Кружок «Умники и умницы» 2 класс
Занятие 25.
Развитие воображения, внимания. Типы текста. Описание.
Цель занятия: развивать воображение, внимание, речь; познакомить с текстом-описанием.
Оборудование: презентация; учебник Т.Н.Соколовой курс РПС «Юным умникам и умницам»; разрезные опорные карточки.
Ход занятия.
-
Поэтическая минутка.
Дети читают наизусть, стоя стихотворение П. Воронько «Лучше нет родного края»
-
Разминка (слайд)
Девиз. Не спеши языком — торопись делом.
-Отгадай, что это?
1) Белые горошки на зеленой ножке.
2) Белый, а не снег, сладкий, а не мед.
3) Пузатый, носатый, на печке сопел
Потом вдруг нечаянно песню запел.
(ландыш, сахар, чайник)
— Слова какой части речи помогли нам угадать предмет? (имена прилагательные)
— На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (какой?, какая?, какое?, какие?)
— Для чего нужны имена прилагательные в речи? (для точности описания предмета)
3. Работа в группах (слайд)
— Командиры, получите задание.
— Запиши как можно больше признаков предмета.
Арбуз (какой?) ______________________________________________
Морковь (какая?) ____________________________________________
Редис (какой?) _______________________________________________
Огурец (какой?) ______________________________________________
Лимон (какой?) _______________________________________________
Помидор (какой?) _____________________________________________
(Форма. Цвет. Размер. Вкус. Материал и т.д.) Проверяем по группам.
4. Повторение.
— На протяжении нескольких уроков мы с вами работали с текстами. Вспомним.
— Что я знаю? Что такое текст?(…).
— Попробуем заполнить таблицу (коллективная работа на доске – разрезные карточки).
— Что я хочу узнать?(…)
— Что я узнал(а)? (пока ничего).
Что знаю? Что хочу узнать? Что узнал?
Текст – это В литературе исполь-
два или несколько зуются разные ? ? ?
предложений, связан- виды текстов.
ных между собой по
смыслу. Текст можно
озаглавить.
— Что мы не знаем? (какие виды текста используются в литературе)
— Скажите тему урока. (…)
— Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из них.
-
Задание №2.
Девиз. Коротко да ясно, оттого и прекрасно.
— Как вы понимаете это высказывание? (уметь выразить свою мысль коротко, ясно, чтобы всем было понятно).
1. Объяснение нового материала.
— Читаем задание.
— Читаем текст (читают)
— О ком этот текст? (о лисе)
— Почему вы так думаете? (описание лисы)
— Какой вопрос мы можем поставить к этому тексту? (предмет какой? лиса какая?)
— Такой текст называется текст-описание.
Такие тексты создаются для того, чтобы охарактеризовать предмет, сообщить о его признаках. В тексте описании изображаются предметы, люди, животные, природа.
— Если бы я вам сейчас дала задание нарисовать рисунок к тексту, кого бы вы
нарисовали? (…). Сколько бы получилось картинок? (одна)
— Повторим, что же такое текст-описание?
Текст-описание.
(какой? какая? какое?
какие?)
одна картинка
2. Работа с текстом.
— Выберите из текста словосочетания для описания лисы:
1) внешнего вида лисы (зубки, рыльце, ушки, хвостик, шерсть);
2) повадок этого зверя (как ходит, как смотрит, как устраивает нору, что ест)
(подчеркнуть карандашом)
— Читаем следующее задание.
— Подбери из текста слова и выражения, близкие по смыслу к выражениям:
Лиса очень нарядная -_____________________________________________
Ходит осторожно -________________________________________________
Делает в норах ходы и выходы -_____________________________________
Лиса крадет и ест домашних птиц — __________________________________
(записать в тетрадь)
3. Закрепление.
— Повторим.
— Что же такое текст-описание? Прочитать на стр.20 (1 уч-ся читает, затем все вместе)
— Посмотрите на экран, какая она красавица.
(показ презентации о лисе)
-
Веселая переменка.
Устройтесь поудобнее и расслабьтесь. Представьте, что вы хотите выжать воду из мокрого песка. Сожмите в кулак пальцы правой руки. Сожмите их крепче и крепче. Теперь разожмите пальцы и расслабьте их. Стряхните песок с руки (повторите 2 раза). Выполните это же упражнение левой рукой 3 раза. Выполните это же упражнение, сжимая пальцы обеих рук. (3 раза).
-
Задание №3.
— Сегодня мы будем учиться писать текст-описание.
— О ком, догадайтесь?
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги…
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? …
(Зайка.)
— Что знаете о зайце?
— Какие виды зайцев знаете?
(подготовленный ученик рассказывает)
На территории РФ насчитывается 4 вида зайцев. От побережья Ледовитого океана по всей европейской части России и в Сибири встречается заяц-беляк. Самый крупный заяц-русак, который обитает на Урале и части европейской территории. В забайкальских степях живет заяц-толай. В Приамурье и Уссурийском крае распространен маленький, похожий на кролика, короткоухий и коротконогий маньчжурский заяц.
(показ презентации)
— Сначала мы должны составить описание зайца по вопросам. Поможет вам в этом карточка (работа в парах). (слайд)
Заголовок _______________________
Я видел зайца_____________________________________.
голова ___________________________________________
уши _____________________________________________
хвост ____________________________________________
зубки ____________________________________________
лапы_____________________________________________
шкурка___________________________________________
Заяц питается _____________________________________.
(заяц – зверек — он)
Пересказать получившийся рассказ (1-2 учащихся или в парах)
-
Запись текста.
-
Итог.
— Итак, что же я узнал? (вид текста – описание)
— Что представляет собой текст-описание?
— Для чего мы учимся работать с текстом? (чтобы хорошо, понятно говорить, хорошо читать, узнать много поучительного, расширять кругозор, познать мир
и т.д.)
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 39»
Майс Галина Брониславовна
20 апреля 2013 г.
Памятки раздать.
Приложение.
Текст-описание.
(какой? какая? какое? какие?)
1. В заголовке назван предмет описания.
2. В первом предложении назван предмет описания.
3. Далее перечисляются признаки предмета описания.
4. В текст нельзя вставить слова «потом», «затем».
5. К тексту можно нарисовать только одну картинку.
6. Текст заканчивается выводом.