Литературно-исторический праздник «Сыны Отечества»

«Сыны Отечества»

МУК ЦБ «Белгородский район»

Филиал №33

Майская поселенческая библиотека

МОУ «майская гимназия

Литературно-исторический праздник

ВЕДУЩИЙ (1): С 4 ноября 2005 года в России стали отмечать новый государственный праздник — День народного единства. История на­шей страны богата примерами, ког­да именно единение всего многона­ционального народа во имя блага и процветания России открывало путь к укреплению независимости государства, способствовало развитию общества и сохранению куль­турно-исторического наследия. День народного единства — празд­ник, который может сплотить рос­сиян. Ведь именно 4 ноября 1612 года два русских героя — зем­ский староста из Нижнего Новго­рода Кузьма Минин и князь Дмит­рий Пожарский выгнали польских захватчиков из Московского Крем­ля, тем самым положив конец трид­цатилетнему периоду, который ис­торики называют Смутным време­нем. А начиналось всё так…

ВЕДУЩИЙ (2): В 1598 году в Москве умирает царь Фёдор — сын Ивана Грозного. С его смер­тью прекратилась династия Рюри­ковичей, наступило Смутное вре­мя. Царь Фёдор мало внимания уделял государственным делам, управление страной в это время находилось в руках боярина Бори­са Годунова, родного брата жены царя. После смерти Фёдора Годунов становится первым претен­дентом на царский трон. Ещё в 1591 году в Угличе при невыяс­ненных обстоятельствах погиб другой сын Ивана Грозного — ца­ревич Дмитрий. В народе ходили слухи, что к этому приложил руку всесильный боярин.

ЧТЕЦ:

Недавно в Угличе Димитрий

Средь бела дня зарезан был,

Но от народа Шуйский хитрый

Об этом деле правду скрыл,

Сказав: «Зело прискорбный случай!

На все господня воля.

Что ж Поделаешь, когда в падучей

Наткнулось дитятко на нож?»

Но всё же очевидцы были,

И на базарах, с ихних слов,

Сидельцы бабам говорили,

Что промахнулся Годунов.

ВЕДУЩИЙ (1): Так в 1598 году в Московском государстве по­явился новый царь — Борис Году­нов. Первые два года его царство­вания были спокойными. Но за­тем в России случился неурожай, повторился он и в последующие два года, отчего повсюду начались голод и мор. В столицу хлынул людской поток за царской милос­тью, и хотя Годунов приказал раз­давать бесплатный хлеб из госу­дарственной казны, накормить всех желающих не было никакой возможности. Бедняки бежали от своих хозяев и, сбиваясь в разбой­ничьи шайки, добывали себе про­питание грабежом. Огромные тол­пы голодных и озлобленных лю­дей только и ждали случая, чтобы объединиться и пойти на Москву.

ВЕДУЩИЙ (2): Вскоре такой случай представился. В соседней с Россией Польше появился само­званец, объявивший себя «чудом спасшимся» царевичем Дмитрием. Под именем Лжедмитрия скрывался монах Чудова монастыря Григо­рий Отрепьев, который в 1601 году оказался за границей. Король Сигизмунд III и польские паны поддержали притязания Лжедмит­рия на российский престол. С трехтысячным польско-литов­ским отрядом 13 октября 1604 года самозванец перешёл русскую грани­цу и обосновался в городе Путивле.

ЧТЕЦ:

В глухие дни Бориса Годунова,

Во мгле Российской пасмурной страны,

Толпы людей скиталися без крова

И по ночам всходило две луны.

Среди людей блуждали смерть и злоба,

Узрев комету, дрогнула земля.

И в эти дни Димитрий встал из фоба,

В Отрепьева свой дух переселя.

К. Бальмонт. Предание

ВЕДУЩИЙ (1): Многие на Ру­си поверили в легенду о царском происхождении обманщика и вста­ли на его сторону. Каждый день Бо­рису Годунову докладывали, что всё новые и новые города признают са­мозванца царём. Годунов направил против Лжедмитрия большие си­лы, надеясь не допустить прихода польского ставленника в Россию. Но тут случилось неожиданное: 13 апреля 1605 года Борис Годунов умер, и вся царская армия перешла на сторону Лжедмитрия.

20 июня самозванец на белом коне торжественно въехал в Моск­ву и занял царский престол. Вскоре московские бояре столкнулись с тем, что «законный царь Дмитрий» не хочет соблюдать русские обы­чаи. Терпение народа было пере­полнено, когда на свадьбу царя с католичкой Мариной Мнишек приехали поляки, державшие себя заносчиво и оскорблявшие моск­вичей. Царём Лжедмитрию остава­лось быть меньше года: в ночь на 17 мая 1606 года по зову набатного колокола жители Москвы броси­лись громить дворы, где размеща­лись поляки, ворвались в покои са­мозванца и убили его. Так закон­чился период Смутного времени, связанный с именем Лжедмитрия I.

ВЕДУЩИЙ (2): Заговор по свержению Лжедмитрия возглавил боярин Василий Шуйский, кото­рого впоследствии и «выкрикну­ли» новым царём. Через год, летом 1607 года, в России вновь появи­лись слухи о самозванце, на сей раз речь шла о Лжедмитрии II. На­стоящее имя и происхождение этого самозванца, выдававшего себя за царевича Дмитрия и, соот­ветственно, за спасшегося Лже­дмитрия I, не установлено.

Поддерживаемый поляками Лжедмитрий II разбил войска Ва­силия Шуйского и подошёл к Москве. Самозванец стал лагерем в подмосковном селе Тушино, за что и получил в народе прозвище «Тушинский вор». С помощью польских отрядов ему удалось за­хватить власть в более чем 20 рус­ских городах.

В 1608 году 15-тысячный от­ряд, состоявший из поляков, оса­дил Троицкий монастырь (ныне Троице-Сергиева лавра в городе Сергиев Посад), гарнизон которо­го состоял из 2400 стрельцов, дво­рян, слуг и крестьян. Враги не смогли одолеть храбрых защитни­ков, давших клятву стоять на­смерть, не сдаваться. Троицкий монастырь выдержал тяжелейшую 16-месячную осаду.

В то же время царь Василий Шуйский, понимая, что России од­ной не справиться с польскими за­хватчиками и отрядами Тушинско­го вора, в феврале 1609 года заклю­чил договор со шведским королем Карлом IX, по которому Швеция оказывала военную помощь рус­ским войскам. Узнав об этом, армия короля Сигизмунда III вторглась на территорию Русского государства и осадила Смоленск. В Тушино при­ехали королевские посланники и предложили отрядам заговорщиков перейти на службу к польскому ко­ролю. Многие так и сделали.

ВЕДУЩИЙ (1): В январе 1610 года племянник царя Васи­лия Шуйского — князь Михаил Скопин-Шуйский во главе рус­ско-шведской армии принудил врагов отступить от Троицкого мо­настыря и освободил окрестности Москвы. К несчастью, вскоре пол­ководец скончался. Для москов­ских бояр это послужило сигналом к действию. Они свергли с трона царя Василия и заставили его по­стричься в монахи, впоследствии «боярский» царь был отправлен в Польшу, где и скончался.

В том же году под Калугой был убит на охоте Лжедмитрий II. Че­рез несколько дней после его смерти Марина Мнишек родила от него сына Ивана — «ворёнка», как прозвали его на Руси.

Страна вновь лишилась закон­ного правителя, власть оказалась в руках бояр во главе с князем Мстиславским, в народе эту власть прозвали «Семибоярщи­ной». Чтобы избавиться от угрозы польского, а затем и шведского по­рабощения, Семибоярщина реши­ла возвести на престол сына короля Сигизмунда III — Владислава. Под предлогом защиты Москвы бояре в ночь с 20 на 21 сентября 1610 года открыли ворота Кремля и впустили туда польский гарнизон. Весть об этом разлетелась по всей стране.

ВЕДУЩИЙ (2): В Рязани под руководством воеводы Прокопия Ляпунова было решено органи­зовать ополчение. Оно состояло из дворян, стрельцов, казаков, крес­тьян и горожан. К нему со своими отрядами примкнул и зарайский во­евода Дмитрий Пожарский. В марте 1611 года отряды Первого ополче­ния окружили занятую поляками Москву. Три месяца спустя ополче­ние создало правительство, кото­рым руководили сам Ляпунов, князь Дмитрий Трубецкой и ка­зацкий атаман Иван Заруцкий. Князь Пожарский к тому времени был тяжело ранен и отошёл от дел ополчения. Прокопий Ляпунов, за­претивший грабить местное населе­ние и жестоко каравший провинив­шихся, вскоре перестал пользовать­ся уважением среди ополченцев, летом 1611 года он был зарублен ка­заками. Со смертью Ляпунова Пер­вое ополчение практически распа­лось. Оставшись без вождя, напу­ганные, боярские дети и дворяне разъехались по своим домам.

(На сцене появляются Боярин и Торговец.)

БОЯРИН:

Да, Петр Аксёныч, времена плохие!

Москва разорена, в народе шатость

Да рознь, за что стоять, не знают;

Целуют крест неведомо кому!

ТОРГОВЕЦ:

Еретикам, латинцам да ворам,

Кому попало.

БОЯРИН:

Новгород Великий

Из Швеции царевича зовёт;

А сын Жигмонтов,

Владислав-царевич,

В Москву идёт; во Пскове новый вор.

Такой, что и сказать-то непригоже;

Маринкин сын, Ивашко, тоже царь.

ТОРГОВЕЦ:

А что же рать, что под Москвою в сборе?

Что воеводы?

БОЯРИН:

Розно разошлись —

Которые домой, другие грабить.

Что воры не успели, то они

У православных христиан растащат.

ТОРГОВЕЦ:

Ужли ж совсем оставили Москву?

БОЯРИН:

Остались под Москвой два воеводы:

Князь Трубецкой да атаман Заруцкий.

(За сценой раздаются голоса: «Кузьма Захарьич идёт. Кузьма За-харъич идёт!» Входит Минин.)

МИНИН:

В Москве неладно; надо так сказать,

Что хуже не бывает. Владиславу

Одни последствуют, другие вовсе

Передались Жигмонту. Хоть и мало

Таких отступников, да страхом сильны.

И те, которые за патриарха,

Стоят не явственно, беды боятся.

А на него-то наша вся надежда.

Он наше утверждение и столп.

(Раздаются голоса: «Учи нас, вра­зумляй, Кузьма Захарьич!»)

Одно вы помните и зарубите,

Что мы клялись креста не целовать

Ни Владиславу, ни кому другому

Из иноземцев; ждать, кого на царство

Пошлёт Господь и выберет земля.

Нам государь — великий патриарх,

Другого нет у нас. Что скажет — свято.

Сегодня от него пришли гонцы.

Мы грамоту прочтём и вам объявим

Его приказ и земское решенье.

(Вбегают несколько человек.)

ЧЕЛОВЕК (1): Отписки из Москвы! Гонцы с вестями!

ЧЕЛОВЕК (2): Куда идут?

ЧЕЛОВЕК (3): На воеводский двор.

ЧЕЛОВЕК (4): Письмо от патриарха Гермогена.

ВЕДУЩИЙ (1): Гермоген был избран патриархом в годы царство­вания Василия Шуйского. Он мно­го раз обращался к русским людям с призывом встать на защиту Церк­ви и Отечества. В конце 1610 года патриарх разослал по всем городам грамоты, в которых говорил о не­обходимости организовать Народ­ное ополчение для освобождения Москвы от польских захватчиков. Когда враги узнали о призывах Гер-могена, патриарха заточили в тем­ницу и заморили голодом.

ВЕДУЩИЙ (2): В ясное сен­тябрьское утро 1611 года в Нижнем Новгороде на центральной площа­ди собралось множество народа. Московские гонцы Родион Мосеев и Роман Пахомов привезли из Троицкого монастыря грамоту ар­химандрита Дионисия, настоятеля обители, призывавшего русский народ к «великому стоянию» про­тив польских захватчиков, за веру православную и Отечество.

ВЕДУЩИЙ (1): Так в Нижнем Новгороде возникло знаменитое народное ополчение, которое впоследствии историки назовут Вторым земским ополчением. Два героя — Минин и Пожарский воз­главили его поход на Москву.

Год рождения Кузьмы Минина неизвестен. Купец из Нижнего Новгорода, среднего достатка, говядарь — то есть торговец мясом, ничем особенным не выделялся из рядов посадских людей. В на­чале сентября 1611 года он был избран главным человеком в го­роде — земским старостой. Исто­рики предполагают, что было ему в это время не менее 45—50 лет.

Его семья состояла из жены, Та­тьяны Семёновны, и взрослого сына Нефёда. Минин был негра­мотным, умел считать, но читать и писать не мог. В дальнейшем все документы за него подписывал князь Пожарский.

ВЕДУЩИЙ (2): Дмитрий По­жарский родился в 1578 году. Происходил он из старинного княжеского рода, который, одна­ко, не играл видной роли в госу­дарственных делах. Дмитрий по­лучил положенную князю воен­ную подготовку, любил читать, был благочестив и набожен. Он рано начал служить при государе­вом дворе, к 20 годам при царе Борисе Годунове занимал долж­ность «стряпчего с платьем» — то есть отвечал за царские одежды. Через несколько лет Дмитрий Михайлович получил чин столь­ника — прислужника царя за сто­лом во время торжественных обе­дов, а в 1610 году был назначен воеводою в город Зарайск. Про князя говорили, что «не было на нём никакой неправды». В Зарай­ске, несмотря на уговоры присое­диниться к Лжедмитрию II, По­жарский остался верен царю Ва­силию Шуйскому.

Осенью 1611 года князь при­мкнул к Первому ополчению Ля­пунова. Именно тогда во время боёв в Москве он был тяжело ра­нен. Падая, Пожарский просто­нал: «Ох, хоть бы умереть, только бы не видеть того, что довелось увидеть!» Ратники подхватили своего предводителя на руки и вы­везли чуть живого из пылавшей столицы. Князь долго лечился и оправился от ран как раз к тому времени, когда прибыли к нему гонцы из Нижнего Новгорода.

В марте 1612 года отряды опол­чения были собраны, возглавляе­мые князем Дмитрием Пожар­ским и Кузьмой Мининым они направились к Москве.

ВЕДУЩИЙ (1): Жители всех городов на пути движения отрядов с радостью встречали воинов и от­давали Минину собранные сред­ства, мужчины вступали в ряды ополченцев.

В начале апреля нижегородцы прибыли в Ярославль. Здесь Ми­нин и Пожарский простояли поч­ти четыре месяца, собирая средст­ва и силы для похода к Москве. В середине лета 1612 года в опол­чении насчитывалось более 12 ты­сяч воинов. Здесь же, в Ярославле, из выборных людей всех сословий был создан «Совет всея Земли», являвшийся временной верхов­ной властью в стране.

Прошло время, и князь ре­шил, что отряды ополченцев подготовлены. 24 июля Минин и Пожарский со своими отрядами вышли из Ярославля, под Моск­вой к ним присоединилось ка­зацкое войско князя Дмитрия Трубецкого, участника Первого ополчения.

ВЕДУЩИЙ (2): А в это время польский король Сигизмунд III, узнав о движении ополчения к Москве, направил для помощи полякам литовского гетмана Ходкевича с большим войском. Полякам, сидевшим в Кремле, Ходкевич вёз продовольствие, порох и оружие. Летом 1612 года польское войско было на подсту­пах к столице, воины грабили дворянские подворья и отбирали у крестьян все продовольствен­ные припасы. 20 августа 1612 го­да Второе ополчение пришло в Москву, на день раньше войска Ходкевича.

ВЕДУЩИЙ (1): В Москве ополченцы расположились вдоль стен Белого города. В районе Арбата, защищая вход в Кремль, встали главные силы Пожарского, казаки Трубецкого заняли район Замоскворечья.

Двенадцатитысячное войско поляков остановилось на Поклон­ной горе. 22 августа произошло первое сражение. Ходкевич пере­правился через Москву-реку и бросил главные силы своей кава­лерии на прорыв в Кремль, к до­жидавшимся его польским отря­дам. Завязался жестокий бой. В этот момент находившиеся в Кремле поляки сделали вылазку и ударили в тыл отрядам Пожар­ского. Враги медленно, но неук­лонно одерживали верх. Тогда не­сколько сотен конных воинов, нарушив приказ Трубецкого, бро­сились на помощь своим — это и решило исход боя в пользу По­жарского. К концу дня, понеся большие потери и бросив часть обозов с продовольствием, Ход­кевич понял, что прорыв к Крем­лю не удался. Его войска отсту­пили и остановились недалеко от Донского монастыря.

Следующий день прошёл без боя.

ВЕДУЩИЙ (2): А 24 августа, с рассветом, состоялось решающее сражение. Ходкевич вновь пред­принял попытку прорваться к по­лякам в Кремль, но теперь через Замоскворечье, куда князь Дмит­рий Пожарский сразу же пере­бросил свои отряды. В передних рядах, воодушевляя своих во­инов, сражался и сам князь. Кузь­ма Минин в это время распоря­жался отправкой в стан ополчен­цев телег из захваченного польского обоза. Но в самый ре­шающий момент боя и он, взяв в руки оружие, пошёл в атаку с фланга, там, где враг не ждал. Отряды неприятеля стали отсту­пать, а затем побежали, оставляя убитых и раненых.

В Кремль Ходкевичу было не пробиться. На следующий день он начал отступление к западным границам России. Через лазутчи­ков гетман передал полякам пись­мо, в котором сообщал, что ухо­дит собирать запасы продовольст­вия и скоро вернётся. Но этому обещанию не суждено было сбыться.

(На сцену выходит Пожарский.)

ПОЖАРСКИЙ:

Враги бегут, покинувши обозы.

Остановить погоню! С нас довольно

На этот день одной победы. Можем

Поспешностью испортить дело наше,

И наша радость обратится в скорбь.

Теперь Москва у нас в руках.

ВЕДУЩИЙ (1): Началась оса­да Кремля. 15 сентября Пожар­ский послал полякам письмо, убеждая их сдаться и обещая от­пустить на родину весь гарнизон, но осаждённые продолжали со­противление. В сентябре начался голод, обессиленные поляки уже не могли защищаться. 22 октября (4 ноября по новому стилю) враги оставили Китай-город. В этот день князь Пожарский приказал внести в город икону Казанской Божьей Матери и дал обет постро­ить здесь церковь. Впоследствии обет был выполнен — храм Казан­ской Божьей Матери был постро­ен в 1633 году.

Тем временем поляки в Кремле согласились сдаться, но при усло­вии, что им будет сохранена жизнь. 24 октября они выпустили бояр, дворян и купцов, находив­шихся вместе с ними в Кремле, а 26 октября, бросая на землю ору­жие, стали сами выходить из осаждённой крепости.

Едва Москва была очищена от поляков, как в столицу пришли вес­ти, что сам король Сигизмунд III вместе с сыном Владиславом и многотысячной армией идут на Москву. Враг остановился у горо­да Волок-Ламский и послал гра­моту с требованием признать Владислава московским царём. Но подмосковные воеводы по­слали против польского отряда войско, и дали ответ: не бывать на Руси царя-иноземца. Полякам ничего не оставалось, как уйти восвояси.

ВЕДУЩИЙ (2): 21 декабря 1612 года «Совет всея Земли» ра­зослал по русским городам гра­моты с известием об окончатель­ном избавлении Москвы от по­ляков.

В феврале 1613 года собрался Земский собор, на нём было пред­ложено выбрать нового царя — 16-летнего Михаила Фёдоровича Романова. Этим событием было положено окончание Смуты, при­несшей немало горестей народу.

В 1616 году скончался Кузьма Минин, он был похоронен в род­ном Нижнем Новгороде.

Дмитрий Пожарский намно­го пережил друга по ополчению. В 1642 году его тело было похоро­нено в родовой усыпальнице Спасо-Евфимиевого монастыря в городе Суздале.

ВЕДУЩИЙ (1): Каждый, кто приезжает в Москву, обязательно посещает её сердце — Красную площадь. Здесь 20 февраля 1818 го­да был открыт памятник органи­заторам Второго ополчения — Минину и Пожарскому. Памят­ник, выполненный по проекту скульптора И.П. Мартоса, отлит из бронзы русским мастером В. Екимовым. На гранитном ос­новании памятника два барелье­фа: на одном — сцена сбора по­жертвований жителей Нижнего Новгорода, на другом — бегство поляков из Москвы, преследуе­мых русскими воинами.

Фигуры Минина и Пожарско­го расположены на высоком пье­дестале. Пожарский изображён сидящим, перед ним стоит Ми­нин — правой рукой он показы­вает на Кремль, а левой подаёт меч Пожарскому. На лицевой стороне пьедестала надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818». Так Россия увекове­чила имена своих сынов, спас­ших её от уничтожения в далёкое Смутное время.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *