Классный час «Умеем ли мы прощать? Все ли можно простить?»

Классный час «Умеем ли мы прощать? Все ли можно простить?»

Цели:

1. Способствовать осознанию таких нравственных категорий, как умение прощать, быть честным.

2. Развивать умение анализировать конкретные жизненные ситуации.

3. Учить детей сопереживать друг другу, употреблять различные словесные формы вежливости.

Оборудование: дерево, солнышко, туча, зеленые листочки, белые и темные листы (по количеству учащихся), толковый словарь С.И. Ожигова.

Оформление на доске: дерево без листочков, солнце закрытое тучей.

Ход классного часа

1.Тренинг-настрой.

Учитель приглашает детей встать в круг.

— Здравствуйте, ребята! Как вы себя сегодня чувствуете, всё ли у вас сегодня благополучно сложилось? Если всё отлично – хорошо, ну а если не очень, попробуем улучшить ваше настроение. Поможет нам в этом волшебный цветок. Вы скажете, он совсем обыкновенный? В общем-то, да! Но, передавая его, вы должны мысленно пожелать что-нибудь хорошее своему соседу, и тогда цветок сможет совершить чудо. Передавая цветок, вы ещё будете произносить имя соседа, но такое, которое ему будет приятно услышать.

2. Погружение в тему занятия

— У вас улучшилось настроение? Хорошо! У меня настроение тоже хорошее, но посмотрите на это дерево (учитель показывает на оформленную доску), оно высохшее, без листочков. Это дерево лишили жизни Злость и Обида. Тёмная туча заслонила солнышко. Мы поможем дереву ожить и постараемся сегодня вырастить дерево добра.

— Посмотрите на смайлик, какое чувство выражено?

Обида

— Постараемся поподробнее остановить на этом состоянии человека.

— Как понимаете слово обида? /высказывания детей/.

— Посмотрим как трактуется это слово в разных толковых словарях /обращение к словарям/

— Что же чувствует человек, которого обидели и который обиделся? /высказывания детей/

— А наукой доказано, что когда человек обижается, то в кровь начинают поступать вещества, которые настраивают человека против другого. Эти вещества (империллы) оказываются отравляющими. Они не уходят из организма, а остаются в нём и отравляют человека. И чем чаще человек обижается, тем всё больше их накапливается. И тогда человек начинает обижаться из-за всякой мелочи, пустяка

— Принесёт ли он какую-то пользу окружающим?

— Легко ли живётся такому человеку? Почему?

Вывод: такой человек плохо ест, беспокойно спит, у него плохое настроение, может заболеть . И чтобы такое не случилось с вами, да и окружающими вас, мы должны найти лекарство от обиды.

3. Построение выхода из проблемной ситуации

— Как вы считаете, что является лучшим лекарством от обиды?

(высказывания детей)

— А если сказать одним словом, надо уметь /ПРОЩАТЬ/

— В прощении заключается великая сила. Недаром на Руси так много пословиц и поговорок об этом чувстве.

Есть слёзы – есть и совесть.

Кайся, да опять за старое не принимайся.

Тому тяжело, кто помнит зло.

А теперь объясните пословицы. Обсуждение пословиц.

Не важно — маленький ты или большой, человек должен уметь прощать, но всё же лучше стараться не обижать других людей, животных, природу. А умение прощать даёт возможность человеку стать добрее, лучше, порядочнее.

Учитель читает стихотворение Э. Асадова «Цветы прощения» (фоном звучит красивая, тихая, медленная музыка)

ЦВЕТЫ ПРОЩЕНИЯ.

В белоснежном платье, как снежинка,

То ли в гости, то ли в отчий дом,

Шла девчонка вьющейся тропинкой

И несла букет живых цветов.

Стройная, как тополь серебристый,

Весела, как звонкий ручеек,

Что-то нежно ей шептали листья,

Улыбался каждый лепесток.

Гладили кудрявую головку

Солнышка волшебные лучи.

А она счастливая девчонка,

Целовала розы лепестки.

Что-то замаячило в сторонке,

И, жестко брошенной рукой,

К платью белоснежному девчонки

Вдруг прилип с травою грязный ком.

Словно ничего не понимая,

Девочка рассматривала грязь,

И мальчишка, руки потирая,

Нагло улыбался, щуря глаз.

Не всплакнула, не назвала хамом

Гордого виновника в ответ,

А с улыбкой светлой хулигану

Бросила душистый свой букет.

И мотнув короткой рыжей стрижкой

(Сердце есть и у озорника),

Отбежал пристыженный мальчишка

С пересохшей грязью на руках.

Если злые люди в вашей жизни

Вдруг оставят грязные следы,

Вы подобно девочке-снежинке

Бросьте в них прощения цветы.

— Понравилось вам стихотворение? Чем? Чему учит?

Вывод: очень трудно возвыситься над обидой, но этому надо учиться, не надо давать обиде поглотить себя. И надо учиться, не обижать никого.

4. Как вы считаете все ли можно простить?

(ответы детей)

На Руси существует праздник Прощёное Воскресение. В этот день все люди просят друг у друга прощения — чтобы забыть прошлые обиды, жить с доброй душой и чистым сердцем. По установленному в древние времена обычаю, поклонившись друг другу из глубины наших сердец, прощают люди взаимные обиды. Для этого нужно и простить тех, кто нас обидел, и попросить себе прощение у тех, кого мы обидели. Мы все желаем себе счастья. Но это возможно только в том случае, если не будет в нашем сердце обид; не будет взаимного осуждения, неприязни.

Так пусть же ваши сердца будут добрыми, и вы сумеете простить всех кто вас обидел.

5. Итог занятия

— Ребята, перед вами список различных человеческих чувств (список на экране). Выберите из них те, что мешают нам прощать, и запишите их на своих тёмных карточках. А теперь порвите их на мелкие кусочки, уничтожьте их, а кусочки положите ко мне в коробочку, после занятия мы их уничтожим! Сожгите эти чувства в своей душе. Сожжём злость и обиду вместе с ними!

— А на приготовленных зелёненьких листочках напишите чувства, которые помогут простить и попросить прощение. Прикрепите эти листочки к нашему деревцу. Видите, оно расцвело без злости и обиды.

(ребята украшают дерево, фоном звучит медленная, тихая, красивая музыка)

Чувства:

досада, агрессия, доброта, любовь, раздражение, уважение, обида, сердечность, зависть, ненависть, любовь, взаимопонимание.

После этого на доске с солнышка убираем тучу.

— Вот и выглянуло солнышко, вот и стало теплее на душе. Посмотрите, как расцвело наше деревце! Я надеюсь, наше занятие вам сегодня понравилось, ваши души стали добрее и светлее.

1. Организационный момент. Психологический настрой.

— Какое у вас настроение?

— Мне хочется, чтобы наше общение сегодня состоялось, удалось, помогло нам найти ответ на интересующий вас вопрос.

— Закройте глаза и пожелайте мне и себе удачи в нашем поиске

3. Раскрытие темы.

а) — Чтобы поразмыслить, попробуем нарисовать человечков. Нарисуйте фигурку человека, но лицо не рисуйте, только круг для лица.

— Вглядитесь в нарисованные фигурки. Что можете сказать о них? /девочка или мальчик, взрослые или дети/.

— Какие они разные или одинаковые? Что из этого следует?

— А можем ли мы сказать, какое у человечков настроение? Почему? /нет лица/.

— Теперь попробуем подставить лицо и определить настроение? Какое это настроение? /подставляются лица, передающие разное настроение, последнее лицо – обида/.

б

7. Чтение стихотворения «Цветы прощения»./читают подготовленные обучающиеся/.

9. перед вами цветы , Это непростые цветы, а цветы прощения.

— Если вы ещё на кого-то держите обиду и она отравляет вам жизнь, сегодня вы можете испробовать наше лекарство и жить спокойно./дети дарят цветы/.

10.Обобщение.

— Вам стало спокойнее?

— Давайте попробуем составить синквейн.

11.Рефлексия.

— После нашего с вами общения какое бы вы настроение придали вашим фигурам, отметив тем самым своё настроение.

— Как думаете, помогла нам с вами та удача, которую вы желали и себе, и мне в самом начале классного часа?

— Потому что у нас всё получилось.

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

Перед началом ЧО доска оформляется так: посредине доски дерево без листочков, солнышко, закрытое тучей, по обеим сторонам дерева образы:

III. Рефлексия.

— А теперь, ребята, давайте зажжём свечку, возьмём нашу волшебную палочку, вложим энергию наших добрых сердец в это горячий огонёк. Передавая огонёк, вы будете передавать друг другу тепло ваших сердец, а еще просто расскажите, понравилось ли вам наше волшебство?

Ребята передают свечку, высказывают свои мнения. После окончания мероприятия дети с классным руководителем выходят на улицу и сжигают отрицательные эмоции.

6. Памятка Учитель раздаёт ребятам на память красивые памятки с лучами солнца.

Ребята, запомните!

1. Каждый может совершить ошибку.

2. Совершив ошибку, умей её признать.

3.Прости, и будешь прощён.

4. Прощенье уничтожит злобу и агрессию, разъедает ненависть, спасает от одиночества.

5. Прости, и твоя душа будет свет

Ожидаемые результаты. Хочется верить, что дети после этого мероприятия задумаются о себе, станут немного добрее, терпимее, научатся прощать и просить прощения, будут более внимательны к свои родным людям и ко всем окружающим.

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

2. Театрализованные ситуации.

— Страшны и неприятны любые ситуации, при которых вас обидели или вы кого-нибудь обидели. Но особенно страшно, если вы обидели самых близких вам людей – членов вашей семьи. Сейчас мы попробуем инсценировать приготовленные мной жизненные ситуации, а для этого вам необходимо разделиться на три семьи по цвету ваших ярких карточек. Итак, у нас образовались семьи Красновых, Желтовых, Зеленовых. Выберите в своих семьях исполнителей ролей членов семьи, которых вам необходимо инсценировать. Вживаться в роль особенно некогда, но всё же, постарайтесь сыграть её как можно убедительнее, ведь 27 марта – всемирный день театра, и может быть, в воздухе и сегодня витает муза успеха, которая вам поможет!

После небольшой театрализованной постановки мы попробуем разобраться в создавшейся ситуации и проанализировать её по плану:

1. Между кем произошла ссора?

2. Кто прав, кто виноват?

3. Какой вы видите выход?

4. Часто ли встречаются такие ситуации?

(план анализа ситуаций виден на экране)

1 ситуация.

От автора: Марина так ждала свой день рождения. Она пыталась отгадать, что ей подарит мама. Наверное, новую шапочку, которая ей была так нужна к куртке, что подарили бабушка с дедушкой.

Мама: Доброе утро, доченька! С Днём рождения, моя родная! Будь здоровой и счастливой! А вот тебе мой подарок! Носи, доченька, на здоровье! (мама дарит вязаную шапочку).

Дочка: Мама, а что, шапочка вязанная? Ты её сама, что ли, вязала? Что, не могла в магазине купить? Она же не модная! Мама: Дочка, связанные своими руками вещи никогда не выходили из моды. Я так старалась! Она так идеально подходит к твоей новой куртке!

Дочка: Если тебе нравится, вот и носи её сама! — обиженно сказала Марина и бросила шапочку.

2 ситуация.

1 дочка: Папа, ты не забыл, что обещал нам с сестрой сегодня пойти на каток?

Папа: Да, я помню, девчонки. Но, к сожалению, своё обещание сдержать сегодня не смогу. Вызывают на работу.

2 дочка: Опять работа!

1 дочка: Всегда работа!

2 дочка: Зачем ты тогда купил нам коньки, если на каток сходить с нами не хочешь!

1 дочка: Мы научились кататься, а ты даже посмотреть не хочешь, как у нас получается!

Папа: Я очень хочу, но нет времени попасть с вами на каток. Надеюсь, в следующий выходной получится!

2 дочка: А в следующий мы не пойдём, у нас дела будут! Пока, папочка!

1 дочка: Пока!

3 ситуация.

Брат: Лена, помоги мне решить задачу по математике!

Лена: Хорошо, давай разберёмся вместе.

Брат: Мне не надо вместе. Реши сама — и всё, а я в это время другие уроки делать буду!

Лена: А почему, Дима, я за тебя твои уроки делать должна? У меня своих достаточно!

Брат: Так, значит, не хочешь помогать! Мама, а мне Лена помочь не хочет, реши ты!

Мама: Дима, сынок, Лена тебе объяснит, но решать за тебя не будет, это ведь твоя работа, тебе её делать нужно!

Брат: Так значит, вы обе против меня! Тогда я математику делать вообще не буду, сами виноваты!

(Обсуждение представленных ситуаций, их обсуждение, предложение разрешения конфликтов в семье)

1. Желающие зачитывают предложения «Я обижаюсь, когда…».

Ведущий спрашивает: «У кого подобная ситуация тоже вызывает обиду?».

Делается вывод, что названные ситуации обиды для большинства людей и нужно помнить об этом, чтобы не обижать других.

2. Работа по теме занятия.

Ведущий просит ребят сформулировать понятия «Обида».

Можно ли разделить обиды на справедливые и несправедливые?

Как мы реагируем на обиды?

Проигрывание реакций разных людей на обиду.

Раздаются листочки с названием поведения обиженного (уверенное, неуверенное, грубое, безразличное, трусливое, справедливое), не называя своего поведения, обыграть, а все отгадывают, какой была реакция обиженного.

Обсуждение того, что чувствует обидчик на различные реакции обиженного:

Какая реакция была убедительна?

Как нужно реагировать на обиду?

Нужно ли копить обиды?

Подводится итог бесполезности накопления обид.

3. Рисуем обиду.

Чем похожи рисунки? Почему?

Что делать с обидами? (рвем листочки и выбрасываем).

Как быть с нашими обидами в жизни? (прощать).

Как относиться к обидчику? (прощать).

Делается вывод о том, что обиды копить бессмысленно! Обиды можно мысленно пускать на ветер или по воде и представлять, как она исчезает.

4. Анализ занятия.

Вспомнить рисунки обид всех участников и подумать: можно ли говорить, что какие-то из них правильные, а какие-то нет? Почему?

Сможете ли вы после нашего занятия правильно реагировать на обиды и быть менее обидчивыми?

Оцените свою обидчивость в баллах (10).

5. Домашнее задание.

Понаблюдайте за окружающими (и за собой): на что чаще всего обижаются окружающие вас люди, — и подумайте почему.

Педагог-психолог С.А. Шараева

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *