Конспект к уроку по биологии в 6 классе по теме: Дары Нового и Старого света

Урок  биологии в 6-м «Б» классе на тему:
«Дары Старого и Нового Света»
Семенычева Ольга Витальевна, учитель биологии
Цель урока:
1) Образовательная: ознакомить учащихся с происхождением, историей культивирования и использованием некоторых культурных растений, расширить знания учащихся о представителях покрытосеменных растений, раскрыть значение даров Старого и Нового Света для человечества.
2) Развивающая: продолжить развитие познавательного интереса школьников, умения учащихся работать с дополнительной литературой, текстом.
3) Воспитательная:  продолжить воспитание чувства коллективизма, ответственности каждого ученика за результат совместной деятельности.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: компьютер, презентация, созданная в Microsoft  Office  PowerPoint  (Презентация 1 «Овощи» и  Презентация 2), таблички «Старый Свет» и  «Новый Свет», карточка №1 «Центры происхождения растений»,  карточки с изображением культурных растений, Приложения
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели занятия
Демонстрация Презентации №1 «Овощи»
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох! ..
Вот овощи спор завели на столе
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свёкла?
Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла.
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свёкла.
Ох!..
И суп овощной оказался неплох!
Учитель:  А как давно  хозяйки стали готовить блюда из овощей?  Питались ли наши предки свеклой и картофелем? А вы знаете, откуда родом картофель? (Ответы учеников). 
Учитель:  На прошлом уроке вы узнали, что каждое растение имеет свою историческую родину – центр происхождения. Кем были открыты центры происхождения растений? (Н.И.Вавиловым)
Учитель: Задание: на карточках №1 «Центры происхождения растений» подпишите названия центров происхождения растений. (Слайд № 1 Презентации 2).
Карточка №1        
(Ученики проверяют правильность своего ответа по карте, демонстрируемой на экране)   (Слайд № 2 Презентации 2)
Учитель: Покажите на карте территории, относящиеся к Новому и Старому Свету?  (К доске-экрану для ответа  приглашается один  ученик).
Учитель: Итак, ребята, тема нашего урока – «Дары Старого и Нового Света» (Слайд № 3 Презентации 2). Попробуйте сформулировать цель нашего урока. (Ученики формулируют цель урока). На столе  у вас есть карточки-таблички  (Приложение №2). Запишите, что вы уже знаете по теме, а что узнаете сегодня.  (Дети записывают).
Знал Хочу узнать (цель) Отметка за урок
III. Изучение нового материала
Учитель: Сегодня мы узнаем о происхождении  культурных растений, какие растения являются дарами Нового Света, а какие культуры издавна возделывались  в Европе.
Учитель:  Послушаем сообщения учеников о тех культурах,  которых хозяйка принесла с базара  и сварила суп. (Темы  сообщений  даны на предыдущем уроке)
1 ученик-  сообщение о свёкле
2 ученик — сообщение о картофеле
3 ученик- сообщение о капусте
4 ученик — сообщение о петрушке
5 ученик — сообщение о томате
Остальные ребята слушают сообщения и заполняют  таблицу  в тетради (Слайд №4 Презентация2).
Дары Нового  Света Дары Старого Света
Учитель:  Кроме этих овощей  известно происхождение и других ценных культур.
Учитель предлагает дополнить таблицу, работая в группах, пользуясь тестом учебника, а также другими источниками  литературы, например, энциклопедическим  словарем  юного натуралиста.
Дары Нового  Света Дары Старого Света
Картофель (Плоскогорья Перу, Боливии)
Томат (Южная и Центральная Америка)
Перец
Кукуруза
Тыква
Фасоль
Какао Капуста  (Побережье Средиземного моря)
Свекла
Морковь
Лук
Пшеница
Овес
Чеснок
Горох
Физкультминутка.
Учитель: На столе у каждого ученика есть карточка с изображением  культурных растений. На доске вывешены таблички «Старый Свет» и «Новый Свет». Взяв карточку, подойдите к той табличке, которая соответствует месту происхождения вашего растения. (Дети у доски  разбиваются на две группы). Молодцы! Садитесь на свои  места. (Таким образом,  проверяем правильность заполнения  таблицы. На экране слайд № 5 Презентация 2)
Учитель. А теперь, ребята, проверим,  внимательно ли вы слушали своих товарищей.  Внимание на экран. (Слайд № 6 Презентация 2). (На партах также имеются карточки с заданиями (Приложение №3).  Ученики записывают ответы на листочках)1) Утолщённый главный корень свёклы, в котором накапливаются питательные вещества, называется:
а) корневище;
б) клубень;
в) корнеплод.
2) Дикая «родственница» свёклы встречается:
а) в Южной Америке;
б) на побережье Средиземного моря;
в) в пустынях Средней Азии.
3) Кочанная капуста –
а) однолетнее растение;
б) двулетнее растение;
в) многолетнее растение.
4) Капуста огородная относится к семейству:
а) маревые;
б) сложноцветные;
в) крестоцветные.
5) Кто  из русских царей привез  картофель в Россию?
а) Иван Грозный;
б) Петр Первый;
в) Александр II.
Учитель. Следующее задание:  на карточках  вы видите  несколько утверждений о картофеле, перце и томатах. Вам нужно определить, какие из них являются верными, а какие – нет (Слайд № 7 Презентация 2)..
1) Клубень картофеля – это подземный побег со стеблевым утолщением, развивающийся из верхушечной почки длинного столона.
2) В клубнях картофеля запасается большое количество жиров.
3) Родина картофеля – побережье Средиземного моря, при раскопках там находят сосуды в форме клубней этого растения.
4) В Россию картофель попал благодаря Петру I.
5) Название помидора произошло от испанского слова pomod’oro – «золотое яблоко».
6) В России начали выращивать перец только с начала XIX века.
7) Перец и томат – однолетние растения.
Ребята проверяют себя и выставляют отметки на карточках-табличках  (Приложение №2).  (Правильные ответы и критерии оценивания на  экране Слайд №8 Презентация 2).
IV. Закрепление изученного материала
Учитель: Итак, мы узнали о происхождении и истории возделывания растений. Осталось только выполнить последнее задание (Приложение №4).
Правильно соотнесите культурные растения и места их происхождения (Слайд № 9 Презентация 2).:
Картофель         А.  Побережье Средиземного моря, а также берега Атлантического             океана, от Испании до Норвегии.
2. Капуста           Б.  Многие районы Азии, Северной Африки и Европы, включая Россию.
3. Морковь                               В.  Побережье Средиземного моря.
4. Свёкла                               Г.     Берега Чили и горы Перу.
Учитель: Проверяем ответы друг у друга ( затем демонстрируется (Слайд № 10 Презентация 2).
А Б В Г
V. Подведение итогов урока, выдача задания на дом
Учитель:    Какое значение для человечества имело открытие Колумбом Нового Света? (Дети отвечают). Правильно! Старый и Новый Свет дали человеку много различных ценных растений для питания, лечения, украшения жилищ, изготовления одежды, красителей и т.д.  (Слайд № 11 Презентация 2).
Учитель: Достигли ли мы поставленной в начале урока цели? (Обращаю внимание учеников на карточки-таблички  (Приложение №2, графа «Хочу узнать»). Что вы сегодня узнали нового на уроке? (Ученики отвечают по-очереди по одному предложению).
Учитель: В заключение урока оцените результаты своей деятельности на уроке и запишите оценку на карточке-табличке  (Приложение №2)  (карточки-таблички  собрать в конце урока).
Домашнее задание. (Слайд № 12 Презентация 2). Выполните задание на выбор:
* § 49, ответить на вопросы на стр. 186-187 + составить кроссворд;
* § 49, ответить на вопросы на стр. 186-187+ найти загадки о  культурных растениях Старого Света и (или) Нового Света.
Рефлексия. 
Учитель: В уголке листочка нарисуйте смайлик, отражающий ваше настроение на этом уроке.
Учитель: Благодарю за урок!
(Слайд № 13 Презентация 2).
Список литературы:
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы.
Верзилин Н. Растения в жизни человека. – Л.: Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1952. – 164 с.
Энциклопедия для детей. Т.2. Биология/Глав. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 2002. – 704 с.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *