Конспект урока для 4 класса «Дружба»


МОКУ СОШ № 1 пгт. Кировский

Модуль «Основы светской этики»

Тема урочного занятия «Дружба»

для 4-го класса

Учитель: Тюрина Е.В.

2014г.

Тема: Дружба.

Цель урока: формирование у учащихся представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.

Задачи урока:

Образовательные:

расширить представление о понятиях  «друг», «дружба»; показать ценность и необходимость дружбы.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес и творческие способности при решении    

                    определённых проблем; коммуникативные навыки.

Воспитательные:

Продолжать воспитывать способность сопереживать чувствам других людей, толерантное отношение в общении с окружающими.

Предметные результаты:

-формирование важнейших нравственных понятий и ценностей:  честность, доброта, порядочность, понимание, бескорыстие.

Метапредметные результаты:

-участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений;

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений;

-формировать готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов решения трудностей.

Личностные результаты:

— развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.

Форма : беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения.

Методы: проблемно — поисковый; репродуктивный, работа.

Оборудование: проектор, аудиозапись.

Основные термины и понятия: дружба, бескорыстность,  порядочность, взаимная симпатия.

Ход занятия

I. Организация деятельности учащихся, психологический настрой

(звучит песня «Настоящий друг», М. Пляцковский, аудиозапись)

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг…(какая песня по настроению)

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Ребята, о чем эта песня? Догадайтесь, какая тема урока?

-Тема нашего классного часа «Дружба»  (слайд 2)

-Подберите слова, к каждой букве из слова дружба, связанные с дружбой?

Доверие

Радость

Уважение

Желание

Борьба

Активность

Тема классного часа – «Дружба»

-Давайте определим задачи урока. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? —Для чего?

-Дружба. Это важное слово. Что такое дружба? Кто такой друг? (слайд 3)

Групповая деятельность

Вспомните слова с корнем  друж-  (дружить, дружок, дружелюбие,…)

Продолжите предложения:

«Дружба – это…..»

Формулируется вывод, к которому приходят дети.

А по толковому словарю Ожегова:

Дружба — близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

   (слайд4)

-Дружба кончается тем, где начинается недоверие.

III. Актуализация знаний.

-Ребята, умеете ли вы дружить? Или у вас нет друзей?

  Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Но важно помнить, что вы сами должны поступать с другом так, как хотели бы, чтобы он поступал с вами. Недаром народная мудрость гласит: « Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты». По поступкам ваших друзей судят и о вас. Поэтому, если ваш друг совершает недостойные поступки, помогите уму стать хорошим, не поощряйте смехом его недостатки. Если ваш друг в беде, помогите ему. Не думайте, что если вы поменяете друга, новый будет лучше. В пословице говорится: «Старый друг лучше новых двух». Будьте снисходительны к мелким недостаткам своих друзей, не ссорьтесь по пустякам. Берегите друзей! « Человек без друзей как птица, без крыльев», — гласит народная мудрость.

-А каждый ли человек умеет быть другом?

-Кого выбрать себе в друзья?
IV. Изучение нового.

-Сегодня мы открываем клуб «Знатоки» (вы должны ответить на вопросы по теме на слайде)

Вопросы к игре: (слайд 5)

— Какие вопросы оказались самыми трудными для вас?

— Ребята, интересно было играть вместе?

-И мне очень понравилось наблюдать за вами, когда вы дружно, вместе отвечали на вопросы, не ссорились, уступали друг другу, старались понять друг друга. Так поступают настоящие друзья.

-Друзей объединяет взаимная симпатия и общность интересов.

-Одинаковы ли слова друг, приятель, товарищ?

-Где мы можем узнать определение этих понятий? (словарь) (слайд 6,7)

— А теперь давайте подумаем вместе, кто такие: друг, товарищ, приятель.

Друг – это человек, который связан с тобой дружбой, близкими отношениями, основанными на привязанности, доверии, общности интересов.

Приятель-это близкий и дружески расположенный знакомый.

Товарищ-человек, близкий по своим взглядам, деятельности, по условиям жизни.

— Какой вывод можно сделать?

-Надежнее дружить с хорошим, добродетельным человеком, на которого можно положиться. У каждого человека может быть много приятелей, товарищей, но друзей бывают единицы, а лучший друг — один. (слайд 8)

V. Первичное усвоение новых знаний.

  1. Перед вами слова. Разделите их на две группы. В первую группу мы отнесём слова, которые мешают дружбе, а во вторую, которые ей помогают. Давайте проверим (слайд 9)

Вспыльчивость

Глупость

Зависимость

Зависть

Корыстолюбие

Ложь

Ненадежность

Обман

Предательство

Хитрость

Милосердие

Свобода

Доверие

Бескорыстие

Искренность

Интерес

Надежность

Равноправие

Симпатия

Честность

— Что мешает дружбе и даже ведет к ее потере?

— Что помогает сохранить дружбу?

2. Игровой момент «Собери пословицу» (слайд 10)

Лучшими друзьями в вашей жизни могут стать ваши близкие: родители, братья, сестры, бабушки и дедушки. Они любят вас. Вы дороги им. Относитесь к ним с любовью, добротой и вы приобретете настоящих друзей.

VI. Физминутка (слайд 11)

VII. Первичная проверка понимания

Детскими писателями, поэтами и композиторами создано много произведений о дружбе.

-Животные тоже могут быть верными и надежными друзьями. Расскажите о своих меньших друзьях.

1.Работа со сказками (работа в группах)

Все вы любите сказки. Во многих сказках дружба, сплоченность помогают одержать победу над злом. Вспомните и назовите их.

2. Создание проблемной ситуации.

Учитель зачитывает  рассказ Валентины Александровны Осеевой «Три товарища»

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.

— Завтрак потерял…

— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба.

— До обеда далеко еще!

— А ты где его потерял? — спросил Миша.

— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.

— Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть, — сказал Миша.

А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

— Бери, ешь!

— Назовите героев рассказа.

— Кто из героев вам понравился? Почему?

— Кто не понравился? Почему?

—  Как бы вы поступили в подобной ситуации?

3. Ваш друг (подруга) предложит вам прогулять уроки в школе, что вы сделаете?

4. Поиграем в игру: «Ромашка»  

Учитель: У нашей ромашки 5 лепестков. Давайте назовём необходимые качества для дружбы и запишет их на лепестках ромашки.

 Какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить?

Лепестки ромашки: (не бросать друга в беде, умеет хранить секреты, честный, должен уметь дружить, заступаться друг за друга)

Вывод: Слово — «дружба» имеет много однокоренных слов: дружелюбный, дружеский, дружественный, дружить, дружный, дружок. Не забывайте о них и старайтесь по ним жить. Отношения в коллективе должны быть дружественными, от этого зависит успех в любом деле, в том числе и в учебе. Скажи своему другу: «Спасибо, что ты рядом».

 — Давайте, пофантазируем, какие чудеса могут произойти в нашей школе, в нашем мире, если  все вокруг будут дружить. (Дети по цепочке отвечают.)

— А от кого это зависит?

VIII. Итог. Рефлексия. ( слайд 12, 13, 14)

-О чем говорили на уроке? Что такое дружба? Что узнали нового?

-Когда дружбу можно считать настоящей?

-Какую роль играет дружба в жизни человека? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке, в жизни?

(песня  «Если с другом вышел в путь…»)  

Ребята, постарайтесь быть дружными. Никогда не подводите друга.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *