Конспект урока по русскому языку 3 класс «Изменение имен прилагательных по вопросам»

Конспект урока по русскому языку

3класс

Апрель2013г.

Учитель Кудрявцева Л.В.

Тема: Изменение имен прилагательных по вопросам.

Вид урока: открытие новых знаний.

Ход урока.

  1. Мотивация и актуализация. Настрой на урок.

Слайд №1. Звучит пение птиц.

— Я сегодня шла в школу и любовалась, как весна вступает в свои права. Мы все радуемся солнцу, теплу, птичьему пению. Даже на уроке русского языка хочется говорить о весне.

— Для разминки предлагаю вам задание на слух. Я читаю небольшую словесную зарисовку, вы – выписываете в столбик только имена существительные, которые услышите. Ставите их в начальную форму.

Учитель читает:

Апрель. По небу разгуливает большое веселое солнце. Радостно чирикают воробьи.

— Проверка. 1 ученик называет существительное, остальные проверяют. Если все слова выписаны верно – ставите (+) на полях тетради зеленой ручкой.

Если есть ошибки – исправляете, дописываете.

— Проверим орфограммы. Аналогично.

— Вспомним словообразование. Образуйте от данных существительных однокоренные прилагательные в начальной форме, запишите рядом и покажите их строение.

— Объясните, как это сделать?

(С помощью суффиксов: -н, -енн, -ов, -оньк, -еньк, -ск и т.д.)

— Все ли вам понятно? Приступайте.

— Проверим, назовите прилагательные и покажите их строение на доске.

(1 ученик называет прилагательное и разбирает его по составу,

все – делают обозначения.)

Если встретились ошибки — поможем разобраться.

-На листке самооценки поставьте (+), если вы не ошиблись,

(?) – если пока еще не все получилось.

Слайд №2 апрель – апрельский

небо – небесный

солнце – солнечный

воробей – воробьиный

— Какие из этих слов можно изменить по родам, а какие – нет?

— Можно ли проверку на изменение по родам считать способом отличия имен существительных от имен прилагательных?

— Как могут изменяться существительные? (по числам и падежам)

(стереть с доски)

  1. Организация познавательной деятельности.

— А могут ли имена прилагательные изменяться по вопросам?

— Давайте сегодня на уроке узнаем, как прилагательные мужского рода изменяются по вопросам. Это и будет темой нашего урока.

Слайд№ 3. Изменение имен прилагательных мужского рода по вопросам.

— Какою же может быть цель сегодняшнего урока?

(научиться изменять имена прилагательные мужского рода по вопросам.)

Слайд№ 4. Цель урока:

Научиться изменять имена прилагательные мужского рода по вопросам.

— Поможет нам наш друг – учебник. (с. 121 №43)

— Прочитайте задание про себя.

— Сколько падежей? (6)

— Как называется изменение имен существительных по падежам?

— А вспомнить падежи предлагаю в паре:

1 ученик – называет падеж,

2 ученик – вопросы.

— Оцените себя на листке самооценки. Если вы не ошиблись, поставьте (+) .

Если есть ошибки – знак (?)

— Давайте прочитаем в упр. 44, какую интересную картину наблюдала однажды автор Ю.Карасева.

(вслух 1 ученик)

— Поработаем с этим текстом. Какие задания предлагают нам авторы?

(читают самостоятельно)

— Составим план наших действий:

Первое, что мы должны сделать? (выписать…)

Второе? (указать…)

Третье? (выделить…)

Четвертое? (ответить на вопросы)

— Начинаем выполнять задания по плану. Образец записи предложен в учебнике. Переписываем и продолжаем по образцу.

— Далее – самостоятельно.

— Кому нужна помощь – поднимает руку. Я подойду.

(работают)

— Проверим. Взаимопроверка.

Если все записано правильно — ставим на полях (+).

Если есть ошибки, поработайте вместе, исправьте их.

Слайд №5 лист (какой?) зеленый – м.р., ед.ч., И.п.

у листа (какого?) зеленого – м.р., ед.ч., Р.п.

к листу (какому?) зеленому – м.р., ед.ч., Д.п.

лист (какой?) зеленый – м.р., ед.ч., В.п.

с листом (каким?) зеленым – м.р., ед.ч., Т.п.

о листе (каком?) зеленом – м.р., ед.ч., П.п.

-На листе самооценки п.3 – поставьте (+) или (?)

— Ответим на вопрос учебника (п.4 плана). Почему изменяются окончания прилагательных в словосочетаниях?

(т.к. изменяется падеж и вопрос от существительного)

— Сделаем вывод:

Прилагательные изменяются по вопросам, т.е. склоняются.

— Сравним наш вывод с выводом в учебнике с 123.

(читаем)

— От чего же зависит род, число и падеж прилагательного в словосочетании?

(от рода, числа и падежа существительного, к которому оно относится)

Плакат. Прилагательное подчиняется существительному.

— Попробуем сами склонять прилагательные мужского рода. Работать будем на рабочих листах.

Слайд №6. Подснежники (перелески) фото.

— Рассмотрим 1 задание. Оно состоит из 3этапов.

— Чтобы лучше с ним справиться, двигайтесь последовательно. Если затрудняетесь, поднимите руку – я помогу.

Рабочий лист.

Задание №1.

а). Просклоняйте словосочетание и понаблюдай за окончаниями. Устно изменяй по падежам существительное, вопросы и имена прилагательные.

подснежник

И.п. (какой?) голубой, нежный, ранний

Р.п. (какого?) голубого, нежного, раннего

Д.п. (какому?) ______ому, _____ому, _____ему

В.п. (какой?) _______ой, ______ый, ______ий

Т.п. (______) _______ым, ______ым, ______им

П.п. (______) _______ом, ______ом, ______ем

б). Выдели все окончания вопросов и имен прилагательных. Сравни их. Что замечаешь?

в). Какие несовпадения есть в окончаниях вопросов и слов?

— Давайте сравним окончания вопросов и прилагательных. Что замечаете?

(есть несовпадения)

— Рассмотрим окончания в Им. п. —

(в И.п. – разные окончания)

— Поставим ударение. Что видим? (ударение — на доске)

(под ударением – ой, без ударения – ый, — ий.)

— Есть ли еще в каком-то падеже такие же окончания? (в В.п.)

— Отметим эти падежи зеленым кружком. Обратим внимание на эти падежи прилагательных мужского рода.

— Что видим в Р.п.?

(в вопросе окончание –ого, в прилагательных –ого, -его)

— В Д.п.?

(в вопросе – ому, в прилагательных –ому, -ему)

— В Т.п.?

(в вопросе – им, в прилагательных –ым, -им)

— В П.п.?

(в вопросе – ом, в прилагательных – ом, -ем)

— Подытожим наши наблюдения. Такие окончания бывают у прилагательных мужского рода в разных падежах.

Слайд №7.

И.п. и В.п. -ой, — ый, -ий

Р.п. -ого, -его

Д.п. -ому, -ему

Т.п. -ым, -им

П.п. -ом, -ем

  1. Физминутка. Пришло время отдохнуть. Музыкальная пауза.

Слайд №8.

Звучит запись весенней песенки, которую дети поют сами. Дежурный показывает движения, остальные повторяют.

  1. Закрепление и включение в систему знаний.

— Давайте наше открытие применим на практике. Продолжаем работу на листках.

— Прочитаем текст задания №2.

Апрель. С земли сошел последний снег. Наступило радостное время года. Синеет высокое небо. Журчит звонкий ручей. Всё кругом оживает. Скоро прилетят скворцы.

1.Найдите в этом тексте словосочетания существительного с прилагательным, подчеркните одной чертой.

— Назовите словосочетания.

— Определите род и число прилагательных. (укажите на листах)

— С чего начнем определение числа и рода прилагательных?

(с числа и рода существительных, с которыми они связаны)

Работают.

— Назовите словосочетания с прилагательными мужского рода.

(последний снег, звонкий ручей)

— Вам надо будет просклонять 1 из них. Для этого в паре предварительно договоритесь, кто какое словосочетание возьмет. Пользуйтесь подсказками окончаний на экране.

Образец на доске: И.п. снег (какой?) последний …

И.п. ручей (какой?) звонкий …

Слайд №9 (повтор слайда №7)

Работаем.

— Выполним самопроверку по образцу на доске.

Слайд №10.

— У кого все правильно, ставит (+). Если есть ошибки – исправьте их. Это значит, что надо разобраться и потренироваться.

— Встаньте те, кто получил зеленый (+). Значит, вы сумели воспользоваться новыми знаниями. Скажите себе: — Я, молодец! На полях поставьте (М).

— У кого пока не получилось, будем отрабатывать на других уроках.

Будем помнить: Не стыдно ошибиться,

Стыдно не исправиться!

  1. Рефлексия учебной деятельности.

— Вспомним цель нашего урока?

Слайд №11.

— Удалось ли нам ее достичь?

— Чтобы ответить на этот вопрос попробуем обобщить то, что открыли сегодня на уроке.

(1. Прилагательные изменяются по падежам, т.е. склоняются.

2. Окончание прилагательного зависит от падежа и окончания вопроса от существительного, к которому оно относится).

— Кому было интересно сегодня на уроке, поднимите руку.

Слайд №12.

Щелчок.

— Кому было трудно? Что вызывало трудности?

Щелчок.

— Над чем нам надо еще поработать? Посмотрите в свой листок самооценки.

Щелчок.

— Предлагаю оценить свою работу на уроке.

— Если у вас все (+), нарисуйте улыбку на своей «веснушке».

— Если у вас 1-2 знака вопроса, нарисуйте «веснушку» без улыбки.

— Если – больше 2-х знаков вопроса, то «веснушка» будет грустная.

— Что же у нас получилось?

На доске: желтый круг – солнце.

— Выйдите, у кого «веснушка» веселая. Мы их прикрепим ближе к весеннему солнышку. Они самые теплые.

— Чуть дальше расположим «веснушки», которые пока не улыбаются.

— А третьим рядом окажутся грустные «веснушки».

— Посмотрим на эту картинку. Не будем огорчаться те, у кого что-то не получилось. Тема только началась. Будем работать дальше. Я учту ваши трудности.

Щелчок.

— Работы проверю по вашим рабочим тетрадям. Поставлю в журнал только хорошие отметки. Листки самооценки сдать вместе с тетрадью.

Слайд №13.

— Рабочие листы помогут вам при выполнении домашнего задания.

Чьи веснушки оказались ближе к солнышку, предлагаю выполнить задание №47 на с.124.

— Тем, чьи веснушки пока не улыбаются, советую упр. №46 на с.123.

Всем спасибо за активную работу.

Листок самооценки.

Знания и умения.

+ ?

1.Умею образовывать имена прилагательные и разбирать их по составу.

2.Знаю вопросы падежей.

3.Умею находить словосочетания существительного с

прилагательными.

4.Умею определять род и число прилагательных.

5.Умею склонять прилагательные мужского рода.

Рабочий лист.

Задание №1.

а).Просклоняй словосочетание и понаблюдай за окончаниями. Устно изменяй по падежам существительное, вопросы и имена прилагательные.

подснежник

И.п. (какой?) голуб ой, нежн ый, ранн ий

Р.п. (какого?) голуб ого, нежн ого, ранн его

Д.п. (какому?) ______ому, _____ому, _____ему

В.п. (какой?) _______ой, ______ый, ______ий

Т.п. (______ ) _______ым, ______ым, ______им

П.п. (______ ) _______ом, ______ом, ______ем

б). Выдели все окончания вопросов и имен прилагательных. Сравни их. Что замечаешь?

в). Какие несовпадения есть в окончаниях вопросов и слов?

Задание №2.

Прочитай текст.

Апрель. С земли сошел последний снег. Наступило радостное время года. Синеет высокое небо. Журчит звонкий ручей. Скоро прилетят скворцы.

Отыщи в этом тексте словосочетания существительного с прилагательным, подчеркни их одной чертой.

Склонение прилагательных ед. ч. м.р.

И.п. -ой, — ый, -ий

Р.п. -ого, -его

Д.п. -ому, -ему

В.п. -ой, — ый, -ий

Т.п. -ым, -им

П.п. -ом, -ем

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *