Конспект урока по теме Восточные славяне (6 класс)

Урок. Восточные славяне в древности.
Это урок изучения нового материала с опорой на знания, полученные ранее. Это урок первый в теме.
Цели урока:
Сформировать представление у учащихся о происхождении славян, территории их расселения, занятиях, верованиях, быте, нравах, общественном строе.
способствовать овладению технологией исторического исследования на основе комплекса исторических источников.
формировать умения работы с различными источниками информации: учебником, ист. Картой, видео материалами.
формировать понятия.
воспитывать уважение и любовь к отечественной истории.
воспитывать чувство патриотизма, в духе толерантности
умственное воспитание – формирование системного мышления, владения интеллектуальными умениями и мыслительными операциями: анализом, синтезом, классификацией.
Этапы урока.
организационный.
подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
усвоение новых знаний.
закрепление нового материала.
информация о д/з. инструктаж по его выполнению.
Методы обучения: исследовательский, поисковый, объяснительно- иллюстративный, репродуктивный Соответствовали задачам урока, обеспечивали активный характер познавательной деятельности
Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная, парная
Большая роль отводилась самостоятельной работе, которая также обеспечивала развитие познавательной самостоятельности учащихся.
Пыталась добиться активной познавательной деятельности учащихся на уроке, чтобы учащиеся непосредственно участвовали в приобретении и углублении своих знаний и развитии умений.
Стимулировалось положительное отношение учащихся к учению
Старалась преподнести тему урока в широком междисциплинарном контексте, используя знания и умения учащихся, полученные на других школьных предметах.
Упор на обязательное использование учебника как ведущего источника информации.
Технологии: личностно ориентированная, технология сотрудничества, развивающая
Использовался дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
Благодаря этим технологиям обучение происходило на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Урок отличает гуманистическая направленность содержания.
Тема сегодняшнего урока: Восточные славяне в древности.
На уроке мы попытаемся представить с вами загадочный мир наших предков.

Получим представление об их происхождении, территории расселения, занятиях, верованиях и общественно-политическом строе. Тема очень важна. Ведь речь сегодня пойдет о начальной истории нашего Отечества. Важно знать историю Отечества, т.к. история родины – наша память, а человек без памяти – ничто. Тот, кто забывает прошлое, обречен пережить его еще раз. Поэтому необходимо изучать опыт прошлых эпох, ведь прошлое и настоящее неразрывно.
Пожалуйста, запишите тему и план урока в тетрадь.
План урока.
Происхождение восточных славян.
Территория расселения.
Занятия.
Быт и нравы.
Верования.
Общественный строй.

Сегодня на уроке вы будете историками- исследователями.
А кто такие историки?
Историки — это те, кто изучает прошлое.
А какие науки помогают историку изучать прошлое?
Археология
Топонимика
Лингвистика
Этнография
Палеография
Нумизматика
Труд историка, ребята, достаточно тяжел, он сродни труду следователя. Только следователь идет по горячим следам преступника, а историк идет по следам, оставленным людьми в далеком прошлом. И эти следы называются Исторические источники.
А как называются эти исторические источники, по которым историк изучает прошлое?
Письменные
Вещественные
Устные
Выделяют еще и такие источники, как кинофотодокументы, картографические источники.
Вот с этими историческими источниками вам придется сегодня поработать, ребята, чтобы получить представление о восточных славянах.
У каждого из вас на парте лежит маршрутный лист, который вы в течение урока должны заполнить и сдать в конце урока. Это ваш научно- исследовательский труд.

Итак, начнем с определения происхождения славян.
Для этого нам необходимо выполнить задание 1 маршрутного листа.
Как называется задание?
Чтобы выполнить его, обратимся к письменному источнику – это Учебник, п. 1, с.7.
Да, действительно, это ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ – далекие предки не только восточных славян, но также и англичан, германцев, греков, французов и т.д.
— это обобщающее, (как вы помните из курса Всеобщей истории), понятие для племен, выделившихся из индоевропейской языковой семьи и имеющих на ранней стадии своего развития общие корни, что проявляется в самых ранних словах, названиях богов, первых цифрах.

Славянские племена проживали на территории Восточной Европы, по берегам рек Висла, Дунай.
Сначала они были единым народом, а затем разделились на 3 группы.
А вот на какие 3 группы узнаем из видео документа.
Смотрим документ и заполняем задание 2. (19 сек.) Действительно, в 5 веке славяне разделились на 3 ветви.

Ребята, скажите мне, пожалуйста, какая группа славян является предками русских, украинцев и белорусов? Ответив на этот вопрос, вы Выполните 3 задание маршрутного листа.
Восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Первоначально, восточные славяне поселились в Среднем Поднепровье.
Как вы думаете, почему оно так называется? И где находится? Это 4 задание и чтобы с ним справится, нам необходим новый источник информации – это картографический.
Откройте карту в Учебнике с. 33. Найдите реку Днепр, поделите пополам – получим СР. Поднепровье. Какой город и племя там находятся?
Киев, поляне
Покажите на карте Среднее Поднепровье.

К 8 веку восточные славяне расселились на обширной территории, ее мы определим, поработав с тем же картографическим источником на с. 33.
Найдите на карте географические объекты:
На севере — озера: Ладога, Онега.
На юге – реки: Прут, Днестр.
На западе – горы: Карпаты.
На востоке – реки: Ока, Волга.

На этой обширнейшей территории славяне создавали союзы племен.
Как вы думаете, зачем? Что такое союз?
Какие союзы племен создавали восточные славяне? Перечислите их устно, используя картографический источник, выполнив, таким образом, 6 задание листа.
Каким цветом обозначены на карте союзы племен?

Найдите в письменном источнике – учебнике,
Что означают: поляне — жители полей, древляне – жители лесов, дреговичи – жители болот, полочане – жители реки Полота. Вот вы и справились с 7 заданием.

Переходим к заданию 8: заполните схему ЗАНЯТИЯ славян с опорой на письменный источник на с.8. Назовите главное занятие славян? ЗЕМЛЕДЕЛИЕ.
А еще чем занимались славяне? Лесов много было? Рек?
Какие 2 системы земледелия описаны в учебнике? Подсечно-огневая и переложная.
Дома, когда будете готовиться к уроку, обратите внимание на эти системы земледелия и сравните их, найдя различия.
Чтобы представить быт и нравы восточных славян, обратимся к видео источнику.(3 мин.)
Составьте план по теме: Верования славян.
славяне – язычники.
боги славян.
вера в загробную жизнь.
волхвы и кудесники.

Дайте определение понятиям: вервь, вече, народное ополчение. В.Д. – управление племенем князей и дружинников при сохранении вече.
Подведем итоги нашей работы. Все ли исследователи заполнили маршрутные листы? Подпишите ваши фамилии. Итак, уважаемые исследователи, что сегодня узнали на уроке?
Восточные славяне- предки РУБ. Их далекими предками были индоевропейцы. Их главным занятием было земледелие. Они были хорошими воинами, все вопросы решали сообща, на вече. Жили в общине – верви.
Закрепление изученного материала.

15

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *