Классный час «Овощи и фрукты полезные продукты»

Овощи и фрукты, полезные продукты

Цель: Систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах, их разнообразии; познакомить детей с витаминами, раскрыть их значение для здоровья человека; закрепить знание гигиенического правила о мытье овощей и фруктов перед едой.

Планируемые достижения учащихся: научиться приводить примеры овощей и фруктов, усвоить, что овощей и фруктов надо есть как можно больше, потому что в них много витаминов.

Оборудование: кроссворд, иллюстрации овощей, фруктов, загадки.

Ход урока:

  • Представьте-ка, что мы долго гуляли по лесу и очень проголодались. Поэтому давайте поговорим о еде. Что вы любите есть?

Дети рассказывают о своей любимой еде.

Я очень рада, что многие из вас любят овощи и фрукты. Их нужно есть как можно больше.

А почему нужно есть много овощей и фруктов вы сегодня узнаете, отправимся в путешествие.

Сценка: «Весёлый огород»

Звучит песня «АНТОШКА». Ребята Антошка приглашает нас с вами в свой огород. Давайте посмотрим что он вырастил.

Антошка:

Над лугами рассвело,

Спрятались и туманы.

Ну а солнце тут как тут:

Припекает грядки,

Смотрит, как плоды растут,

Всё ли здесь в порядке….

Ведущий: Вот шагает к нам бутуз –

Спелый

Сахарный арбуз,

Гордый,

Руки в боки,

Круглый,

Толстощёкий.

Арбуз: Я, друзья, недаром гордый:

Сверху я зелёный, твёрдый,

Но зато внутри –

Веселей зари.

Не разбейте ненароком –

Брызну красным сладким соком.

Дети: Не хвались, Арбуз,

Не гордись, Арбуз!

Может, ты ещё

Нехорош на вкус.

Скоро мы тебя

Вновь проведаем,

И отведаем!…

Ведущий: Поглядите –

Вот качан,

Вот качан капусты:

Сто одёжек и тюрбан,

И внутри не пусто!

Капуста: Я, друзья, кочан капустный

Необыкновенно вкусный.

Я с макушки побелел,

Я уже вполне поспел.

Хоть варите,

Хоть солите,

Поступайте, как хотите

Я хрустящ и свеж –

Режь ножом и ешь!

Дети: Молодой Кочан,

Дорогой Кочан,

Не тужи – тебя

Мы положим в чан,

И засолим в прок,

И наварим щей,

Подадим на стол,

Угостим друзей.

Ведущий: Гляньте-ка на двух подруг,

На красные обновки…

Шире круг!

Шире круг!

Танцуют две морковки!

Морковки: Мы нарядны и стройны

И, конечно, всем нужны…

Всем мы дороги и любы.

Поострее были б зубы.

Нет, не всяким едокам

Мы, морковки, по зубам…

Дети: Вы, Морковочки, вкусны,

Вы, Морковочки, сочны,

Вас, Морковки дорогие,

Есть мы будем до весны.

Во дворе и за столом

Сладим с вами, разгрызём!

Ведущий: Слышите?

Смеётся лук

И говорит:

«Потеха!»

Отчего ты,

Милый друг,

Давишься от смеха?

Лук: Не морковь я,

Нет, я — злюка!

Стоит вам отведать лука –

Слёзы потекут рекой,

Я на грядке самый злой!

Дети: Не сердись, Лучок,

Не ершись, Лучок,

Все мы любим лук,

Полезай в горшок.

Будет суп вкусней

И салат – острей.

Ты по вкусу нам –

Полезай скорей!

Ведущий: Это что за молодец

И кто его подружка?

Это толстый огурец

И тонкая петрушка.

Огурец: Я превосходный огурец –

Зелёный,

Крупный,

Сладкий.

Мне надоело, наконец,

Лежать на чёрной грядке!

А что вы скажите о ней?

Не правда ли, дурнушка?

А хвост?

Мышиного длинней!

Ни дать, ни взять –

Петрушка!

Дети: Не сердись, Огурец,

Не бранись, Огурец!

Мы в лукошко

Положим тебя,

Молодец, ну чего ты в подружке

Дурного нашёл?

Не пора ли тебе и Петрушке

На стол?

Ведущий: Вот, кряхтя от груза,

Идёт к нам кукуруза.

Что желаешь, труженица?

Кукуруза: Дождь мне нужен проливной –

Истомил нещадный зной…

Ведущий: Дети, дадим овощам напиться. (С детьми проводиться хоровод «На улице дождь», музыка В. Добровольского).

На улице дождь, дождь на широкой сильный.

Ой, люшеньки, люли – на широкой сильный.

Не ситечком сеет – ведром поливает.

Ой, люшеньки, люли – ведром поливает.

Ведром поливает, землю прибивает,

Ой, люшеньки, люли – землю прибивает.

Ведущий: Хватит Дождичка, пожалуй,

Наши овощи пили довольно!

Чтобы туча убежала,

Позовём ветер вольный.

Дети: Ветер, ветер, ну-ка мчись,

К нам на помощь торопись!

Ведущий: Солнце выглянуло снова, землю греть оно готово. Подросли на грядке овощи в порядке.

Морковь: Когда нет долго дождя, овощи нужно поливать, чтобы росла и разрасталась, сладким соком наливалась зелень нежная у нас.

Ведущий: Ребята! На чём же растут наши овощи?

(Проводится беседа о том, что овощи растут на грядках, а грядки сделаны из почвы).

Огурец: Большая часть растений растёт на почве. Из неё мы берём воду и растворённые в ней питательные вещества, которые необходимы для жизни. А листья растений нам добывают пищу (бульоны, кисели и каши).

Репа: В некоторых почвах находиться очень мало этих веществ, они называются минеральными солями. Растение радо бы убежать отсюда, да не может, так как прикреплено оно корнём к почве. Овощи растут медленно, а порой совсем погибают. Не на каждой грядке могут вырасти вот такие овощи – сочные, большие, блестящие.

Ведущий: Овощи! Так какую вы любите почву?

Овощи: Тёмную, рыхлую, мягкую и влажную.

Ведущий: Что ещё вам нужно для роста?

Лук: Воздух, мы им дышим, так же, как вы.

Ведущий: Солнце, Вода, Воздух, Почва вырастили нам овощи. А вы, ребята, как им помогали?

(Проводится игра «Огород». Дети выполняют соответствующие движения).

Антошка:

За мной, за мной, ребята,

Вот вам грабли и лопата,

В огород сейчас пойдём,

В руки лейки мы возьмём.

Землю чёрную разроем,

Грядки быстренько устроим,

Посадим овощи быстрей,

Рук своих ты не жалей.

Летним вечером горячим

Босоногие поскачем

Поливать наш огород,

Разрыхлят наш огород.

Морковь:

Чтоб росла и разрасталась,

Сладким соком наливалась

Зелень нежная у вас,

Зелень нежная у вас!

Ведущий:

Как у наших у ворот

Мы вскопали огород.

На зелёной грядке

Выросли загадки.

(Ведущий с грядки достаёт загадки)

Невысокая, краснощёкая,

Жила на поле, спала в подполье,

А в дом попала – кормить нас стала.

(СВЕКЛА)

На белое тело кумач надела,

Хоть и ярко наряжена –

В землянку посажена.

(РЕДИС)

В длинной светлице

Сели в ряд сестрицы.

(ГОРОХ)

Ягода красная,

Ягода вкусная,

Режь да соли!

Ешь да хвали!

(ПОМИДОР)

Ведущий: Ребята! С какой грядки мы сорвали эти растения? Что там растёт?

Дети: Овощи!

Огурец: Свекла, редис, горох, помидор – тоже овощи. К овощам относятся и брюква, кабачок, петрушка, редька, укроп. Все эти овощи занимают ведущее место в пище человека, так как они очень полезны. В них содержится большое количество питательных веществ: сахара, крахмала, белков и витаминов.

ПОСЛОВИЦА: Не вырастишь овощей – не сваришь щей.

Ведущий: Так ребята, а ведь полезны не только овощи для человека нужны и ………..отгадайте сами (ЗАГАДКИ).

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:

На припёке у пеньков

Много тонких стебельков

Каждый тонкий стебелёк

Держит алый огонёк.

Разгибаем стебельки –

Собираем огоньки.

(земляника)

Что за бусинка вот тут

На стебле повисла?

Глянешь, – слюнки потекут,

А раскусишь – кисло!

( клюква)

Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком?

(брусника)

Чёрных ягод пышный куст –

Хороши они на вкус!

(чёрная смородина)

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви её поди-ка:

Куст в колючках, будто ёж,

Вот и назван ……

(ежевика)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(малина)

Какие ягоды вы ещё знаете?

Ведущий: Друзья, можно сказать, что ягоды – маленькие клады витаминов. А ещё в них есть много – много других полезных веществ. Ягоды появляются в течение всего лета. Очень важно есть разные ягоды, ведь в каждой есть что-то своё, особенное.

Сообщения о фруктах

Апельсин: Яркий, сладкий, налитой,

Весь в обложке золотой.

Не с конфетной фабрики –

Из далёкой Африки.

Банан:

  • заимствование из французского, а туда слово пришло из арабского языка, где banan – «палец». Можно предположить, что растение получило название по сходству плодов с пальцами рук. А вкус… пальчики оближешь!!!

Виноград: Ягоды зелёные,

А всеми хвалёные;

Растут с костями,

Висят кистями.

Сушёный (вяленый) виноград известен у нас как изюм.

К слову сказать, древние римляне вначале не обрезали виноградные кусты и лозы поднимались высоко, обвивая деревья.

А легенда гласит, что человека обрезать виноград научил … осёл, как-то раз объевший куст. К удивлению хозяина, именно на общипанной части куста выросло больше всего ягод…

Груша: В садочке есть плод,

Он сладок, как мёд,

Румян, как калач,

Но не круглый, как мяч, —

Он под самой ножкой

Вытянут немножко.

Яблоко: Круглое, румяное,

Я расту на ветке,

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

Яблоко упоминается в древней легенде об Адаме и Еве: по преданию, именно яблоко, запретный плод, сорвала Ева с древа познания в Эдемском саду.

Яблоко – один из древнейших плодов на земле и растёт повсюду.

__________________________________________________________

Теперь мы знаем, что полезными кроме овощей являются ещё и ягоды, и фрукты.

ЗАДАНИЕ: Кто больше всех назовёт – ФРУКТОВ? И чем они полезны?

Знакомство с витаминами

Ведущий: Овощей и фруктов нужно есть как можно больше, потому что в них много ВИТАМИНОВ и других полезных веществ. Без витаминов человек болеет!

«Вита» в переводе с латинского значит «ЖИЗНЬ». Существует более 15 видов витаминов.

А – витамин роста, повышает устойчивость организма к инфекционным заболеваниям, имеет большое значение для органов зрения. Содержится этот витамин в сливочном масле, молоке ,сметане, желтках яиц, моркови, помидорах.

С – самый известный витамин; при недостатке этого витамина, стенки сосудов становятся хрупкими, что ведёт к кровоточивости дёсен. Основные источники аскорбиновой кислоты – свежие фрукты, овощи, ягоды зелень.

Д – повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, способствует правильному отложению солей кальция и фосфора в костях. Достаточно много витамина Д в рыбьем жире, в печени рыб и морских животных.

Витамин А:

Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть

и иметь крепкие зубы, вам нужен я!

(морковь, капуста, помидоры).

Витамин В:

Если вы хотите быть сильными,

иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться

и плакать по пустякам, вам нужен я!

(свекла, капуста, яблоки, редис).

Витамин С:

Если вы хотите реже простужаться,

быть бодрыми, быстрее выздоравливать

при болезни, вам нужен я!

(лимон, чёрная смородина, красная смородина).

Ребята не забывайте перед едой хорошо мыть овощи и фрукты! А почему — подумайте сами.

Беседа: Почему нужно есть много овощей

и фруктов.

Огромную роль в питании играют ВИТАМИНЫ, которые принимают активное участие во всех процессах жизнедеятельности организма. Однако они полезны только в комплексе с другими питательными веществами.

Следует запомнить, что избыток, так же как и недостаток, витаминов очень вреден для организма. Поэтому дети должны получать самую разнообразную пищу, большое количество овощей, фруктов, соков и т.п.

Вода входит в состав всех органов и тканей, составляя основную массу крови, лимфы, пищеварительных соков. Для удовлетворения потребности в воде (50мг на 1 кг массы тела) в рацион питания детей нужно вводить жидкие блюда – чай, молоко, компот, супы, а также овощи, фрукты, ягоды, соки.

Для того чтобы пища хорошо усваивалась, она должна быть разнообразной, питательной, правильно и вкусно приготовлена. Есть нужно всегда в одно и тоже время с учётом интервалов между приёмами пищи не более 3-3,5 ч.

Привычка питаться в определённые часы способствует хорошему аппетиту, нормальному процессу пищеварения, предупреждает возникновение различных расстройств и заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Ну вот наше путешествие подошло к концу, я вместе с Антошкой прощаюсь с вами, но на последок разгадайте кроссворд.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *