Конспект урока по литературе на тему: Л.Н. Андреев «Кусака». Нравственные проблемы рассказа

УРОК 48
Тема: Урок внеклассного чтения. Л.Н. Андреев «Кусака». Нравственные проблемы рассказа
Эпиграф к уроку : Внимательней вглядитесь, люди, в глаза покинутых собак! (О.Высотская)
Цели:
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Л.Н. Андреева;
используя текст, поразмышлять со школьниками над теми проблемами, которые автор обозначил в своём произведении; воспитывать доброту и ответственность к животным.
Ход урока
-Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением
Л.Н. Андреева «Кусака».
— А сейчас послушайте стихотворение Эдуарда Асадова «Дачники» (чтение учителем стихотворения. -См. Приложение№2). Как вариант здесь можно показать небольшой репортаж о брошенных на зиму на дачах собаках.
-Как вы думаете, для чего я прочитала вам это стихотворение? Показала репортаж? (они повторяют сюжет рассказа, тем самым подтверждая, что этот случай не единичный, а скорее напротив, это частое явление, поэтому Л.Н. Андреев еще раз в произведении «Кусака» поднимает тему брошенных животных и безответственности людей ).
Анализ текста по вопросам:
— Какой мы видим Кусаку впервые, опишите её, используя текст (грязная, худая)
-Когда её обманули впервые? Какой она стала? (пьяный человек пнул её в обиде на всю свою жизнь, после этого она перестала доверять людям)
— Почему она обидела Лелю и в то же время ревниво охраняла её сон и сон её близких? (она не привыкла доверять людям, но теперь она понимала, что у неё появилось имя и хозяева, а значит она перестала быть бездомной и никому не нужной)
— Так ли уж добры дачники? Можно ли назвать их отношение к собаке настоящей любовью? (нет, они держат её как игрушку, о которой очень скоро забудут, они хотели даже застрелить её, если она не уберётся)
— Собака стала привыкать, нашла хозяев, расцвела всей душой, как себя ведёт при этом? (шерсть стала гладкой, она была счастлива)
— Любит ли Леля Кусаку? (нет, просто жалеет, а «добрая» мама так и вовсе предлагает заменить её породистой собакой)
— Как Леля с ней прощается? (никак, она совсем забывает с ней попрощаться)
— О чем говорит образ дурачка Илюши? Можно ли провести параллель между ним и собакой? (конечно, эти персонажи похожи, их обижают люди, на их примере отчётливо видна жестокость людей по отношению к близким, их бездушие)
— Назовите самый драматический момент в рассказе? (собака снова осталась одна)
— Обратимся к описанию природы? В начале: дождь, грязь, ночь. В середине, когда собака счастлива, солнце, красота природы, лето. В конце произведения снова дождь, ночь и грязная собака. Рассказ вернулся к тому, с чего начался. Как называется такая композиция (кольцевая). Мы уже знаем, что природа в произведениях часто отражает состояние героев. По словам самого Л.Н. Андреева, «… в рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями…». Поэтому, в данном рассказе природа отражает внутреннее состояние собаки.
— Вернёмся к эпиграфу урока. Прочитайте его ещё раз про себя. Посмотрите, у меня на доске фотографии собак( СМ. Приложение№3), посмотрите в их глаза, что они выражают? (боль, печаль, тревогу, безысходность, одиночество,…)
— Пока вы смотрите, я прочитаю ещё одно стихотворение.
Д. Орлов «Бездомный пёс»
Бездомный пёс, в глазах один вопрос:
«Зачем же я не нужен никому?»
Погладишь пса и отведёшь глаза…
А что ещё ответствовать ему?
Ничейный пёс удержится от слёз –
Он понимает правила игры.
Полкан иль Бим, он хочет быть твоим
Не ради миски или конуры.
Ничейный пёс меж туфель и колёс
Бредёт куда-то в изморось и ночь.
Опять ни с чем. Он не поймёт, зачем
Зовут, ласкают и уходят прочь.
Рефлексия.
— Сегодня мы говорили о рассказе «Кусака». Так какие же проблемы в нем обозначены, давайте подведём итог (безответственность, бездушие, жестокость людей, нежелание отвечать за тех, кто ими приручен, проблема бездомных животных, ведь многие из них когда-то кому-то принадлежали).
Д/з. Написать отзыв на рассказ «Кусака», используя цитатный план. Прочитать статью учебника об А. Платонове, рассказ «Юшка».
Приложение №1
ДАЧНИКИ
Брызгая лужами у ворот, Ветер мчит босиком по улице. Пригорок, как выгнувший спину кот, Под солнцем в сонной дремоте щурится. Радость взрослых и детворы! Долой все задачи и все задачники! Да здравствуют лодки, грибы, костры! И вот из города, из жары С шумом и грохотом едут дачники. Родители любят своих ребят, И, чтобы глаза малышей блестели, Дарят им кошек, птенцов, щенят, Пускай заботятся и растят. Хорошему учатся с колыбели! И тащат щенята с ранней зари С хозяев маленьких одеяла. Весь день раздается: — Служи! Замри! — Нет, право же, что там ни говори, А добрых людей на земле немало! Ветер колючий листву сечет И, по-разбойничьи воя, кружит, Хлопья седые швыряет в лужи И превращает их в ломкий лед. Сады, нахохлившись, засыпают, В тучи закутался небосклон. С грохотом дачники уезжают, Машины, простудно сопя, чихают И рвутся выбраться на бетон. И слышат только седые тучи Да с крыш галдящее воронье, Как жалобно воет, скулит, мяучит На дачах брошенное зверье. Откуда им, кинутым, нынче знать, Что в час, когда месяц блеснет в окошке (Должны же ведь дети спокойно спать!), Родители будут бесстыдно лгать О славной судьбе их щенка иль кошки. Что ж, поиграли — и с глаз долой! Кончилось лето, и кончились чувства. Бездумно меняться вот так душой — Непостижимейшее искусство! А впрочем, «звери» и не поймут, Сердца их все с тою же верой бьются, Они на крылечках сидят и ждут, И верят, глупые, что дождутся… И падает, падает до зари, Как саван, снежное покрывало… Конечно же, что там ни говори, А «добрых» людей на земле немало!
Автор Эдуард Асадов

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *