Конспект урока ИЗО в рамках ФГОС тема Декор русской избы (5 класс)

Программа и УМК  «Школа России»
Тема урока:  «Декор русской избы»
Место урока:  
Класс   5
Предмет   изобразительное искусство.
Тип урока: Урок изучения нового учебного материала; формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного
Форма урока: Урок, опирающийся на фантазию, на новый материал.
Опорные понятия, термины: Трёхчастная структура северной крестьянской избы, крыша, клеть, подклет, конь-охлупень, доска-полотенце, доска-причелина,, фронтон, солнечные знаки, наличники, лобовая доска, ставни
Педагогическая цель  урока: Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора. Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре. Способствовать развитию творческой и познавательной активности. Способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (акварель, мелки, бумага, кисти).
Задачи:
Обучающие: Познакомить с понятием изба как традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора.

Развивающие: Способствовать развитию (через вводную беседу и практическую работу):
памяти; речи; глазомера; наблюдательности; расширению кругозора; образного, пространственного, композиционного, творческого, логического, мышления; творческого воображения; чувства пропорции; фантазии; познавательной активности; мелкой моторики рук.

Воспитательные: воспитание художественной культуры.
Способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народной художественной культуры.
Способствовать воспитанию любви к Родине, к её традициям и народной культуре.
Способствовать воспитанию трудолюбия; аккуратности; усидчивости

Планируемые результаты (предметные ПР): Понимать специфику образного языка ДПИ. Использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции. Выполнять эскизы экстерьера русской избы. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе

Личностные (ЛР): — Уважительно относиться к культуре народного искусства;
— понимать роли культуры и искусства в жизни человека;
— уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
— уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
— уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения
УУД Метапредметные (МПР): Познавательные УУД:
— овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
— стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
— овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;
— использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи.
Регулятивные УУД:
— уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
— находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
— уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
— уметь организовать место занятий.

Формы контроля: Анализ творческих работ обучающихся, проверка знаний основ изобразительного искусства (фронтальный, индивидуальный опрос)
Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа

Зрительный ряд: Иллюстрации с изображениями русских народных изб, теремов из русских народных сказок, детские работы и работы учителя.
Литературный ряд: Фрагмент стихотворения В.Федотова.

Музыкальный ряд: Народные песни и бестекстовые мелодии как сопровождение слов и действий учителя и как фон во время самостоятельной работы учащихся.

Необходимое техническое оборудование: для учителя – компьютер, мультимедийный проектор, экран, детские книги с иллюстрациями русских изб
Для учащихся – альбом, гуашь (6 цветов), книги. В/ф «Народные промыслы» Презентация «Русская изба». Иллюстрации с изображениями русских народных изб, теремов из русских народных сказок. Акварель, восковые мелки, кисти, бумага.

 
Схема содержания урока

Этапы урока
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Формирование УУД

Реализация воспитательных задач

1.
Организационный момент
Цель: создать условия для эмоционального настроя учащихся на урок.
Дети проверяют готовность к уроку.
Самостоятельно организуют своё рабочее место. Принимают и сохраняют учебную задачу.
Создание художественно-эстетической среды класса (подготовка наглядности)
Проверка готовности учащихся к уроку (оборудование)
Создание благоприятных морально-психологических условий
Мобилизующее начало урока
Регулятивные УУД
-уметь организовать рабочее место;
-уметь выполнить самооценку правильности и аккуратности при подготовке рабочего места
Ценность
«Человек»

2.
Актуализация знаний учащихся.
Цель: создать условия для сотрудничества и целеполагания.
Объясняют смысл понятия «изба».
Вспоминают информацию из 4 класса о гармонии крестьянского жилища и природы, конструкцию изб, смысл отдельных символов в домовой резьбе.
Беседа о традициях русского зодчества, понятии «изба».
 Личностные (ЛР)
-уважительно относиться к культуре народного искусства;
-уметь обсуждать и анализировать накопленные знания
Знаковая ценность
«Познание»

Воспитание и развитие культуры речи

3.
Постановка учебной задачи.
Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.

Беседа – загадка:.
-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? Какого знания нам не хватает для изображения русской избы? Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока

Регулятивные УУД
-уметь определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока.
Формирование положительной мотивации учения
«Познание»

4.

 Мотивация учебной деятельности (введение в тему)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Слушают стихотворение, информацию об основных элементах русского жилища, их символическом значении. Рассматривают иллюстрации.
Высказывают свое мнение
Самостоятельно работают с литературой. Знакомство с основными элементами русского жилища, их символическим значением. (Презентация. Рассматривание иллюстраций.) Рассказ о выборе места под усадьбу, освящении специальной символикой.
.Беседа – демонстрация слайдов.
СЛАЙД № 2 «Двор, что город, изба – что терем». Удивительна красота деревянного зодчества. СЛАЙД №3 Раньше архитекторов называли зодчими. Но искусство строителей из дерева не долговечно, хотя есть ещё уголки в России, где стоят искусно украшенные избы или избы – исполины. Эти свидетели судеб многих поколений от рождения до кончины хранят в себе мудрость семейного лада.
СЛАЙД №4 Посмотрите на этот крестьянский дом! Под одной крышей – четыре отдельные избы, светёлки,
СЛАЙД №5 летние помещения,
СЛАЙД №6 хозяйственный двор.
СЛАЙД №7 Посмотрим конструкцию старинной избы. Почему оконца такие малые? Какие интересные названия частей вы прочитали на схеме? Под его широким кровом жили вместе дети, отцы, сыновья и внуки – одной большой семьёй с одним общим хозяйством. А семьи тогда были большие.
СЛАЙД №8 Верхнее обрамление крыши крестьянской избы – шелом или охлупень. Это тяжёлое, толстое бревно, выдолбленное снизу, прикрывает стык скатов крыши.
СЛАЙД №9 Конёк – образное завершение охлупня и одновременно древнейший символ, связанный со всей жизнью крестьянина. В игрушках, в домашней утвари и на крыше – везде использовался образ конька, горделивый, статный, скачущий.
СЛАЙД №10 А теперь полюбуемся узорами на наличниках и
СЛАЙД № 11ставнях. Сколько фантазии и выдумки вложил в них мастер!
СЛАЙД №12 Вот причелины с подзорами, как оригинально, в одном стиле выглядит
СЛАЙД №13лицевой угол дома!
СЛАЙД №14. Балкон – место отдыха с видом на улицу. Как хорошо они вписываются в архитектуру дома. Разных форм, размеров, конструкций, из разного материала работают мастера – строители по проекту архитекторов.
СЛАЙД №15 Но если присмотреться, то в любом из узоров можно разглядеть резкую круглую
розетку – знак солнца. Украшая таким знаком — символом своё жилище, крестьянин выражал любовь, почитание небесного светила и словно желал своему дому вечного живительного тепла и уюта, покровительства у судьбы.
СЛАЙД №16 Славяне – дети солнца. Посмотрите, как выглядят знаки солнца и земли. Может и вам удастся их увидеть в деревянном зодчестве, изобразить у себя в работе.
Почему в народе говорят: «Фасад – лицо избы, окна – её глаза»? «Солнышко, словно матушка, — никого не обидит»?
СЛАЙД № 17 «То ли терем, то ли царев дворец».
Старинные деревянные постройки – это не только крестьянские избы. Из тех же элементов в городах из дерева возводили жилые постройки совсем иного вида. Обычно дом строили в два этажа, с надстройками – чердаком наверху, что придавало строению вид трехъярусного. Затейливые надстройки над горницами и сенями или были в виде башни с окном, или напоминали башню с куполом или с зубцами и шпилем посередине.
СЛАЙД №18 Эти чердаки были очень красивы, а внутри их – светло и богато убрано. Вот почему их называли светёлками, а сам дом – высоким теремом.
СЛАЙД №19 Снаружи такой дом – терем напоминает нашему современнику сказочный дворец. Особую наглядность ему придавала крыша. Царские терема и дома зажиточных людей нередко расписывали красками, а окна заполняли окрашенной в разные цвета слюдой.
Вспомните сказки, в которых упоминаются расписные терема?
(«Аленький цветочек», Аксакова, поэма «Руслан и Людмила» Пушкина)
Обращаю ваше внимание на то, что многие традиции в конструкции и декоре дома сохранились и сейчас в современном сельском доме, да и городском тоже, особенно в индивидуальном коттедже.. И одна из них – это украшение фасада (лица) дома, той стороны, что выходит на улицу. По красоте фасада судят о мастерстве, вкусах хозяина.
СЛАЙД №20 Современный сельский дом – это целый ансамбль построек, но с улицы мы видим ворота, СЛАЙД № 21 палисадник и скамейку либо беседку. Потому хозяин дома обязательно украсит их резным, писаным или кованым узором.
СЛАЙД №22
Как называется этот узор?
Узор орнаментов, цвет деталей декора дома, ворот, ограды палисадника обязательно перекликаются и составляют гармонию в декоре всего жилого ансамбля.
СЛАЙД №23 Такие нарядные дома становятся украшением сельской улицы, поэтому и говорят: «Красна улица домами».
Видели ли вы такие дома – в традициях народной архитектуры? Из какого материала?
СЛАЙД №24 Слово «архитектура» произошло от греческого языка. Означает «главный» и «возводить», «строить».
Архитектура – вид ИЗО, зодчество, искусство проектировать и строить. Различают три вида архитектуры:
СЛАЙД №25 Объёмные сооружения(культовые, общественные, промышленные, жилые и другие здания;
СЛАЙД №26 ландшафтная архитектура – беседки, мостики, фонтаны и лестницы для скверов, бульваров, парков («малая архитектура»);
СЛАЙД №27

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *