КРУЖОК «Я — КОМСОМОЛЬЧАНИН»

КРУЖОК «Я — КОМСОМОЛЬЧАНИН»

Не секрет, что любовь к Родине начинается с любви к своему дому, семье, городу, краю, то есть к «малой родине». Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения края, города в науке, культуре и спорте еще сохранили качества нравственных идеалов, что позволяет использовать эти сведения как основу для патриотического воспитания подрастающего поколения.

Однако чтобы считаться патриотом, мало любить свой край и город, мало гордиться им — надо знать, и знать глубоко его историю: что подарено нам природой, что сделано человеческими руками, как жили отдаленные и более близкие к нам поколения, какую память о себе оставили, что создали они и что предстоит создать нам. Только знания сделают нашу любовь к родному городу и краю по — настоящему деятельной, позволят сохранить и развить лучшие её традиции.

Работая с младшими школьниками, я поняла, что использование краеведческого материала на уроках и вовне урочное время является необходимым средством активизации познавательной деятельности учащихся. Это позволило мне разработать программу кружка « Я — Комсомольчанин».

Утверждено

МО учителей начальных

классов, пр. № __ от ______

Пояснительная записка

К ПРОГРАММЕ КРУЖКА «Я – комсомольчанин»

(для реализации ХКК ГОС ОО в эколого-краеведческом

образовании младших школьников)

Статус документа

Примерная программа составлена на основе программы «Краеведение» автора А.Е.Тихоновой регионального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Программа кружка расширяет знания учащихся об эколого-краеведческих, биологических, природно-климатических понятиях своего региона. Программа содержит значительный фактический материал об истории города, исторических памятниках, предполагает участие обучающихся в проектной и исследовательской деятельности. Тематика занятий составлена последовательно, с учетом логики изложения, возрастных особенностей учащихся. Программа эколого-краеведческого кружка «Я – комсомольчанин» реализуется в 1-4 классах начальной школы.

Программа кружка выполняет основные функции:

Образовательная функция позволяет расширить знания учащихся о малой родине, любви к Отечеству, развивать творческую, поисковую, научно-исследовательскую потребность.

Воспитывающая функция предусматривает формирование эколого-краеведческой культуры, ценностного отношения к богатству родной природы, памятникам культуры города, воспитывать чувство гордости к людям труда.

Примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации регионального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

Структура документа

Примерная программа включает: пояснительную записку; основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого блока, методические разработки уроков, перечень рекомендуемой литературы. Большинство представленных в примерной программе лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.

Тематическое планирование занятий эколого-краеведческого кружка

«Я — комсомольчанин»

Всего по программе – 30 часов (1 час в неделю)

п/п

Тема занятия

Количество часов

Экскурсии

1

Главные музей города

1 час

1.Экскурсия в краеведческий музей

2

Я знаю — город будет (история строительства города)

1 час;

3

Первые улицы города Юности

2 час;

Экскурсия по городу

4

Новые улицы города Юности

2 часа

Экскурсия по городу

5

Подвиги комсомольчан в годы Великой Отечественной войны

2 часа

Экскурсия на мемориальный комплекс

6

Памятные места города

3 часа

7

Парки города

2 час;

Экскурсия в парк «Силинский»

8

Города – спутники, город-побратим

2 часа

Экскурсия на озеро Амут

9

Знатные люди города

1 час

Встречи

10

Город-Юности — промышленный город

3 часа

Экскурсии на заводы

11

Дакгомз – молочный король города.

1 час

Экскурсия

12

Хлебозаводы – кормильцы города

1 час

Экскурсия

13

На страже порядка города… ГАИ

1 час

Экскурсия

14

Культурный мир города (театры).

1 час

Экскурсия

15

Духовный мир города.

1 час

Экскурсия

16

Наукоград (пед и тех университеты).

1 час

Экскурсия

17

Здравоохранение

1 час

18

Образование

1 час

19

Автобусом по городу…

1 час

Список рекомендуемой литературы:

  1. Ю. Шевченко «Город Юности», детская литература 1982 г;

  2. Г. Хлебников, Е Дороднов «Адрес подвига – Дальний Восток»;

  3. Г. Хлебников, Е Дороднов «Подвиг на Амуре»;

  4. «Река – Времени», и.д. приамурские ведомости 2007 г,

  5. М. Кузьмина «Комсомольск начинался с палаток» изд. Комсомольск-на-Амуре 2007г.;

  6. С.Д. Шлотгауэр «Времена года» и.д. приамурские ведомости 2002 г.;

  7. Е.В. Дороднов Путеводитель-справочник, Хабаровское книжное издательство 1980 г.;

  8. Л. Герчиков «Это наш город, город на заре …», М. московский рабочий 1982 г.;

  9. Ю. Жуков, Р. Измайлова «Первостроители», М. молодая гвардия 1982 г.

  10. Материалы музея МОУ СОШ №1.

Приложение

Второй урок.

Тема урока: «Я знаю – город будет»

Цель урока:

— познакомить с историей рождения города

— совершенствовать навыки работы со справочной литературой

— воспитывать уважение к людям труда, строившим город

Оборудование урока:

Карта Хабаровского края и Комсомольского района, книги — «Твой родной край», «Адрес подвига — Дальний Восток», атласы «Люби и знай свой край», фотографии.

Ход урока:

  1. Страницы истории Хабаровского края.

А) Урок начинается с чтения стихотворения П.Комарова «Приамурье»

Край далекий – с лесами да сопками,

С поздней жалобой птиц, — это ты

Разбудил голосами высокими

Сыновей золотые мечты.

Много стран в эти годы видали мы,

По дорогам солдатским пыля.

Только там и за дальними далями

Снилась наша родная земля:

Небеса с колдовскими закатами,

И тайги вековечный покой,

И Амур с берегами покатыми,

И вечерний туман над рекой.

Выйдешь в поле – весна над равниною

Из цветов вышивает узор,

Вереницу следит журавлиную

Голубыми глазами озер.

И любая березка знакома нам.

Только крикнешь – на все голоса

Птичьим щебетом, свистом и гомоном

В тот же миг отзовутся леса.

Лось идет ли по склону отлогому,

Головой раздвигая кусты,

Или рысь возвращается к логову –

В каждом шорохе слышишься ты.

Я бы ветры вдохнул твои с жаждою,

Я бы выпил ручьи до глотка,

Я тропинку бы выходил каждую, —

Да моя сторона велика.

Как посмотришь – не хватит и месяца

Обойти и объехать ее.

Только в песне да в сказке уместятся

Приамурье мое!..

(Во время чтения идет презентация фотографий природы Приамурье)

После прослушивания стихотворения учитель задает учащимся вопрос:

— что хотел выразить поэт в своем стихотворении?

— поделитесь своими мыслями о том, что вас взволновало в этом произведении?

Б) как вы считаете, ребята, давно ли на Дальнем Востоке поселись люди?

(дети высказывают свои предположительные ответы)

примерно 300 тыс. лет назад появились первые люди на Дальнем Востоке. Это были первобытные охотники и рыболовы, которые большими группами кочевали с места на место в поисках пищи…

— знаете ли, ребята, кто открыл Дальний Восток для России?

Открыли Дальний Восток для России первые русские землепроходцы и моряки:

На доске или презентация:

Иван Юрьевич Москвитин – с отрядом Козаков вышел к побережью Тихого океана.

Василий Данилович Поярков – вышел к реке Амур.

Ерофей Павлович Хабаров – в 1650г. вышел к реке Амур и основал поселение, которое носит его имя – Хабаровск.

Геннадий Иванович Невельской – он дал ответы на такие вопросы:

— куда впадает река Амур?

— Сахалин — остров или полуостров?

И с 1855г.-1860г. Приамурье без единого выстрела, мирным путем было присоединено к России. И с этого времени началось заселение реки Амур. Переселялись из Сибири, Забайкалья.

— что же влекло сюда людей?

(ответ — богатство)

Вот что писал Е.П.Хабаров в мае 1650г. властям:

«а леса по той великой реке Амуре темные, большие, соболя и всякого зверя много…, а хлеб в поле родится ячмень и овес, и просо, и горох, и гречиха, и семя конопляное».

В) После отмены крепостного права потянулись крестьяне из центральных областей России. Путь был трудным, опасным, шли два-три года.

(ученица читает отрывок из романа Н.Задорнова «Амур — батюшка»)

Казаки подплывали ближе к Благовещенску. Перед ними открывалась еще одна новая страна. Тайга, чем ниже спускались по реке становилась веселей, кудрявились орешники, радовали глаз дубняки, липовые рощи; на лугах росли сочные буйные травы, а на зеленых косогорах, и на русской и на китайской сторонах реки, цвели красные и желтые саранки и пушистые белые марьины коренья.

Под Хабаровкой река заворачивала на север. Из-за островов впала Уссури, и Амур стал широк и величествен.

Местность изменилась. Еще под Пашковой начались крутые горы. Оба берега стали пустынны и дики. По правому берегу тянулись однообразные увалы, то покрытые дремучей вековой тайгой, обгорелые, то голые и каменистые, то поросшие орешником, то молодым кудрявым лесом. Иногда встречались березы в два обхвата.

Амур называют — Амур – батюшка.

— и по берегам реки Амур стали строиться поселки: Нижняя Тамбовка, Средняя Тамбовка, Верхняя Тамбовка, Шелехово, Пермское…(показ на карте)

Г) Работа с картой Хабаровского края и атласами.

— река Амур протекает по территории Хабаровского края, которая протянулась с севера на юг на 1785км, а длина морского побережья составляет 2500км. Три четверти территории края занимают горы и нагорья. По территории протекают реки: Амур, Уссури, Бурея, Хор, Гур, Тумнин, Мая, почти 120000 малых рек и озер.

2. Я знаю — город будет.

А) Советское правительство большое внимание уделяет развитию Дальнего Востока, ее промышленному комплексу и принимает решение о строительстве завода, а значит и города.

( стихотворение читает ученик, сопровождает презентация с фотографиями Амура):

За кручей Урала

За ширью Байкала

В долине Амура

У сопок седых

Есть город, чье имя

Всегда будет к подвигам

Звать молодых.

Б) Ребята, я хочу зачитать справку, которую составил преподаватель мужской гимназии А.Кириллов:

« Пермское – селение Пермской области, Софийского округа, на левом берегу реки в 352,5 верстах ниже Хабаровска и 266 верстах выше Софийска, основано переселенцами Пермской губернии в 1860г и в 1888г. в нем числилось: часовня во имя св. пророка Илии, дворов 26, жителей 78 мужчин и 82 женского пола. Занятие жителей: заготовка дров для пароходов, почтовая гоньба, рыбный промысел и в незначительных размерах земледелие.» ( Е.Дороднов., Г.Хлебников «Подвиг на Амуре», фотография.)

В) 10 мая 1932г. высадились 3747 человек из Москвы, Ленинграда, Одессы, Горького и др. городов строители… В тот день громкие гудки пароходов позвали жителей села Пермское на берег реки Амур. Они с большим любопытством всматривались в лица молодых парней, которые с шутками и песнями высаживались на берег. ( Е.Дороднов «Подвиг на Амуре»)

Г) строители приступили к работе, стали рубить просеку, которая затем станет ул. Кирова, на которой вырастут первая столовая, первый клуб «Ударник», первая средняя школа и др. известные сейчас исторические здания.

Рубят первую просеку – ленту

И не знают ребята, не знают –

Рубят просеку прямо в легенду,

Пот соленый со лба вытирают.

В. Барский «От первой просеки»

Надо было думать о жилье. «Свою первую зиму строители встретили не в бараках и даже не в землянках, а в шалашах, а зима была холодная» – рассказывал первостроитель города Ильин Михаил Гаврилович. ( «Твой родной край» стр. 69 , презентация фотографий)

Д) — кто из вас знает, почему город носит имя Комсомольск?

— были ли другие варианты названия города?

( Обыгрывается сценка « Адрес подвига – Дальний Восток» стр. 55)

— нет, парень дело говорит, — поддержал Сидоренко. – Город будет. Он уже есть по существу, раз есть у него жители. Давайте придумаем имя нашему городу. Сами строим, сами имя дадим. А ну, пошевели мозгами! Вноси, хлопцы предложения.

(Ребята на перебой называют : Амурград, Среднеамурск, Добровольск, Пятилетград, Синегорск, Комсомолка)

-Женское имя городу? – усомнился кто-то.

-А Москва, Одесса, Полтава? – наседала на скептика комсомольск Даша Дорошева.

( спорили до рассвета и единодушно решили назвать город Комсомольском.)

«Комсомольск – мировое имя!»

Е) Город рос, принимая современные очертания. Он протянулся на 20км вдоль реки и соединил два района – Центральный и Ленинский.

3.Домашнее задание.

Постарайтесь найти перевод слова Дземги. Что оно обозначает?

Справка:

( Дземги – «березовая роща», закрепилось очевидно со ст. Ю.Жукова в газете «Сталинский Комсомол » 1937г., №84. Но если перевести с русского на нанайский «береза» звучит как «пиагдан». Краеведы предлагают другой вариант. Еще до строительства города стойбище называлось «Дзонгми». Слово произошло от эвенкийского «Дзюмги», что значит «заброшенный чум». ( «Это нашей истории строки» М.Кузьмина 1992г.)

Надо сказать вот еще о чем: уже через год 12 июня 1933г состоялась закладка первого камня завода № 104. Ведь ему мы и обязаны рождению города.

4.Итог урока:

— Что вы можете сказать об уроке?

— Чем он был для вас?

Третий урок

Тема урока: «Первые улицы города Юности».

Цель урока:

— ознакомить учащихся с первыми улицами города

— показать индивидуальность и неповторимость каждой улицы

— воспитывать у учащихся чувство бережного отношения к архитектурно-историческим местам улиц

Оборудование: материал к игре, сообщения, рисунки детей, сочинения, вывеска «Набережная».

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания.

А) как переводится слово «Дземги», что оно обозначает?

(см. справку в урок №2)

Б) игра «Что? Где? Когда?»

(класс делится на три команды, выбирают капитанов; вопросы лежат в конвертах;

команды готовятся к ответам; ответы команд дополняются .)

— Когда высадился первый десант строителей?

— Назовите название пароходов, на которых прибыли первостроители?

— На берегу реки Амур стоит камень. Что он символизирует? Что на нем высечено?

— На месте какого села построен город Комсомольск?

— Были ли другие варианты как назвать город? Где об этом сказано? Кто автор этой книги?

-Назовите дату прибытия первого десанта строителей.

— 12 июня, что значит эта дата для города?

— Какую площадь называли «Круглой»?

— Дземги стоят на месте нанайского стойбища. Как переводится?

— Назовите фамилии первых первопроходцев, которые открыли Дальний Восток для России.

— Когда ( число, месяц, год) состоялась закладка судостроительного завода, в церемонии которой участвовал В.К.Блюхер.

— В апреле1995г. в городе родилась новая улица. Что это за улица?

В) Обобщение.

Ребята, вы показали хорошие знания истории своего города.

  1. Работа по теме.

А) Доска оформлена: Родина – ………… (вся страна)

родина – ……………(дом, двор, улица.)

— прочитайте слова, чем они похожи, чем отличаются?

— как вы думаете, почему одно и тоже слово написано по- разному?

— что хочу этим сказать?

Б) Отправляемся в путешествие по первым улицам родного города.

( Выставка рисунков, на которых изображены дом, двор, улица….), презентация детских работ.

В) …… а вот и строчки из ваших сочинений

Доска:

— …я люблю свою улицу Пионерскую весной, когда распускаются первые листочки на деревьях.

— ….по проспекту Мира я каждый день хожу в свою школу

— …на моей улице Кирова находится памятник известному партийному деятелю.

Зачитывается сочинение ученика Мамедова Эльдара.

«Много улиц в нашем городе. Улица, на которой я живу, называется Пионерская. Она начинается от реки Амур.

Изначально на ней стояли двухэтажные деревянные дома. Как островки, возвышаются над ними каменные здания. В моем доме два подъезда, работает лифт, дом большой, светлый и красивый.

Наша улица широкая, с большими деревьями. Очень красива улица весной, когда распускаются первые листочки. Я люблю ходить по ней в магазин, в школу. Зимой я катаюсь во дворе на санках, лыжах. Любуюсь красотой природы. Я люблю свою улицу».

Г) И так мы с вами прошлись по улицам города. Мы побывали на весенней Пионерской, прошлись по пр. Мира, свернули на улицу Кирова, и вот, мы уже на берегу реки Амур, на улице Набережная (вывеска).

— ребята, кто хочет поделиться своими чувствами, мыслями, переживаниями, передать своё настроение об этой улице, ведь мы на днях были на экскурсии, гуляли, бегали по ней (высказывания детей).

— как она называлась раньше? (улица Пермская) ревянные дома. хэтажные длываетс Пионерскаятсному пускаются первые листочки на деревьяхоторой участвовал В.К.Блюхер.х годов.

ер

Улица Набережная протянулась с Мылькинского озера до о. Силинского.

А в 1933г. эта улица, прижатая могучей тайгой, была единственной в селе Пермское.

Послушайте, как описал эту улицу в 1967г Е. Дороднов в «Путеводитель – справочник по Комсомольску»: в январе 1967г город насчитывал 407 улиц. Улица Пермская в 1965г была не благоустроена, состояла сплошь из старых крестьянских изб с нарезными наличниками. Теперь (1967г) осталось 2-3 дома. Нижний конец улицы упирается в мощную угольную эстакаду, верхний – в пирсы паромной переправы и на ней стела – первая деревянная школа (презентация угольной эстакады).

— Что сейчас собой представляет улица Набережная?

Выступления.

  1. Набережная никогда не пустует ни весной, ни летом, ни осенью, ни зимой. Сюда приходят старые и молодые комсомольчане, приезжают молодожёны. Здесь проходят юбилейные торжества. О каком месте идёт речь? (о камне, похожего на щит древнерусского витязя).

Камень — кварцевый диорит- привезён из Солнечного района. Вес его – 21 тонна. На большой каменной глыбе скульптор С.Николин высек слова: « Здесь 10 мая 1932 высадились первые комсомольцы – строители города» (презентация)

  1. Конечно, нельзя ни сказать о речном вокзале.

Речной вокзал построен по проекту ленинградского архитектора Б.А. Вотинова. Открыт 2-го мая 1976г. по архитектуре вокзал напоминает плывущий теплоход (презентация)

С этого места с раннего утра уходят в рейс автобусы. (автовокзал, презентация)

Обобщение.

Если посмотреть на карту Комсомольска–на-Амуре, то можно увидеть, как от Набережной, словно лучи от солнца, расходятся улицы. Это не случайно. Комсомольск–на–Амуре призван воплотить идею своего времени — создание на Дальнем Востоке – города будущего. Лучевая система планировки и должна была олицетворять такой город — «город-солнце» (презентация).

Итог урока.

— поделитесь своими впечатлениями об уроке.

— что нового вы узнали?

— что хотите ещё узнать?

Домашнее задание: узнайте о новых улицах города.

Сообщение к третьему уроку ученицы 4 класса «а» Горнаковой Александры.

Автовокзал

В селе Пермское была часовня во имя святого пророка Илии. В настоящее время на его месте находится автовокзал. Это современное двухэтажное здание. На втором этаже находится администрация, служебные помещения. А на первом – кассы и зал ожидания.

Перед зданием находится стоянка для автобусов. И отсюда автобусы разъезжаются по всему городу по следующим маршрутам: на Дзёмги, в привокзальный район, на 66 квартал, в сторону «Универсама», в центр. А также автобусы развозят жителей нашего города на дачи Гайтер, Хурба, в города – спутники города Комсомольска-на-Амуре: Солнечный, Горный, Амурск, Эльбан и другие.

Можно сказать, что автобусы являются одни из основных пассажирских транспортов нашего города.

Шестой урок.

Тема урока: «Памятные места города».

Цель урока:

— познакомить учащихся с Мемориальным комплексом; монументом Первостроителям.

— воспитывать чувство гордости за тех, кто строил город и отдал жизнь за будущее.

Оборудование: листочки к диктанту, слайды на интерактивной доске.

Ход урока.

1. Проверка знаний.

А) графический диктант: «да» , «нет» .

— пр. Ленина самая первая улица города;

— с. Пермское в 1932г насчитывало 26 домов;

— на пр. Мира построено первое здание школы № 1;

— день рождения города комсомольчане празднуют 12 июня;

— Краеведческий музей занимает первое здание, в котором он расположился с первого дня своего рождения;

— камень, который стоит на берегу реки Амур, посвящен первому ледовому переходу;

— в день открытия Дома молодёжи, право разрезать ленту, было предоставлено летчику – космонавту Герою Советского Союза — Рюмину;

— река Амур несет свои воды к Тихому океану;

— город Юности расположен на правом берегу реки Амур;

2.Работа по теме урока.

А) доска:

«Вижу: вечный огонь,

Пламя плещется ало…

Замедляется шаг….

Не слышны голоса…

Три пилона –

Три паруса мемориала,

А над ними еще облаков паруса».

/ А Краснов/.

Ребята, перед нами Мемориальный комплекс. Его открыли 24 июня 1972г. в дни празднования 40-летия города. В центре мемориала – Вечный огонь. Он зажжен в 1975г. от мартеновской печи завода «Амурсталь», давшей первую плавку в годы войны.

Рядом три пилона, символизирующие солдатские штык. На двух цифры – 1941, 1945, на третьем – орден Отечественной войны. Стоят пилоны на земляном четырехугольнике, тогда как остальная часть мемориала выполнена плитами – силу воинам давала родная земля.

На первом, отдельно стоящем камне, высечены слова, давшие название Мемориалу: « Землякам – комсомольчанам, павшим в боях за Родину в суровые годы Великой Отечественной войны». А дальше — 7 каменных глыб, 7 лиц – воины различных родов войск. Женщина, подросток – сын полка, снайпер – нанаец.

История: Н.Е.Ивлева, автор комплекса, перечитала много книг, архивных источников. Ее внимание привлекли слова из одной записной книжки немецкого офицера: « Мы за три дня прошагали Францию, Бельгию. Мы покорили Нидерланды. Но мы ни шагу не можем сделать в этой России. Словно каменные глыбы вставали русские на нашем пути, и не обойти их, и не свернуть в сторону»

В виде этих глыб и изобразила скульптор наших земляков, которые вместе с другими остановили триумфальное шествие фашизма по странам Европы.

Почему 7? Семь – любимое число в народе. В 1977г. установлен первый на Дальнем Востоке пост № 1. Наши лучшие старшеклассники встали первыми на почетную вахту.

Б). В год 50–летия Комсомольска–на–Амуре на Набережной был установлен Монумент Первостроителям (по проекту скульпторов В.Горевого, С.Кубасова, Н.Агеева, архитекторов Н.Соколова, Е Русакова, А.Гуткова).

Открытие Монумента состоялось 9-го июня 1982г.

На трехметровом постаменте — бронзовые фигуры молодых людей (высота фигур — 5м). Впереди – молодой строитель, возможно комсомольский вожак. Опусти свой рюкзак на землю, он показывает вниз рукой, как бы говоря: «Здесь будет город заложен…» Рядом с ним девушка. Восхищенно, немного растерянно, осматривает она место будущего строительства. Тут же – крестьянский паренек с лопатой в руках, солдат с накинутой на плечи шинелью. Замыкает скульптурную группу молодой геодезист. Он повернул голову назад и словно зовет тех, кто пойдет следом за первыми.

Среди вещей, которые взяли с собой строители будущего города – гитара. И вспоминаются слова песни:

«Возьми гитару, она расскажет,

Как жили мы в палатках над Амуром».

  1. Итог урока.

— узнали ли вы что-то новое сегодня на уроке?

— можете ли вы приготовить сообщения по теме урока?

— на какие памятные места вы обратите внимание?

  1. Домашнее задание. Приготовить сообщение: 1ряд — Амурск; 2ряд – Солнечный; 3ряд – Горный;

Мониторинг качества знаний по окружающему миру в 3 кл А

за 2007-2008 учебный год

Показатели диаграммы отражают результативность обучения учащихся, качество преподавания за 2007-2008 учебный год.

Осуществление мониторинга образовательных достижений опирается на следующие положения:

* общие подходы к разработке инструментария мониторинга образовательных достижений по различным предметам и анализ его результатов;

* обеспечение надежности и достоверности результатов за счет использования стандартной процедуры проведения и единых методов обработки результатов;

* открытость и доступность информации о качестве учебных достижений.

Мониторинг качества знаний по окружающему миру в 4 кл А

за 2008-2009 учебный год

Данные диаграммы наглядно отражают высокие показатели обученности учащихся по окружающему миру.

Рекомендации:

— вести постоянный мониторинг успеваемости учащихся на основе проведения и анализа входного, текущего, промежуточного и итогового контроля;

— формировать умения и навыки учащихся в процессе самостоятельной и практической работы;

— тщательно продумывать подачу учебного материала, проводить своевременно диагностику учащихся.

Мониторинг качества знаний по окружающему миру в 5 кл А

за 2009-2010 учебный год.

Этот результат показывает стабильность знаний учащихся по природоведению.

Данный материал мною используется на других уроках: математике, русского языка, литературного чтения. В декабре 2009г. приняла участие в заседании городской творческой группы « Учитель — учителю». Дала открытый урок по математике.

Конспект интегрированного урока по математике и краеведению в 1 классе А.

2 четверть 2009-2010 уч.г.

Тема: знакомство с термином «сумма чисел». Чтение и запись сумм.

Цель:

— знакомство с понятием «сумма чисел»;

— развивать логическое мышление, грамотную математическую речь, умения классифицировать и обобщать понятия;

— формировать пространственное представление, геометрические понятия;

— совершенствовать навыки устного счёта, умения составлять математические тексты;

— воспитывать интерес к родному городу;

Ход урока:

1. Организационный момент.

Доска: записана тема урока; примеры для устного счёта; цифры на магнитной основе;

На партах: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, веер из цифр, цветные квадратики (для дифференцированной работы);

  1. Введение в урок: презентация — запись – 10мая 1932г,

— что вы знаете об этой дате?

(10 мая 1932 г. на берег реки Амур высадился первый десант комсомольцев – добровольцев, будущих строителей города, которые прибыли на пароходах «Колумб» и «Коминтерн»; обратить внимание на работу Никуличевой Елизаветы;

— как называется наш город?

(Комсомольск-на-Амуре; презентация: вид города со стороны реки Амур;

Посмотрите на картину, выразите свои чувства).

— сколько лет городу? (презентация )

— какая цифра участвует в записи числа 77?

3. Характеристика числа 7. (число 7 стоит на седьмом месте натурального ряда чисел, это число однозначное, нечётное, предыдущее – 6, последующее -8)

4.Чистописание: запись цифры 7, 6, 8.

5. Составление равенств и неравенств: 7=7 8=8 6=6 7 6 6 8 8 7

6. Повторение: геометрического материала и понятия натурального числа:

— возвращение к презентации: город со стороны реки Амур, то можно увидеть такую картину: выделение лучей улиц (задумывалась лучевая застройка города, восходящее солнце).

— что она вам напоминает?

— что такое луч? (прямая, у которой есть начало и нет конца);

— что появились? (цифры 4, 2, 6, 3, 5)

7. Дифференцированная работа.

Задание:

(жёлтый цвет) — записать числа в порядке увеличения;

(синий цвет) – в порядке уменьшения;

(красный цвет) – составить натуральный ряд чисел; подумайте, что надо сделать?

Проверка: сразу вызываю по 1 ученику из групп, которые используют цифры на магнитной основе, составляют ряды:

1гр.- 23456,

2гр.- 65432,

3гр. – 123456…(обратить внимание на то, что натуральный ряд чисел начинается с 1 и показываем многоточие – ряд продолжается);

8. Устный счёт: (веера)

— показав, какое число следует за числом 5, узнаете, сколько на территории города парков;(6; Силинская лесопарковая зона, Строитель, Центральный, им. Гагарина, Железнодорожников, Амурсталь);

— какое число предшествует 5?(4)

— на сколько 5 меньше 6? Столько в городе памятников городам — побратимам. (1, с китайским городом Цзямусы, на пр. Первостроителей, презентация).

— 6 уменьшить на 1.

*- сколько в городе вокзалов? Тогда подумайте, сколько надо прибавить к 6, чтобы получить 9? (3, автовокзал, речной вокзал, железнодорожный вокзал, презентация).

Мгновенный ответ: на доске

4 – 1 7 + 1 6 + 1

5 + 1 9 – 1 7 – 1

Обобщение: повторили понятия равенство и неравенство, натуральный ряд чисел, о луче;

9. Работа с новым материалом.

Обращение к теме урока:

— ребята, я записала тему урока, но хочу, чтобы вы сами её сформулировали, выполнив мои задания;

а) возвращение к выражениям на доске:

— на какие 2 группы можно их разделить?

Запись: (под шторой или закрыта), не записывать в тетрадь:

5 + 1 9 — 1

7 + 1 4 – 1

6 + 1 7 – 1

— чем отличаются эти выражения? ( на увеличение; на уменьшение)

— что показывает знак плюс? (объединение, сложение, сумма)

— используя слово сумма дайте имя выражениям.( Даю варианты ответа: урок плюс сумма числа)

— почему? (находим сумму двух чисел)

— как можно назвать тему урока? ( мы знакомимся с термином «сумма чисел»)

Чтение темы урока.

Б) Работа с учебником.

— Чтение правила с. 84 № 166

— когда мы называем запись суммой чисел?

— № 167, составление и запись сумм:

8 + 1

7 + 2

5 + 4,

закономерность 6 + 3 ( чтение и запись сумм)

Обобщение: учились составлять, читать и записывать суммы.

10. Закрепление. Презентация: вид р. Амур, 2 больших теплохода и 4 маленькие лодочки.

Задание: составить математический рассказ.

А) по реке плывут 4 маленьких лодочек и 2 больших. Всего 6 .

Б) на реке 6 видов транспорта. Из них 1 грузовой и 5 пассажирских.

Запись суммы: 4 + 2

11. Подведение итога урока:

— что вы можете сказать об уроке?

— что дал вам урок?

— что узнали нового?

-кого хотите поблагодарить?

У меня в этих коробочках солнышки. Надо выбрать то, которое соответствует вашему настроению на уроке.

В феврале 2010г выступила на городском заседании творческой группы учителей, работающих по системе РО Л.В. Занкова: программа кружка «Я — Комсомольчанин».

В сентябре 2010г выступила перед слушателями курсов повышения квалификации по теме: «Роль эколого-краеведческого воспитания в начальной школе».

Мои ученики принимают активное участие в городских конкурсах, выступают на конференциях. Так в октябре месяце 2007г ученица Карасик Дарья заняла 1 место в 1 городской эколого-краеведческой конференции «Люби и знай свой край» в номинации «Изучаем растения». (Диплом)

Эколого-краеведческая конференция,

посвящённая 75-летию Хабаровского края

МОУ СОШ № 1 2008 – 2009 учебный год.

Презентация ученика 4 класса «а» Муллахметова Дмитрия

«Хищники Хабаровского края».

В лесах Хабаровского края живёт около двадцати видов хищных зверей. Среди них есть очень крупные и совсем маленькие. Есть многочисленные, есть и очень редкие, практически исчезнувшие. Есть всем известные, а есть такие, что не живут в нашей стране нигде, кроме Дальнего Востока.

Я расскажу лишь о некоторых из хищников, от самых маленьких до самых больших.

Ласка.

Ласка — самый маленький из хищников, обитающих на территории России. Весит она до 80 г. Зимой ласка совершенно белая, летом становится тёмно-коричневой. Ласка — очень редкий зверек в Хабаровском крае. Живет она в дуплах, норах, в стогах сена. Несмотря на малый размер, ласка отличается большой смелостью и агрессивностью. Она очень ловка и проворна, быстро бегает, хорошо лазает и плавает. Ласка уничтожает мышей и полевок в десятки раз больше, чем может съесть. В Древнем Риме ласок приручали и держали дома вместо кошек.

Колонок.

Колонок – самый распространенный хищник в наших лесах. Это небольшой зверек, самые крупные из них достигают 1 кг. Мех у колонка рыжий, а на мордочке черный, поэтому кажется, что колонок одет в маску. Живет колонок практически везде, зачастую рядом с человеком. Лишь в хвойных северных лесах его мало, оттуда его вытесняет враг – соболь. Основную пищу колонка составляют различные грызуны. Однако сила, ловкость позволяют ему успешно охотиться даже на зайцев, которые больше его в три раза.

Росомаха.

Росомаха – один из самых редких и загадочных хищников. Ее угодья – северная хвойная тайга. Сама внешне она напоминает медведя, только размером с крупную собаку. Вес ее может достигать 15 кг. Росомаха неплохо плавает, может лазать по деревьям, а вот бегает она медленно. Поэтому питается она в основном павшими или больными животными. Для жизни росомаха выбирает самые глухие уголки леса, она очень не любит соседство с человеком.

Рысь.

Рысь – хорошо известный и в то же время достаточно редкий сейчас зверь. Она очень похожа на кошку, только большого размера, вес ее может достигать 30 кг. Ну и, конечно, от кошки ее отличает короткий, как бы обрубленный хвост и заметные рысьи кисточки на ушах. Рысь любит охотиться из засады: выбирает небольшую ветку над звериной тропой и часами, а то и сутками неподвижно лежит, поджидая свою жертву. Основу ее питания составляют зайцы, различные птицы и мелкие копытные животные.

Бурый медведь.

Медведь – один из самых любимых персонажей русских народных сказок, где он предстает хозяином леса. Действительно, зверь весом до 200 кг по праву считается самым сильным в лесу.

Неуклюжесть медведя лишь внешняя, на самом деле он превосходно плавает, лазает по деревьям и может бежать со скоростью 55 км/ч! Бурый медведь всеяден. На три четверти его рацион состоит из ягод, желудей, орехов. Летом он активно поглощает насекомых, весной чаще охотится на кабанов, оленей, мелких грызунов. Осенью медведь обожает разыскивать норки бурундуков. Дело в том, что бурундуки запасают на зиму большое количество орехов. Бурундучий склад медведь разрывает и съедает все припасы, а иногда и хозяина норы.

Как и все хищники, медведь избегает человека. Однако он может быть агрессивен, если подумает, что человек хочет отобрать его добычу. Так же напасть может голодный медведь-шатун, не залегший в спячку. Очень опасны медведицы с медвежатами. Увидев медвежонка в лесу, ни в коем случае нельзя приближаться к нему – мать где то рядом и нападет обязательно, защищая своих детей.

Всего бурых медведей в России 120000, из них 6000 живет в Хабаровском крае.

Тигр.

Амурский тигр — самый знаменитый из хищников России, водится только в Приморье и в Хабаровском крае. Это гигант нашего леса, вес самцов может достигать 350кг. О силе тигра может говорить такой случай. В таежном селе со скотного двора стали пропадать бычки. Приходя утром, люди видели сбившихся в кучу испуганных коров, а еще одного молодого бычка не хватало. Устроив засаду, охотники увидели, как тигр перепрыгнул ограду, забрался в коровник, задавил бычка весом в 100 кг и, держа его в зубах, перемахнул обратно через 2-х метровый забор!

Основу питания тигра составляют кабаны и другие копытные. Не прочь тигр полакомится и медведем, в схватке с которым он почти всегда побеждает. Тигр, в отличие от медведя, предсказуемый зверь, человека старательно избегает, все случаи нападения тигра на человека спровоцированы самим человеком.

Еще 150 лет назад Амурский тигр был многочисленным даже в районе нынешнего Комсомольска. Но к середине 20 века он был практически полностью истреблен, оставалось около 20 особей в Приморском крае. Строгий запрет охоты и меры по охране сделали свое дело: в настоящее время в лесах Дальнего Востока обитает около 450 тигров, из них 80 в Хабаровском крае. Сейчас можно сказать, что этот великолепный хищник избежал угрозы исчезновения.

Рецензия на работу по географии регионального краеведения «Я-Комсомольчанин».

На рецензию была представлена работа учителя начальных классов Егоршевой Людмилы Константиновны.

Представлены 15 уроков по теме «Я-Комсомольчанин» для учащихся 4-х классов.

Цель создания разработки этих уроков привитие любви к месту, где родился человек, к родной природе, к Отечеству.

Все уроки построены на хорошо продуманном, доступном для понимания детей, краеведческом материале. Уроки имеют большую методическую ценность, построены своеобразно, с широким использованием игровых моментов, большого исторического материала. Доступность материала осуществляется через посещение музеев, экскурсии в природу, по городу, в города спутники Амурск и Солнечный, озеро Амут, через общение с выдающимися людьми-первостроителями города, поисками исторического материала, самостоятельного проникновения в старый газетный материал. Основная задача учителя — мотивировать ученика в его занятиях. Эти уроки позволяют ученику реализовать своё «я», создают для него ситуацию успеха; формируют новый взгляд учителя на личность ребёнка, способствуя его саморазвитию, самосовершенствованию, развитию творческих способностей, поскольку такая работа предполагает активное проникновение в процесс восприятия и усвоения знаний учащимися.

Система уроков по краеведению позволяет осуществлять дифференцированный подход к каждому ученику, даёт возможность самостоятельно без помощи учителя изучать предлагаемый материал, расширять свой кругозор.

Эти уроки, развивают у детей логическое мышление, любознательность, речь, учат правильно выражать свои мысли.

На мой взгляд, в некоторых уроках даётся довольно сложный материал для понимания, некоторое увеличение цифровых данных.

Работа имеет большое практическое значение и может применяться учителями начальных классов, предметниками(географии) в 5-х классах как методическая разработка.

Рецензировала работу учитель географии МОУ СОШ №1, учитель высшей категории Карцева Наталья Алексеевна.

Я глубоко убеждена, что подобная работа по изучению своего края, его природных ресурсов, героического прошлого помогает воспитывать в моих учениках чувство патриотизма, что актуально в условиях современной действительности.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *