Конспект открытого урока « Обучение грамоте»

Конспект открытого урока « Обучение грамоте»

Тип урока: открытие нового знания.

Объект исследования : фонетическая единица слог.

Тема урока: слог. Знакомство со слогом. ( 1 урок)

Цель: формировать у учащихся учебно – познавательный интерес к обучению грамоте на основе самостоятельного открытия существенного признака слога — гласного.

Задачи:

  • Предметные: -начать формировать понимание того, что существенным признаком слога является гласный, познакомить с технологией деления слов на слоги, начать формировать навык деления слов на слоги; -практиковаться в составлении модели слова на основе звукознакового анализа; -практиковаться в печатании слов на основе звукобуквенного анализа; -различать высказывание по поводу обсуждаемого предмета и обсуждаемого слова;

  • Метапредметные: *личностные : формировать интерес к учебному материалу ; *регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу; своевременно и корректно сообщать учителю, что учащийся не понимает вопроса, задание, выполнять учебные действия в устной речи и в уме; *познавательные: анализировать слова, составлять слова из букв (синтез), приобретать первоначальный опыт анализа слогового состава слов; *коммуникативные: использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; работать в содружестве с одноклассниками, использовать в общении правила вежливости;

  • Личностные: _проявление самостоятельности в разных видах деятельности; оценивать свои действия.

Методы обучения: продуктивный . Формы познавательной деятельности учащихся: парная, групповая, фронтальная, самостоятельная. Средства обучения : ПК, мультипроектор.

Этап урока

Содержание( деятельность учителя и учащихся)

УУД

1.Мотивационный ( орг. Момент) Цель: включение учащихся в учебную деятельность.

2.Актуализация знаний.

Цель: повторение пройденного, подготовка к созданию ситуации затруднения

3.Постановка учебной задачи. ( определение места и причины затруднения). Цель: сообщение нового материала через проблему; определение темы и цели урока.

4. Открытие нового материала.

Цель: организация учащихся на исследование проблемной ситуации

5. Первичное закрепление.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель :степень освоения нового материала.

Первичная

проверка знаний.

8.Рефлексия деятельности. ( итог урока)

Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке.

_ Добрый день. Я хочу наш урок начать с загадки:

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живет,

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится.

Грусть, тоска ее боится.

— Что это? ( улыбка) Как вы догадались , что речь идет об улыбке? ( беседа)

— С каким настроением вы пришли на урок?

— Каким хотите увидеть наш урок сегодня?

— Что для этого надо сделать, чтобы желание ваше исполнилось?

— Что сейчас звучало? Что такое речь? Какая она бывает? Из чего она состоит?

— Посмотрите на экран (слайд1), что можно сказать о данной записи?

( Л М Н Р )

— Используя только эти буквы, составьте слово или несколько слов. Обсудите это в паре и получившиеся слова напечатайте в тетради.

— Итак , чья пара готова, покажите.

— Какие у вас есть варианты? Почему не получилось? ( ответы детей)

— Сколько букв добавить? Одну? Две?

— Я добавлю две буквы ( слайд2 Л Н Р М А А) — Теперь поработайте в группе и попробуйте составит слова. Какие слова у вас получились? ( слайд3. Рана, Лара, лама, мала) Работа над значением слов.

— Я еще добавлю букву И. (слайд4 Л М Н Р М А А И) Обсудите в группе , какие можно составить слова. ( напоминаю правила работы в группе)

— Какие слова у вас получились? ( слайд5. мир, Рим, Ира, Мила). Работа по значению слов. Поменяйте местами ударение в слове Мила, что получилось – мила. О ком так можно сказать?

Рим – столица Италии.

— Я еще добавляю буквы (слайд6. ЛМРНААИОУ ) Каждый самостоятельно составьте слова.

( слайд7. Он, она, ум, луна, мои, нора, они). Молодцы!

— Я вас очень внимательно слушала и записала слова , которые вы составили, прочитайте их.

( слайд 8. рана, Лара, лама, мир, Рим, Ира, Мила, он, она, ум, луна, нора, они)

— Посмотрите на эти слова и скажите , какое задание я хочу вам предложить? ( распределить слова на группы) У вас на столах есть эти слова , поработайте в паре и распределите их по группам. – Давайте вспомним 1 задание, когда я вас попросила составить слова из данных букв ( слайд9. Л М Н Р) Так почему же нам не удалось сразу составить слова? ( не было гласных).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Я называю слово, вы изображаете его значение. Низкий (дети приседают), покажите слово с противоположным значением. (высокий – дети тянутся вверх) Как называются такие слова?

Веселый – грустный

Трусливый – храбрый

Левый – правый

Стоять – сидеть

Плакать – смеяться

Говорить – молчать

Работа с учебником. Откройте Азбуку на стр.38 Посмотрите на буквы во второй строчке, назовите их.

— Как вы думаете , можно ли составить из этих букв слова? ( ДА) Почему? Каждый самостоятельно составьте и напечатайте в тетради.

— Какое слово получилось? ( ЛУНА) Есть другие варианты? ( улан – военный из частей легкой кавалерии в 19 веке). Рядом составьте звуковую модель ( схему). Давайте проверим.

( слайд10 ЛУНА

— Кому было трудно?

— Кто правильно выполнил это задание?

— Что можете рассказать о луне как о предмете?

— На каком уроке мы с вами об этом говорили?

— Слышали ли вы выражение « с луны свалился» , что оно означает?

— Хорошо. А что можете рассказать о слове луна?

— На какие части можно разделить это слово? (ответы уч- ся лу –на)

-Кто знает , как называются эти части?( слоги)

— Кто знает о чем сегодня поговорим на уроке? — Тема нашего урока : слог.

— Посмотрите на слоги в слове луна ( слайд11 ЛУ – НА)

— Что общего?

— Поставьте ударение. Какой слог по счету ударный?

— От какого звука зависит – ударный слог или безударный.

— Значит « хозяином» слога является гласный звук. БЕЗ НЕГО – НЕТ СЛОГА!

— Сколько гласных в слове луна (две), назовите их. Значит сколько слогов в слове.( два)

— Сделайте вывод о том, как определить в слове количество слогов. ( Сколько в слове гласных, столько и слогов).

Теперь , когда мы узнали, что такое слог, давайте попробуем разделить слова на слоги.

( слайд12 Ира! Мама! Ирина!)

— Что можно сказать об этой записи?

— Напечатайте в тетради эти слова, разделяя на слоги. Произнесите слово на распев и отделите один слог от другого черточкой.

У кого получилось? Что увидели нового интересного?

( слайд13 МА-МА И-РА И- РИ-НА) Слог может быть из одного гласного.

— Давайте поиграем, кто больше соберет слов из слогов .

( слайд14 РА НО ЛУ МА НА МЫ ЛО РО МИ)

— Молодцы! Сделайте вывод: из чего состоят слова?

Давайте обратимся к Азбуке стр.38 Посмотрите на иллюстрацию. Что вы видите?

— Мы с вами делить мыло не будем. Мы будем работать со словом мыло. Подумайте сколько в слове мыло слогов. Для этого произнесите слово, послушайте, есть ли гласные звуки.

— Рассмотрите картинки, расположенные справа. Что , вы видите? ( Птицу – страус эму.) Почему не с большой буквы? Если вам интересно узнать, побольше информации про эту птицу. Куда вы можете обратиться?

— НА другой картинке мышки делят сыр. Как вы думаете смогут они его поделить? ( нет т.к один слог)

— Сравните слова эму и сыр, что интересного вы заметили.

Перед вами карточка №1 , что на ней написано?

Прочитайте их.

( слайд15 лимон май машина малина сок Рома налимы рой Ира)

— Ребята , сидящие на 1 ряду, подчеркните слова, которые состоят из одного слога, 2 ряд – 2 слога, 3 ряд – 3 слога. Самостоятельно выполняют. Потом проверка .

( слайд 16 май рой сок )

( слайд17 лимон Ира Рома)

( слайд 18 машина малина налимы)

У вас есть листочки( таблица№2) в них проставлены цифры. Ваша задача проставить напротив цифр знак «+ «или «- «. Если вы согласны с тем , что я сказала , ставьте «+», не согласны «- «.

— В каждом слове есть гласный звук.( +)

-В слове книга один слог ( -)

— Сколько в слове гласных, столько и слогов.( +)

— В слове Ира один слог. ( -)

Проверка.

— Какое правило мы открыли сегодня на уроке?

— Как вы думаете, есть ли у слога еще секреты? На следующем уроке мы с вами раскроем эти секреты.

— Получился ли урок таким, каким вы хотели его видеть?

— Ребята, чью работу на уроке вы хотите отметить?

Скажите каждый себе, как вы потрудились:

Я – молодец!

Я думал, старался!

Я делал открытия!

Спасибо всем за интересную работу!

Регулятивные ( саморегуляция т.е.способность к мобилизации сил, преодолению препятствий). Личностные ( иметь представление о причинах успеха).

Познавательные (извлечение необходимой информации, приведение доказательств).

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

Познавательные (в соответствии с заданной инструкцией составлять слова из букв, видеть возможные способы решения поставленной задачи)

Регулятивные ( сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения)

Познавательные (в соответствии задания строить ответ в устной форме, устанавливать причинно – следственные связи.)

Познавательные ( искать нужную информацию в Азбуке, составлять целое из его частей, формулирование затруднения, строить модели.)

Познавательные ( выделение и осознание того, что уже усвоено)

Коммуникативные( строить понятные высказывания, использовать средства устного общения.

Регулятивные (целеполагание)

Познавательные

Познавательные (установка причинно – следственных связей)

Регулятивные (самоконтроль)

Регулятивные (контроль, самооценка, планирование)

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *