Конспект урока по Литературе «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ И.А.БУНИНА «КОВЫЛЬ»» 9 класс

Донцова Ольга Валерьевна – учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская СОШ»

Донцова Ольга Валерьевна

Учитель русского языка

и литературы

ТЕМА: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ И.А.БУНИНА

«КОВЫЛЬ (9 класс)

ЦЕЛИ УРОКА:

— продолжение знакомства учащихся с образным миром поэта, с особенностями восприятия окружающего мира;

— развитие навыков по проведению лингвистического анализа текста на звуковом, лексическом и синтаксическом уровне;

— совершенствование умений учащихся строить высказывания о специфике художественного мышления поэта;

— воспитание эстетического вкуса учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ: на каждом столе экземпляр стихотворения И.А.Бунина «Ковыль»; портрет И.А.Бунина; иллюстрации учащихся к стихотворениям поэта (домашнее задание для учащихся 1 группы). Толковый словарь.

ХОД УРОКА:

Писатель мыслит образами.

И.Бунин

1. Начало урока.

Подготовка учащихся к восприятию темы. Учитель подводит итог знакомства с пейзажной лирикой Бунина.

Природа для И.А.Бунина – волшебная сила, наделяющая человека мудростью, красотой, радостью бытия, ощущением единства с великими силами природы. Ведь счастье – по Бунину – это полное слияние с природой. А достичь этого может лишь тот, кто прикоснулся к её тайнам, кто «видит» и «слышит» малейшие изменения в природе.

Сегодня мы постараемся увидеть глазами поэта мир природы, попробуем вместе с ним почувствовать гармонию этого мира.

Проверка домашнего задания.

— Ученики читают пейзажные этюды (2 группа учащихся), которые они написали дома (с использованием художественных средств образности).

— Развёрнутые комментарии (1 группа) к выполненным иллюстрациям, выразительное чтение стихотворений наизусть.

2. Лингвистический анализ стихотворения «Ковыль».

Выразительное прочтение стихотворения учителем.

— Что же это за стихотворение? Пейзажная лирика или нечто большее? Аргументируйте свой ответ.

— О чём это стихотворение?

( Да, перед нами разворачивается потрясающая картина русского поля, степи. Вы совершенно правы, утверждая, что описание этого пейзажа мастерски связано с фрагментами истории Древней Руси. Не случайно автор берёт эпиграфом к своему стихотворению строки из «Слова о полку Игореве».)

— Но чтобы понять и оценить стихотворение, нужно быть предельно внимательным. Перед нами картина зарождающегося утра. Просыпается природа. Каким образом передаёт поэт предутренние звуки?

(Верно. Вслушаемся в такие слова: «шумит», «колышет», «ночь», «шепчутся», «нарушает». Мы слышим шелест, шёпот ковыля. Сочетание шипящих согласных рождает совершенно определённый звукообраз, передаёт ощущение шороха, шелеста.)

— Обратите внимание на последнюю строку стихотворения. С какой целью поэт снова обращается к этому приёму?

(Слова «шуршит, склоняясь ровной чередой» служат своеобразным «звукообразным» замком при обрамлении «основной» части стихотворения. Таким образом, использование приёма аллитерации способствует созданию необходимого автору звукового образа.)

— Обратимся теперь к ЛЕКСИКЕ этого стихотворения. Какие слова в первую очередь приковывают наше внимание и почему?

(Да, это устаревшая лексика: «вежи», «ратный стан» и лексика диалектная: «яруги», «балки», « шлях». Вежи – шатры; шлях – на Украине и на юге России: наезженная дорога, путь. Значение слов определяется по словарю.)

— С чем связано употребление автором этих лексических пластов?

— Какие художественно-выразительные средства использует Бунин в стихотворении «Ковыль»? Какую роль они играют?

(Верно. Прежде всего это эпитеты. Но эпитеты как художественные «тёмные балки», «степь безбрежная», так и постоянные «сладкий сон», «вольный ветер», «ветер буйный», «степной орёл седой». Наличие постоянных эпитетов прямо указывает на связь этого стихотворения с древнерусской литературой и устным народным творчеством.)

— Найдите в тексте олицетворения, определите, какую роль они играют в данном стихотворении?

(«Травы шепчутся», «шумит трава дремотно и лениво», «в задумчивых, тоскующих полях», «немых могил» — всё это является примерами олицетворения. Олицетворение как вид метафоры создаёт «зримость», осязаемость образов природы у Бунина. Использование Буниным этого приёма имеет и особенное значение. Вспомним, что всё стихотворение перекликается с древнерусской поэмой «Слово о полку Игореве». А в «Слове…» олицетворение является одним из ведущих приёмов…)

— В чём особенность использования стилистических фигур в этом стихотворении?

(Да, прежде всего это повторы в 1 части стихотворения:

Что шумит-звенит перед зарёю?

Что колышет ветер в тёмном поле?

Холодеет ночь перед зарёю…

В данном случае повтор служит для усиления художественной выразительности, а также для того, чтобы подчеркнуть значимость образа степи, словно перекочевавшего из древнерусской поэмы.)

— Кроме повторов в стихотворении присутствует инверсия: «нависает в тёмных балках сумрак», «холодеет ночь перед зарёю», «что колышет ветер»… Постановка глагола перед существительным (сказуемого перед подлежащим) усиливает, акцентирует наше внимание именно на предметах, а не на глаголах; их важности, значимости для создания образа предрассветного часа в степи.

— Наличие риторических вопросов в тексте:

Не тот ли это шлях,

Где Игоря обозы проходили

На синий Дон?..

Что шумит-звенит перед зарёю?..

Риторические вопросы активизируют наше внимание, усиливают нашу эмоциональную реакцию.

— Для лирики Бунина в целом характерно использование как номинативных предложений, так и глагольных конструкций.

— Что можно сказать о семантике синтаксических структур в этом стихотворении Бунина?

В стихотворении «Ковыль» мы видим явное преобладание глагольных конструкций, при употреблении которых происходит одушевление предмета-носителя признака, но более тонкое и глубокое, чем олицетворение, выполненное лексическими средствами:

Смутно травы шепчутся сухие…

Используя глагольный тип предложений, Бунин наделяет природу способностью к самовыражению, какой обладает лишь человек.

3. Развитие речи.

Вновь читаем стихотворение полностью.

— Как Бунин представляет предутреннюю степь?

— Почему стихотворение названо «Ковыль»?

— Какие чувства, по вашему мнению, сквозят в этом стихотворении, пронизывают его?

— Обратите внимание на слова, взятые эпиграфом к нашему уроку. Теперь вам будет несложно объяснить, почему именно это утверждение Бунина я предложила в качестве эпиграфа.

После ответов учеников учитель подытоживает всё сказанное, анализирует ответы учащихся.

— Завершая урок, учитель читает слова А.А.Блока: «Так знать и любить природу, как умеет Бунин, — мало кто умеет. Мир его – по преимуществу – мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ними переживаний». И в этом мы с вами сегодня убедились.

4. Объяснение домашнего задания:

— усовершенствовать свои этюды;

— подготовить выразительное чтение стихотворения «Ковыль»; его лингвистический анализ; определить стихотворный размер и особенности рифмы;

— прочитать рассказ Бунина «Косцы»; чем рассказ напоминает песню?

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *