КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для 5 класса на тему «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»

По учеб. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /

[Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.] – М.: Просвещение, 2009.

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

АВТОР МАТЕРИАЛА: Бегалиев Рустам Нурманбетович

МЕСТО РАБОТЫ: МКОУ Таежнинская СОШ №7

ДОЛЖНОСТЬ: Учитель русского языка и литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.] – М.: Просвещение, 2009.

http://www.russisch-fuer-kinder.de/de_start/schule/texte.php?auswahl=is_neproisnosimyj

Конспект урока по русскому языку

5 класс

№ урока:

Тема:

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Цели:

1) образовательная: повторить и обобщить особенности правописания непроизносимых согласных в слове;

2) развивающая: развивать мышление учащихся;

3) воспитательная: воспитывать ответственное отношение к собственной грамотности.

Оборудование:

Карточки-задания на каждого ученика; учебник, тетрадь.

Ход урока

2 мин

1. Оргмомент.

мин

2. Проверка домашнего задания (упр. 41).

мин

3. Закрепление орфограммы № 2 («Правописание непроверяемых согласных в корне слова»).

Выполнение упр. 45 (с использованием орфографических словарей).

мин

4. Повторение правила правописания непроизносимых согласных в корне слова, изученного учащимися в предыдущих классах.

При повторении можно воспользоваться словами, вынесенными в учебнике на поля (с. 20, 21):

чес

извес

месс

счас

прелес

ус

Т

ный

ный

ный

ливый

ный

ный

вку

чуде

прекра

опа

СН

ый

ый

ый

ый

мин

5. Закрепление орфограммы № 4.

I. Выписать из текста, записанного на доске, слова с непроизносимой согласной в корне, обозначить орфограмму:

До чего ж сегодня день прелестный,

Солнце, будто в праздник, так горит!

Освещает местность и окрестность

И теплом своим сердца бодрит.

Но стоит прекрасная корова —

Смотрят грустные ее глаза.

Значит, ей пастух суровый

«Здравствуйте» сегодня не сказал.

– Найдите в этом стихотворении слово с —сн-, в котором непроизносимой согласной нет.

II. Заранее подготовить к уроку карточки с буквами, сделанные из картона, для составления слов с непроизносимыми согласными. Крепят карточки-буквы на доске с помощью магнитов, намеренно пропуская в них непроизносимые согласные. Учащиеся подходят к доске и вставляют пропущенные согласные, так же прикрепляя на магниты в нужном месте.

Сердце, солнце, местность, пастбище, праздник, лестница.

III. К записанным на доске именам существительным подобрать однокоренные прилагательные с непроизносимыми согласными, обозначая корни и суффиксы. Обратить внимание детей на то, что непроизносимые согласные очень часто встречаются на стыке разных частей слова (чаще всего – корней и суффиксов).

Хруст, свист, опоздание, грусть, звезда, честь, гигант, уста, прелесть.

мин

6. Самостоятельная работа по карточкам.

Задание: сопоставить по смыслу имена прилагательные и существительные. Выписать получившиеся словосочетания в тетрадь.

звёз..ный

влас..ный

опас..ный

счас..ливый

вкус..ный

радос..ный

чудес..ный

поз..ний

интерес..ный

извес..ный

пирог

поворот

вечер

возглас

писатель

денёк

небосклон

рассказ

случай

голос

мин

7. Подведение итогов.

– Ребята, сегодня на уроке мы повторили с вами то, что вы и так уже знали. Что мы должны сделать, чтобы не допустить ошибку в слове с непроизносимой согласной в корне? (Подобрать такое проверочное слово, в котором бы проверяемая согласная произносилась отчетливо.)

4 мин

Пояснить.

6. Домашнее задание.

§10 (правило), упр. 47.

Приложение к конспекту урока по литературе в 5 классе по теме «Роль книги в жизни человека»

Подборка пословиц о книге и чтении:

Хлеб питает тело, а книга питает разум.

Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.

Книга для ума — что тёплый дождь для всходов.

Ум без книги, как птица без крыльев.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Книга подобна воде — дорогу пробьёт везде.

Книга не пряник, а к себе манит.

Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.

Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт.

Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.

Недочитанная книга — не пройденный до конца путь.

Книга поможет в труде, выручит в беде.

Кто много читает, тот много знает.

С книгой поведешься – ума наберешься.

Книга – зеркало жизни.

Книга для ума – что теплый дождик для всходов.

Прочел книгу – встретился с другом.

Хорошая книга – лучший друг.

Книга – твой друг, без нее как без рук.

Книги читать – не в ладушки играть.

Золото добывают из земли, а знания из книги.

Напрасный труд удить рыбу без крючка и учиться без книги.

3

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *