Конспект урока по чтению и развитию речи в 9 классе «Михаил Шолохов «Судьба человека»

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа – интернат № 7 восьмого вида станицы Казанской Краснодарского края

Конспект урока по чтению и развитию речи
в 9 классе

«Михаил Шолохов «Судьба человека»

подготовила

учитель русского языка

Недобега Наталья Ивановна

ст. Казанская

2012

Чтение и развитие речи 9 класс

Тема: Михаил Шолохов «Судьба человека»

Цели и задачи:

  • Совершенствовать различные виды речевой деятельности;

  • Формировать навыки беглого, правильного, осознанного чтения;

  • Обогащать словарный запас;

  • Развивать мыслительные операции: анализ и синтез, обобщение, сравнение;

  • Развивать внимание, память, мышление, воображение;

  • Формировать умение сравнивать внешний вид, поступки и характеры героев;

  • Формировать чувство любви и гордости за Родину, за подвиг, совершенный русским народом.

  • Развивать положительные личностные качества.

Оборудование: слайды, карточки – характеристики, план пересказа.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания:

Беседа по вопросам:

    • Как называется рассказ, который мы изучаем? ( «Судьба человека»)

    • Кто автор рассказа? (Михаил Шолохов)

    • Как зовут главного героя рассказа? (Андрей Соколов)

    • Какому историческому событию в жизни страны посвящен рассказ М. Шолохова «Судьба человека»? (Великой Отечественной войне)

    • Назовите годы Великой Отечественной войны. (1941 – 1945)

    • Сколько лет длилась война? (4 года)

    • Назовите ассоциации, которые вызывает у вас слово «война» (ужас, боль, смерть, страх, кровь, сражение, танки, взрывы, бомбёжка и т. д.)

    • Все это пришлось пережить нашему народу, такая у него была судьба. Объясните, как вы понимаете значение слова «судьба» (то, что произойдет в будущем)

  1. Словарная работа: (слова написаны на доске)

Судьба – 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого – чего — нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

Лагерфюрер – комендант лагеря

«Оппель — адмирал» — марка легкового автомобиля

  • О чем эпизод рассказа, который мы изучали? (о том, как попал в плен Андрей Соколов, его жизни в концлагере, побеге )

(показываются слайды)

  • Как жилось нашим солдатам в фашистском плену? (тяжело жилось солдатам в плену, многие умирали от голода, холода и непосильной работы)

  • Чего хотели добиться фашисты таким жестоким обращением с пленными? (фашисты хотели покорить русский народ, сломить его дух)

  • Почему был вызван Андрей Соколов к лагерфюреру? (Андрей громко возмутился требованиями фашистов копать окопы по несколько кубометров в день, сказав, что ему для могилы и одного за глаза хватит)

  • Как вел он себя во время разговора с фашистом? (Андрей смело разговаривал с лагерфюрером, показывая, что не боится)

  • Было ли опасным такое поведение? (да, его могли расстрелять на месте)

  • Кто выиграл в этом противостоянии: лагерфюрер или Андрей Соколов? (Андрей Соколов, лагерфюрер признал его смелым солдатом)

  • Какие черты характера Андрея помогли ему выстоять и вызвать уважение даже у врагов? (показываются карточки с характеристиками Андрея, учащиеся определяют, относятся они к Андрею или нет); (стойкость, лживость, уверенность в себе, честность, мужество, верность, трусость, доброта, злоба, патриотизм, сострадание, самоотверженность) (стойкость, уверенность в себе, честность, мужество, верность, доброта, патриотизм, сострадание, самоотверженность)

  • Можем ли мы сказать, что Андрей Соколов, главный герой рассказа, имеет те черты характера, что вы выбрали? (да, он ими обладал)

  • Как вы считаете, а у вас есть эти черты характера? (учащиеся высказывают своё мнение)

  • Прочитайте по ролям разговор лагерфюрера и Андрея Соколова. (чтение по ролям)

Физминутка

  • Остался ли в плену Андрей Соколов? (нет, сбежал из плена)

4. Пересказ по плану отрывка «Побег из плена» (отпечатанный план на столе у каждого учащегося) – 1 группа

5. Чтение цепочкой отрывка «Побег из плена» — 2 группа

  • Что же произошло с семьей Андрея во время войны? (в его дом попала бомба и вся семья погибла, а старший сын Анатолий был убит в последний день войны)

  • Жестоко обошлась судьба с солдатом. Дом — очаг, хранитель семейного счастья, уют, защита от “ветров” судьбы. Вместе с домом теряются и надежда, смысл жизни, счастье. Разорённый очаг принёс в его жизнь горе, разочарование, пустоту. Он остался один на один со всеми превратностями судьбы.

(показываются слайды под песню «Враги сожгли родную хату»)

  • Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию? (может озлобиться, стать черствым)

  • Произошло ли это с Андреем Соколовым? (нет, в его сердце осталась доброта, любовь к ближним)

  • Кого он нашёл? (маленького мальчика – сироту и взял его к себе на воспитание)

(показываются слайды)

  • Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. Жизнь продолжается. Это и есть лучшие черты русского характера, наличие которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность.

  • Как вы, думаете, а смогли бы вы в таких тяжелых испытаниях сохранить свои лучшие черты характера? (учащиеся высказывают своё мнение)

6.Подведение итогов:

  • Подумайте, почему М. Шолохов назвал рассказ «Судьба человека», а не «Судьба Андрея Соколова»? (потому что, на примере Андрея была показана судьба многих людей)

  • На примере Андрея Соколова, и его участи, и стечении обстоятельств жизни Шолохов описал русского человека, способного не покориться обстоятельствам, выстоять. В битве с судьбой писатель показал поистине великую силу характера, духа всего народа.

  • Если бы русский народ не был такой сильный духом, смогли бы мы победить в войне? (нет, не смогли, русский народ выстоял в тяжёлой войне только благодаря силе духа)

  1. Отметить хорошо работающих учеников.

  2. Домашнее задание: стр. 197 – 205 читать, отвечать на вопросы, пересказ – 1 группа, 2 группа: стр. 197 – 202 читать, отвечать на вопросы.

Список используемых материалов:

  • учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, А. К. Аксенова, М. И. Шишкова «Чтение 9 класс», «Просвещение» 2006 год;

  • песня М. Блантер, М. Исаковский «Враги сожгли родную хату»;

  • словарь С.И. Ожегова.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *