Конспект урока Тип речи-описание 5 класс

Конспект урока
Описание как тип речи.
Обучающие цели урока:
Познакомить детей с описанием как типом речи, его композиционной схемой.
Формировать умение у обучающихся создавать собственные тексты описания.
Развивающая цель урока:
Развивать навыки диалогического и монологического высказывания в учебно-научной сфере общения.
Воспитательная цель урока:
Формирование интереса к изучению предмета.
Воспитание у учащихся любви к природе.
На уроке реализуются межпредметные связи с МХК и литературой.
Формы познавательной деятельности: индивидуальная, общеклассная.

— Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас. Как, наверно, и каждый из вас, я очень люблю лето.
Давайте прочитаем небольшой текст о моем любимом времени года.
Слайд №1 (Читает один ученик)
Ясный летний день. Сегодня тепло и солнечно. Дует жаркий ветер. Небо высокое. Чудесная пора!
Я назвала эти 5 строчек текстом. Вы со мной согласны?
Ответ: да
— Докажите, что перед нами текст.
Ответ: Перед нами группа предложений, которая связана между собой по смыслу и грамматически.
— Каждый текст имеет свою тему, определим ее.
Ответ: описание лета.
— К какому типу речи относится текст?
Ответ: описание.
— Почему?
Ответ: описываются признаки явления.
— Сегодня мы будем говорить об описании как о типе речи, наша задача узнать, что является самым главным, самым важным в любом тексте описании.
-Текст – описание строится по своим законам.
— Как построено описание?
Вернемся к нашему тексту. Выделим его композиционные части.
1 часть – Ясный летний день. (предмет)
2 часть – Описание (признаки)
3 часть – Чудесная пора! (авторское отношение)
Ученики записывают в рабочие листочки композицию текста описания.
— Давайте проверим, все ли верно мы записали. (Слайд 2) рабочие листы.
— Какие слова помогают нам понять, что автор описывает именно лето?
— К каким частям речи относятся эти слова?
Ответ: прилагательные и наречия.
-Выпишите в рабочие листы (в колонку ключевые слова) прилагательные и наречия, которые помогли нам понять, что автор описывает лето.
Ответ:
— Подберите к этим словам антонимы. Заслушиваем антонимы
Ответ:
— Зачеркните в тексте слова, описывающие лето, и замените их на антонимы, которые мы подобрали. Прочитайте текст, который у вас получился.
Ответ: Хмурый зимний день. Сегодня холодно и пасмурно. Дует ледяной ветер. Небо низкое. Ужасная пора!
— О каком времени года теперь идет речь?
Ответ: о зиме
— Верно, теперь это описание зимы.
— А какое наше отношение к зиме мы выразили в этом тексте?
Ответ: ужасная пора
— Ужасная пора? И вы с этим согласны? Давайте посмотрим фильм и подумаем, как его автор относится к зиме.
Фильм (слайд-шоу «Зимние забавы» под песню «Кабы не было зимы»)
— Итак, какое отношение у автора фильма к зиме?
Ответ: положительное, для автора это веселая пора.
— Какие приемы использовал автор, чтобы мы поняли его отношение к зиме?
Ответ: музыка, слова песни, фотографии
— Верно. Каждый из нас видит один и тот же предмет по – разному, сейчас каждый расскажет о своем отношении к зиме, напишет о ней собственное стихотворение.
— Составьте стихотворение по схеме:
Слайд

Предмет
Зима

2 прилагательных
(какая она?)
..
..

3 глагола
(Что она делает?)
..
..
..

2 слова
(на что она похожа?)
.
.

1 существительное
Кто? (Что?) она для меня?

..

— У меня получилось так.
Зима.
Снежная, морозная
Засыпает, холодит, не пускает
Настоящая королева
Хозяйка.
— А как у вас?
Заслушиваем
— Ребята, мы все описывали зиму, даже использовали для этого одинаковые части речи, но у каждого она получилась своя. Как вы думаете, почему? Ответ, вывод: у каждый из нас выразил свое отношение к зиме, поэтому у всех получились разные стихотворения.
— Каждый из нас любит зимние забавы, попробуем изобразить их.
Физкультминутка
Мы на лыжах и на санках,
На коньках и на ледянках
Мчим с горы, в снежки играем,
Зиму радостно встречаем!
— Все-таки хорошее время года – зима. Поэты, писатели, художники обращаются к ней. Какими средствами мы с вами выражали свое отношение к этому времени года?
Ответ: при помощи слова (невеста, волшебница).
— Какими средствами художники создают свои картины?
Ответ: с помощью цвета.
— Посмотрим на картину художника Евгения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Лесная просека ясным днем»
— Она вам нравится?
Ответ: да
— Почему?
— Какие интересные детали вы увидели в работе?
-Какие краски использует художник? Почему?
— Каково его отношение к пейзажу?
Ответ:
— Посмотрим, как эту картину увидел писатель?
Слайд, рабочие листы
Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса.
Над , . снегами, залившими лес, — ., .. . и удивительно .небо. Солнце еще за лесом, просека в ..тени.
А на вершинах сосен, на их . .. кронах уже играет ..солнечный свет. И сосны замерли под снегом.
— Какие слова вам были непонятны?
(смотри на доску) Записать слова.
— Докажите, что перед нами текст.
Ответ:
— Какова тема текста?
Ответ: описание зимы.
— К какому типу речи относится текст? Докажите.
Ответ: описание.
— Все ли композиционные части представлены в этом отрывке?
— Найдите их:
1 Утро
2 Описание сведено к названию элементов, из которых складывается картина утра, нет эмоциональной оценки этих элементов.
3 отсутствует,

— Вывод этот текст имеет ряд недостатков: в нем отсутствует элемент композиции, нет авторского отношения к описываемому.
— Восстановите и исправьте недостатки, вставьте вместо пропусков слова, с помощью которых вы выразите свое отношение к описываемому, то есть к зимнему утру, изображенному на картине, добавьте последний композиционный элемент.
-Заслушиваем ответы. Молодцы.
— Этот текст написал великий русский писатель И. Бунин. Посмотрим, каким он увидел пейзаж. Сравним тексты, которые получились у нас с оригиналом.
Слайд

Утро. Выглядываю в окно, и не узнаю леса.
Над глубокими, свежими снегами, залившими лес, — синее, огромное и удивительно нежное небо. Солнце еще за лесом, просека в голубой тени
А на вершинах сосен, на их пышных зеленых кронах уже играет золотистый солнечный свет. И сосны замерли под глубоким снегом. Какое великолепие и спокойствие!
-Какое отношение у Бунина к описываемому пейзажу?
Ответ: Великолепие и спокойствие.

(По И. Бунину)

— И мы, и И. Бунин описывали одну картину, почему же у всех она получилась разная?
Ответ: Каждый работал с описанием, вкладывая в него свое отношение, главное в описании не назвать предмет или явление, а выразить к нему свое отношение.
-Что же является самым главным в тексте – описании?
Ответ: авторское отношение.
Домашнее задание: составить свой текст – описание объемом 8-10 предложений на тему «Зима в Заполярье» или «Зимний Мурманск» в соответствии с композиционными требованиями. А какие композиционные требования вы должны учесть в своей работе?
Ответ:

Рефлексия: А вы можете выразить свое отношение к уроку с помощью мимики и жестов?
Я считаю, что вы сегодня работали на 5.

13PAGE 15

13PAGE 14515

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *