Конспект открытого урока литературы в 6 классе ( с применением метода проектов) по теме: «Стилевые особенности рассказа

Конспект открытого урока литературы в 6 классе
( с применением метода проектов)
по теме: «Стилевые особенности рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий».
Тип урока: Урок изучения художественного произведения.
Форма урока: исследование текста рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий».
Цели урока:
дать представление учащимся о личности и творчестве А.П.Чехова, помочь шестиклассникам выяснить особенности стиля мастера слова, детали подтекста, помогающие понять разоблачение подхалимства и угодничества;
развивать навыки аналитического исследования на материале рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий»;
способствовать нравственному становлению личности.
Оборудование урока:
портрет Чехова;
тексты рассказа «Толстый и тонкий»;
презентация к рассказу;
«Толковый словарь», «Словарь литературоведческих терминов».

На доске эпиграф: «Краткость – сестра таланта»
А.П.Чехов.
Выписка из словаря русского языка: «Лаконизм – предельная краткость, сжатость (речи, изложения и т.д.)».

Структура и содержание урока.

Орг. момент. Сообщаю тему и цель урока.
Работа «Бюро литературных находок»
— На столах лежат отрывки из текстов рассказов А.П.Чехова
Игра «Бюро литературных находок»: помочь библиотекарю вставить в книги выпавшие страницы с отрывками, т.е. определить автора и произведение по фрагменту из него. (Самопроверка по контрольным ответам).
«У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы.»
«Больной при осмотрителе охал и не говорил почти ни слова, однако ж выпил две чашки кофе и охая заказал себе обед.»
«Толстый только что пообедал и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни.»
– Какие приметы позволили вам определить данные отрывки к произведениям А.П.Чехова.
Задача урока: попытаться постичь стилевые особенности рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий» через исследование текста.

Исследование стилевых особенностей рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий».
Начнём с заглавия.
— Что должно отражать заглавие?
— Тему или основную мысль произведения.
— Верно. По мнению Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения, оно должно быть простым, ясным, кратким.
2. Вы знакомы с понятием композиция рассказа.
Каковы основные элементы композиции?
Завязка, кульминация, развязка.
(Запись в тетрадях и карточка на доске: 1. «Традиционная композиция: завязка-кульминация-развязка.»)
3. Как вводит нас Чехов в мир своего рассказа.
— Найдите завязку рассказа «Толстый и тонкий»
— «На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий».
4. Чего больше в рассказе Чехова: повествования, описания, диалога?
(Запись в тетрадях –карточка на доске: 2. «Диалоговое построение рассказа».)
— В чём особенность диалогов в рассказе?
Только ли они двигают вперёд сюжет?
— Диалоги представляют героев рассказа.
5. Допустим, вы ставите спектакль по этому рассказу и подбираете актёров на роли героев. Каким, по-вашему, должен быть толстый? Опишите устно его внешность, одежду, походку.
А теперь посмотрим, как описал толстого Чехов: «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем».
— О чём эта деталь говорит? (Всего одна-две детали – и перед нами состоятельный, богатый человек, довольный жизнью).
— Представьте теперь тонкого, который только что вышел из вагона. Как бы вы его описали? А как у Чехова? («Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахнет от него ветчиной и кофейной гущей»)
Какие детали здесь, на ваш взгляд, наиболее значительные?
Дети отмечают, что тонкий навьючен: значит, герой беден, у него нет денег на носильщика. Обвешенный чемоданами, узлами, картонками, он жалок. И пахнет от него не дорогим вином, а кофейной гущей.
— Какой приём использовал Чехов, рисуя героев?
Найдём синонимы этому противопоставлению, антитезе?
— Богатый и бедный.
— Очень часто Чехов заменяет подробное описание художественной деталью ((«говорящая деталь»)
(Запись в тетрадях – карточка на доске: 3. «Говорящая деталь, заменяющая подробное описание».)
6. Что же происходит на страницах рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий»?
— Чтение диалога при встрече бывших школьных друзей.
— Как писатель передаёт радость этой встречи?
(У толстого короткие предложения с обилием разговорной лексики, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; у тонкого тоже обилие кратких восклицательных предложений, которые передают его чувства). Искренни ли эти чувства? Как Чехов даёт нам это понять?
— Чтение речи тонкого.
— Как меняется интонация, когда он рассказывает другу о своей жизни? Для чего Чехов вводит паузу? Что она передаёт? (С сожалением говорит он о своей бедной жизни, но сейчас не это главное! Пауза психологическая, эмоциональная: «Жалованье плохое ну да бог с ним!», — не о том хочется ему сейчас, в этот радостный момент говорить).
— Чтение ответа толстого.
— Что мы узнаём о его положении в обществе? Как, по-вашему, отвечает он на вопросы тонкого? Высокомерно? Просто?
— Расскажите, что мог чувствовать тонкий, услышав о звании толстого? Опишите, как изменился при этом тонкий: его поведение, поза, внешность?
— Читаем в рассказе Чехова «Тонкий вдруг побледнел, окаменел». О чём эти вдруг, побледнел, окаменел говорят нам?
Выводы:
— Слово «вдруг» передаёт состояние внезапной перемены.
«Окаменел» — был поражён, как громом, не мог двигаться, замер, застыл как вкопанный. За словом – состояние, пережитые чувства: страх, испуг, ужас, шок.
Тонкий теряет дар речи, униженно хихикает, сразу же в его речи появляется раболепно-почтительное –с. Он пытается выражаться красиво, торжественно.
(Запись в тетрадях –карточка на доске: 4. «Индивидуальная неповторимость речи героев как основа их характеристики»)
7. В чём своеобразие чеховской фразы?
— Предложения сложные? Простые?
— Простые.
— Много ли эпитетов?
— Почти нет.
— Любимая часть речи?
— Глагол. Отметим наиболее выразительные: изумился, облобызались, устремили (глаза), ошеломлены, поморщился, захихикал. Особое внимание уделим абзацу: «Тонкий вдруг побледнел» — в нем сосредоточены глаголы, которые усиливают друг друга и всеобщее впечатление. Побледнел, окаменел (лицо), искривилось, посыпались (искры), съежился, сгорбился, сузился, съежились, поморщились – эти глаголы ярко описывают происходящую с тонким метаморфозу.
(Запись в тетрадях –карточка на доске: 5.»Простота и лаконизм фразы, простые предложения, практическое отсутствие эпитетов, глагол – любимая часть речи, точность словоупотребления».)
Обобщение исследовательской работы по тексту рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий».

П р е з е н т а ц и я учащихся.
Как язык рассказа помогает понять идею произведения?
Почему Чехов избегает эпитетов, красивых сравнений?
— Очень неприязненно выглядит подхалимство и угодничество. Поэтому простые обыденные слова, простые предложения.
2. Чехову была свойственна такая черта характера, как чувство юмора.
— Работа с «Толковым словарём («Словарём литературоведческих терминов»): выясняют, что такое юмор.
«Юмор – беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо. В художественной литературе произведения, в которых отражается смешное в жизни.»
— Какие же человеческие качества высмеивает Чехов?
— Угодничество, готовность унижаться. Глупость, трусость, неискренность, чинопочитание.
VI. Подведение итогов урока.
О чем мы говорили сегодня на уроке?
Комментирование оценок за работу на уроке.
VII. Домашнее задание: отгадать кроссворды.

13 PAGE * MERGEFORMAT 14115

15

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *