Материал к уроку литературного чтения 3 класс

№ п/пНазвания заданий (упражнений) Примечание
Упражнения для быстроты чтения.
1 Чтение вслух. 2 Чтение про себя. 3 Чтение жужжащее. 4 Чтение хором. +
5 Чтение в темпе скороговорки. +
6 Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу). +
7 Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах. 8 Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно. 9 «Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст. 10 «Буксир»:
а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем; +
11 «Буксир»
б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают  слово, где остановился учитель. 12 «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену. 13 «Прыжки». Чтение через слово. +
14 «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе. 15 «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова в предложении. 16 «Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву а; состоит из двух слогов; с ударением в конце слова и др.). 17 Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз 18 «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение. 19 «Фотоглаз»:
а) на доске столбик слов, которые ученики читают определенное время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова; 20 «Фотоглаз»:
б) учитель показывает кадр диафильма, ученики должны воспроизвести подпись к кадру. 21 «Угадай»:
а) антиципация слов, предложений, пословиц. +
22 «Угадай»:
б) чтение текста через решетку. 23 «Найди меня». На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова. Их нужно найти. 24 «Счет слов». На максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задается вопрос, на который они должны ответить после окончания работы. 25 «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации. Упражнение для формирования навыков выразительного чтения.
1 Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов 2 Чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор). 3 Чтение скороговорок. +
4 «Окончания». Повышенное требование к четкости окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд. 5 Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении. 6 «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца. +
7 Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений. 8 Чтение одного предложения с разной интонацией 9 «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией. +
10 Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление и ослабление голоса. 11 Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропевается текст стихотворения или небольшого рассказа. 12 Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение. +
13 «Голоса». Чтение текста, подражая чьему- либо голосу (старушки, ребенка, слона и др.).
+
14 «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса. +
15 «Замена». Чтение с изменением голоса героя (например, слова кошки голосом мышки). 16 Чтение по ролям 17 .Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель занимается с каждым «диктором». 18 Чтение по ролям без слов автора. 19 Инсценирование. 20 Конкурс чтецов. Ученики готовятся самостоятельно. Упражнения для осознанного чтения.
1 Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения +
2 Озаглавливание текста. 3 Деление текста на части, составление плана +
4 Распространение предложений. В 1-2 классах по вопросам учителя, в 3-4 –самостоятельно. 5 Работа по вопросам учителя. Учебника или ученика +
6 Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте 7 «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу. +
8 Чтение для подготовки к пересказу 9 Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей 10 Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:
а) придумать продолжение рассказа; 11 Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:
б) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание; 12 Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:
в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются и определяются лучшие. 13 Составление кроссвордов по тексту. 14 Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким. +
15 Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя. +
16 Подбор загадок к словам из текста. 17 Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста. 18 Составление ребусов к словам из текста. 18 Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы  и др. 20 Определение темы текста, главной мысли. 21 Определение типа текста. 22 Подбор иллюстрации к тексту. 23 По иллюстрации определить содержание текста. 24 Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *