Тема: «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?»
Цель: сформировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье, о значении важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Задачи:
формировать представление о завтраке как обязательной части ежедневного меню;
расширить представление о блюдах, которые могут входить в меню завтрака;
формировать представление о каше как полезном и вкусном блюде.
Планируемые результаты:
Регулятивные УУД:
— понимание и сохранение учебной задачи;
— понимание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителей;
— планирование своих действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
— принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения.
Познавательные УУД:
— построение сообщения в устной и письменной форме;
— осуществление сравнения и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев для указанных логических операций.
Коммуникативные УУД:
— использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
— построение монологического высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой).
Оборудование: видеопроектор, компьютер, учебная доска, карточки с пословицами, ребусами, шаблоны кругов.
Тип мероприятия: познавательная беседа + практическая работа
Ход мероприятия
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты УУД |
|
Метапредметные |
||||
Мотивация к учебной деятельности. Постановка учебной задачи |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Учащиеся формулируют цели урока |
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Организует формулирование темы урока учащимися, постановку цели |
— Начинаем наше занятие. Улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи. — То, о чем мы поговорим сегодня на занятии, вы узнаете, отгадав загадку: Крупу в кастрюлю насыпают, Водой холодной заливают — Прочитайте тему урока и подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке. (На этом уроке мы узнаем, из чего варят кашу и что нужно сделать для того, чтобы каша была вкусной.) — А вы любите есть каши? — Поднимите руку, кто любит каши, а кто нет? Я надеюсь, что в конце занятия нам удастся поменять ваше мнение |
Регуляторные УУД: понимание и сохранение учебной задачи |
Изучение нового материала Инсценировка |
Инсценируют сценку «За завтраком» |
Предлагает узнать, что сегодня на завтрак у наших любимых героев |
Работа по рабочей тетради (стр. 24-26). Инсценирование. Аня: А почему о некоторых людях говорят: «Он мало каши ел?» Бабушка: Так обычно говорят о слабых. А каша – самая полезная еда на завтрак, она помогает ребятам вырасти здоровыми и сильными. Папа: Кашу полезно есть и взрослым. Катя: Но ведь каждый день есть кашу невкусно! Мама: А мы сейчас попробуем сделать кашу вкусной, и у всех она будет разной. Папа: В свою кашу я положу яблоки и орешки. Катя: Я тоже хочу орешки, но с вареньем! Бабушка: Могу предложить вам банан и киви. Я себе положу ложечку меда. Аня: Я хочу кашу с киви и с медом! Мама: Я возьму пару ягод чернослива и кураги. Папа: Не забудьте положить кусочек масла. Катя: Я слышала, говорят: «Кашу маслом не испортишь»? Бабушка: Если положить очень много масла, каша будет очень жирной. Это не полезно. Папа: Пожалуй, после каши я съем кусочек сыра. Аня: Сегодня у нас манная каша, а из чего ее варят? Бабушка: Сейчас позавтракаем и я вам расскажу. Если посадить весной в землю любое зернышко, то сначала появится росточек, потом он превратится в колосок. Все лето колосок будет расти, набираться сил. В каждом колоске будет много зернышек. Аня: А почему их так много в каждом колоске? Бабушка: Земля, солнце, вода и тепло помогли маленькому зернышку превратиться в сильный колос, полный новых зерен. А в них много полезных питательных веществ. Катя: Дальше я знаю. В конце лета колоски собрали, обмолотили – достали зерна. Из зерен сделали крупу, а из крупы можно сварить кашу! Бабушка: Теперь попробуйте отгадать загадки и нарисовать ответы. 1)В землю теплую уйду, К солнцу колосом взойду, В нем тогда таких, как я, Будет целая семья! 2)Золотист он и усат, В ста карманах – сто ребят. Аня: Я тоже знаю интересную загадку. Что две недели зеленится, Две недели колосится, Две недели отцветает, Две недели наливает, Две недели подсыхает? Катя: Это пшеница, из которой делают муку, пшеничную и манную крупы! |
Регуляторные УУД: понимание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные УУД: смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов |
Знакомство с правилом |
Читают правило |
Предлагает прочитать правило |
— Ребята, обратите внимание на правило, выделенное в красную рамку, прочитайте его. (Запомни: Полезно есть на завтрак каши.) |
Регуляторные УУД: понимание и сохранение учебной задачи |
Разгадывание загадок, их иллюстрирование |
Читают и разгадывают загадки, рисуют отгадки |
Предлагает прочитать и отгадать загадки, нарисовать отгадки |
— Прочитайте еще раз загадки в рабочей тетради «Разговор о правильном питании» с.27 и выполните задание 1. (Дети рисуют ответы к загадкам (Зерно, колос). |
Регуляторные УУД: понимание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения |
Физкультминутка |
Проговаривают стихотворение, выполняют движения |
Предлагает отдохнуть, показывает движения |
Вырос в поле колосок: |
Коммуникативные УУД: использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач |
Игра «Какая каша?» |
Называют растение, крупу и кашу, приготовленную из этой крупы |
Организует, помогает, направляет, дает советы. Организует проверку умения работать с информацией. Организует работу по формированию умений делать выводы
|
Просмотр клипа «Каша из топора» (1 мин) — Ребята, а можно сварить кашу из топора? (Нет) — Хотите узнать, из чего варят каши? (Да) — Вы любите каши? (Не очень) — Хотите узнать секрет, как сделать кашу вкусной? — Хотите стать исследователями и узнать, как приготовить кашу и сделать её вкусной? — А как вы думаете, из каких круп варят каши (предположения детей) — Давайте мы с вами обратимся к «Дереву предсказаний». Соотнесите таблички с названиями круп и каш. (на плакате нарисовано дерево, детям нужно соотнести таблички с названиями круп и каш.) Гречка — гречневая Пшеница – манная Пшённая – просо Овсяная – овёс Ячмень — перловая Горох- гороховая Рис – рисовая Кукуруза – кукурузная — На с.28 выполните задание 2. Отгадайте и напишите, из каких растений и круп можно сварить манную, пшенную, гречневую, овсяную и пшеничную каши |
Регуляторные УУД: понимание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения. Познавательные УУД: осуществление сравнения и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев для указанных логических операций |
Аппликация «Наклей добавку на тарелку с кашей» |
Рассуждают о том, как сделать кашу не только полезной, но и вкусной; выбирают добавки для каш на листе с наклейками |
Рассказывает о завтраке как обязательном компоненте рациона питания, о пользе каши |
— Завтрак должен стать обязательным компонентом рациона питания каждого из вас. Какое же блюдо является наиболее подходящим? (Каша) Каши являются очень полезным, питательным, вкусным и недорогим продуктом. А крупы – важным источником углеводов и растительных белков. Кроме этого, они содержат очень большое количество витаминов группы В и различных минеральных веществ, именно поэтому продукты, которые получают из круп, широко применяют в питании детей младшего возраста. — Как же сделать так, чтобы каша была не только полезной, но и вкусной?(В кашу можно добавить любые нарезанные фрукты, ягоды и немного меда, орехи и сухофрукты.) — На с. 29 выполните задание 4. Выбери добавки для каш на листе с наклейками и приклей их или нарисуй |
Регуляторные УУД: понимание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения. Познавательные УУД: осуществление сравнения и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев для указанных логических операций |
Физкультминутка |
Проговаривают стихотворение, выполняют движения |
Предлагает отдохнуть, показывает движения |
Кашка-малашка, ты так хороша, (одна рука согнута в локте имитирует кастрюлю, другой рукой помешиваем) |
Коммуникативные УУД: использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач |
Знакомство с историей возникновения каши |
Высказывают свое мнение |
Знакомит с историей возникновения каши |
Давным-давно наши предки жили на земле, на которой не росли картофель, помидоры, капуста. Зато было много дикой пшеницы – полбы. Именно из полбы варили древние славяне первые каши. Затем, наряду с пшеницей, наши предки стали выращивать ячмень, овес и просо. «Праматерью хлеба» называют кашу в народе. Попробовав случайно запекшийся кусочек каши, людям пришло в голову печь лепёшки – хлеб. Испокон веков каша являлась основным блюдом на столах, как богатых, так и бедных людей. Каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир так и назывался «кашей». Кашу варили и при заключении мира между враждующими сторонами: в знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть кашу. Если же соглашения достичь не удавалось, то говорили: «С ним каши не сваришь!» |
Регуляторные УУД: понимание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные УУД: владение диалоговой формой коммуникации |
Игра-исследование «Крупа для каши»
|
Определяют крупу по ее внешнему виду, дают название каши |
Предлагает определить крупу и назвать кашу |
Детям предлагается определить крупу и назвать кашу, которую из нее можно приготовить. Для этого ведущий демонстрирует детям баночки с разными видами крупы: пшено, манная крупа, пшеничная крупа, овсяные хлопья, гречка, кукуруза. Дети определяют названия круп, из каких растений получают ту или иную крупу, затем дают название каши |
Регуляторные УУД: принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения |
«Отгадайте ребусы» |
Отгадывают ребусы |
Предлагает отгадать ребусы |
— Отгадайте ребусы: овёс-ёс+н+кат-т = овсянка пшо-о+ек-к+но = пшено мама-ма+нак=ак+ка = манка грек-к+чн-н+ка = гречка кран-ан+упа = крупа кот-от-ам-м+ша = каша завал-ал+трек-ек+ак = завтрак |
Регуляторные УУД: принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения Познавательные УУД: осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков |
Игра «Продолжи пословицу» |
Собирают из карточек пословицы о каше |
Организует, помогает, направляет, дает советы. Организует проверку умения работать с информацией |
— Русский народ сложил много пословиц и поговорок о кашах. Давайте соберём их. Щи да каша … (пища наша.) Хороша кашка, … (да мала чашка.) Каша – … (кормилица наша.) Бабка с кашкой, … (а дед с ложкой) (Дети работают на местах в парах, затем проверка у доски). |
Регуляторные УУД: понимание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения. Познавательные УУД: осуществление сравнения и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев для указанных логических операций |
Итог занятия. Рефлексия
|
Высказывают свое мнение. Вступают в диалог с учителем |
Организует работу по формированию умений делать выводы
|
Считаете ли вы, что мы не напрасно провели это время вместе?
— Дополни предложение: Я узнал, что … Эти знания мне … Оцените свои достижения на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый. (учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.) — Закончить наше занятие я хочу, поиграв с вами в игру «Доскажи словечко». |
Коммуникативные УУД: владение диалоговой формой коммуникации |
Литература
-
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании / Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013.
-
Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013.
-
Правильное питание – основа здорового образа жизни в младшем школьном возрасте: Программно – методический комплекс/ Авторы-составители: Самойленко Т. Г., Смородинова З. И. и др. – Пермь: изд-во ПОИПКРО, 2010.
-
Медиоресурсы:
http://recept.znate.ru/docs/index-4443.html
http://www.medmoon.ru/wiki/kashi_poleznye_svojstva.html
http://www.prav-pit.ru/about/default.aspx
http://www.prozagadki.ru/149-zagadki-pro-kashu.html
http://ejka.ru/blog/schitalki/1519.html