Автор разработки: Жихарева Александра Викторовна.
Место работы: ГБОУ Гимназия № 1540 г.Москвы.
Должность автора: учитель начальных классов.
Тема занятия: «Дружба и общение»
Цели:
-формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе,
— воспитывать уважение к одноклассникам.
Задачи:
-
Обобщить и расширить знания учащихся о таких понятиях, как (“друг”, “дружба”, “честность”, “справедливость”;
-
Добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждении.
-
Развивать нравственные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание к окружающим, осознанные доброжелательные отношения, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли;
-
Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить свое, развитие выразительных движений.
-
Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них.
Ход урока |
Примечания |
|||||||||||
Орг.момент |
Здравствуйте, ребята.
|
|
||||||||||
Сообщение цели и темы урока |
На доске эпиграф: “Дружба – главное чудо всегда. Ребята сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы поговорить о дружбе. Посмотрите на экран. Это отрывок из мультфильма “Приключения кота Леопольда”. — Ребята, вы наверно заметили, как часто главный герой мультфильма кот Леопольд обращается к озорным мышатам со словами “Ребята, давайте жить дружно!” — А что значит “жить дружно”? (мирно, беззаботно, радостно, весело, счастливо). — Молодцы! Взрослые часто говорят вам, что нужно быть дружными, дружно жить. Так что такое дружба? (Предполагаемые ответы детей: дружба — это быть добрым; это, когда умеешь без крика и ссор договариваться; вежливо обращаться с просьбой; делиться игрушками; не хвастаться, т.е. быть скромным, сдержанным: разговаривать вежливо и не грубить, быть внимательным (заботливым) к другу; уметь посочувствовать другу (если радость у друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе погрустить); не зазнаваться, не завидовать, если друг знает больше; стараться самому объяснить другу, если тот нарушил правило, а не жаловаться учителю; если у друга что-то не получается, то надо ему показать, объяснить, научить; если нечаянно обидел, то надо извиниться; быть справедливым в игре (не сваливать свою вину на другого); быть честным (говорить только правду, т.е. быть правдивым, искренним, добросовестным); заботиться о друге, стараться сделать что-то хорошее (нарисовать, сделать поделку, помочь с уроками). — Правильно, ребята. Тот, кто умеет дружить, тот заботится о товарищах, старается сделать хорошее не только другу, с кем особенно дружит, но и всем детям класса. Когда дети дружат, они заметят, кто заплакал или загрустил, придумают, как развеселить товарища, поиграют с ним. В песне о дружбе поётся: |
Показ отрывка из мультфильма “Приключения кота Леопольда”.
|
||||||||||
Работа по теме урока
Разыгрывание ситуации |
Я знаю, что почти у каждого из вас есть друг. Что вы можете рассказать нам о своем друге? Рассказы детей о своем друге (2-3). Вы рассказали о своих друзьях, а сейчас мы поиграем. Будем играть так, как обычно играете вы. “Сережа играл в пароход”. Он был капитаном, а с ним играл его друг Вова. Им было интересно. Вдруг Сережа услышал, что плачет Владик. — Вова, — спросил он друга, — почему Владик плачет?” — А пусть себе ревет, у него Колька забрал машину, я видел, поплыли дальше. Поревет и перестанет. Какими вам кажутся Сережа и Вова? (равнодушными, невнимательными, неотзывчивыми, безжалостными). Расскажите, что вы думаете о друзьях? (они не посочувствовали Владику, не пришли на помощь, не объяснили правила дружбы, не проявили заботу). А как бы вы поступили на их месте? (Я бы подошел к Владику и разобрался, утешил, успокоил, посочувствовал ему и объяснил, что надо договариваться играть по очереди или вместе). — Молодцы! Вы знаете, как поступить, если друг оказался в беде.
|
Дети инсценируют . В руках у них слова. |
||||||||||
Анализ ситуаций |
1.Послушайте рассказ “Друзья”. Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему? Вывод: Отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушки, марки, книги и т.п. Эти ребята живут по правилу: “Ты мне – я тебе”. Дружить нужно не для того, чтобы он (друг) тебе что-то хорошее сделал, не потому. Что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды, внутренний мир. 2.Послушайте рассказ “Одинаковые”. Вывод: умей сопереживать другу, поддерживать его. 3. Рассказ “До первого дождя” 4. Рассказ “Так или не так?”
|
|
||||||||||
Мимическая гимнастика |
— Улыбнитесь друг другу. — Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека. — А какое выражение лица бывает у враждебно настроенного человека? Могут ли руки подружиться? — Какими бывают наши руки? (добрыми, злыми) — Потрогайте руки друг друга. Что о них можно сказать? — Пожмите дружески руки друг другу. Говорят: рука друга, локоть друга – как вы это понимаете? (поддержка друга)
|
|
||||||||||
Продолжение работы над новой темой |
А какими качествами должен обладать настоящий друг? Давайте составим модель слова ДРУГ.
(На доску прикрепляю таблички, дети называют качества). — Наверно и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера. Дружба – это высокое чувство, в которое не может вмешиваться корысть, выгода. Если в мыслях человека есть такая формула “Ты – мне, я – тебе” это не дружба. Дружба должна быть бескорыстной. (Вывешиваю на доску табличку). Ведь дружить надо не ради выгоды. Не для того, чтобы тебе что – нибудь хорошее делали, а для приятного общения. Надо уметь помогать друг другу, проявлять внимание, чуткость. — Ребята, а скажите, что может разрушить дружбу, дружеские отношения? Много мы с вами говорили о дружбе, дружеских отношениях. Давайте попробуем сформулировать правила дружбы.
— Молодцы, я надеюсь, что отныне вы будете строить отношения по правилам, будете знать кто настоящий друг, что такое настоящая дружба! — Дети, у вас на партах лежат колоски, мы сейчас составим из них пшеничные букеты. Теперь свои колоски прикрепите на доску: желтые к желтым, зеленые к зеленым. Какой сноп больше? Я хочу вам рассказать одно чудо! Когда я была маленькой и училась в начальной школе, нам много рассказывали про дружбу. Однажды я прочитала рассказ М.В.Водопьянова “Один за всех и все за одного”, который до сих пор помню и хочу вам рассказать. “Выдающийся математик Лев Семенович Понтрягин ослеп, когда был еще учеником начальной школы. У него заболели глаза, была сделана неудачная операция, и мальчик навсегда погрузился в беспросветную тьму. Мальчик был удручен настигшей его катастрофой. Однажды домой пришли Левины товарищи и твердо заявили, что они всем классом помогут ему. И они помогли. Каждый вечер кто-нибудь приходил к Леве учить вместе с ним уроки, читать ему вслух учебники и книги. Сосед по парте во время уроков вполголоса рассказывал ему, что написано на доске, какой опыт показывает учитель. Товарищи ходили с Левой и на каток, и в театр, и на концерты, и на лекции. С помощью верных друзей Лев Понтрягин с отличием окончил школу и поступил в Московский университет. И здесь нашлись хорошие товарищи. Студенты охотно помогали юноше. Понтрягин оказался талантливейшим математиком и в 23 года стал профессором и членом-корреспондентом Академии наук”. — Вот оно чудо! Дружба спасла человека, верные друзья! Представьте себе только, в 23 года слепой человек стал ученым, благодаря своим друзьям. А ведь все могло быть иначе. Судя по вашим ответам и высказываниям, я надеюсь ,вы будете настоящими друзьями и перенесете школьную дружбу и во взрослую жизнь.
|
|
||||||||||
Подведение итогов |
— Кого мы называем другом? — Каких друзей нам хотелось бы иметь? — А каким другом является каждый из вас? (мысленно ответим сами себе) — Что же в дружбе важно, о чем надо всегда помнить?
|
|