Литературный праздник по творчеству П. П. Бажова «Сказы из малахитовой шкатулки»


Литературный праздник по творчеству

П. П. Бажова «Сказы из малахитовой шкатулки»

Составила ЯговцеваЛ.Ю. – учитель высшей категории,

МКОУ СОШ №6 Г.Кушва

Цели:

1. Через творчество П. П. Бажова будить интерес и любовь к родному краю, пополнять знания о нем.

2. Прививать любовь к чтению.

Задачи:

1. Создать условия для длительного сохранения большой информации и для воспроизведения ее.

2. Через мнемический прием ассоциаций учить детей узнавать сказы Бажова.

3. Через творчество П. П. Бажова дать дополнительные исторические знания об Урале, уральском говоре, уральских самоцветах.

4. Способствовать развитию коммуникативных способностей детей.

Оборудование:

Портрет П.П.Бажова (1879-1950).

— Книги П. П. Бажова.

— Выставка уральских самоцветов.

— Предметы из сказов (пуговица, молоток, ящерка на камне, брошь) .

— Презентация с иллюстрациями к сказам Бажова.

На стене написан эпиграф:
Он в светлой памяти народа
Останется всегда живой.
И будут жить веками были
В чудесном малахите строк,
И не завянет на могиле
Чудесный каменный цветок

(Е. Хоринская)


Ведущий:
Дорогие ребята! Уважаемые взрослые: родители, коллеги – учителя. Мы рады приветствовать вас в этом уютном светлом зале. И приглашаем вас в литературное путешествие по просторам родного Урала. Урал – край, славный своими трудовыми традициями. Уральские умельцы приоткрыли нам секреты своего мастерства. Настоящим праздником души пусть станет для вас открытие сокровищ народной мудрости, сохраненных в песнях, сказках, записанных в книгах. Итак, я приглашаю вас в путь к родным истокам, к новым открытиям.

Ход мероприятия.

Под мелодию «Уральский хоровод» дети входят в зал, садятся на стульчики.

1 ведущий:
Уральские горы по каменным плитам
Ведут за собой нас в страну малахита.
В страну, где не счесть драгоценных камней,
В страну работящих и добрых людей. (В.Степанов )

2 ведущий:

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была большая белая борода и живые, необыкновенно добрые, внимательные, лучистые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали. А вы, ребята, узнали, о ком идёт речь? (ответы детей)

Верно, это — Павел Петрович Бажов.

(На экране появляется 2 слайд с портретом писателя.)

Его друзья писатели говорили о нем так:

1 ребенок:

«Это сверкающий самоцвет уральской литературы»

2 ребенок:

«Человек он очень простой, скромный, задушевный, спокойный, добрый. Все считали его мудрецом»

3 ребенок:

«Это был чудесный человек. Невысокий, похожий на сказочного гнома, который поднялся из земли, чтобы рассказать о кладах Урала».

4 ребенок:

В его произведениях фантастическое сливалось с реальным. В них происходили необыкновенные события, в которых было все, как и должно быть в настоящей сказке: добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Но героями сказок стали не гномы, не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а обычные люди. И поэтому его произведения называют сказами, а не сказками. Работая в разных газетах, Бажов писал о людях труда, славил рабочих Урала. Но известным на весь мир писателем он стал благодаря своим изумительно интересным сказам, которые вошли в сборник – «Малахитовая шкатулка».

1 ведущий:

Уважаемые родители, ребята! Сегодня у нас литературный праздник, посвященный творчеству П. П. Бажова, и называется «Сказы из малахитовой шкатулки».

Под спокойную мелодию водили девушки хороводы по вечерам, и стар и млад вели беседы неспешные. Для вас заводят хоровод девочки из 2 в класса.

Звучит музыка Л. Шварца их кинофильма «Каменный цветок».Учащиеся в костюмах крестьянских детей начала 20 века входят под музыку в зал. На «завалинку» усаживается Дед Слышко (ученик в костюме, загримирован под старичка), остальные учащиеся рассаживаются по периметру импровизированной поляны. Старик бьёт по железу.

Старик:

— Эй, кто там? Что за люди у казённого места в поздний час шляются? По какому праву? А?!

Дети: — Это мы – ребята заводские…

Старик: — Да не мыкай, а толком отвечай – кто идёт.

Девочка: Мы, дедушка, за сказками пришли.

Старик:

— За сказками? Придумали тоже! Сказки – это, слыш – ко, про Курочку Рябу да золотое яичко. Ты, поди, опоздала такие сказки слушать! Про старинное житьё расскажу. Только это не сказки, а сказы да побывальщина называется. Эх, вы, скворчата, за день набегались, накричались, теперь ушам охота работу дать? Ладно уж, расскажу вам.

Мальчик: — А это новая сказка?

Старик:

— Чур, не перебивать! Я, может, про твою прабабку говорить буду, а ты говоришь – сказку! Слушай вот и примечай себе на пользу, какие в старину девушки были…

2 ведущий:

— Вот так много – много лет назад дедушка по прозвищу «Слыш – ко» начал рассказывать ребятишкам сказы старого Урала. Именно они и составили первый сборник сказов Павла Бажова.

5 ребенок:

Мы держим с тобою, приятель, в руках

«Уральские сказы» о дивных горах.

Здесь много случалось историй.

Тут были и радость и горе.

В них горы до неба почти достают,

Красива природа, покой и уют.

И добрые люди здесь сказки хранят,

Которые о волшебстве говорят.

Умели наряжаться народы Урала в праздники в нарядные сарафаны, расшитые рубахи, пояса. Играли на гуслях, балалайках, гармошках… Сами отдыхали и народ веселили. На сцену приглашаются ребята из ансамбля ложкарей ДМШ г. Кушва. Руководители: Осолодкова Вера Михайловна, Уржумов Валерий Павлович.

Ведущая. Что это за гостья суровая да строгая к нам явилась? Небольшого росту девка и сама вся статная,

И коса чернява, да такая ладная.

Платье цвета малахита, в косе ленты красные,

Глаза, словно изумруды.-Волшебные, ясные.

(ответы детей:Хозяйка Медной горы)

Сценка

Появляется Хозяйка Медной горы.

Хозяйка (кричит).Кто тут вспомнил про меня, да про старый, добрый Урал? Кто это ко мне в гору пожаловал?.. А, это вы, люди добрые! Что ж, здравствуйте! Умельцам завсегда рада! Я – Хозяйка Медной горы,ящерки — мои слуги.Поставлена я оберегать богатства моего края. А край мой очень знаменит природными красотами, полезными ископаемыми, людьми мастеровыми. Вот я вас заберу в свою Медную гору да заставлю работать, добывать драгоценные каменья да самоцветы!

Ведущий:Зачем же ты, гостья дорогая, нас пугаешь?

Хозяйка:

Я вас не пугаю! А предупреждаю: если вы не знаете содержания «Уральских сказов», то заберу всех в гору и буду целыми днями эти сказы вам читать!

Ведущая. Вот строгий до чего характер у этой хозяйки! И правду говорят, что «злому человеку с ней встретиться — горе, да и доброму радости нет».

Хозяйка. Мало ли, что про меня говорят. Я вот устрою ребятам экзамен! Трудный, сложный! И если они не справятся, то…

Ведущая. Слышали уже, слышали, что заберешь к себе в горные мастера. Но запомни, ребята у нас умненькие и на все твои вопросы ответят! Не сумеешь ты их провести!

Хозяйка. Это мы еще посмотрим.Вот вам ребята первое задание.

Козел тот особенный был: правой ножкой о камешки бил,

В каком месте топнет – камень дорогой появится.

Даренка все смотрит и удивляется. Издалека – то его не разглядишь

И не разберешь, а близко к нему, как не старайся, не подойдешь.

Ребята. Серебряное копытце.

Под волшебную музыку вбегает козлик.

Козлик:

Стучу я «цок – цок — цок» копытцем.

Хочу я с вами подружиться!

Козлик я лесной, дружите со мной!

Я – Серебряное копытце. На правой передней ноге волшебное копытце. В каком месте топну этим копытцем – там и появится дорогой камень. Раз топну – там один камень, два топну – два камня, а где ножкой бить стану – там груда дорогих камней. Обо мне рассказано в сказе «Серебряное копытце». Молодцы, ребята, что отгадали мое имя. Теперь я буду вам помогать. А то, я смотрю, Хозяйка Медной горы вас совсем запугала.

Хозяйка. (задает вопросы)

— Ответьте, ребята, в какой сказке были старик по прозвищу Кокованя, девочка Даренка и кошка Муренка? («Серебряное копытце»)

— Назовите мне, чем еще особенным отличался от других козликов козлик Серебряное копытце? (Он всегда ходил с рожками, в то время как зимой обычные козлики рожки сбрасывали; на рожках у него было по пяти веточек, а у обычных козликов только три.)

— А вот о ком сказ? «Махонькая девчонка, как куколка, а живая, подбоченится, платочком махнёт и пойдёт плясать кругами. Как круг пройдёт, так и подрастёт маленько. У большой сосны остановилась, топнула ножкой, зубёнками блеснула, платочком махнула, свистнула: «Фи – и – и – ть! Й – ю – ю – у…!» И никакой девчонки не стало» Кто это?

БалтенковаЕсения «Семеновские частушки»

Махонька девчоночка –

Сама вроде кукленочка –

Резвехонько так пляшет,

В руке платочком машет. (Огневушка — поскакушка)

Ответы детей Огневушка-поскакушка

Танец Огневушки

Огневушка – поскакушка. Посмотрите ребята на экран и отгадайте, к каким сказам выполнены иллюстрации.

Козлик: — Это — Огневушка – поскакушка — вроде маленькой девчонки, которая пляшет. Где такаяПоскакушка покажется, там и золото. Не сильное, зато грудное и не пластом лежит, а вроде редьки посажено. Сверху, значит, пошире круг, а дальше – всё меньше и меньше. Выроешь эту редьку золотого песку – и больше на том месте делать нечего. Об этом рассказано в сказе, который называется «Огневушка – поскакушка».

Ведущий:А теперь, чтобы доказать Хозяйке Медной горы, что ребята хорошо знают «Уральские сказы» Бажова, ученики… класса покажут разученную сценку.

Появляются персонажи сценки: Данилушко и бабушка Вихориха. Вихориха держит в руках букетик из разных трав и лесных цветов.

Данилушко. Хорошо мне, бабушка, у тебя живется. Вот ты и травы всякие знаешь.

Бабушка. Да, я бабка Вихориха, много лет прожила. Про любую траву тебе расскажу, про любой цветок!

Данилушко.А ты всякий цветок в наших местах знаешь?

Бабушка. Хвастать не буду. Любой знаю из тех, которые открытые.

Данилушко.А разве еще неоткрытые бывают?

Бабушка. Есть и такие. Папору вот слыхал?

Данилушко. Это — папоротник?

Бабушка: Да. Будто он на Иванов день цветет. Тот цветок колдовской – клады им открывают. Для человека он вредный.

Данилушко: А ещё?

Бабушка: На разрыв-траве цветок – бегучий. Только поймай его – и все затворы тебе открыты. Это воровской цветок. А еще каменный цветок есть.

Появляется Хозяйка Медной горы с цветком (имитация каменного). Она таинственно кружится вокруг Данилушки и бабушки Вихорихи.

Бабушка: Это цветок в Малахитовой горе будто растет. Говорят, что на змеиный праздник он полную силу имеет. И несчастным будет тот человек, который каменный цветок увидит.

Данилушко: А чем несчастный, бабушка?

Бабушка: А я и сама не знаю, Данилушко. Так мне сказывали. Ведь этот цветок сторожит сама Хозяйка Медной горы.

Бабушка уходит. Данилушко надевает фартук, повязывает вокруг головы, на манер ободка, полоску ткани и берет в руки молоток.

Хозяйка: Много лет прошло с того бабушкиного рассказа. Стал Данилушко совсем взрослым. И посмотрите – заказали ему чашу сделать из камня, на цветок похожую.

Данилушко: Хоть и стал я хорошим мастером, а не выходит у меня чаша! Никак не выходит! Сколько я малахита извел, а все без толка!

Хозяйка (подходит ближе). Что, Данило-мастер, не выходит у тебя чаша?

Данилушко: А ты откуда взялась? Кто ты такая? (изумленно) Не иначе – ты Хозяйка Медной горы. И платье на тебе из шелкового малахита.

Хозяйка: Так сегодня же праздник – змеиная горка.

Данилушко: Покажи каменный цветок.

Хозяйка: Показать-то я тебе его покажу. Да только потом жалеть будешь.

Данилушко: Не отпустишь из горы?

Хозяйка: Почему не отпущу? Дорога открыта, да только ко мне же воротишься!

Данилушко: Покажи, сделай милость. Без каменного цветка мне жизни нет. Покажи!

Хозяйка: когда так, то пойдем Данило-мастер в мой сад. Вот – смотри! (обводит вокруг себя цветком)

Данилушко (оглядывается по сторонам):Деревья-то какие высоченные, только не как в наших лесах, а каменные! Которые мраморные, а которые из змеевика – камня … И травка каменная1 Лазоревая, красная! Промеж леревьев змейки золотые трепыхаются, как пляшут. От них свет идет.

Хозяйка: А вот посмотри – в этом углу сада земля простая, как глина. А кусты черные, словно бархат.И на этих кустах большие зеленые колокольцы малахитовые, и в каждом сурьмяная звездочка. Огневые пчелки над теми малахитовыми цветами сверкают, а звездочки тонехонько позванивают, ровно поют.

Данилушко: Так вот они какие, каменные цветы.

Хозяйка: Что, Данило-мастер, поглядел?

Данилушко: Не найдешь камня, чтобы так сделать.

Хозяйка: Кабы сам придумал, дала бы я тебе такой камень. А теперь не могу.

Под музыку герои уходят со сцены.

Ведуший. Молодцы, ребята! Вот и Хозяйка Медной горы помогла нам сценку показать по одному из сказов Павла Петровича Бажова.

Хозяйка. И я рада! Никого мне не пришлось забирать в свою гору!

Помошник. Напевает за кулисами:

— Эй – ка, эй – ка,

Голубая змейка!

Объявись, покажись!

Колеском покружись!

(повторяется 2 раза)

Старик.

Кто появляется, заслышав эту песенку?

Ребята. Это – Голубая змейка.

Старик. «Одному увидеть Голубую змейку – прямое счастье: наверняка верховое золото окажется, где золотая струя прошла. И много его. По верху большими кусками лежит. Только оно с подвохом. Если лишку захватишь, да хоть капельку сбросишь, всё в простой камень повернётся. Второй раз тоже не придёшь, потому – место сразу позабудешь. Ну, а когда змейка двоим – троим покажется, тогда вовсе чёрная беда – все перессорятся. Да ещё сказывают, что иной раз Голубая змейка человеком прикидывается».

Голубая змейка. — По каким приметам вы меня узнаёте, когда я человеком прикидываюсь?

Старик. — Молодцы! Слушайте дальше. «Из водяного окошка старушонка вышла. Ростом не более трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синёхонька, да такая тощая, что вот подует ветерок – и разнесёт старушку. А глаза девичьи и голос, как у молоденькой». Кто это?

Ответы детей: Бабка Синюшка

Старик: Где Бабка Синюшка сидит, тут и богатство положено. Она может обернуться и пригожей девушкой: глаза — звездой, брови – дугой, губы – малина, русая коса и в косе – лента синяя. Но такой она кажется только добрым и хорошим людям. Про неё сказ «Синюшкин колодец».

Автор: — Про Синюшку Илья много слыхал. Вот, дескать, по глухим болотным местам, а то и по старым шахтам набегали люди на Синюшку. Где она сидит, тут и богатство положено. Сживи Синюшку с места, -и откроется полный колодец золота да дорогих каменьев. Тогда и греби, сколь рука взяла. Придя на прииск и потеряв бабкины перья, стал готовиться к встрече с Синюшкой.

(Берет ковш и навязывает его на палку)

Автор: — Как месяц на полный кружок обозначился, Илюха и пошел. Добрался до места. Глядит – никого нет.

Илья: (тихонько говорит) «Без ковша пришел»

Синюшка: — Милости просим, гостенек дорогой! Давно поджидаю. Подходи да бери сколько унесешь.
(крышку над колодцем подняла, а там и открылось богатства всякого. Илья близко не подходит)

-Ну, чего стоишь? Бери, говорю, сколько в кошель войдет.

Илья:— Кошеля-то у меня нету, да и от бабки Лукерьи я другое слыхал. Будто только то богатство чисто да крепко, какое ты сама человеку подашь.

Синюшка: — Вишь ты, привередник какой! Ему ещё подноси! Ну, будь по-твоему!
(выходит из колодца девица с золотым подносом, и с поклоном подает ему поднос. На подносе золото.)

Девица 1: -Прими-ка, молодец!

Илья: — Для смеху это придумано. Ни одному человеку не в силу столько поднять.

Синюшка: — Не возьмешь?

Илья: — И не подумаю.

Синюшка: — Ну, будь по твоему! Другой подарок дам.
(Выходит Девиц 2 с серебряным подносом и серебром)

Илья: -Не в силу человеку столько поднять, да и не своими руками ты подаешь.
(Синюшка рассмеялась.)

Синюшка: — Ладно, будь по-твоему! Тебя и себя потешу. Потом, чур, не жалеть. Ну, жди.
(Вышла девчонка3 подает ему бабки Лукерьи решето с ягодами, а сверху три перышка, синей ниточкой перевязано)
— Прими-ко, мил друг Илюшенька, подарочек от чистого сердца. (Берет решето)

Илья: — Ты чья, красна девица?Скажись, как тебя звать-величать?
Девчонка (усмехнулась) — Бабкой Синюшкой люди зовут, а гораздому, да удалому, да простой душе и такой кажусь, какой видишь. Редко только так-то бывает.

Илья: — Перышки-то у тебя откуда?

Девушка: — Да вот один за богатством приходил. Сам в колодец угодил, и кошели свои утопил, а твои — то перышки выплыли. Простой, видно, ты души парень.
(стоит ленту в косе перебирает)

Синюшка. Зачерпни – ка, мил – друг Илюшенька, ковшичком из моего колодца еще раз.

Илья черпает и достает вещи.— Ой, что это? Чьи это вещи? Вы не знаете ребята?

Молоток – «Каменный цветок» (инструмент Данилы-мастера) .

Обруч – «Голубая змейка. (Золотой обруч отводил беду от детей) .

Подошвы (Северьяна Кондратьича, приказчика с прииска Полевой, — “Приказчиковы подошвы”).

Зеркальце (Таюткино — “Таюткино зеркальце”).

Лопата (Федюнькина — “Огневушка — Поскакушка”).

Банный опарыш — веник (Яшка Зорко — “Травянаязападенка”).

Решето и три перышка (Ильи — “Синюшкин колодец”).

Девушка: — Так-то, мил друг Илюшенька! Синюшка я. Всегда старая, всегда молодая. К здешнему богатству навеки приставлена. Ну, нагляделся? Хватит поди, а то как бы во сне не привиделась. (Вздохнула) (Уходят)

Автор: Дома решето у Илюши потяжелело, ягоды стали самородками да дорогими каменьями. С таким богатством Илья сразу от барина откупился, на волю вышел, дом себе хороший справил, лошадь завел. Вскоре женился Илья на девке похожей точь –в-точь на Синюшку. А на месте синюшкиного колодца прииск открыли богатый золотом.

Ведущий (замечает забытую Хозяйкой малахитовую шкатулку)

Ребята, а что это? (Голос Хозяйки:Это вам подарок от меня)

Давайте посмотрим, что там? (открывает шкатулку, там «камни самоцветные») бречка журчит звучала песня. А потом другая – грустная протяжная, как дорога, по которой едут долго – долго… Песню «Русские края» исполняет Барбина Ирина, ученица 3 в класса, аккомпанирует Коврижных Светлана Александровна.

Вот и закончился наш праздник! Нам всем приятно было познакомиться с творчеством П. П. Бажова и встретиться с самой Хозяйкой Медной Горы. О многом рассказал нам Павел Петрович: о родном Урале, о талантливых мастерах прошлого, о добрых, любознательных детях, жизнь которых была бедной и трудной, об удивительных сказочных героях, которые охраняли тайны и клады Урала.

Ведущий. Бажов писал сказы о простых людях, рабочих, которые занимались тяжелым трудом и были не богатыми, а бедными. И во всех этих историях живет мечта людей о помощи волшебных сил — чтобы волшебные герои немного помогли в трудной жизни рабочих

Козлик. И, как видите, к добрым людям мы приходим на помощь. Я — Серебряное копытце — одарил драгоценными камнями бедняков Даренку и Кокованю. Бабка по имени Синюшка помогла простому работяге с добрым сердцем Илюхе, а Голубая змейка заставила двух мальчиков понять, что плохо, а что хорошо, как научиться быть добрыми и справедливыми, и еще подарила каждому по мешочку с золотым песком.

Ребенок:

Я сказы Бажова люблю и читаю, хотя в них не все я еще понимаю.

На помощь приходит и папа, и мамаи бабушка Нина – папина мама.

Мне в сказах Бажова по нраву девчушка,

Которую Павел Петрович назвал Поскакушкой.

Понравился очень мне сказ про Танюшку,

Девчонку Даренку и про Марьюшку.

Дети – артисты выходят на построение.

Ребенок:

В который раз склонимся мы над книжкой,

Впитаем мудрость этих слов.

Нам не забыть рассказов деда Слышко

Спасибо, добрый дедушка Бажов.

Ведущий:Пришла пора вас одарить за умения и старания (награждение).

Любите свой край, берегите его. И он откроет вам свои богатства. Главное

помните: труд да усердие горы сворачивают, а чистое бескорыстное сердце

любые трудности преодолевает. Раздает мешочки с «самоцветами» классным

руководителям и провожает классы из зала.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *