Классный час «Толерантность – путь к миру»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

Петровский детский дом.

Классный час

« Толерантность – путь к миру»

Подготовила и провела

воспитатель 3 группы

Бахчева М.А.

2013 год

Тема: «Толерантность – путь к миру»

Форма: классный час

Цель: знакомство воспитанников с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.

Задачи:

  • Помочь учащимся понять, почему важно уважать окружающих и уметь решать проблемы мирным путём.

  • Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

  • Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

Оборудование: раздаточный материал (карточка-след), карточки разного цвета, мультимедийное оборудование.

План:

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

3. Знакомство с новым понятием.

4.Упражнения на закрепление понятия «толерантность».

5. Обобщающая беседа.

6. Итог «В добрый путь».

Ход мероприятия

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на нашем занятии! Сегодня я хотела бы поговорить с вами о толерантности, дать определение этому понятию.

2. Введение в тему.

Воспитатель: Сегодня мы начнём наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам сформулировать тему занятия. Притча называется «Ладная семья».

Слушайте внимательно.

 Жила-была на свете семья, Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли на свете больших семейств, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки этой страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как люди села добились такого лада. Пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого лада и мира в семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не силен был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил: «И это все?» — «Да» — ответил старик, — «Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.» И, подумав, добавил: — «И мира тоже.»

Воспитатель: какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие? (Дети: любовь, терпение, прощение)

Воспитатель: как вы думаете, о чём будем беседовать на занятии?

(Дети: дружба, доброта, терпение, любовь, уважение…)

Воспитатель: всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность». Вам понятно значение этого слова?

3. Знакомство с новым понятием.

Воспитатель: толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.

Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».

Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением.

Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.

У вас на столах карточки белого цвета, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: «Что общего в определениях»?

С карточек белого цвета дети зачитывают:

Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)

Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)

Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)

Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)

Воспитатель: что общего в этих определениях?

(Дети: умение жить в мире и согласии со всем миром.)

Воспитатель: в последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?

(Дети: Люди стали агрессивнее, много конфликтов, преступности)

Воспитатель: что значит быть толерантным? Постараемся ответить на этот вопрос.

У вас на столах лежат карточки жёлтого цвета, на них записаны высказывания. Ваша задача: прочитать высказывание, подумать и соотнести с соответствующей заповедью.

Дети зачитывают высказывания и соотнося с заповедью.

4. Упражнения на закрепление понятия «толерантность»:

а) соотнесение высказывания с заповедью;

«Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения».

(возлюби ближнего своего)

«Гнев — страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия».

(не убий)

«Не делай другому того, от чего больно тебе».

(золотое правило)

«Ничто притворное не может быть продолжительным».

(не лги)

«Любовь к родителям — основа всех добродетелей».

(почитай отца своего и матерь свою)

Воровство порождает лень и жадность.

(не кради)

Воспитатель: итак, быть толерантным, значит:

  • Уважать другого.

  • Любить ближнего своего.

  • Не злиться.

  • Быть добрым, терпимым.

  • Сострадать.

Воспитатель: «толерантность» я изобразила в виде солнышка. Почему?

Солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.

б) определение качеств толерантной личности;

Учитель: сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. У каждого из вас на столах лежат карточки розового цвета, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните.

Качества:

Терпимость

Бессердечность

Конфликт

Сострадание

Прощение

Вспыльчивость

Желание что-либо делать вместе

Милосердие

Злорадство

Ложь

Сотрудничество

Уважение прав других

Раздражение

Принятие другого таким, какой он есть

Зависть

Воспитатель: итак, толерантная личность обладает следующими качествами…

в) решение проблемных ситуаций.

Воспитатель: подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?

Дети: нет, ссоримся…

Воспитатель: все ли можем спокойно выслушать друг друга?

Поддержать в трудную минуту?

Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?

Предлагаю вам ситуацию. Покажите, как можно решить проблему мирным путем.

Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.

— Как вы поступите в этой ситуации?

Воспитатель: а я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.

Памятка.

Сохраняй спокойствие, когда сердишься.

Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.

Имей терпение выслушать собеседника.

Спокойно объясни свою точку зрения.

Подумай, из-за чего возник спор.

5. Обобщающая беседа.

Воспитатель: бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас?

— Что вы чувствовали в тот момент?

— А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо?

— Как вы думаете, что чувствовал тот человек?

— Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно. Драка – не лучший способ решения проблем.

— Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?

— Какое наставление вам помогает жить в мире?

(Дети: Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.)

Воспитатель: а можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?

— Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.

— Что нам помогает быть толерантными? Терпимыми?

6. Итог «В добрый путь».

Воспитатель: ребята, у вас на столах приготовлены карточки из цветного картона в виде человеческого следа. Выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Запишите эти качества на карточке-следе.

Развесим их на доску под заголовком «В добрый путь!»

Воспитатель:

Ребята, понравилось ли вам занятие?

Что вам запомнилось больше всего?

Что нового и полезного для себя узнали?

Вы молодцы, очень хорошо поработали сегодня. Я хочу поблагодарить вас за активное участие и пожелать вам:

Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.

Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.

Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

— И всё это вам поможет жить в мире.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *