Классный час «Урок гражданина» 3 класс

УРОК ГРАЖДАНИНА /3 КЛАСС/

Цель: углублять знания учащихся о государстве, о его символике, о национальностях; прививать любовь к своей Родине, воспитывать чувство патриотизма.

Материально-техническое обеспечение: флаг РФ, герб РФ, гимн РФ, карточки с названием национальностей, эмблемы для команд.

Ход кл .часа:

1 чтец: Весь край этот, милый навеки,

В стволах белокорых берез,

И эти студеные реки,

У плеса которых ты рос.

2 чтец: И темная роща, где свищут

Всю ночь напролет соловьи,

И липы на старом кладбище,

Где предки уснули твои.

3 чтец: И синий ласкающий воздух,

И крепкий загар на щеках,

И деды в андреевских звездах,

В высоких седых париках.

4 чтец: И рожь на полях непочатых,

И эта хлеб-соль средь стола,

И псковских соборов стрельчатых

Причудливые купола…

5 чтец: И санки, чтоб вихрем летели,

И волка опасливый шаг,

И серьги вчерашней метели

У зябких осинок в ушах,

6 чтец: И ливни — такие косые,

Что в поле не видно ни зги…

Запомни: все это — Россия,

Которую топчут враги.

Учитель: Это прекрасное стихотворение написал Дмитрий Кедрин в самый тяжелый, 1942 военный год, когда фашисты оккупировали большую часть нашей земли. Что же такое для человека Родина? Что он считает своей Родиной: страну, в которой живет, дом. где родился, березку у родного порога, место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, т.е. родное место. Давайте послушаем стихи русских поэтов о Родине.

(дети читают стихи и показывают свои рисунки на тему «Мой родной и любимый край»)

1.Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных. (С.Есенин)

2.В поле звон раздается лазоревый,

Льется с птичьими трелями в лад.

Почему-то в России особенно

Колокольчики нежно звучат. (Я.Козловский)

3.О России петь — что стремиться в Храм

По лесным горам. полевым коврам…

О России петь — что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать…

О России петь — что тоску забыть,

Что любовь любить, что бессмертным быть. (И.Северянин)

Учитель: Откуда произошло слово «родина»? Вы искали в толковом, этимологическом словарях слова, близкие по значению. (слово «родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас — потомок какого-либо старинного древнего рода. Однокоренные слова «родить» — значит. произвести на свет потомство; «родители» — отец и мать, у которых рождаются дети; «родословная» — перечень поколений одного рода, люди гордятся своей родословной, изучают ее; «народ» — нация, народность, жители страны.)

-Продолжим разговор о Родине. Наше государство называется Россия, Российская Федерация. Что такое государство? Видел ли его кто-нибудь? Когда мы говорим, что живем в Российском государстве, всем ясно, о чем идет речь. Мы имеем в виду территорию, у которой есть свое название, свои границы свое население. Предположим, мы говорим о каком-то государстве, имея в виду его территорию. попробуем заменить слово «государство» на слово «страна». Ничего не изменилось. Некоторые государства-страны можно даже целиком увидеть из космоса. Например, Великобританию или Исландию. Они расположены на островах. Однако, у слова «государство» есть и другие значения. Одно из них обозначает то, что из космоса не увидишь. Подумайте. о каком значении идет речь? (дети высказывают предположения)

-Имеется в виду государство, как организация, управляющая страной. Задача государства — организовать жизнь людей в обществе, следить за порядком. Государство служит обществу.

ИГРА

(на магнитной доске — карточки со словами: белорусы, узбеки, волгоградцы,уральцы, русские, москвичи, сибиряки, казаки)

-Выберите из карточек наименования народов, имеющих свое государство.

-Ребята, а чем отличается одно государство от другого? (у каждого государства свои символы)

-Назовите основные символы государства. (герб, флаг, гимн)

-Во всем мире люди обращают свои взоры к государственным символам своей страны. Происходит это потому, что эти символы как бы говорят людям: вы не одиноки в этом мире, за вами — ваша страна. А люди знают, что у их страны многовековая и славная история. Они знают. что их предки под этими знаменами, гербами. иконами выстояли в самых страшных испытаниях. А раз выстояли предки, значит, и они выстоят. И душа наполняется гордостью за свое Отечество. Человек гордится Родиной — значит, готов помогать ей, защищать ее. Итак. вы назвали основные символы государства. Сейчас группа ребят, подготовивших сообщения о символах нашей страны, выступит перед вами.

(выступление учащихся)

-Если о флаге и гимне можно много прочитать, на них можно смотреть, то гимн можно только слушать или петь.

(Ученики встают, когда начинает звучать гимн РФ, и исполняют его.)

_-Государственные символы отражают историю народа, его надежды и устремления в будущее. Они показывают его национальный характер.

На доске: Самый распространенный вид гордости – национальная гордость. /Шопенгауэр/

(Выходят 3 ученика с эблемами на груди)

ИНСЦЕНИРОВКА

1 ученик: Крошка сын к отцу пришел,

И спросила кроха:

2 ученик: -Папа! Патриотом быть

Хорошо иль плохо?

1 ученик: И задумался отец

Над вопросом сына.

Как сказать, чтобы сложилась

Честная картина?

3 ученик: -Если Родину ты любишь,

Как родную маму,-

Это очень хорошо, —

Я скажу вам прямо.

Если ты не уважаешь

Дедов – участников войны,

Это плохо!- скажут люди.

-Нам такие не нужны!

Если ты читаешь книги

О войне, как встал народ,

То учитель в школе скажет:

«Настоящий патриот!»

1 ученик: Мальчик радостный пошел,

И решила кроха:

2 ученик: -Быть патриотом – хорошо,

Не быть им – очень плохо!

Учитель: Берегите Россию – Берегите Россию,

Нет России другой. Без нее нам не жить.

Берегите ее тишину и покой, Берегите ее,

Это небо и солнце, Чтобы вечно ей быть

Этот хлеб на столе Нашей правдой и силой,

И родное оконце Всею нашей судьбой.

В позабытом селе… Берегите Россию-

Нет России другой. /Е.Синицын/

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *