Конспект внеклассного мероприятия в начальных классах «Русская берёзка»

Конспект внеклассного мероприятия
в начальных классах


«Русская берёзка»

Цель:

  • воспитывать любовь к Отечеству, формировать чувство гордости за свою принадлежность к России;

  • привлечь внимание к одному из символов нашей Родины – берёзе;

  • показать не только её красоту, но и пользу, широкое применение;

  • познакомить с произведениями искусства (стихи, картины, песни о берёзе);

  • развивать умение видеть экологическую сторону в отношениях с природными объектами;

  • совершенствовать практику экологического поведения учащихся в отношениях с природой, окружающей действительностью;

  • развивать творческие способности учащихся, логическое мышление, воображение, фантазию, умение видеть прекрасное;

  • совершенствовать навыки выразительного чтения, прививать интерес к предмету, к чтению поэтических произведений.

Оборудование:

  • выставка репродукций картин:

Куинджи А. «Берёзовая роща»,

Левитан И. «Берёзовая роща»;

  • выставка изделий из берёсты;

  • выставка детских рисунков «Белая берёзка»;

  • выставка минисочинений «Сказка о берёзке».

Ход мероприятия:

Звучит запись песни «Уголок России» (сл. Е.Шевелевой, муз. В.Шаинского).

Учитель: В России растёт много деревьев, но одно из них считают самым красивым. Какое? Вы узнаете, отгадав загадку

И красива, и стройна

Средь подруг стоит она.

Вся в кудряшках и серёжках.

Это белая…

Дети: Берёзка.

Чтец:

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Берёзка зелёные косы

Развесила с тонких ветвей.

Наряд её лёгкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И сколько задумчивых песен

Поётся в народе о ней!

(Вс.Рождественский).

Звучит запись песни в исполнении Л.Лещенко «Берёза белая»

(сл. Л.Овсянниковой, муз. В.Шаинского).

Учитель: Берёза… Русская берёза… Белая берёзка… Русская красавица… Ею можно любоваться бесконечно. И трудно сказать, когда она бывает красивее: весной или летом, зимой или осенью? Русской берёзке одинаково к лицу и алмазный зимний убор, и золотая парча осени… А как удивительно хороша берёза весной в зелёном наряде! Свет, излучаемый ею, способен обогреть озябшую душу. Вот почему нет для россиян более любимого и прекрасного дерева, чем берёзка. Сколько песен о ней сложено. Сколько стихов написано! И всё, кажется, мало! У каждого русского человека находятся для этой красавицы свои задушевные, порой неожиданные слова.

Чтец:

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

(С. Есенин).

Чтец:

Печальная берёза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она.

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят, –

И радостен для взгляда

Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы

Я замечать на ней,

И жаль мне, если птицы

Стряхнут красу ветвей.

(А. Фет).

Чтец:

Я люблю, когда шумят берёзы,

Когда листья падают с берёз,

Слушаю – и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз.

Всё очнётся в памяти невольно,

Отзовётся в сердце и в крови.

Станет как-то радостно и больно,

Будто кто-то шепчет о любви.

Только чаще побеждает проза,

Словно дунет ветер хмурых дней.

Ведь шумит такая же берёза

Над могилой матери моей.

На войне отца убила пуля,

А у нас в деревне у оград

С ветром и с дождём шумел, как улей,

Вот такой же жёлтый листопад…

Русь мая, люблю твои берёзы!

С первых лет я с ними жил и рос.

Потому и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз…

(Н. Рубцов)

Дети поют русскую народную песню «Во поле берёза стояла» и водят хоровод с платочками.

Чтец:

Ты до того, берёзонька, красива!

И в полдень жаркий, и в час росы,

Что без тебя немыслима Россия,

И я немыслим без твоей красы!

Чтец:

Опять о них, кудрявых и белесых…

А что тут делать, если на Руси

У всех дорог встречаются березы,

Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси.

Случалось всяко: и свои пилили,

И чужеземцы брали в топоры.

Лились в воронки соковые ливни,

И груды изувеченной коры.

А жизнь жива. И возле пней священных

Младое племя буйно зацвело!

От их неразделимого свеченья

На всей становится светло.

Они стоят, дороги отороча,

И ткут, и ткут зелёный свой навес…

И Русь моя – берёзовая роща,

Которую не вырубить вовек!

(Г.Тумарев)

Учитель: А сейчас закройте глазки и постарайтесь представить всё то, о чём услышите.

Попадаю в великолепную берёзовую рощу. Начинаю ощущать аромат трав… слушать негромкий шум листвы берёз, перебираемых ласковым летним ветром. Искрится, дрожит, прячется и снова возникает этот удивительно радостный свет, как будто играя в прятки. Бегают по стволам берёз, в кружеве листвы, в траве весёлые солнечные зайчики. Солнечный свет, пронизывает всю листву и падает на сочную траву. Этот светло-изумрудный солнечный свет, который создаёт в душе какое-то необыкновенное веселье, радость. Засияли стволы берёз, словно яркие свечи в потоке солнечного света. Эти ослепительные в солнечном свете белые нарядные стволы берёз, скрывающиеся в зелени и снова возникающие и манящие уйти вглубь и вглубь, как можно дальше в лес.

А теперь откройте глаза и расскажите, что вам представилось, какие картины.

После рассказов детей, учитель демонстрирует картины Куинджи «Берёзовая роща» и Левитана «Берёзовая роща».

Учитель: Перед картиной Архипа Куинджи «Берёзовая роща» испытываешь особую радость. Невольно жмуришься от яркого солнца, от ослепительных бликов на стволах берёз. Как будто мы долго пробирались между кустарниками, стволами деревьев и вдруг увидели впереди свет. Перед нами – большое пространство, и мы словно ощущаем лесной воздух. Стволы берёз – это источники света. А мы как зрители словно находимся в тени, из которой не хочется выходить. Кажется, что эта тень дает нам живительную прохладу.

А вот одноимённая картина Исаака Левитана. Благодатный уголок берёзового леса сияет, излучая чувство бодрости, причастности светлой энергии живой жизни. Белоствольные берёзки, покрытые молодой, яркой зеленью листвы, густой ковёр изумрудной травы. Солнечные лучи не могут оставить равнодушными никого. Картина очаровывает свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни.

Учитель: Ребята, а что вам известно о берёзе? Расскажите.

Ученик: Зацветает берёза на исходе апреля и в первых числах мая. Цветки у неё скромные – серёжки. Плоды берёзы легко разносятся ветром. Растёт берёза быстро. За четверть века поднимается на высоту пятиэтажного дома, особенно на сырых почвах. Из них дерево выкачивает за тёплые летние сутки до 40 вёдер влаги.

Ученик: И всё из берёзы идёт в дело. Из почек приготавливают лекарства. Из ветвей делают мётлы и веники. Из берёсты – она отделятся тонкими, как бумага, слоями – народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод. Берёзовые дрова – лучшее топливо в русской печке. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, добывают скипидар, дёготь, древесный спирт, уксус.

Ученик: Сок берёзы, чуть сладковатая жидкость идёт на приготовление напитков и кваса. Но как гласит пословица: «Берёзовицы на грош, а лесу на рубль изведёшь». Раненое дерево, лишаясь своих запасов, которые идут для образования молодых побегов и листвы, истощается. Кроме того, через ранку в ствол попадают вредные микробы и вызывают болезни дерева. Лучше уж оставить в покое берёзку и не калечить её.

Ученик: Умелое использование берёзы в лечебных целях не повредит дереву. Целебными свойствами обладают молодые листья берёзы, нераскрывшиеся почки, гриб-тутовик – чага: плодовые желвакообразные наросты с растрескавшейся чёрной поверхностью. Их собирают круглый год.

Ученик: Приятно и радостно ходить в берёзовом лесу в грибную пору. После дождя под берёзами появляются жёлтенькие упругие лисички. Там, где берёза растёт в бору вперемежку с сосной, на поверхность поднимаются подосиновики с красно-жёлтыми шляпками. Но особую радость испытываешь, когда увидишь золотистую, загорелую шляпку боровика, слывущего среди грибов царём.

Звучит запись песни «Берёзовый сок» (сл. М.Матусовского,

муз. В.Баснера).

Учитель: Русский народ знает и другую берёзку – военную. Тихо стоят берёзы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны. Лучших свидетелей нам не найти. Стоят три берёзки у Вечного огня в любом уголке России, потому что каждый четвёртый россиянин погиб во время этой войны. И в нашем селе в честь 30-летия Победы заложен берёзовый парк.

Чтец:

Я трогаю русые косы,

Ловлю твой задумчивый взгляд.

Над нами весь вечер берёзы

О чём-то чуть слышно шумят.

Берёзы, берёзы,

Родные берёзы не спят.

Быть может, они напевают

Знакомую песню весны,

Быть может, они вспоминают

Суровые годы войны.

Берёзы, берёзы

Родные берёзы не спят.

Неужто свинцовой метелью

Земля запылает окрест,

И снова в солдатских шинелях

Ребята уйдут от невест?

Берёзы, берёзы,

Родные берёзы не спят.

Я трогаю русые косы,

Ловлю твой задумчивый взгляд.

Не спят под Москвою берёзы,

В Париже каштаны не спят.

Берёзы, берёзы,

Родные берёзы не спят.

(В.Лазарев).

Чтец:

За селом, вдали на перекрёстке

Полевых, едва заметных троп,

Я узнал солдатские берёзки,

У которых рыл себе окоп.

И невольно вспомнил, как стонали

Ветки их от взрывов и огня…

Возле тех берёзок подобрали

Чуть живым товарищи меня.

С той поры с любовью о берёзках

Говорили часто мне бойцы:

«Ты бы злую смерть не пересилил,

Ты бы тяжких ран не перенёс,

Если б мы тебя не напоили

Светлыми слезинками берёз…».

(М.Селезнёв).

Чтец:

Я помню, ранило берёзку

Осколком бомбы на заре.

Студёный сок бежал, как слёзы

По изувеченной коре.

За лесом пушки грохотали,

Клубился дым пороховой,

Но мы столицу отстояли,

Спасли берёзу под Москвой.

И рано-раненько весною

Берёза белая опять

Оделась новою листвою

И стала землю украшать.

И с той поры на все угрозы

Мы неизменно говорим:

Родную, русскую берёзу

Врагу в обиду не дадим!

(С.Васильев).

Чтец:

Среди полей на перекрёстке

Взлетел крылатый столб огня,

Снаряд ударил в ствол берёзки,

А показалось, что в меня.

В июльский полдень, под обстрелом,

Я вспомнил детство, отчий дом,

Берёзку, что легко шумела

Своей листвою под окном.

…Пусть пулемёты снова брызнут

Смертельным яростным огнём!

В бой за берёзку, за Отчизну,

За солнце яркое идём!

Идём за милый край отцовский,

И если сгинем мы в боях,

То пусть товарищи берёзку

У нас посадят в головах.

Идёт огонь на нас стихией,

Летит трассирующая нить…

Берёзка, солнце и Россия

Живут и вечно будут жить!

(Я.Шведов).

Учитель: Память о тех, кто не вернулся с поля боя прошу почтить минутой молчания.

Учитель: Ни в одной стране нет столько берёз, как у нас в России. Мила она русскому человеку. Берёза и в песнях, и в загадках, и в сказках. А сколько рек, сёл, деревень названо в честь нашей весёлой берёзки! Любит наш народ свою зелёную красавицу и за её красоту и за пользу, которую она приносит.

Предлагаю вам «Берёзовую викторину». Кто правильно ответит на вопрос, тот получит жетон – берёзовый листочек, а кто наберёт большее количество жетонов – тот и победитель.

«Берёзовая викторина»

  • Какое дерево мы называем символом России? /берёзу/.

  • В стихотворении С.Есенина «весна прибрела в лаптях берестяных». А кто знает, что такое берёста? /берёста – это поверхностный слой коры/.

  • Какую роль играет берёста в жизни дерева? /берёста предохраняет живые ткани ствола от высыхания. Она непроницаема для воды и газа. Белая кора-береста защищает дерево от солнечных ожогов/.

  • В какое время года заготавливают берестяную кору и опасно ли это для берёзы? /заготавливают кору в конце весны, в начале лета; во время движения сока береста свободно отделяется, для берёзы это не опасно, если делать это умело; кора нарастает вновь.)

  • Какой материал для письма использовали в древности, когда пергамент стоил дорого? /берёсту/.

  • Из чего наши предки делали посуду? /из коры берёзы – берёсты/.

  • Что можно изготовить из древесины берёзы? /мебель, лыжи, фанеру, приклад огнестрельного оружия/.

  • Сколько лет может прожить берёза? /до 150 лет/.

  • Что означает «плач» берёзы весной? /означает, что началось сокодвижение/.

  • В каком месяце начинается сокодвижение у берёз? /в апреле, раннее сокодвижение может начаться в марте/.

  • Какое самое подходящее время для сбора берёзового сока? /первая половина весны/.

  • Можно ли детям пить берёзовый сок? /да, потому что березовый сок очень полезен, в нём содержатся минеральные вещества, витамины, дубильные вещества, глюкоза, фруктоза, органические кислоты/.

  • Как называется берёзовый гриб? /чага/.

  • Что служит мерой здоровья в бане? /берёзовый веник/.

  • Берёзовые веники – незаменимый предмет для похода в баню или сауну. В какой период следует заготавливать веники? /лучшее время для заготовки – это конец июня – начало июля. Именно в этот период листочки ещё молодые, а ветки мягкие и не грубые/.

  • Что получали из ствола берёзы для освещения помещения? /лучину/.

  • Самая распространённая обувь из берёсты? /лапти/.

  • Какой уголь получают для медицинских целей, сжигая берёзовую древесину? /активированный/.

  • Что такое дёготь? Где он применяется? /при сухой перегонке белой коры образуется дёготь; берёзовый дёготь используется в медицинских целях и в парфюмерной промышленности/.

  • Какие вы знаете загадки про берёзу?

  • Какие вы знаете песни про берёзу?

  • Какие вы знаете народные сказки про берёзу?

Подведение итогов. Награждение победителей.

Звучит запись песни «Вы шумите, шумите…» (сл. А.Прокофьева, муз. Э.Ханка).

Чтец:

Люблю берёзу русскую,

То светлую, то грустную.

В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю её заречную,

С нарядными оплечьями.

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю берёзу русскую,

Она всегда с подружками

Весною хороводится,

Целуется как водится,

Идёт, где не горожено,

Поёт, где не положено,

Под ветром долу клонится

И гнётся, но не ломится!

(А.Прокофьев)

Учитель: Ребята писали маленькие сказки о берёзке. Давайте послушаем эти сказки.

Учитель: Россия! Русские берёзки! Слова-то какие звонкие и чистые! Как родниковая вода! Крепкие, как алмаз! Нежные, как руки матери! Дорогие, как мама! Кряжистые стволы берёз напоминают трудовые мозолистые руки крестьянина, которые делают любую тяжёлую работу. А молодые тоненькие, прямые берёзки похожи на стройных, с гибкой и тонкой талией, с русыми косами светлооких русских девушек. И больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево! Ведь оно живое!

Чтец:

В весенний день мальчишка злой

Пронзил ножом кору берёзы –

И капли сока, точно слёзы,

Текли прозрачною струёй.

Пастух кору надрезал у берёзы

Склоняясь, тянет сладкий сок.

За каплей капля падает в песок

Берёзы кровь прозрачная, как слёзы.

И вот она от муки холодея,

Увянет к будущей весне,

Иссохнет ствол и ветки онемеют,

И помертвеют корни в глубине.

Чтец:

На заре зелёную берёзку

На краю весеннего села

Полоснул ножом своим подросток

Мимоходом, в шутку, не со зла.

Может быть с сегодняшнего утра

Ей не встать бы, сбитой наповал,

Кто-то только ласковый и мудрый,

Рану у неё забинтовал.

И ушёл, оставшись безымянным,

Доброглазый этот человек…

Затянуло время злую рану,

К солнцу новый вскинуло побег.

И огонь, ликующе зелёный,

С той поры в ветвях её не гас.

Очень уж хотелось знать спасённой:

Кто её от смерти верной спас.

И тянулись ветви в час затишья

Каждого потрогать из ребят…

Не тебя ль берёза эта ищет?

Очень жаль…

Я думал, что тебя.

(Н.Мережников)

Чтец:

Я берёзка белая, я в лесу жила,

Горем поделиться к вам сюда пришла.

Про мою обиду, про мою беду.

С самого начала речь я поведу:

Я шумела весело летом и весной,

Птицы голосистые пели надо мной,

Приходили люди в жаркий летний день,

Под моими ветками находили тень.

Радовались, глядя на мою листву,

Радовались люди, что и я живу.

Но житью хорошему вдруг пришёл конец:

В лес пришел однажды мальчишка – сорванец.

Он изрезал ножиком всю мою кору,

Было очень больно мне, думала умру.

Он не успокоился, он поджёг меня!

Корчились листочки, сохли от огня…

Вы ему напомните, сорванцу тому,

Про берёзку стройную в пламени, в дыму…

Ведь берёзка каждая тоже хочет жить,

С ветерком шептаться, с ручейком дружить.

Ведь берёзку каждую следует беречь.

Ну, зачем берёзку резать или жечь?

(Н.Бутырин).

Учитель: Где бы ни росла берёзка – всюду она приносит людям радость и свет. Берёза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская! Наверное, никогда не перестанет русское сердце удивляться неожиданной и родной красоте привычной, кажется, берёзы. Пройдут сотни лет, но берёза будет символизировать

нашу бессмертную и могучую Родину.

Учитель: А теперь давайте вспомним всё, что было на нашем мероприятии. Кому из вас сегодня было интересно, тот прикрепляет на доску силуэт берёзки.

Дети прикрепляют силуэты берёзок на магнитную доску и получается «берёзовая роща».

Звучит запись песни «Отчего так в России берёзы шумят» (сл. М.Андреева, муз. И.Матвиенко).

Учитель: Спасибо вам, ребята!

Используемый материал:

http://kidwelcome.ru/zagadki-dlya-detei/pro-berezu

http://dcbs-nvkz.narod.ru/produkt/skazki/skazki/kartiny-bereza.htm

http://valentina-panina.ru/text/170

http://www.liveinternet.ru/users/k-opt-eva/post168783681/

http://www.maam.ru/detskijsad/ruskaja-berezka.html

http://detskiychas.ru/obo_vsyom/victorina/viktorina_pro_berezu/

http://www.openclass.ru/node/93643

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *