Конспект урока по русскому языку в 11 классе «Типы текстов. Рассуждение»

Конспект урока по русскому языку в 11 классе

«Типы текстов. Рассуждение»

Тип урока: усвоение нового материала.

Цели урока:

1.Формировать орфографических и пунктуационных навыков (повторение слитного, раздельного правописания различных частей речи; постановка знаков препинания в сложносочинённых и простых предложениях, осложнённых однородными членами).

2.Повторить изученное ранее о типах текста (повествование, описание)

3.Дать понятия, составляющие текста-рассуждения: проблема, авторская позиция)

4.Отработать практические навыки при работе с текстом.

Оборудование урока:

1.Учебник.

2.Интернет.

3.Мультимедийные продукты (презентация)

Ход урока

I этап. Орфографическая разминка (использования сайта

1)Учащийся работает за компьютером.

2)Класс проверяет таблицу, дополняет, уточняет записи. Деятельность учащихся

3) Разбор предложения на доске.

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель,

жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе самооценку.

(Повест., невоскл.; сложн., союзн., СПП с придаточн. обстоят. времени )

Материал для записей:

Цель рассуждения – доказать, объяснить какое-либо положение, суждение, мысль.

Композиция – тезис, доказательства (аргументы), вывод(заключение)

Жанры – письмо, рецензия, доклад, сочинение на проблемную тему.

Особенности лексических, грамматических, синтаксических средств

Наличие тематической лексики, обозначающей отвлечённые понятия; вводные слова

— указывающие на приёмы и способы оформления высказывания (словом, одним словом, иначе говоря и др.),

— представляющие собой призывы к собеседнику или читателю привлечь его внимание к сообщаемому, внушить определённое отношение к излагаемым фактам (допустим, предположим и др.),

— указывающие на связь мыслей, последовательность изложения (итак, следовательно, значит, например, во-первых, во-вторых и др.);

предложения с союзами однако, потому что, так как, несмотря на то что;

предложения с обособленными оборотами;

в сочинениях-рассуждениях публицистического стиля возможно употребление побудительных, вопросительных и восклицательных предложений, риторических вопросов – с их помощью усиливается выразительность речи;

обращения, пословицы, поговорки также усиливают яркость, делают речь убедительной.

IV этап. Особенности работы на экзамене.

Нам предстоит работать над частью С, в которой необходимо не только составить сочинение-рассуждение, но и сформулировать проблему, которую ставит автор в предложенном тексте, а также авторскую позицию.

Для этого необходимо определится с основными понятиями:

Проблема – это теоретический или практический вопрос, требующий исследования или решения. Содержание текста тем или иным образом касается нас, многих людей. В тексте описывается конкретная ситуация – это иллюстрация к проблеме, рассматриваемой автором.

Позиция автора – это ответ на проблему, это видение автором пути решения этой проблемы, его собственная точка зрения.

В публицистическом тексте позиция автора обычно выражена чётко и ясно. Можно привести цитату из текста.

В художественном тексте выявить позицию автора сложнее. Необходимо обратить внимание на то, как автор описывает героев (сравнения, тропы, синтаксические фигуры речи ), какую оценку даёт автор событиям (отрицательную или положительную; использует неодобрение, иронию, одобрение, восхищение, сочувствие).

V этап. Работа с учебником.

Упр. №315.

Задание:

1) Прочитать до слов: «Да, радость!»

2) Сформулируйте проблему, которую поднимает автор.

( Любой человек ставит перед собой цель, от этого зависит его самооценка)

3) Какова позиция автора?

(Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость).

VI этап. Домашнее задание.

По тексту упр. №315 написать сочинение- рассуждение.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *