Конкурс загадок об осени

Конкурс загадок об осени

Елакова Римма Алексеевна

учитель начальных классов

МБОУ гимназия №12

г. Липецка

2013-2014 уч. год

Цель: развивать сообразительность, любознательность, пытливость,

интерес к родному языку, учить мыслить, сопоставлять предметы

и явления, формировать орфографическую грамотность.

Оборудование: кроссворд, рисунки (отгадки), презентация об осени.

Ход занятия.

1. –Загадка – вид устного народного творчества. Это замысловатый вопрос или иносказание, требующее ответа. Загадка не называет ответ прямо и обязательно имеет отгадку.

Загадки выражены в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной. Некоторые загадки построены по способу замещения одного предмета другим. Но есть загадки, основанные на простом сообщении свойств, качеств неназванного предмета.

Сегодня мы проведём конкурс загадок об осени, который не только будет способствовать развитию вашего остроумия, находчивости, но и поможет формированию орфографической зоркости.

П. Разделимся на 2 команды: «Урожай» и «Листопад».

Команде «Урожай »: Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет.

(времена года)

Команде «Листопад»:

Звезды в небе расцвели,
Дни короткие пришли,
И вокруг кипит работа,
Словно всех торопит кто-то.
Солнце греет по-другому,
Жухнет уж трава у дома.
По утрам туман, как проседь,
Значит, наступила (осень)

Команде «Урожай »: Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

В этом месяце деревья голы,

Мокнут садики и школы.

Рядом с капелькой-дождинкой

Вьется белая пушинка,

Мимо окон пролетает,

А потом на травке тает. (ноябрь)

-По каким признакам вы узнали, что это ноябрь?

Команде «Листопад»: Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!

(сентябрь)

Команде «Урожай »: Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?(октябрь)

-По каким признакам догадались?

Команде «Листопад»: Белка осенью без спешки

Прячет желуди, орешки,

Мышка — зерна собирает,

Норку плотно набивает.

Это склад, а не нора —

Зерен выросла гора!

Что же делают зверята?

Угадайте-ка, ребята! (Запасы на зиму)

-По каким признакам догадались?

Команде «Урожай »: Ветки в парке шелестят,

Сбрасывают свой наряд.

Он у дуба и березки

Разноцветный, яркий, броский. (Листопад)

-Когда бывает листопад?

Команде «Листопад»: Поле осенью промокло,

Но зато созрела свёкла.

А в сентябрьских садах

Много яблок на ветвях. .

Что к зиме мы собираем?

Как его мы называем? (Урожай)

ЗАДАНИЕ 2:

-Отгадайте загадки, предложенные командами друг другу (поочерёдно). Отгадки записать, назвать признаки осенних явлений.

— Прилетел я с ветерком

И накрыл избушки.

Воздух словно с молоком,

Подставляйте кружки! (Туман)

— Льется он косой стеной

И стучит по нашим окнам.

Сам холодный, проливной,

А в саду беседки мокнут.

Лист осенний долго кружит,

Чтоб потом спуститься в лужу. (Осенний дождь)

В октябре пока тепло,

А на лужице — стекло.

Ведь холодной ночью звездной

Наша лужица подмерзла,

Сразу стала интересней:

На стекло ступи — и треснет! (Первый лед)

-Сотни птиц, собравшись в стаи,

Днем осенним улетают.

А летят они туда,

Где тепло всегда-всегда.

Птички, вы куда спешите?

Нашим детям расскажите! (На юг)

Осенью он часто нужен —

Если лупит дождь по лужам,

Если небо в черных тучах,

Он для нас помощник лучший.

Над собой его раскрой

И навес себе устрой! (Зонтик)

В сентябре и в октябре

Их так много во дворе!

Дождь прошел — оставил их,

Средних, маленьких, больших. (Лужи)

Холода их так пугают,
К теплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться
Кто собрался в стайки? …(Птицы)

Дни коротки, ночи длинны,

Мы друг друга кличем,

В октябре летим мы клином,

Жалобно курлычем. (Журавли)

ЗАДАНИЕ 3:

-На листках написать отгадки (команда обсуждает – 1 пишет), приписать однокоренные слова, выделить корень.

Команде «Урожай »: Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.

(Осенний лист, листик, листать, листопад, листочек, листок, лиственный, листопадничек)

Команде «Листопад»: Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?

(дождь, дождливый, дождище, дождичек, дождик, дождинка, дождевой)

ЗАДАНИЕ 4:

Сочинить загадку об осени, осенних явлениях.

ЗАДАНИЕ 5:

-Разгадать (1 команда — по горизонтали, 2 – по вертикали):

ЗАДАНИЕ 6:

Пословицы про осень:

ЗАДАНИЕ 7:

Примета — это отличительный признак, по которому можно узнать кого-либо или что-либо.

Назовите осенние приметы:

Ш. Итоги:

Награждение команды-победителя.

-Кто в командах самый сообразительный?

-Кто оказался самым грамотным?

-Какие правила мы вспомнили, записывая слова-отгадки?

-Какие слова с непроверяемыми гласными в корне вспомнили?

(октябрь, сентябрь, ноябрь, ветер, погода)

Дополнительный материал:

-Как в старину называли осень? (осенины, мокропогодье)

-Сентябрь (хмурень)

-Октябрь (грязник)

-Ноябрь ( листогной)

-Назовите дату бабьего лета (начинается с 28 августа и длится до 21 сентября)

-Когда начинается астрономическая осень? (Астрономическая осень начинается со дня осеннего равноденствия (22 сентября)).

-Как называются осенние месяцы по Лесному календарю Бианки ? (осень начинается с 21 сентября — первого месяца осени, «Месяца прощания перелетных с родиной», второй месяц — «Месяц полных кладовых» и третий — «Месяц зимних гостей». «Осенняя пора — птица со двора»)

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *