Классный час: «Мы и наши права» 3-4 классы

МБОУ Чымнайская средняя общеобразовательная школа имени Г.Д.Бястинова

Варламова Татьяна Спиридоновна учитель начальных классов

Классный час: ”Мы и наши права 3-4 классы”.

Цель урока: дать первоначальные представления о правах ребёнка.

Задачи:

  • работа над понятием «права человека», «права ребенка».

  • знакомство детей  с Конвенцией прав ребёнка;

  • развитие чувства человеческого достоинства.

Оборудование:  шаблоны голубей, ¼ белого листа А4, черновики для синквейна,  толковый словарь,   ножницы, плакат, книга «Ваши права» (Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г., М., Вита-Пресс, 1996 год), книга «Учимся думать о себе и о других» С-Пб, «Специальная литература», 1997.

Ход урока

1. Подготовительная работа. Игра «Знакомство»

Начиная с учителя, каждый ребенок представляется: «Меня зовут…, я люблю …». Каждый последующий ученик повторяет всю информацию о предыдущих. (Например, «Меня зовут Даша, я люблю мороженое». Следующий должен повторить: «Даша любит мороженое. Меня зовут Андрей, я люблю играть». Третий ученик: «Даша любит мороженое, Андрей любит играть. Меня зовут… Я люблю…» и так далее).

Игра развивает внимательность, позволяет детям узнать что-то новое о вкусах и интересах друг друга. Также эта игра создает дружественную атмосферу в классе.

Можно провести поочерёдно на каждой колонке; или сократить информацию до одного предыдущего человека.

— Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. Все мы понимаем, друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет.

— Что же нас с Вами объединяет? (Принимаются варианты ответов).

2. Чтение рассказа из книги «Учимся думать о себе и о других»

Книга «Учимся думать о себе и о других». (С-Пб, «Специальная литература», 1997). А.Усачёв «Приключения маленького человечка»

 — Послушайте рассказ  А.Усачёва «Приключения маленького человечка» и подумайте, что ещё может нас объединять? ( читаю до слов «…никто в городе даже не слышал о Правах Человека.», стр.226)

— Что же ещё нас объединяет? (права)

3. Тема урока «Права Человека»

На доске появляется плакат.

Какие ассоциации со словом «права» возникают?  (Ответы детей записываются на доске).

— Право-система общеобязательных норм, установленных и охраняемых государством. Право появилось с возникновением государства, с выходом первых государственных актов, в которых формулировались правила поведения членов общества, определялся порядок общественной жизни и устанавливались наказания   за его нарушение. С момента своего возникновения право выполняло общую охранительную функцию, определяя систему запретов.

4. Продолжение чтения рассказа. Беседа

— Чтение (стр.226-230)

— Где прописаны наши права?  (1948г.)   

— Как понимаете слово «ДЕКЛАРАЦИЯ»?  Зачитать значение из толкового словаря.

Декларация — это основные принципы, к которым стремится государство.

— Права человека никто не дает, человек получает права от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит у нас всех одинаковые, равные права. Все основные права, основные принципы, к которым стремится государство, записаны в документе — Всеобщей декларации прав человека. (1948г.)

— Права человека есть у всех людей, в том числе и у детей. Специально  для охраны прав детей – Конвенция о правах  ребенка.

— Что значит это слово? Зачитать значение слова «КОНВЕНЦИЯ» из толкового словаря.

— Конвенция о правах  ребенка принята ООН в 1959году, а Россия приняла в 1990году. В этом году — 20 лет.

5. Знакомство с Декларацией. Работа в четвёрках  с книгой  «Ваши права»

— Сегодня мы начнём знакомство, а продолжим на уроках Окружающего мира.

Рассмотрите книгу. Почему начинают с 30 статьи? (основной принцип построения)

— Найдите самые важные, главные, значимые, по вашему мнению, статьи и зачитайте их, называя страницу и №.

-ВЫВОД: Они все главные.

6. Подведение итогов урока

— Зачем нам нужны права?

— Если все будут уважать права других, то не будет войн, все будут жить в мире.

— Кто знает,  какая птица является символом мира? (голубь)

— Сейчас вы с помощью шаблона изготовите этот символ.

— Каждый попробует написать синквейн  на листочках.

Вспомните, что такое синквейн? Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Происходит от французского слова «5». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из 5 строк:

Правила написания синквейна?

1. – тема существительное,

2. – два прилагательных, которые по твоему мнению подходит к теме существительного,

3. – три глагола по теме,

4. – осмысленная фраза на данную тему,

резюме к теме (желательно 1 слово или словосочетание).

Какое слово будет первым? (права или человек, по выбору детей). Работа в парах.

Примеры синквейнов:

Человек.

Умный, дипломатичный.
Мыслит, дружит, защищает.
У каждого человека есть права.
Индивид.

Права.

Необходимые, равные.
Даются, регулируют, защищают.
Надо уважать права другого.
Декларация.

Детские работы зачитываются, обсуждаются в парах.

Составляется новый синквейн (в паре). Его дети записывают на голубя.

7. Итог урока

Голуби вывешиваются на доску вокруг плаката.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *