Конспект открытого урока « Обучение грамоте»
Тип урока: открытие нового знания.
Объект исследования : фонетическая единица слог.
Тема урока: слог. Знакомство со слогом. ( 1 урок)
Цель: формировать у учащихся учебно – познавательный интерес к обучению грамоте на основе самостоятельного открытия существенного признака слога — гласного.
Задачи:
-
Предметные: -начать формировать понимание того, что существенным признаком слога является гласный, познакомить с технологией деления слов на слоги, начать формировать навык деления слов на слоги; -практиковаться в составлении модели слова на основе звукознакового анализа; -практиковаться в печатании слов на основе звукобуквенного анализа; -различать высказывание по поводу обсуждаемого предмета и обсуждаемого слова;
-
Метапредметные: *личностные : формировать интерес к учебному материалу ; *регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу; своевременно и корректно сообщать учителю, что учащийся не понимает вопроса, задание, выполнять учебные действия в устной речи и в уме; *познавательные: анализировать слова, составлять слова из букв (синтез), приобретать первоначальный опыт анализа слогового состава слов; *коммуникативные: использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; работать в содружестве с одноклассниками, использовать в общении правила вежливости;
-
Личностные: _проявление самостоятельности в разных видах деятельности; оценивать свои действия.
Методы обучения: продуктивный . Формы познавательной деятельности учащихся: парная, групповая, фронтальная, самостоятельная. Средства обучения : ПК, мультипроектор.
Содержание( деятельность учителя и учащихся) |
УУД |
|
1.Мотивационный ( орг. Момент) Цель: включение учащихся в учебную деятельность.
2.Актуализация знаний. Цель: повторение пройденного, подготовка к созданию ситуации затруднения
3.Постановка учебной задачи. ( определение места и причины затруднения). Цель: сообщение нового материала через проблему; определение темы и цели урока.
4. Открытие нового материала.
Цель: организация учащихся на исследование проблемной ситуации
5. Первичное закрепление.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель :степень освоения нового материала.
Первичная проверка знаний.
8.Рефлексия деятельности. ( итог урока) Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке. |
_ Добрый день. Я хочу наш урок начать с загадки: Есть у радости подруга В виде полукруга. На лице она живет, То куда-то вдруг уйдет, То внезапно возвратится. Грусть, тоска ее боится. — Что это? ( улыбка) Как вы догадались , что речь идет об улыбке? ( беседа) — С каким настроением вы пришли на урок? — Каким хотите увидеть наш урок сегодня? — Что для этого надо сделать, чтобы желание ваше исполнилось?
— Что сейчас звучало? Что такое речь? Какая она бывает? Из чего она состоит?
— Посмотрите на экран (слайд1), что можно сказать о данной записи? ( Л М Н Р ) — Используя только эти буквы, составьте слово или несколько слов. Обсудите это в паре и получившиеся слова напечатайте в тетради. — Итак , чья пара готова, покажите. — Какие у вас есть варианты? Почему не получилось? ( ответы детей) — Сколько букв добавить? Одну? Две? — Я добавлю две буквы ( слайд2 Л Н Р М А А) — Теперь поработайте в группе и попробуйте составит слова. Какие слова у вас получились? ( слайд3. Рана, Лара, лама, мала) Работа над значением слов. — Я еще добавлю букву И. (слайд4 Л М Н Р М А А И) Обсудите в группе , какие можно составить слова. ( напоминаю правила работы в группе) — Какие слова у вас получились? ( слайд5. мир, Рим, Ира, Мила). Работа по значению слов. Поменяйте местами ударение в слове Мила, что получилось – мила. О ком так можно сказать? Рим – столица Италии. — Я еще добавляю буквы (слайд6. ЛМРНААИОУ ) Каждый самостоятельно составьте слова. ( слайд7. Он, она, ум, луна, мои, нора, они). Молодцы!
— Я вас очень внимательно слушала и записала слова , которые вы составили, прочитайте их. ( слайд 8. рана, Лара, лама, мир, Рим, Ира, Мила, он, она, ум, луна, нора, они) — Посмотрите на эти слова и скажите , какое задание я хочу вам предложить? ( распределить слова на группы) У вас на столах есть эти слова , поработайте в паре и распределите их по группам. – Давайте вспомним 1 задание, когда я вас попросила составить слова из данных букв ( слайд9. Л М Н Р) Так почему же нам не удалось сразу составить слова? ( не было гласных).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Я называю слово, вы изображаете его значение. Низкий (дети приседают), покажите слово с противоположным значением. (высокий – дети тянутся вверх) Как называются такие слова? Веселый – грустный Трусливый – храбрый Левый – правый Стоять – сидеть Плакать – смеяться Говорить – молчать
Работа с учебником. Откройте Азбуку на стр.38 Посмотрите на буквы во второй строчке, назовите их. — Как вы думаете , можно ли составить из этих букв слова? ( ДА) Почему? Каждый самостоятельно составьте и напечатайте в тетради. — Какое слово получилось? ( ЛУНА) Есть другие варианты? ( улан – военный из частей легкой кавалерии в 19 веке). Рядом составьте звуковую модель ( схему). Давайте проверим. ( слайд10 ЛУНА — Кому было трудно? — Кто правильно выполнил это задание?
— Что можете рассказать о луне как о предмете? — На каком уроке мы с вами об этом говорили?
— Слышали ли вы выражение « с луны свалился» , что оно означает? — Хорошо. А что можете рассказать о слове луна? — На какие части можно разделить это слово? (ответы уч- ся лу –на) -Кто знает , как называются эти части?( слоги) — Кто знает о чем сегодня поговорим на уроке? — Тема нашего урока : слог. — Посмотрите на слоги в слове луна ( слайд11 ЛУ – НА) — Что общего? — Поставьте ударение. Какой слог по счету ударный? — От какого звука зависит – ударный слог или безударный. — Значит « хозяином» слога является гласный звук. БЕЗ НЕГО – НЕТ СЛОГА! — Сколько гласных в слове луна (две), назовите их. Значит сколько слогов в слове.( два) — Сделайте вывод о том, как определить в слове количество слогов. ( Сколько в слове гласных, столько и слогов).
Теперь , когда мы узнали, что такое слог, давайте попробуем разделить слова на слоги. ( слайд12 Ира! Мама! Ирина!) — Что можно сказать об этой записи? — Напечатайте в тетради эти слова, разделяя на слоги. Произнесите слово на распев и отделите один слог от другого черточкой. У кого получилось? Что увидели нового интересного? ( слайд13 МА-МА И-РА И- РИ-НА) Слог может быть из одного гласного. — Давайте поиграем, кто больше соберет слов из слогов . ( слайд14 РА НО ЛУ МА НА МЫ ЛО РО МИ) — Молодцы! Сделайте вывод: из чего состоят слова? Давайте обратимся к Азбуке стр.38 Посмотрите на иллюстрацию. Что вы видите? — Мы с вами делить мыло не будем. Мы будем работать со словом мыло. Подумайте сколько в слове мыло слогов. Для этого произнесите слово, послушайте, есть ли гласные звуки. — Рассмотрите картинки, расположенные справа. Что , вы видите? ( Птицу – страус эму.) Почему не с большой буквы? Если вам интересно узнать, побольше информации про эту птицу. Куда вы можете обратиться? — НА другой картинке мышки делят сыр. Как вы думаете смогут они его поделить? ( нет т.к один слог) — Сравните слова эму и сыр, что интересного вы заметили.
Перед вами карточка №1 , что на ней написано? Прочитайте их. ( слайд15 лимон май машина малина сок Рома налимы рой Ира) — Ребята , сидящие на 1 ряду, подчеркните слова, которые состоят из одного слога, 2 ряд – 2 слога, 3 ряд – 3 слога. Самостоятельно выполняют. Потом проверка . ( слайд 16 май рой сок ) ( слайд17 лимон Ира Рома) ( слайд 18 машина малина налимы)
У вас есть листочки( таблица№2) в них проставлены цифры. Ваша задача проставить напротив цифр знак «+ «или «- «. Если вы согласны с тем , что я сказала , ставьте «+», не согласны «- «. — В каждом слове есть гласный звук.( +) -В слове книга один слог ( -) — Сколько в слове гласных, столько и слогов.( +) — В слове Ира один слог. ( -)
Проверка.
— Какое правило мы открыли сегодня на уроке?
— Как вы думаете, есть ли у слога еще секреты? На следующем уроке мы с вами раскроем эти секреты. — Получился ли урок таким, каким вы хотели его видеть? — Ребята, чью работу на уроке вы хотите отметить?
Скажите каждый себе, как вы потрудились: Я – молодец! Я думал, старался! Я делал открытия!
Спасибо всем за интересную работу!
|
Регулятивные ( саморегуляция т.е.способность к мобилизации сил, преодолению препятствий). Личностные ( иметь представление о причинах успеха).
Познавательные (извлечение необходимой информации, приведение доказательств).
Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)
Познавательные (в соответствии с заданной инструкцией составлять слова из букв, видеть возможные способы решения поставленной задачи)
Регулятивные ( сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения) Познавательные (в соответствии задания строить ответ в устной форме, устанавливать причинно – следственные связи.)
Познавательные ( искать нужную информацию в Азбуке, составлять целое из его частей, формулирование затруднения, строить модели.)
Познавательные ( выделение и осознание того, что уже усвоено)
Коммуникативные( строить понятные высказывания, использовать средства устного общения.
Регулятивные (целеполагание)
Познавательные
Познавательные (установка причинно – следственных связей)
Регулятивные (самоконтроль)
Регулятивные (контроль, самооценка, планирование)
|