Литературная композиция «Детство, опаленное войной»

«Детство,

опалённое

войной»

Литературно-поэтическая композиция.

Подготовила:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №6 г.Владимира

Ведехина О.Н.

Литературная композиция

«Детство, опаленное войной».

Цели:

— расширить знания детей о Великой Отечественной войне;

— привлечь к чтению художественной литературы о войне;

— способствовать развитию интереса школьников к истории Великой Победы;

— воспитывать чувство сострадания, непримиримости к фашизму, патриотизма, сознания ценности мирной жизни.

Учитель: Сегодня, ребята, я хочу поговорить с вами о Великой Отечественной войне.

О войне мы с вами, если уж говорить честно, знаем не так много. Это и хорошо, и плохо одновременно. Хорошо потому, что нас миновало это горе. Плохо потому, что нельзя забывать героев, отстоявших нашу свободу, жизнь.

Чтец(1): Вспомним сегодня хотя бы немного,

Давние грозные дни страны,

Вспомним мы с вами, дети и внуки,

Не перенесшие той войны!

С. Кочуров

Учитель: Великая Отечественная война постепенно уходит в прошлое, становится страницей истории. Все меньше ветеранов мы встречаем на улицах в День Победы 9 мая. Почему же мы, вновь и вновь вспоминаем о ней?

Чтец(2): Опять война,

Опять блокада…

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо,

Не надо раны бередить».

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне,

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне.

И может показаться

Правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда

Не права!

Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той зимы

Нам нужно

Чтобы наши дети

Об этом помнили

Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память- наша совесть.

Она — как сила нам нужна.

Чтец(3): Не обожжённые сороковыми

Сердцами, вросшими в тишину,-

Конечно, мы смотрим глазами иными

На нашу большую войну.

Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам

О горьком победном пути,

Поэтому должен хотя бы наш разум

Дорогой страданья пройти.

И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенёс.

Конечно, мы смотрим иными глазами-

Такими же, полными слёз.

Учитель: Лето 1941г. Началось замечательно для тысяч мальчиков и девочек. Июнь 41-го был тёплый, солнечный, мирный…

Чтец(4): Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Чтец(5): Солнечным ранним утром в июне,

В час, когда пробуждалась страна,

Прозвучало впервые для юных

Это страшное слово «война»!

Чтец(6): Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,

Сквозь лишения, боль и беду,

Уходили из детства ребята

В сорок первом году.

Учитель: Грозный 41-й… Как он изменил судьбы, обагрил кровью и слезами детство, сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушил светлые мечты.

Война и дети… Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому, что дети родятся для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отнимает… Сотни тысяч детей в возрасте от грудного ребёнка до 16 лет истребили фашисты.

Чтец(7): Нет! Об этом нельзя словами…

Тут надо рычать! Рыдать!

Семь тысяч расстрелянных в мёрзлой яме,

Заржавленной, как руда.

Кто эти люди? Бойцы? Нисколько.

Может быть партизаны? Нет.

Вот лежит лопоухий Колька-

Ему одиннадцать лет,

Чтец (8): Рядом истерзанная еврейка,

При ней ребёнок. Совсем как во сне.

С какой заботой детская шейка

Повязана маминым серым кашне.

Матери сердцу не изменили:

Идя на расстрел, под пулю идя,

За час, за полчаса до могилы

Мать от простуды спасала дитя.

Но даже и смерть для них не разлука:

Не властны теперь над ними враги-

И рыжая струйка

из детского уха

Стекает в горсть

материнской

руки.

( И.Сельвинский )

Учитель: На войне детей не бывает. Те, что попали на войну, должны были расстаться с детством. Война обрушилась на детей так же безжалостно, как и на взрослых- бомбами, разлуками, холодом и голодом.

На выезде из Санкт-Петербурга ( ранее Ленинграда) сейчас стоит памятник- «Цветок жизни». На его каменных лепестках начертано: «Пусть всегда будет солнце». Это памятник детям блокадного Ленинграда, прошедшим сквозь холод и голод военных ночей.

Несмотря на героизм и отвагу советских воинов, в сентябре 1941г. врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Зимой 1941-1942г. город сковала лютая стужа. Истощённые голодом и измученные непрерывными бомбёжками и обстрелами ленинградцы жили в не отапливаемых комнатах с заделанными картоном окнами. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лёд, брать воду в прорубях, а потом под обстрелом доставлять её домой.

Остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. Основным «транспортом» жителей города стали детские саночки. На них возили скарб из разрушенных домов, воду из проруби, тяжело больных и умерших, завёрнутых, завёрнутых в простыни.

Чтец (9): Склонившись над мглой снеговою,

Девчонка с ведёрком пустым

Чуть движется… А за Невою

Клубится пожарища дым.

А там, средь сугробов горбатых,

Где трудно и взрослым шагать,

На саночках узких ребята

Везут свою мёртвую мать. (Ю.Андрушенко)

Учитель: Смерть входила во все дома. Изнурённые люди умирали прямо на улицах, у станков, в школах.

Чтец(10): Девчонка руки протянула

И головой –

На край стола.

Сначала думали –

Уснула,

А оказалось –

Умерла…

Никто

Не обронил ни слова.

Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья –

После похорон. (Ю.Воронов)

Чтец(11): Блокада – далеко как это слово

От наших с вами мирных светлых дней,

Произношу его и вижу снова

Голодных, умирающих детей.

Как опустели целые кварталы,

И как трамваи вмерзли на пути

И матерей, которые не в силах

Своих детей на кладбище нести.

Учитель: Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой (прикрепляется на доску её портрет). Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой. В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких трагических записей, сделанных детской рукой.

(Выходят дети. В руках у них по листку из дневника Тани, переписанные или переснятые и увеличенные копии, взятые из книги И.Миксона «Жила-была» (Приложение №1) и по магниту. Дети по очереди читают записи, прикрепляют магнитами листки на доску вокруг портрета Т.Савичевой и по одному садятся. У доски остается одна девочка, которая читает стихотворение от имени Т.Савичевой).

Чтец(12): Я к ним подойду, одеялом укрою,

О чем-то скажу, но они не услышат.

Спрошу – не ответят. А в комнате – трое.

Нас в комнате трое, но двое не дышат.

Я знаю – не встанут, я все понимаю.

Зачем же я хлеб на три части ломаю…

Учитель: Таню удалось вывезти из блокадного Ленинграда, но она не на много пережила своих близких. Она умерла в 1944г., не смогла перенести крайнее истощение и нервное потрясение от ужаса войны и блокады.

Чудовищные преступления творили фашисты на оккупированных территориях. Расстреливали, сжигали, угоняли в рабство в Германию и концлагеря, не щадя ни стариков, ни женщин, ни детей. О чем свидетельствует письмо Кати Сусаниной, 15-летней белорусской девочки, отданной в рабство гитлеровскому помещику. Доведённая до отчаяния, Катя в день своего 15-летия решила покончить жизнь самоубийством. Перед смертью она написала последнее письмо отцу, бывшему на фронте.

(Выходит девочка, читает письмо. Приложение №2).

Учитель: Это письмо нашли в 1944г. при разборе кирпичной кладки разрушенной печи в одном из домов г. Лиозно. На конверте стоял адрес: «Действующая армия. Полевая почта №… Сусанину Петру». На другой стороне карандашом написаны слова: «Дорогие дяденька или тетенька, кто найдет это спрятанное от немцев письмо, умоляю вас, опустите сразу в почтовый ящик. Мой труп уже будет висеть на верёвке». Номер полевой почты, написанный на конверте устарел, и письмо не могло попасть к адресату, но оно дошло до сердца советских людей. Опубликовано в газете «Комсомольская правда» 27 мая 1944г.

Но самыми обездоленными детьми войны были малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. Послушайте воспоминания бывшей узницы.

(Выходит девочка и читает. Приложение №3)

Учитель: Над узниками концлагерей издевались, сжигали в печах, морили в газовых камерах.

Чтец(13): Ночью ходит мать по Хиросиме,

Бухенвальд проходит и Освенцим.

И скорбит о дочери, о сыне

Горстку пепла прижимая к сердцу.

Учитель: Послушайте отрывок из книги Николая Тычкова «Маленькие пленники Бухенвальда». (Приложение №4) Нелегко жилось и там, где не гремели бои, куда не добрались фашисты. В тылу женщины и дети заменили мужей и отцов. Выполняли тяжёлую мужскую работу. Надрывались, работая сутками.

Чтец(14): Отца забрали на войну.

Мальчишка – шпингалет,

Но в раз прибавила ему

Война так много лет.

Чтец(15): Зачем ты, война у мальчишек их детство украла –

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводы работать мальчишки Урала,

Подставили ящики, чтобы достать до станка.

Чтец(16): По десять часов у станка

Голод, бессонница тело рвут.

Любая минута сладка

Сна провального прямого тут.

Чтец(17): Мы косили с бабами травы,

Кашляли от натуги,

И огрубели рано

Наши губы и руки.

Учитель: Да, мальчишки и девчонки здорово помогали в тылу. Но тысячи их было и на фронтах, вместе с бойцами. Они были детьми, а воевали как взрослые. Тысячи юных совершали в те годы подвиги: связные и разведчики, маленькие подпольщики, сыновья партизанских отрядов, полков, юнги боевых кораблей.

(Выходят дети с портретами пионеров-героев, зачитывают о них краткие строки. (См. приложение №5) и затем читают отрывок из стихотворения «Реквием» Р.Рождественского).

Чтец(18): Разве погибнуть

Ты нам завещала,

Родина?

Чтец(19): Жизнь обещала,

Любовь обещала

Родина.

Чтец(20): Разве для смерти

Рождаются дети,

Родина?

Чтец(21): Разве хотела ты

Нашей смерти

Родина?

Чтец(22): Пламя

Ударило в небо! –

Ты помнишь?

Родина?

Чтец(23): Тихо сказала:

«Вставайте

На помощь…»

Родина.

Чтец(24): Славы

Никто у тебя не выпрашивал,

Родина.

Чтец(25): Просто был выбор у каждого…

Я или Родина!

Чтец(26): Не щадя себя в огне войны

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны,

Были настоящими героями!

Учитель: Они пали за мир, за жизнь, за нас! Почтим их память стоя минутой молчания. (Минута молчания)

Учитель: Дети войны… Те, кто выжил стали стариками, ветеранами, а память хранит все в сердце. И каждый из них мог бы сказать:

«Я родом не из детства – из войны.

И потому, наверное, дороже

Ценю, чем ты, и счастье тишины

И каждый лишний день,

Что мною прожит!»

Мы с вами тоже должны научиться ценить наступившее утро, весенний дождь, шум деревьев, каждое прожитое мгновение, ценить и беречь это.

Чтец(27): Да будет светлой жизнь детей!

Как светел мир в глазах открытых!

О, не разрушь и не убей –

Земле достаточно убитых.

Чтец(28): Как хорошо проснуться на рассвете,

Как хорошо, что ночью сняться сны.

Как хорошо, что кружится планета,

Как хорошо на свете без войны.

Учитель: И если сегодня у вас хоть раз защемило сердце, я надеюсь, что вы никогда не встанете в один ряд с теми, кто разрушает памятники советским воинам, оскверняет их память и рисует свастики на их могилах. Не станете варварами, не помнящими свою историю.

(В заключении учитель проводит обзор книг, представленных на книжной выставке и даёт задание на следующее занятие. Прочитать и подготовить отзыв о книге, нарисовать рисунки).

Приложение №1

Из дневника Т.Савичевой:

— Женя умерла 25 дек. в 12:00 час. Утра 1941г.

— Бабушка умерла 25 янв. в 3 ч. дня 1942г.

— Лека умер 17 марта в 5 час. Утра 1942г.

— Дядя Вася умер 13 апр. в 2 ч. ночи 1942г.

— Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942г.

— Мама умерла 13 мая в 7:30 час. Утра 1942г.

— Савичевы умерли.

— Умерли все.

— Осталась одна Таня.

Приложение №2

Письмо Кати Сусаниной.

«Дорогой добрый папенька!

Пишу тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери.

Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи. Её расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил её плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала: «Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется и вышвырнет вас, подлых захватчиков отсюда вон». И офицер выстрелил маме в рот…

Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь – у меня отбили легкие. А помнишь, папа, 2 года назад, когда мне исполнилось 13 лет, какие хорошие были мои именины! Ты мне, папа тогда сказал: «Расти, доченька, на радость большой!» Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню… А теперь, папа, когда гляну на себя в зеркало – платье рваное, в лоскутах, номер на мне, как у преступницы, сама худая, как скелет, — соленые слезы текут из глаз. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди ни кому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают, да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарляна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с Розой и Кларой – так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон. «Русс была и будет свинья», — сказал он. Я очень боюсь Клары – это большая и жирная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку.

Живу я в дровяном сарае: в комнату мне входить нельзя. Один раз горничная, полька Юзефа, дала мне кусочек хлеба, а хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и по спине. Два раза я убегала от хозяев, но меня находил их дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал. Сегодня я узнала новость: Юзефа сказала, что господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины. Теперь они берут и меня с собой. Нет, я не поеду в эту трижды проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет меня от жестокого битья. Не хочу больше мучиться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!..

Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать.

Твоя дочь: Катя Сусанина.

Моё сердце верит: письмо дойдет.

Приложение №3

Из воспоминаний рабочей из города Таллина.

«В сентябре 1941 года немцы заняли деревню. Бабушка от ранения умерла, а меня с дедушкой отправили в концлагерь «Красное село», где дедушку расстреляли, а меня, двенадцатилетнюю отправили в лагерь «Балтийский».

Детей в лагере было много. Поселили нас при госпитале, сделали донорами. У многих выкачивали кровь до капли. Когда я вконец обессилила, меня заразили туберкулёзом и отправили на уничтожение в лагерь «Клоога». Выжила чудом.»

Приложение №4

«…Поравнявшись с ребятами, эсэсовцы остановились, таинственно подмигнули друг другу. Один из них наклонился, поднял худое, помятое ведро, валяющееся на насыпи, с силой надел его Коле на голову и захохотал. Другой спустил на мальчика овчарку, чтобы проверить, защитит ли ведро от укусов. Большой, откормленный и специально натренированный пес с визгом набросился на мальчика. Коля слышал, как лязгнули зубы собаки, но схватить его за горло овчарке не удалось: помешало ведро.

Вторую собаку тоже освободили от поводка.

Коля всячески, как только мог, отбивался от двух разъярённых псов и одновременно пытался снять с головы ведро. Эсэсовцы не спешили позвать овчарок назад.

Коля окончательно потерял силы, перестал сопротивляться. Ведро слетело с головы, обнажив горло,- и собачьи зубы впились в него.

Коли Науменко больше не стало.»

(Н.Тычков «Маленькие пленники Бухенвальда»)

Приложение №5

— Валя Котик, 14 лет. Сражался плечом к плечу со взрослыми. Погиб в бою. Герой Советского Союза.

— Володя Дубинин, 12 лет. Храбрый подпольщик, наравне со взрослыми боролся с фашистами. Подорвался на мине, помогая сапёрам расчистить подступы к каменоломням.

— Нина Куковерова, 14 лет. Партизанская разведчица. Ушла в разведку и не вернулась. Предатель выдал её врагам.

— Юта Бондаровская, 13 лет. Партизанка. Пала смертью храбрых в жестоком бою. Награждена посмертно медалью «Партизану Отечественной войны».

— Зина Портнова. В 1941г. перешла в 8 класс. Герой Советского Союза. Зверски замучена фашистами.

— Лара Михеенко. Летом 1941г. закончила 6 класс. Отважная партизанка. Расстреляна фашистами.

— Валерий Волков. В 1941г. перешел в 5 класс. Юный боец легендарной морской пехоты. Сын полка. Погиб в бою при обороне Севастополя.

— Люся Герасименко, 11 лет. Связная у партизан и подпольщиков. Расстреляна фашистами.

— Марат Казей, 14 лет. Партизан. Герой Советского Союза. Погиб в бою, подорвав себя и фашистов последней гранатой.

— Галя Комлева. В 1941г. перешла в 7 класс. Связная в партизанском отряде. Расстреляна фашистами. Награждена орденом Отечественной войны.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *