Конспект урока по ИЗО «Народная праздничная одежда» 5 класс

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

пос. Анджиевский г. Минеральные Воды

Конспект

открытого урока изобразительного искусства

Т е м а:

«Народная праздничная одежда»

Подготовила и провела:

учитель изобразительного искусства

МКОУ СОШ №4

Х.А. Темирчева

ТЕМА: Народная праздничная одежда.

Цель: продолжить знакомство учащихся с особенностями русского

праздничного костюма, сформировать понимание связи представлений

людей об устройстве мира и образного строя одежды, закрепить навыки

создания художественного образа в декоративной композиции.

Задачи:

Учебные:

  • Познакомить учащихся с русским национальным костюмом.

  • Формировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.

  • Закреплять навыки работы с декоративной композицией.

Воспитательные:

  • Развивать эстетическое мировосприятие.

  • Способствовать восприятию уважительного отношения к традициям русского народа.

Развивающие:

  • Развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь).

Методы: словесные – рассказ, беседа

наглядные – демонстрация презентации, плакатов с

пейзажами, орнаментами, костюмов

практические – создание праздничного русского костюма

по трафарету

Методические приёмы: репродуктивные – фронтальная беседа

творческие – создание русского праздничного костюма

исследовательские – справки об истории русского народного костюма

Формы организации учебного процесса: фронтальная и индивидуальная

Межпредметные связи: история, литература

Развиваемые понятия: русский народный костюм, орнамент

Тип: углубление ЗУН

Техника: смешанная (краски, гуашь, аппликация).

Материалы и инструменты: кисти, краски, гуашь, трафареты людей, баночки

для воды.

Оборудование: музыкальный центр, диск

Зрительный ряд: женский сарафан, русские платки, кокошник, мужская

рубаха, плакат с полосами орнаментов; плакат с

пейзажам русских деревень, праздничными гуляньями

и наряженными людьми; плакат с изображением

деревни.

План урока

    1. Орг. момент. – 0,5мин.

    2. Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос) — 4 мин.

    3. Тема и цель урока — 0.5 мин.

    4. Мотивация — 2 мин.

    5. Изучение нового материала (презентация костюмов) — 8 мин.

    6. Обобщение (фронтальная беседа) — 3 мин.

    7. Закрепление (практическая работа) — 17 мин.

    8. Итог — 3 мин.

    9. Рефлексия — 2 мин.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас,

Мы зашли тихонько в класс.

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво.

Тихо сели. Спинки прямо

Вижу класс наш хоть куда

Мы урок начнем тогда.

II. Актуализация опорных знаний

— Сегодня я вас приглашаю мысленно попутешествовать по улицам деревни.

— Поют птицы, журчит речка. Идем от одного дома к другому. Осеннее

солнышко светит ярко.

(Звучит музыка леса, то затихая, то громче).

— Да, ребята. На Руси есть много обрядовых праздников, которые посвящались

сбору урожая. Хороший урожай — добротная жизнь людей будет.

— Давайте устроим праздник в нашей деревне?

— А праздники для того устраивали, чтобы природа была милостива к людям.

— А теперь ребята заглянем в нашу деревню.

— Кого не хватает в нашей деревне?

/людей/

— Действительно, без людей не может быть праздника.

— А какими бы вы хотели видеть жителей этой деревни?

/красивыми, радостными, нарядными, чтобы они пели,

плясали, водили хороводы…/

— Теперь посмотрите, у вас на партах лежат трафареты людей , они одеты в

праздничную одежду?

/нет/

— А вы хотели бы одеть в праздничную одежду?

/да/

— Теперь вы наверное догадались какая тема нашего урока?

/да/

      1. Тема и цель урока.

Тема нашего урока: “Праздничная народная одежда”.

— Сегодня мы с вами продолжим знакомство с особенностями русского

праздничного костюма, закрепим навыки создания художественного образа в

декоративной композиции.

      1. Мотивация:

— Как вы думаете, зачем нам изучать праздничный русский костюм?

(…)

— Современные дизайнеры костюмов находят новые идеи в народных

традициях. Известные модельеры: В. Зайцев, В. Юдашкин, использовали в

своих коллекциях элементы народного костюма, даже в вашей одежде мы

можем найти отголосок прошлого русского костюма.

V. Изучение нового материала

Послушайте несколько строчек о русском костюме:

(читает ученик)

Встала красная девица рано
Встала бела да румяна
Умывалась чистою росой
Увивалась русою косой
Надевала яркий сарафан
Золотом расписной, бисером вышитый
На голове кокошник, а на ногах сапожки
С нею рядом молодец в расписной рубахе…”

— На прошлом уроке мы познакомились с основными частями русских народных костюмов. А сейчас вашему вниманию мы представляем презентацию праздничных костюмов.

Презентация костюмов

VI. Обобщение

— Значит, что надевали люди на праздник?

/девицы, женщины — рубаху с вышитыми узорами; сарафан расписной; кокошник , украшенный бисером, платок или обвязку/

— Юноши, мужчины

/рубаху вышитую узорами, пояс, фуражка с цветком, на ногах сапоги/

Наряжался, стар и млад
В ярко вышитый наряд…”

— Эти праздничные наряды долгими вечерами готовили женщины и девицы.

Они шили, вышивали, накладывали аппликацию. Вкладывали все свое тепло в

работу. Поэтому так дорога была эта одежда. А хранили эту одежду в

сундуках и надевали только по праздникам.

— А какими узорами вышивали одежду?

/цветками, листочками, веточками, крестиками, треугольниками/

— А откуда люди брали эти узоры?

/из природы/

— Да, ребята. Природа многое дает человеку.

— А как называется многоповторяющийся один и тот же узор?

/орнамент/

— Если узоры похожи на растения, то это …

/растительный орнамент/

— Если узоры похожи на геометрические фигурки, то это…

/геометрический орнамент/

— Ребята, а где обычно располагают узоры на сарафане, рубахе, кокошнике, платке?

/по подолу сарафана; по середине сарафана; на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин/

— А какие цвета используют при вышивке?

/Яркие, теплые – красные/

— А орнамент должен выделяться на фоне сарафана, рубахи?

/Да/

— Орнамент наносился не только ради украшения одежды, но и служил, как

оберег от разных напастей (болезней, невзгод). Новорожденную девочку

заворачивали в рубаху матери, а мальчика в отцовскую рубаху. Считалось, что

положительная энергия рубахи оберегает ребёнка от болезней, от сглаза и т.д.

Пояс закрывал человека от разного недоброго…

— Вы хотели бы одеть своих героев в праздничную одежду и поместить их на

наш праздник в деревне?

/Да/

— А что нам в этом поможет? Отгадайте загадку:

Умная Аришка в серой манишке
В радужное море окунется
Где пройдет коснется, там след остается”.
/краски и кисти/.

VII. Закрепление (практическая работа)

— У меня в руках трафареты героев нашего праздника. Выберите себе героя,

которого вы хотели бы нарядить.

— С чего мы начнем работу?

1 .Разведем водой краски.

2.Нанесем орнамент в полосе сарафана, рубахи, на кокошнике, на

платке, на поясе. Кисть для этой работы выбирается тонкая.

3.Выберем фон полосы, где узор.

4.Выберем фон сарафана, рубахи так, чтобы он отличался от

орнамента в полосе.

ПРИСТУПАЕМ К РАБОТЕ.

(Звучит музыка с народными напевами).

VIII. Итог

— Готовые работы поместим в нашу деревню. Пускай они водят хороводы, поют

песни.

— Получился праздник на картине?

/Да/

— Давайте полюбуемся. Ребята, вы хорошо потрудились.

— Все получают оценку “5”.

IX. Рефлексия

Мне с вами было очень интересно.

-Понравился вам праздник?

/Да/

От того, как отно­симся мы к родной старине, зависит быть или не быть русской куль­туре. Многое забыто, утеряно. Давай­те же собирать по крохам то, что уце­лело. Копите добро  в  вашей  душе, копите любовь  к земле, на которой живете; пуще глаза берегите любовь свою к матери, отцу, брату; сестре. Если

будет среди вас лад, будет вам всем и клад. Дом, зем­ля наша богаты трудом да любовью!

На перемене можете поближе рассмотреть все свои творения на доске.

(Звучит музыка).

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *