Цель: сформировать у учащихся представление о толерантности.
Задачи:
— формировать у детей понятие о толерантности;
— развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий;
-воспитывать чувство уважения друг к другу;
— способствовать предупреждению детской агрессивности и жестокости в решении конфликтных ситуаций.
Оборудование и наглядность:
1) карточки со словами (толерантный, толерантность, доброта, добрый, добренький, добрейший);
2) листочки в клеточку;
3)иллюстрации с людьми;
4)музыкальные фонограммы.
Ход занятия:
1)Организационный момент.
Прослушивание песни «Улыбка».
2) Вступительная беседа.
— Какую песню слушали? («Улыбка»).
— Что такое улыбка? ( Выражение на лице, мимика).
— А когда человек улыбается? (когда хорошее настроение, ему весело, когда человек добрый…)
— Верно, улыбка всегда располагает к общению, к уважению, к вниманию, к доброте. А если человек обладает всеми этими качествами, то говорят, что человек толерантный.
— Необычное слово? А вам интересно узнать больше об этом слове? (Да).
— Очень часто при чтении журналов, газет можно встретиться со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. Издавна люди общались с соседними народами. Налаживали с ними торговые и культурные связи. При общении в речь проникали иноязычные слова. Толерантность – латинское происхождение и означает терпение, терпимость.
3)Мы все разные.
— Ребята, на какой планете мы живем? ( Земля).
— Сколько материков на Земле? (6).
-Как называется наша страна? ( Россия).
— А какой народ живет в России? (Русские, татары, башкиры, ……….).
— Ребята, посмотрите на иллюстрации. Кто изображен? ( Люди).
— Похожи ли они между собой? (Нет, есть молодые, пожилые, русские и нет, с разным цветом кожи, есть дети…).
— Совершенно верно, все люди разные, живут в разных уголках нашей планеты.
— А как же появились люди на Земле? Человечество всегда пыталось выяснить свое происхождение и свое различие. Когда не было научных знаний, люди складывали легенды.
Легенда североамериканских индейцев. Боги лепили фигурки людей. Для прочности ставили в печь на обжиг. Те фигурки, которые достали из печи после обжига имели кирпично-красный цвет, это индейцы. В следующий раз боги забыли вынуть фигурки из печи, достали угольки – это негры. В третий раз боялись пережечь, вынули фигурки очень рано – бледно-розовые – европейцы. Все расселились по всему земному шару, так образовалось 15-20 тысяч разных народов. Посмотрите на диаграмму.
— Чем отличается каждый народ? (язык, культура, религия, традиции).
4) Физминутка.
Проводятся упражнения под песню « Если добрый ты».
5) Составление цветка (работа со словами)
— Какое слово повторялось в песне? (добрый).
— Подберите родственные слова к слову добрый (добренький, добрейший, доброта). Доброта – хорошее чувство. А что значит хорошее чувство? ( Внимание, терпение…)
— Если человек обладает всеми этими качествами, относится к окружающим именно так, то говорят, что он толерантный.
6) Психоразгрузка (Проверяем толерантность).
У детей листочки, карандаши красного и синего цветов. Детям предлагаются ситуации с 2-мя вариантами ответов. Если ребенок согласен с 1 вариантом, рисует красный кружок, если согласен со 2 вариантом – рисует синий кружок.
Ситуации.
1)Младший брат сломал игрушку:
— ты его постараешься успокоить
— ты ударишь его
2)Ты поссорился со своей сестрой:
— находишь выход
-обижаешься и мстишь
3)Ты недоволен собой:
-людей без недостатков не бывает
— ты все сваливаешь на других
4) Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими:
— идешь гулять
— устраиваешь истерику
5) Саша плохо одет:
— это неважно
— я подсмеиваюсь над ним
— Ребятки, встаньте у кого из вас получилось больше красных кружков. Это значит, что вы толерантны. Какими качествами обладаете?
7)Подведение итогов. Чтение и обсуждение высказываний великих людей.
« Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством». (Конфуций)
«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать». (Л. Н. Толстой)
— Так что значит быть толерантным? (Это значит бережно относиться ко всем, понимать друг друга.)