о «частицах речи» (В.Виноградов)
Общекатегориальное значение частей речи. Рассматриваются основания для классификации частей речи. Части речи характеризуются с точки зрения ряда признаков, присущих каждой из них в отдельности или группе в целом: специфика обобщённого лексического значения, характер словоизменения и образуемых форм, система грамматических категорий и грамматических значений, особенности синтаксических связей с другими словами, типичная синтаксическая функция в предложении, особенности словообразования.
Лексико-грамматические разряды имён существительных. Помимо известных детям существительных, обозначающих предмет, даётся понятие и о других группах: названия процессов (бег, прыжок, ходьба, полёт) признаков (красота^ белизна), отвлёчённых понятий (верность, любовь, дружба) и др. Вводятся новые для учащихся понятия: существительные конкретные, отвлечённые, абстрактные, собирательные и др.
Имя существительное Категория одушевлённости и её грамматическое значения. В школьном учебнике единственным способом отличия одушевлённых существительных от неодушевлённых является вопрос Кто? или Что? и разграничение живых и неживых объектов, т.е. семантический признак
В данной теме даётся понятие о грамматическом значении категории одушевлённости (по форме винительного падежа) и особенностях образования грамматических форм с учётом данной категории (поймал два карася или двух карасей? и др).
Переход имён собственных в нарицательные и нарицательных в собственные. Единичные существительные. На конкретных примерах показывается отсутствие строгой грани между собственными и нарицательными существительными. Помимо знакомого учащимся перехода нарицательных существительных в собственные (орёл — Орёл, шарик — Шарик, мать — «Мать») рассматривается и возможность обратного перехода (меценат, маузер, галифе, хулиган, геркулес и др). В данной теме рассматривается вопрос о числе имён собственных, таких как Москва, Париж, Мытищи, Химки, Глушанки и др.
Переход существительных в другие части речи Рассматриваются существительные, утратившие своё лексическое значение и переходящие в наречия (домой, утром, даром, кругом и др.), в производные предлоги (в целях, в течение, в продолжение) и междометия (Караул! Матушки! Марш!).
В данной же теме изучается и обратный процесс — субстантивация, т.е. переход разнообразных частей речи в существительные (столовая, больной, кондитерская)
Лексико-грамматические разряды глаголов. Глаголы речи. Лексико-грамматический разряд глаголов речи рассматривается как средство введения в прямую и косвенную речь. Помимо этого анализируются авторские тексты с точки зрения разнообразия данных глаголов и их соответствия характеру описываемой ситуации и характеру героев.
Образование видовых пар глаголов. Супплетивизм глагольных форм Продолжается изучение супплетивов словоизменительных форм слова, образованных от другого корня (говорить — сказать, взять- брать, класть-положить и т.д.)
Синтаксическая роль инфинитива. Поскольку данная форма глагола может выполнять любую синтаксическую роль в предложении, учащиеся получают первоначальные сведения о том, как отличить глагол в роли сказуемого от инфинитива- дополнения, о главных членах предложения, выраженных инфинитивом (поскольку тема «Тире между подлежащим и сказуемым» изучается в школьной грамматике уже в 5 классе).
Глаголы совершенного и несовершенного вида. Из истории вопроса о категории вида. Учащиеся знакомятся с точкой зрения различных отечественных лингвистов на категорию вида и способы различения видов глагола. Так как в академической грамматике основным критерием определения вида глагола является вопрос (что делать? или что сделать? т.е. грамматический способ), учащиеся впервые знакомятся с лексическим способом определения вида глагола по значению процесса и результата действия.
Одновидовые и двувидовые глаголы. Большинство глаголов русского языка образует соотносительные пары несовершенного и совершенного вида. В данной теме учащиеся знакомятся с глаголами, не образующими видовой пары (лежать, спать, очутиться), а также с двувидовыми глаголами, совмещающими в одной форме значения совершенного и несовершенного вида (жениться, казнить, ранить и др.).
Образование видовых пар. Средства видообразования. Вводятся новые понятия имперфективация (образование глаголов несовершенного вида от глаголов совершенного путем суффиксации: переписать — переписывать, одолеть — одолевать) и перфективация (образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного путем префиксации: писать — написать, дописать и т. д.. )
Особые случаи правописание не с глаголами. Различение ка письме частицы не и приставки недо-. Учащиеся получают сведения о значении приставки недо- (недостача, нехватка чего-либо) и учатся отличать данную приставку от сочетания частицы не и приставки до- в глаголах (не достаёт — недостаёт, не доедал — недоедал и др,)
Темы для углублённого изучения русского языка в 6 классе
Раздел Тема Что именно изучается более углублённо по сравнению со стандартом.
Типы неологизмов Даётся понятие о лексических (образованы по имеющимся в языке моделям: венероход, примарситься, полуторасменка), семантических (новые значения известных слов: зебра, продлёнка штрих) и авторских, индивидуально-стилистических неологизмах (создаются писателями, поэтами для придания образности художественному тексту, «прикреплены» к контексту, имеют автора). Исследуются пути появления неологизмов в русском языке.
Лексика Роль архаизмов и историзмов в
поэтическом тексте. Подробно исследуется роль архаизмов и историзмов в лирике поэтов 19-20 веков с целью создания колорита эпохи, выражения авторского отношения к изображаемому и придания поэтической речи высокого, торжественного стиля.
Типы фразеологизмов Даётся классификация фразеологизмов по степени спаянности компонентов, вводятся понятия «фразеологические сращения» (максимальная степень «спаянности»:попасть впросак, бить баклуши, ничтоже сумняшеся), «фразеологические единства» (тянуть лямку, намылить шею) и «фразеологические сочетания» (один член фразеологизма имеет так называемое ограниченное, связанное употребление, а второй — свободное: щекотливый вопрос, чревато последствиями, кромешная тьма).
Сложные слова. Интерфиксы в сложных словах. Вводится понятие «интерфикс» — соединительная словообразовательная морфема, которая выделяется составе сложных слов, где используются два и более корня. Наиболее употребительными являются интерфиксы -о- и -е-: паровоз, птиц-е-вод. Даются разнообразные точки зрения на вычленение данной морфемы, прежде всего на включение её в основу слова или место разрыва основы.
Морфемика Словообразовательная цепочка и правило её построения. Вводится понятие словообразовательной цепочки — ряда однокоренных слов, которые последовательно образуются друг от друга.
Отрабатывается составление цепочек с целью выяснения последовательности образования слова и правильности его морфемного состава (именно цепочка позволяет выявить значение каждой морфемы и её верные границы).
Морфологические способы словообразования. Аффиксация. Вводится единое понятие «аффикс» — любая словообразовательная морфема (приставка, суффикс, постфикс и т.д.) и «аффиксация» — наиболее продуктивный способ образования слов, при котором новое слово создается присоединением к основе того или иного словообразовательного элемента.
Безаффиксный способ словообразования существительных. Вводится понятие «безаффиксный способ словообразования», то есть лишённый словообразовательных элементов, который применяется только при образовании имён существительных от глаголов и имён прилагательных (глубокий — глубь, тихий — тишь, бегать — бег, заливать — залив и т.п.).
Неморфологические способы словообразования Вводятся новые понятия «лексико- семантический» (распад многозначного слова на омонимы), «морфолого- синтаксический» (слова образуются за счёт перехода слов из одной части речи в другую, приобретая новое значение и теряя ряд грамматических признаков) и «лексико-синтаксический способы словообразования» (производное слово получается в результате сращения (слияния) целого словосочетания в одно слово: вышеназванный, сумасшедший)
Продуктивные способы образования имён существительных. Рассматриваются самые частотные способы образования имён существительных -суффиксальный и бессуффиксный, а также значение и правописание наиболее часто употребляемых суффиксов (-ик; -щик; — тель; — ость; -ец и др.)
Роль прилагательного в художественном тексте. Эпитет. Выявляется роль прилагательных в различных стилях речи, исследуется частота их употребления в художественных текстах И.Тургенева, И.Бунина, К.Бальмонта, В.Маяковского, А.Белого.
Помимо этого отрабатывается навык создания собственных микротекстов с использованием прилагательных.
Способы образования форм сравнительной степени прилагательных. Вводятся понятия синтетического (при помощи формообразующих суффиксов) и аналитического (при помощи слов более и менее) способов образования. Анализируется употребление данных форм , рассматриваются формы сравнительной степени, осложнённые приставкой по- для смягчения степени преобладания (посильнее, постарше, повыше) и их принадлежность к разговорному стилю речи.
Переход прилагательных в другие части речи. Переход других частей речи в прилагательные. Закрепляется понятие субстантивированных прилагательных (перешедших в существительные (русский, военный, гостиная и др.)
Вводится термин «адъективация» — переход слов из какой-либо грамматической категории в категорию имен прилагательных. Даётся первоначальное понятие об отглагольных прилагательных.
Переход относительных
прилагательных в качественные. Переход притяжательных прилагательных в качественные. Рассматривается переход прилагательных из одного разряда в другой на базе метафоры и примеры функционирования их в художественном тексте в качестве эпитетов.
Образование степеней сравнения прилагательных. Супплетивизм форм. В данной теме впервые вводится термин «супплетивизм» -образование словоизменительной формы слова от другого корня и/или при помощи уникального чередования (хорошо-лучше, плохо- хуже и др.). В дальнейшем данный термин будет использоваться во многих темах.
Неопределённо- количественные числительные Рассматривается вопрос о включении некоторыми лингвистами в состав числительных таких слов, как много, мало, несколько, столько и др., которые в академической грамматике относятся к наречиям или местоимениям.
Сближение порядковых числительных с прилагательными. Подробно рассматриваются грамматические особенности порядковых числительных, которые по одним признакам (связь со счётом, словообразовательная связь с количественными числительными) относятся к числительным, а по другим (структура, морфология и синтаксис) близки прилагательным.
Семантическая и морфологическая классификация местоимений. В академической грамматике разряды местоимений вычленяются по семантическому (смысловому) принципу. В данной теме даётся понятие о другой классификации местоимений: по соотношению с другими частями речи (местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения- числительные). Особое внимание уделяется местоименным наречиям (где, куда, нигде, там, всюду и др.), которые в школе изучаются среди наречий, а не среди местоимений.
Склонение личных местоимений. Супплетивизмформ. Продолжается изучение супплетивов словоизменительных форм слова, образованных от другого корня (я-мне, мы-нам, они — их и т.д.)
Из истории языка. Старославянские предлоги и их влияние на образование местоименных форм. Рассматривается история старославянскихпредлогов «сън», «кън» и др, отразившихся всовременном правописании местоимений в косвенныхпадежах: с ним, к нему и др.
Относительные местоимения, их роль в сложном предложении Подробно рассматривается роль относительныхместоимений, выступающих в качестве средства связичастей сложноподчинённого предложения, а такжеотрабатывается навык различения относительныхместоимений (союзных слов) и союзов.
Смысловая и формальная возвратность глаголов В школьном учебнике возвратными считаются всеглаголы с постфиксом -ся.
В данной теме даётся понятие о смысловой иформальной возвратности глаголов. Учащиесяотрабатывают кавык различать слова сформообразующим постфиксом -ся, не включающимся воснову (бреется, спускается и др), от слов, когдапостфикс -ся не может быть заменён местоимением«себя» (кусается, строится, обнимается, не спится и др).В данных глаголах постфикс является не формо-, асловообразующим и должен быть включён в основуслова.
Употребление форм одного наклонения и инфинитива в
значении другого Подробно рассматриваются случаи несовпаделияформ наклонения глагола и выражаемых ими значений.Употребление форм сослагательного наклонения взначении других (значение повелительного наклонения,например: Рассказал бы ты о своей поездке! ).
Употребление форм повелительного наклонения взначении сослагательного при выражении условия: Умейя писать картины, как много я мог бы рассказать!
Употребление инфинитива в значениисослагательного (Ехать бы нам) и повелительногонаклонения (Стоять! Молчать! )
Темы для углублённого изучения русского языка в 7 классе
Раздел Тема Что именно изучается более углублённо по сравнению со стандартом.
Причастие как глагольно- адъективное образование. Место причастия в системе частей речи Рассматривается вопрос о многосторонних связях причастий одновременно с двумя частями речи: глаголами и прилагательными.
Подробно рассматриваются точки зрения о грамматическом статусе причастий в трудах А.Х. Востокова (включает причастия в состав имен прилагательных), Н.М. Шанского (считает причастия отдельной частью речи) и В.В. Бабайцевой («гибридный» класс слов, совмещающий свойства двух частей речи, который следует вывести за пределы частей речи и рассматривать их в новом ряду).
Причастие Влияние вида и переходности
глаголов на образование причастных форм. Рассматриваются случаи «ущербных» глаголов, т.е. таких, от которых невозможно образовать все четыре причастные формы: страдательные причастия настоящего времени не образуются от глаголов брить, жать, печь; страдательные могут быть образованы только от переходных глаголов; причастия настоящего времени не образуются от глаголов совершенного вида; причастия страдательные прошедшего времени, как правило, образуются от глаголов только совершенного вида) и т.д
Адъективация причастий Подробно рассматриваются случаи перехода причастий в имена прилагательные и способы различения причастий (значение непостоянного признака, глагольности) и прилагательных (постоянный признак)6 преданный друзьями — преданный друзьям и др. Материал ориентирован на задания ЕГЭ
Различение на письме причастий и отглагольных прилагательных Отрабатывается навык различения отглагольных прилагательных без приставок и зависимых слов и причастий. Подробно рассматриваются признаки, влияющие на правописание Н и НН в данных словах.
Деепричастие как вербально- адвербиальный класс. Место деепричастия в системе частей речи. Деепричастие рассматривается как гибридный класс слов, совмещающих признаки глагола (выражение предикативности, но отсутствие категории лица, числа, времени) и наречия (неизменяемость, близость синтаксической роли).
Особенности образования деепричастий. С целью предупреждения речевых ошибок подробно рассматриваются группы глаголов, от которых не образуются деепричастия: односложные основы, в которых происходит потеря гласных (бить, пить, лить, лгать), основы, имеющих в инфинитиве конечные з, с, х (лизать, мазать, писать), основы, оканчивающиеся в инфинитиве на чь (беречь, лечь, печь), основы, оканчивающиеся в инфинитиве на — ну (блекнуть, вянуть) и др.
Лексико-грамматические разряды наречий. Помимо традиционной классификации наречий (места, времени, образа действия и т.д.) в данной теме рассматривается классификация, предложенная В.В.Бабайцевой, согласно которой среди наречий различаются следующие разряды: качественные (хорошо, быстро, весело); обстоятельственные (вчера, слева, сгоряча) и наречия степени (очень, весьма, чрезвычайно).
Качественные наречия Рассматриваются морфологические особенности данной лексико-грамматической группы наречий, которые, в отличие от традиционного взгляда на наречие как на неизменяемую часть речи, имеют формы степеней сравнения.
Способы образования наречий.
Редупликация. Помимо широко представленных в школьном учебнике приставочного, суффиксального и приставочно-суффиксального способа словообразования, вводится понятие о новом продуктивном способе образования наречий редупликации (полном или частичном повторении корня, основы или целого слова без изменения звукового состава или с частичным изменением его): еле-еле, чуть-чуть, перво-наперво и др.
Образование наречий. Адвербиализация. Переход существительных в наречия Вводится понятие адвербиализации — перехода в класс наречий словоформ, принадлежащих другим частям речи.
Подробно рассматривается основа процесса адвербиализации — изоляция той или иной формы от системы словоизменения своей части речи и приобретение ею нового грамматического значения. Особое внимание уделяется переходу в наречия беспредложных падежных форм существительных (пешком, даром, вечером) и сочетаний существительных с предлогом (вдалеке, вдали, вверху, внизу, наверху, на ходу, на лету, на днях и т. п.)
Переход деепричастий в наречия. Отрабатывается навык нахождения в тексте деепричастий, которые утратили вид, залог, переходность/непереходность, глагольное управление и начали обозначать признак действия как типичное наречие (стоя, сидя, лёжа, молча, шутя, зря, нехотя, не спеша, не глядя) и устойчивых сочетаний наречного характера (сломя голову, спустя рукава).
На конкретных примерах анализируется наличие или отсутствие знаков препинания в предложениях с деепричастиями и наречиями. Материал ориентирован на задания ЕГЭ
Различение на письме наречий, кратких прилагательных и кратких страдательных причастий. Отрабатывается орфографический навык правописания Ии НН в данных частях речи.
Отличие слов состояния от наречий и кратких прилагательных Исследуются причины вычленения слов состояния в отдельную часть речи. Отрабатывается навык различения слов состояния, наречий и кратких прилагательных по грамматическим (вопрос) и синтаксическим признакам.
Модальные слова. Данная группа слов категории состояния рассматривается с точки зрения её морфолого- синтаксических особенностей, прежде всего, употребление данных слов в роли глагола-связки в составном глагольном сказуемом (надо дорожить, можно подумать, нельзя забывать и др.)
Вопрос о модальных (вводных) словах Рассматриваются модальные слова, которые однимиисследователями причисляются к наречиям, другими — кчастицам, третьими рассматриваются как особаякатегория, произошедшая из вводных предложений, и ихнезависимое положение среди других членовпредложения (не вступают в связь с другими словами, неявляются членами предложения, выделяютсяинтонационно, определяют точку зрения говорящегосубъекта на отношение к действительности: словом,одним словом, конечно, по-видимому)
Семантические, морфологические и синтаксические признаки безлично-предикативных слов Изучение признаков безлично-предикативных слов.Более глубокое наблюдение за синтаксической ролью впредложении безлично-предикативных слов
Структура и лексико- грамматические разряды междометий. Рассматриваются группы междометий по значению(эмоциональные: ох, ай; побудительные: прочь, стоп;звукоподражательные: бух, бац).Отдельнорассматриваются междометные фразеологизмы (вот тена, боже мой) и их синтаксическая роль.
Группы междометий по способу образования и происхождению. Глагольные междометия. Более глубоко исследуются типы фразеологизмов:производные и непроизводные, синтаксическая рольмеждометий, их правописание.
Звукоподражательные слова. Рассматривается лексико-семантическая группа слов,вычленяемая некоторыми исследователями из составамеждометий. Подробно анализируется различие междумеждометиями, выражающими разнообразные чувства иэмоции, и звукоподражательными словами, невыражающими никаких значений.
Место слов ДА и НЕТ в системе частей речи Рассматриваются разнообразные точки зрения наопределение морфологической принадлежности слов ДАи НЕТ, которые одни лингвисты относят к междометиям,другие — к частицам, третьи — к безлично-предикативным словам Подробно анализируетсясинтаксическая роль данных слов.
Служебные части речи Морфологический состав предлогов. Роль предлогов в выражении значения падежей. Более глубокое изучение производных предлогов, ихморфологического состава. Выполнение заданий ЕГЭ
Синтаксические функции
союзов. Союз как морфологическое средство связи частей и предложений в тексте. Роль союза в тексте. Задания В7 ЕГЭ. Союз каксредство связи частей предложений в тексте
Темы для углублённого изучения русского языка в 8 классе
Раздел Тема Что именно изучается более углублённо по сравнению со стандартом.
Система синтаксиса Место синтаксических единиц в системе единиц языка Уровневая иерархия единиц и подсистем языка: от фонологии к синтаксису.
Коммуникативные и некоммуникативные единицы синтаксиса. Иерархическая система синтаксиса: от словоформы до текста.
Сфуктурная схема как типичный образец построения синтаксических единиц. Модели (стереотипы) построения словосочетаний и предложений. Набор строевых элементов, составляющих структурные схемы.
Словосочетание Из истории вопроса о словосочетании в русском синтаксисе. Вопрос о словосочетании как основной единице синтаксиса в трудах М.В.Ломоносова, А.Х.Востокова, А.А.Шахматова, В.В.Виноградова.
Отличие словосочетаний от сочетаний слов. Предикативные, полупредикативные и непредикативные сочетания слов. Разграничение словосочетаний и грамматических основ, аналитических форм слов, существительных с производными предлогами.
Словосочетания и сочинительные сочетания слов Вопрос о классификации словосочетаний: считать ли сочинительные сочетания словосочетаниями или нет,
Номинативная функция слов и словосочетаний. Субстантивные словосочетания (составные наименования) и их фразеологизация.
Морфолого-синтаксические свойства словосочетаний. Типы словосочетаний по главному слову. Законы сочетаемости (валентности) частей речи.
Языковая и речевая семантика словосочетаний. Разновидности языковой (грамматической) и речевой (лексической) семантики словосочетаний. Различное смысловое значение при одинаковом строении (занимаюсь с братом — занимаюсь с удовольствием ; идти в пальто — идти в кино и др.)
Синтаксически свободные и синтаксически несвободные словосочетания. Более подробно изучается природа и грамматические признаки цельных словосочетаний, разграничение цельных и свободных словосочетаний. Вводится понятие семантической спаянности и семантической полноты компонентов словосочетания.
Грамматическая синонимия словосочетаний.
Вводится понятие грамматических синонимов — структурных единиц, разных по строению, но идентичных по лексико-семантическому наполнению.
Подробно рассматриваются в качестве грамматических синонимов разные типы словосочетаний: согласование и управление (футбольный мяч — мяч для футбола, загородный дом — дом за городом), примыкание и управление (ступала грациозно — ступала с грациозностью).
Выполняются задания на замену одного способа связи другим (подготовка к ГИА).
Фразеологические сочетания. Отличие цельных словосочетаний отфразеологизмов, которые не являютсясловосочетаниями в строго терминологическом смысле,так как по значению соответствуют одному слову.Вводится понятие степени спаянности частейнесвободных сочетаний. Предложение и его признаки Структурные и семантические признаки предложения Что создаёт предложение? Чем оно отличается отдругих единиц языка? Вводятся понятия структурнойсхемы, способа выражения строевых элементов схемы,предикативности (модально-временного плана),логико-структурных элементов, модальности(отношения говорящего к сообщаемому) Интонация как свойство предложения. Особое место интонации среди свойствпредложения (план выражения вне плана содержания)и её коммуникативная функция. Интонация какуниверсальное средство выражения разнообразныхзначений модальности (уверенности илинеуверенности, экспрессивной оценки) идифференциации смысловых связей и отношений. Классификация предложений по эмоциональной окраске. Типология восклицательный предложений(повествовательно-восклицательные, вопросительно-восклицательные и побудительно — восклицательные).Восклицательная интонация как средство выраженияиронии (нр: «Вы подумайте! Я ему нравлюсь!» и др.).Структурно — семантические признакивосклицательных предложений: интонация, наличиемеждометий, наречий и эмоционально-усилительныхчастиц. Члены предложения Отличие составного глагольного сказуемого от дополнения и определения, выраженного инфинитивом. Данная тема не рассматривается в школьномучебнике, однако на ГИА и ЕГЭ от учащихся требуетсяумение правильно выделять грамматическую основу.
В данной теме подробно рассматриваются способыразграничения составного глагольного сказуемого ивторостепенных членов (определения и дополнения),выраженных инфинитивом: просил рассказать, пойдупройтись, сбежались поглазеть и др.
Генитивные предложения как один из видов безличного. Основа генитивного предложения Вводится понятие генитивного предложения — одногоиз типов безличного, в котором отсутствуют оба главныхчлена предложения, а есть только существительное вродительном падеже (генитив): Ни души. На небе ниоблачка.
Подобные предложения рассматриваются какнеполные односоставные безличные с пропущеннымсказуемым НЕТ.
Осложнённое предложение Стилистические особенности места обращения в предложении Выясняется влияние порядка слов в предложении собращением на стилистическую окраску синтаксическойконструкции и выражаемое значение (Валя, сходи вмагазин. — внимание привлечено к деятелю. Сходи, Валя,в магазин. — в действию, процессу. Сходи в магазин,Валя. — деятель практически не важен, он«пробалтывается») и т.д.
Риторические обращения и их оформление на письме.
Анафора и эпифора риторических вопросов. Вводится понятие риторического обращения какфигуры речи, особого поэтического приема, одного изспособов олицетворения (Фонтан любви, фонтан живой!Принес я в дар тебе две розы). Анализируются знакипрепинания при риторических обращениях, являющихсячастью предложения и отдельной вокативной(называющее- восклицательной) единицей.
Междометные предложения. Подробно изучается постановка знаком препинания при междометиях и междометных предложениях (Ах, как медлительны они. — Ай-ай/ — отец покачал головой.Слава бог/, хоть с этой стороны меня поняли).Помимо этого учащиеся практикуются в различении междометий и частиц (А, вот оно что! А дьявол их знает! Ну, расскажи. — Ну в кино-то видели же? О любимые сердцу обманы — О, концерт большой будет, — обронил кто-то из мужиков )
Неоправданное употребление вводных слов. Слова- « сорняки». Работа по исправлению и предупреждению речевых ошибок, связанных с неоправданным употреблением вводных слов в устной и письменной речи учащихся. Параллельно ведётся работа по классификации вводных слов с целью подбора более подходящего слова или замен синонимом.
s X
V * Инверсия согласованных определений. Анализируются случаи препозиции и постпозиции прилагательных по отношению к определяемому слову и влияние порядка слов на разграничение словосочетаний и грамматических основ. Учащиеся учатся отличать согласованные определения от части составного именного сказуемого:
Деревянный стол — стол деревянный, преданный и верный друг — он преданный и верный (и т.д.).
о s


a с
о
XX
X
£
О ц Понятие о грамматической синонимии. Синонимия причастных оборотов и сложных предложений с придаточным определительным. Продолжается изучение грамматических синонимов. В данной теме учащиеся анализируют лексическое наполнение причастных оборотов и придаточных определительных в СПП, практикуются в замене одной грамматической конструкции на другую при помощи разнообразных союзных слов: летящий по воздуху — тот, кто летит по воздуху; написанный в тетради — тот, что написан в тетради и др.
Выполняются задания на сжатие текста путём подобной замены (подготовка к ГИА).
У
О Синтаксические средства сравнения. Сказуемое с оттенком сравнения.
Приложение со значением сравнения. Учащиеся получают сведения о том, что значение сравнения может выражаться не только сравнительными оборотами и обстоятельствами сравнения, но и другими способами: при помощи особого строения сказуемого (Лёд словно зеркало), приложения со сравнительным значением (.„Ленский везде был принят как жених), фразеологического оборота (все будут сидеть как пришитые) и др.
Попутно решается вопрос о постановке знаков препинания перед союзом как в подобных конструкциях.
Грамматическая синонимия деепричастных оборотов. Инверсия дополнений и обстоятельств. Продолжается изучение грамматических синонимов. В данной теме учащиеся анализируют лексическое наполнение деепричастных оборотов и придаточных обстоятельственных в СПП, практикуются в замене одной грамматической конструкции на другую: идя через поле — когда шёл через поле, закончив плясать — едва закончил плясать и др.
Выполняются задания на сжатие текста путём подобной замены (подготовка к ГИА).
Темы для углублённого изучения русского языка в 9 классе
Раздел Тема Что именно изучается более углублённо по сравнению со стандартом.
Многоаспектность сложного предложения Сложное предложение рассматривается с точки зрения логического, структурного (строение), коммуникативного (порядок частей, интонация, функциональные типы) и семантического аспектов в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Подробно рассматривается содержательная (план содержания и выражения) и структурная (план построения) сторона предложения.
Функциональная классификация сложных предложений. Сложное предложение рассматривается с точки зрения целевой установки высказывания (повествовательное, побудительное,вопросительное) Подробно рассматриваются случаи, когда однозначно нельзя охарактеризовать предложение по цели высказывания, поскольку части сложного предложения совершенно разные по коммуникативной цели (повествование и вопрос: Я еду к отцу, а вы куда? Или повествование и побуждение: Я посижу немножко, а вы отдохните).
Средства связи частей сложного предложения.
Семантические и асемантические союзы. Вводится понятие семантических (с узким значением, способных выражать только один тип отношений между частями) и асемантических союзов (с широким значением, способных выражать разнообразные отношения между частями).
Отрабатывается навык нахождения и различения семантических союзов (потому что, так как, хотя, то есть), являющихся яркими сигнализаторами смысловых отношений между частями, и асемантических, при которых значение имеет конкретное наполнение частей предложений и вопрос.
Сложносочинённое предложение Причинно-следственные отношения между частями сложносочинённого предложения. Академическая грамматика рассматривает причинно-следственные отношения только между частями сложноподчинённого и бессоюзного предложения.
В данной теме рассматриваются случаи причинно- следственных отношений между частями сложносочинённого предложения с союзом Ии наречиями ПОТОМУ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, СТАЛО БЫТЬ, ЗНАЧИТ: Красавицы умывались снегом, и потому никогда их красота не увядала.
Особое внимание уделяется фиксированному порядку частей в подобных предложениях, а также их добавочному значению последовательности событий: Лёгкий ветерок пробежал по степи, и пшеница мягко зашелестела.
Сложносочиненные предложения, выражающие присоединительные
отношения* Более глубокое изучение отношений придаточной части относительно главной (субъектные, объектные, уступительные, причинно- следственные).
Сложноподчинённое предложение
Роль указательных слов в подчинении предложений. Понятие о контактных словах. Указательные слова (местоимения и местоименные наречия тот, такой, все, там, тогда и др.) рассматриваются не только как средство связи частей СПП, но и как предвестники и посредники придаточного предложения, помогающие определить семантическую функцию придаточного.
Помимо указательных слов, вводится понятие о контактных словах — опорных словах в главном предложении, которые распространяются придаточным. В отличие от указательных слов (местоимений), контактные слова являются существительными, глаголами и предикативными наречиями (Помните, что… Желательно, чтобы…Девушка, которая…)
Сложноподчиненное
предложение с сопоставительными отношениями между частями. Придаточные сопоставительные с союзами «в, то время как», «между тем как», «если … то», «тогда как» и др
Придаточные подлежащные и сказуемные В академическом школьном учебнике даётся классификация придаточных по соотношению их только с второстепенными членами предложения.
В данной теме изучаются два типа придаточных, выделенных В.В.Бабайцевой — придаточные подлежащные и сказуемные, особенности их семантики и грамматики
Синкретизм придаточных Продолжается изучение синкретичных (совмещённых) значений. В данной теме подробно рассматриваются предложения, в которых совмещается несколько разнообразных значений придаточного: следствия и сравнения, условия и времени, образа действия и цели, степени и следствия и др. : К вечеру все так устали, что с трудом добрались до дома. Вы мне так близки, словно я знаю вас уже давно и т.д.
Сложные предложения, переходные между сочинением и подчинением. В школьной грамматике такие предложения либо вообще не рассматриваются и не классифицируются, либо получают разноречивые оценки.
В данной теме подробно исследуются значения и опознавательные знаки подобных предложений (части соединены союзами хотя…, но; пускай…, но: Хоть ложь ещё живёт, но побеждает правда
фразеологизированная первая часть и сочинительный союз между частями: Стоит выйти на опушку — и в лицо ударит резкий свет и др.)
Сложноподчиненное предложение с разными видами связи Анализ СПП с несколькими придаточными при реализации параллельной, последовательной, однородной видов связи одновременно.
БСП с комбинированием различных видов отношений БСП усложненной структуры, (анализ БСП с комбинированием различных видов отношений, например, причинных и сопоставительных)
Многочленное сложное предложение Анализ предложение с комбинированием различных видов связи.
Период. Данная синтаксическая единица полностью отсутствует и не упоминается в академических учебниках.
Вводится понятие периода — многокомпонентного сложного или очень сильно распростанённого простого предложения, характеризующегося полнотой и завершённость содержания (одно предложение равно по содержанию целому тексту). Анализируется использование данной синтаксической единицы в художественном тексте (например, стихотворение М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»)
Фразеологические единицы языка. Фразеологические обороты, единства, сращения, сочетания и выражения. Многозначность, синонимия и омонимия в кругу фразеологических оборотов. Фразеологические обороты, заимствованные из других языков. Фразеология разговорной и книжной речи.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *