КЛАССНЫЙ ЧАС «ВЕЖЛИВОЕ СЛОВО – ВСЕЙ ЖИЗНИ ОСНОВА»

КЛАССНЫЙ ЧАС «ВЕЖЛИВОЕ СЛОВО – ВСЕЙ ЖИЗНИ ОСНОВА».

ЦЕЛЬ: продолжать знакомить учащихся с этическими нормами поведения;

показать, что вежливость – это проявление уважения к людям, выраженная в словах, интонации, поведении;

воспитание умения действовать в коллективе;

коррекция психических процессов – памяти, восприятия, внимания.

ОБОРУДОВАНИЕ: карта Города Волшебных слов, силуэт автобуса, запись песни «Улыбка».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Звучит запись песни «Улыбка» на слова М. Пляцковского, музыка

Вл. Шаинского

Воспитатель: Как вы думаете, почему мы наше занятие начали с прослушивания этой песни? /ответы детей/

Воспитатель: Конечно, она помогла и нам поделиться друг с другом улыбкой, проявить доброе отношение, расположение к другому человеку. А от этого и настроение становиться лучше, верно?

А когда не звучит такая песня, помним ли мы, что к другому человеку надо всегда относиться внимательно, сердечно, по – доброму?

Дети: Не всегда.

Воспитатель: Как мы называем человека, который никогда об этом не забывает, и потому с ним легко и приятно?

Дети: Такого человека можно назвать воспитанным.

Воспитатель: Верно, вежливым, воспитанным. Сегодня и пойдёт разговор о вежливости. Это одно из важнейших качеств воспитанного человека.

— А вы знаете, что означает слово «вежливый»? / дети читают в словаре значение этого слова/.

В старину слово «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия и умеет выражать доброе отношение к людям.

ВЕЖЛИВОСТЬ это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Сегодня на занятии, мы покажем с вами, умеем ли мы быть воспитанными и вежливыми. А для этого мы совершим путешествие по необычному городу. Он называется Город Волшебных слов. Мы отправимся туда двумя командами на разноцветном автобусе. Посмотрите – вот он.

/капитанам вручаются знаки отличия/.

Воспитатель: А теперь, начнём наше путешествие, во время которого вы вспомните много известных вам вежливых слов и правил, а так же познакомитесь с новыми.

Взгляните, перед вами карта Города Волшебных слов. Своё путешествие мы начнём с улицы Добрых слов и поступков, а затем проедем по самым интересным улицам, делая в нужных местах остановки. И так, мы отправляемся в путь.

Воспитатель: Ребята, вам знакома фраза «Слово лечит, но слово и ранит». Объясните её смысл.

А сейчас, послушайте одну небольшую историю. /Воспитатель читает легенду/.

В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп. Который был рабом у царя Ксанфа. Однажды царь пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить на обед самое лучшее кушанье. Эзоп отправился на базар, купил языки и сделал из них три блюда. Гости очень удивились и стали спрашивать, почему Эзоп считает самым лучшим кушаньем на свете какие-то языки. На это Эзоп ответил: «Ты велел, царь купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди объясняются друг с другом, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви», Такое рассуждение понравилось царю и его гостям. В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, приказал царь приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. И опять Эзоп купил языки. Все опять очень удивились. Тогда слуга объяснил: «Ты велел мне отыскать самое плохое, а что на свете хуже языка? С помощью языка люди огорчают, обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он приказывает разрушить целые города и целые государства. Может ли быть что- то хуже языка?» Этот ответ заставил Ксанфа и его гостей задуматься над мудрыми словами Эзопа.

— В чём смысл этой истории?

— Как вы поняли, почему язык можно назвать другом и врагом?

Воспитатель: Часто ребята дразнят толстых или худых детей, высоких или низких, придумывают товарищам обидные прозвища, не понимая, что тем самым глубоко оскорбляют их человеческое достоинство. Всё это несовместимо с понятием «воспитанный человек». Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками других детей, смеяться над ними. Но не только слова, должны быть у нас добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям.

Глаза у Саши велики,

Но очень близоруки.

Врач прописал ему очки

По правилам науки.

Но про очки ребятам всем

Известно стало сразу.

Они кричат ему: «Зачем

Тебе четыре глаза?

Саша, Саша – водолаз!

У тебя две пары глаз.

Только ты, очкастый,

Стёклами не хвастай!»

Заплакал Саша от стыда,

Уткнулся носом в стену,

-Нет, — говорит он, — никогда

Очков я не надену!

— Как вы думаете, почему Саше больно и обидно?

— Можно ли смеяться над человеком, который носит очки?

— Правильно ли поступают ребята?

Наблюдая за вами, я сделала вывод: что ваши ссоры зачастую начинаются из – за пустяка: толкнул, выхватил, задел. Это может перерасти в ссору.

— Как вы думаете, что легче: ссориться, или мириться? Почему?

Предлагаю вам решить нравственную задачу.

Мальчик принёс в школу новую книгу, чтобы показать товарищу. Неожиданно кто – то из ребят выхватил книгу из рук и не хочет отдавать. Как бы вы поступили в данной ситуации?

Условие: книгу нужно получить мирным путём, без драки и ссоры.

Ролевой тренинг: двое ребят разыгрывают сценку, как это надо было сделать.

— Хотелось бы напомнить вам слова: «Власть моих кулаков кончается возле носа моего соседа». Как вы их понимаете?

Воспитатель: А теперь, давайте поиграем, в игру «Слово – магнит» .

Перед вами ряд слов, посмотрите, какие слова легко «примагничиваются» к слову «воспитанный», а какие совсем не подходят.

+

Добрый, грубый, неопрятный, любезный, школа, драчливый, уступчивый, злой, ученик, помощь, лживый, честный, отзывчивый, вежливый.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам вспомнить, какие волшебные слова вы знаете? Дети читают стихи.

1-й ученик ДОБРЫЙ ДЕНЬ

Добрый день! – тебе сказали.

— Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты.

2-й ученик ДОБРОГО ПУТИ

Нам желают: «Доброго пути!»

Будет легче ехать и идти.

Приведёт, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему – нибудь.

3 — й ученик СПАСИБО

За что мы говорим «спасибо»?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы –

Кому сказали, сколько раз.

4-й ученик ЗДРАВСТВУЙТЕ!

— Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

— Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку.

И здоровым будет много лет.

5-й ученик ПРОСТИТЕ

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду,

И взрослых не перебивать,

И что обещал – забывать.

Но если я все, же забуду —

Простите, я больше не буду.

6-й ученик ДОБРЫЕ СЛОВА

Эти слова всем известны давно,

Видишь – они и просты, и не новы.

Но я ещё повторю всё равно:

— Добрые люди, будьте здоровы!

Воспитатель: Ну вот, «волшебные слова» мы вспомнили.

— Как вы думаете – от чего зависит их сила? /ответы детей/

Правильно, сила вежливых слов зависит от того, как они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть «волшебными». А примеры вы увидите сами, потому что мы попали в тупик Вредных советов.

/ автобус передвигается на карте/.

Жители этого тупика приготовили для вас вредные советы. Внимательно послушайте стихи и скажите, что в этих советах неправильного, вредного, и как по – настоящему нужно поступить в данных ситуациях.

Воспитатель читает стихи.

Если ты пришел к знакомым –

Не здоровайся ни с кем,

Слов «пожалуйста», «спасибо»

Никому не говори

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай,

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

* * *

Девчонок надо никогда

Нигде не замечать

И не давать проходу им

Нигде и никогда.

Им надо ножки подставлять,

Пугать из – за угла…

* * *

Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

Пусть он видит, лёжа в луже, —

Ты ничуть не огорчён.

Настоящий друг не любит

Огорчать своих друзей.

Воспитатель: Конечно, все эти советы не зря носят название «вредные» — на самом деле не надо себя так вести.

Наше путешествие продолжается. Посмотрите на карту города Волшебных слов. Мы попали на Весёлую полянку. Выйдем из автобуса и немного отдохнём.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА. Игра «Вежливые слова»

Дети – игроки встают парами друг против друга, на расстоянии и делают шаги навстречу своему партнеру.

Условия игры: шаг можно сделать, только сказав вежливое слово .

Задача игроков — поочередно произносить вежливые слова. Называя слово правильно, игрок делает шаг вперед. Тот, кто затрудняется с ответом, пропускает ход. Побеждает игрок, быстрее остальных добравшийся до противника.

Воспитатель: Сейчас, я попрошу вас выполнить следующее задание: послушайте, найдите в каждой задаче ошибки и исправьте их. Обсуждение ситуаций.

Петя и Юра спешили в столовую и бежали вниз через две ступеньки. Навстречу поднималась Валентина Андреевна. Мальчики пробежали мимо, и где – то с нижнего этажа послышалось: «Здравствуйте, Валентина Андреевна!»

Что им ответила учительница, мальчики не слышали: они первыми ворвались в столовую.

А когда на уроке читали рассказ «Волшебное слово», то Валентина Андреевна сказала, что некоторые ученики в классе не умеют здороваться. И почему – то посмотрела в сторону Пети и Юры. Почему?

«В гардеробе».

Сегодня холодно. Ребята надели тёплые куртки. Прежде чем идти в класс, нужно раздеться в гардеробе.

Федя спешит. Он вбегает в гардероб и, наталкиваясь на своего одноклассника Игоря, наступает ему на ногу. Игорь вскрикнул от боли. Но Федя не обратил на него никакого внимания. Он повесил курточку и пошел в класс.

— Какие ошибки допустил в своем поведении Федя? /не поздоровался с товарищем, не извинился./

« В столовой»

Ребята завтракают в столовой. Витя взял кусочек хлеба, скатал в шарик. Оглянувшись, чтобы никто не заметил, он стрельнул и попал Пете прямо в глаз. Петя схватился за глаз и вскрикнул.

— Что вы скажете о поведении Вити в столовой?

Воспитатель: Теперь мы с вами добрались до Театральной улицы, здесь у нас произойдёт знакомство с мальчиком по имени Петрусь.

Инсценировка стихотворения «Невежливая вежливость» И. Кульская

Обещал отцу Петрусь:

— Я за вежливость возьмусь.

Буду всех благодарить,

Первым «здравствуй» говорить!

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье.

Видит – утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Только – только задремал.

А Петрусь как заорет:

— С добрым утром! Дед Федот!

Дед ругнул его спросонок:

— Убирайся, постреленок!

Вот Петрусь догнал Иринку

Да как дернет за косынку:

— Ты куда, Иринка, стой,

— Я здороваюсь с тобой!

Та отпрянула в сторонку…

Как невежлива девчонка!

Нес учитель стопку книг,

А Петрусь с ограды – прыг!

Чуть не сел ему на плечи:

— Извините, добрый вечер!

Вы, — учитель закричал,

И невежа, и нахал!

Петя очень удивлен:

Разве был невежлив он?

/Обсуждение стихотворения с детьми/.

— Какие вежливые слова произносил Петрусь?

-Почему стихотворение называется «Невежливая вежливость»?

— Что бы вы посоветовали Петрусю?

Воспитатель: А теперь мы выполним с вами следующее задание:

Необходимо стрелками соединить слова — приветствия, как и с кем, вы будете здороваться.

МАМА ПРИВЕТ

ДРУГ ДОБРОЕ УТРО

УЧИТЕЛЬ ПОЖАТЬ РУКУ

ЗНАКОМЫЙ «САЛЮТ»

ПАПА ОБНЯТЬ И ПОЦЕЛОВАТЬ

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу.

— По какому городу мы путешествовали?

Давайте вспомним, с какими вежливыми словами мы сегодня встречались, и какие ещё слова мы должны знать, чтобы быть воспитанными. Для этого, я предлагаю составить словарь «Вежливых слов».

А – аккуратный.

Б – будьте добры, благодарю, будь здоров.

В – вежливый и т.д.

В конце занятия проводится игра «Клубочек».

Дети встают по кругу и по очереди называют имена друг друга со словами: «Я рад Света, что ты стоишь рядом со мной». Наматывают на палец нить от клубочка и отдают соседу и т.д.

Получается круг дружбы. Дружно поднять руки вверх, затем вниз, чтобы

не разорвать общий круг

.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *