Литературный праздник для учащихся 2 класса «Путешествие в Берестяндию»

Шайхутдинова Светлана Геннадьевна

Учитель начальных классов

МОУ СОШ № 266

Г. Снежногорск

Мурманская область

Литературный праздник для учащихся 2 класса

«Путешествие в Берестяндию»

(по творчеству В. Д. Берестова)

Цели:

  1. Познакомить учащихся с биографией и творчеством Валентина Дмитриевича Берестова, привить интерес к изучению его стихов и сказок

  2. Развивать внимание, память, быстроту мышления, актёрские умения.

Предварительная подготовка:

    • Дети читают произведения В. Берестова.

    • Заучивают наизусть стихи.

    • Готовят театральные постановки сказок.

    • Оформляют книжку – игрушку, рисуют иллюстрации к произведениям.

Ход праздника:

Ученик:

«Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

Прочти, пожалуйста, прочти!

Не надо умолять сестрицу:

Ну, почитай ещё страницу».

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать!

Учитель:

Ребята! Эти замечательные стихи вам знакомы с первого класса. А написал их

Валентин Дмитриевич Берестов. Сегодня мы отправимся в путешествие в страну Берестяндию.

Станция Биографическая.

Валентин Дмитриевич Берестов родился 1 апреля 1928 года в маленьком городке Мещовске Калужской области. Его отец, учитель истории, привил мальчику любовь к чтению. Сам поэт вспоминает: «Когда мне было 4 года, в моей жизни произошло важное событие: я научился читать. Помню, как я стоял у ворот и ждал, не идёт ли почтальон со свежим номером «Чижа» или «Дружных ребят». В то время было мало детских книжек. Я читал взрослые газеты, маме выискивал «происшествия», а сам любил рублику «Маленький фельетон». Маленький Валентин Берестов часто ходил в библиотеку. Частым гостем был Валя Берестов и в книжном магазине.

«Книжный магазин».

Денег мало в семье.

Но зато в полутьме магазина

Книжек хоть отбавляй.

«Мойдодыр, «Гулливер», Буратино» —

Книжный рай!

Вот бы нынешних нас да к былому прилавку,

Мы б такую устроили давку.

А бывало, один я на весь магазин

И прекрасные книги читаю один.

Только делаю вид, что листаю,

А на самом деле читаю…

Первые стихи Берестов написал в первом классе. Это были дразнилки на своих одноклассников.

«Ранняя слава».

«Поэт! Поэт! – кричали вслед.

Поэту было мало лет.

Он не мечтал о славе.

Мечтал он о расправе

Со всеми, кто поэту вслед

Кричал: «Поэт! Поэт! Поэт!»

Во время войны семью Берестовых эвакуировали в город Ташкент. Там мальчик познакомился с известными поэтами Корнеем Чуковским, Самуилом Маршаком, Алексеем Толстым, Анной Ахматовой. Как же талантливому мальчику не начать писать.

Писать для детей Валентин Берестов стал не сразу. Закончив исторический факультет МГУ, сначала работал археологом, участвовал в раскопках. О своих путешествиях написал в исторических повестях и стихах.

Как–то Берестову рассказали про девочку, которая любила играть с машиной, как с куклой. Он решил написать стихи. Первой слушательницей была двухлетняя дочка Марина. Так вышла в свет первая книжка для малышей «Про машину». Кстати, зовут героиню стихотворения так же, как и дочку. В этом стихотворении поэт выразил всю нежность к своей любимой малышке. Позже он признавался, что «пишет стихи не вообще, а для кого-то конкретно».

«Про машину». (Инсценировка)

Роли: девочка, доктор Петя, мишка, кукла.

Вот девочка Марина.

А вот её машина.

-На, машина, чашку.

Ешь машина кашку.

Вот тебе кроватка.

Спи, машина сладко.

Я тобою дорожу.

Я тебя не завожу.,

Чтобы не утомилась,

Чтобы ты не простудилась,

Чтоб не бегала в пыли.

Спи машина, не шали.

Вдруг машина заболела:

Не пила она, не ела,

На скамейке не сидела,

Не играла, не спала, Невесёлая была.

Навестил больную мишка, Угостил конфетой «Мишка».

Приходила кукла Катя

В белом чистеньком халате,

Над больною целый час

Не смыкала Катя глаз.

Доктор знает всё на свете.

Первоклассный доктор Петя

(Петя кончил первый класс).

И машину доктор спас.

Доктор выслушал больную,

Грузовую,

Заводную,

Головою покачал

И сказал:

-Почему болеет кузов?

Он не может жить без грузов.

Потому мотор простужен,

Что мотору воздух нужен.

Надоело жить без дела,-

И машина заболела.

Ей не нужно тишины,

Ей движения нужны.

Как больную нам спасти?

Ключик взять-

И завести!

Ведущий: Валентин Берестов любил детей. Его все знали и любили. Он часто появлялся на телеэкране в передаче «Спокойной ночи, малыши. И вместе с героями Степашкой и Хрюшей с экрана телевизора развлекал ребятишек, читал свои стихи.

Давайте вместе с Берестовым отправимся в «Кукольный театр» и поиграем.

Станция Игровая.

1. Угадайте героев сказок. (Из цикла «Кукольный театр».)

Ей, белобрысый из первого ряда!

Что? Не узнал меня с первого взгляда?

Думаешь, что за игрушка?

А я — …. ( Петрушка)

Без тебя, моя Мальвина,

Я и чахну и сгораю.

А с тобою – ах Мальвина! –

Я от счастья умираю. (Пьеро)

Хоть внизу плывёт Багдад,

Хоть даны мне крылья,

Но вернуться мне назад,

Не бывать, кем был я! (Халиф – аист)

Не имел я друзья ничего.

Кроме имени моего.

Но могучий мне служит джинн,

Потому что я … (Алладин)

Пусть идёт вперед не зная страха,

Следом за прекрасною мечтой

Тот, кому старуха черепаха

Подарила ключик золотой.

(Черепаха Тортилла и Буратино)

2. Конкурс художников. Нарисуй героев сказки «Честное гусеничное».

1) Команда из 7 человек поочередно с закрытыми глазами должна нарисовать гусеницу из 7 кружочков. Первый игрок рисует круг и глаза гусеницы, остальные по 1 кругу.

2) Капитан команды с открытыми глазами должен нарисовать бабочку, не отрывая карандаш от бумаги, и не проводя дважды по одной линии.

  1. В детстве поэт любил играть в русскую народную игру.

«Лапта».

О радость жизни, детская игра!

Ввек не уйти с соседнего двора.

За мной являлась мать. Но даже маме

В лапту случалось заиграться с нами.

Чего ж ей, великанше делать тут?

В неё мячом всех раньше попадут.

Кидать кидали, да не попали.

И к ужину обоих долго ждали.

4. Валентин Берестов любил коллекционировать фантики .

«Фантики».

Собирать я начал в 8 лет

Фантики – обёртки от конфет.

Полюбил я пёстрые картинки

И копил их бережно храня.

И впервые поважней начинки

Сделались обёртки для меня.

Но богатства подлежат обмену,

А не то они теряют цену.

Споры, уговоры, как на рынке:

Что глядишь? Меняйся! То на то! –

И важней начинки и картинки

Оказалось сам не знаю что.

Ведущий:

Валентин Берестов много писал о школе и учениках. Отправляемся на станцию «Школьная».

Станция Школьная.

Отгадайте кроссворд «Школьный портфель».

1

2.

3

4

5

6.

7.

8.

9.

По горизонтали:

1.Совесть у меня чиста,

помадку стёрла я с листа.

( Резинка)

3. Карандаш в нём мается.

Но зато он не ломается.

Ручка в темноте находится,

Но зато легко находится.

(Пенал)

4. Циркач лихой

Чертит круг одной ногой

А другой проткнул бумагу,

Уцепился и ни шагу.

(Циркуль

5. Карандаш писать не хочет

Вот она его и точит.

(Точилка)

6. Буквы напечатанные –

Очень аккуратные.

Письма для письма

Я пишу сама.

(Ручка)

7. Исписал я 100 бумажек.

А когда я начинал,

То с трудом влезал в пенал.

Школьник пишет и растёт,

А вот он наоборот.

(Карандаш)

8. Над бумажным над листом

Машет хвостом.

И не просто машет,

А бумагу мажет,

Красит в разные цвета.

Ух, какая красота.

(Кисточка).

9. Прямота – главная моя черта.

(Линейка)

По вертикали:

2. Я красивая…

Я нужна вам для порядка.

Зря страницы не листай.

Где я, там и читай!

(Закладка)

-А вот как проходит урок рисования у Берестова.

Урок рисования.

Учитель положил на стол морковку.

Раскрыл альбом прилежный ученик.

«Вон тот бочок – в тени. Дадим штриховку.

А этот на свету. Положим блик».

Малыш трудился не жалея сил,

Штриховку на морковку наносил.

И всё ж явились рядышком с морковкой

Два зайца, пароход, солдат с винтовкой.

Ведущий: Когда Валентин Берестов был маленьким, он очень любил сказки. Вот что поэт советует юным читателям:

Не бойся сказок. Бойся лжи.

А сказка? Сказка не обманет.

Ребёнку сказку расскажи –

На свете больше правды станет.

Для ребят Берестов написал несколько прозаических и поэтических сказок. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Станция Сказочная.

Постановка сказок (по выбору):

  • Почему у лягушки нет хвоста.

  • Как найти дорожку.

Почему у лягушки нет хвоста.

Роли: сказочник, лягушка, орёл, рыбка, мудрец.

Сказочник:

Над рекой была избушка,

Под избушкой жила лягушка.

Появился в избушке жилец,

Старый мастер, великий мудрец.

Мастерил мудрец, мастерил,

Наконец он дверь отворил,

И бесхвостое население

Вдруг услышало объявление:

Мудрец:

«Всем! Всем! Всем! Продаются хвосты

Удивительной красоты.

Прилетайте! Плывите! Бегите!

Выбирайте, какие хотите!»

Сказочник:

Самой первой лягушка – прыг, скок! –

Перепрыгнула через порог.

Поглядела Лягушка на полки,

А на полках-то щётки, метёлки,

Веера, жгуты, и хлысты…

Словом. Всякие были хвосты.

Поглядела и растерялась

И купить себе хвост побоялась.

Лягушка:

«Подожду,

Потому, что хвост – не игрушка.

Погляжу, как другие поступят

И какие хвосты они купят».

Сказочник.

Прилетел к хвостоделу орёл

Хвост орёл из перьев приобрёл.

Начал хвастать хвостом и гордиться:

Орел:

«Вот теперь я птица как птица.

Хвост из перьев хорош и пригож,

На могучую птицу похож,

Мог я перья в полёте расправить,

Да полётом не мог я править,

И когда на крыльях летел,

Ветер мною вертел, как хотел.

А теперь я хвостом поверчу.

И куда захочу – полечу».

Лягушка:

Птичий хвост для меня не годиться.

Я лягушка, а вовсе не птица.

Сказочник.

Приплыла к хвостоделу рыбка.

Хвост надела и шепчет:

Рыбка:

«Спасибо! До чего ж он хорош и пригож

И на гибкую рыбку похож.

Без хвоста я чуть не пропала.

Волны мчали меня, как попало.

А теперь я хвостом шевельну

И куда захочу – поверну».

Лягушка:

Я купила бы хвост как у рыбки.

Да боюсь, не вышло б ошибки.

Сказочник:

Подошла к хвостоделу Лисица,

Хвост надела и ну веселиться:

Лисица:

До чего ж хорош и пригож,

На меня, на лисицу похож!

И пушистый, и рыжий, и ловкий,

На увёртки готов, на уловки.

Вот теперь я хвостом крутану

И любого врага обману!»

Лягушка:

Лисий хвост для меня не годится

Я лягушка, а не лисица.

Сказочник:

Поглядела, а полки пусты:

Лягушка:

«Караул, Расхватали хвосты!

Кабы хвост орлиный да мне бы,

Я б сейчас улетела в небо.

Кабы рыбий хвост я взяла,

Я бы в море сейчас плыла.

Кабы лисий хвост я схватила.

Я б сейчас по лесам бродила.

А теперь я под — за камень шмыг,

В воду плюх да на берег прыг1»

Сказочник:

Пожалел её хвостодел,

Успокоить её захотел

И сказал: «Тут какая-то малость

Лоскутков и обрезков осталась.

Если хочешь, мы их раздадим

Головастикам, деткам твоим.

Пусть малютки хвостами помашут.

А когда лягушками станут.

То хвосты у неё отстанут».

Лягушка:

Почему?

Потому, что хвост не игрушка!»

Станция «Друзья природы»

Ведущий: Для поэта было самое важное – уметь удивляться, во всём найти новое, интересное. Много произведений он посвятил природе.

1. Игра «Догадайся»

— Прослушав отрывок стихотворения, постарайтесь догадаться о каком животном говориться».

В дом вошло животное

до того голодное:

Съело веник и метлу,

Съело коврик на полу,

Занавеску на окне

И картину на стене,

Со стола слизнуло справку

И опять пошло на травку. (Коза)

Ветки слились с рогами,

С кустами сливается тело,

С березовыми стволами

Уже сливаются ноги. (Лось)

На автомобильчик он похож,

И усами движет, как чудовище,

И блестит, как дорогая брошь,

Сам себе разбойник, сам сокровище.

(Жук)

  1. Отгадайте ребус и вы узнаете, какая рыба умеет строить себе дом. 1 Б=Ш

Рыбка строит дом.

В глубине текучих вод

Рыбка колюшка живёт.

Эта рыбка строит дом,

Строит дом на дне речном.

Нет у рыбки инструментов:

Носит носиком песок, роет ртом.

Раз! – глоток.

Два – бросок.

Роет колюшка песок.

Рвёт подводные травинки,

Строит стены, потолок.

Чуть появится зевака –

Рвётся в драку забияка:

Ёй, зевака, без оглядки

Удирай во все лопатки,

Удирай во все лопатки

Со строительной площадки!

Дом готов! Прекрасный дом!

Лучший дом на дне речном!

Ну-ка милая хозяйка,

В новый домик полезайка,

Положи икринки

На мягкие травинки!

Я домой не захожу.

Я снаружи сторожу.

Сторожу своих детей

От непрошенных гостей.

Эй, ребята, — баю-баю!-

Воду чистую качаю.

Пусть

Среди текучих вод

Много колюшек живёт!

Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие. А на прощание я хочу прочитать вам стихотворение, которое Валентин Берестов посвятил все детям. В этом стихотворении он советует детям радоваться красоте мира, открывать неизведанное и уметь удивляться. Только в этом случае вы вырастите художниками своей жизни.

Удивление.

Без удивления холодно уму,

Оно живит и утепляет,

Пусть даже удивишься ты тому,

Что ничего тебя не удивляет.

Литература:

  1. Тубельская. Г. Н. Детские писатели России». Ч.1. М., «Школьная библиотека» 2002

  2. Корф О. Б. Детям о писателях. 20 век. От А до Я. М., 2006.

  3. В. Берестов. Первый листопад. М., Детская литература. 1987.

  4. Журнал «Детская литература. 1998 г. Стр. 16- 20. Стихи. Валентин Берестов вспоминает.

  5. Журнал. Читаем, учимся, играем. №4, 2003.

  6. В. Берестов. Улыбка. М. «Детская литература». 1986.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *