Классный час «Как вести себя в гостях»

«Я иду в гости»

Целы поговорить с детьми о поведении гостя и хозяина, о куль­туре поведения за столом; о том, как проходили посиделки в рус­ских избах много лет назад; развивать у детей эстетический вкус, уважительное отношение к окружающим людям.

Оборудование: часть класса оформлена под русскую избу: в углу расписная бутафорская печь, посередине стол, на нем самовар, чу­гунки, плошки, по бокам — деревянные лавки. Другая часть офор­млена под современную квартиру: диван, стол с посудой, в углу телевизор, на полке игрушки. Стол с угощением дети не видят, он в другом классе.

Ход классного часа

(Появляются ведущие: хозяин с хозяйкой. Оба в русских народных костюмах.)

Хозяйка. Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Хозяин. Веселья вам да радости!

Хозяйка. Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник без’вас не начинаем!

X о з я и н. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

Хозяйка. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому — сказку, кому — правду, кому — песенку, а всем — вкусные угощения.

(На сцену входят гости. Гости кланяются хозяевам, рассажива­ются.)

Хозяин. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Один из г о с т е й. Гоетямто, известное дело, хватило ме­ста. Да не тесновато ли хозяевам?

X о зя и н. В тесноте — не в обиде.

(Хозяева усаживаются.)

Учитель. Итак, ребята, мы увидели, как давным-давно было принято встречать гостей. Русский человек всегда считался и счи­тается самым приветливым и гостеприимным хозяином. Но все ли из вас сейчас знают, как должен вести себя хозяин и как дол­жен вести себя гость? И что труднее: быть хорошим хозяином или приятным гостем? Давайте-ка попробуем сегодня разобраться в этом. Но сначала посмотрите другой сюжет.

(Разыгрывается сценка на территории «современной квартиры». Хозяин увлеченно играет в настольную игру. К «двери» подходят гос­ти и «звонят». Хозяин отрывается от своего дела, идет открывать, при этом на лице недовольное выражение.)

X о з я и н. А, это вы!

Гости (стоя на пороге). Ты ведь приглашал нас сегодня поиг­рать в новую игру.

Хозяин (недовольно).

Ну, ладно. Проходите.

Только: Не ходите по ковру

-Вы протрете в нем дыру.

Встаньте с этого дивана

А не то там будет яма.

И не трогайте кровать

-Простынь можете помять.

И не трогайте игрушки.

Не ложитесь на подушки.

И не надо книги брать —

Их вы можете порвать.

И не стойте на пути…

Ах, не лучше ль вам уйти?

(Гости растерянно пятятся назад и уходят.) Учитель. Ребята, сделайте вывод, каким должен быть хозя­ин? (Хозяин должен быть щедрым и тактичным. Он не должен жа­леть для гостей книг, игрушек, угощенья.)

— Как поступит тактичный хозяин, если гость нечаянно опро­кинет вазу или разобьет что-нибудь?

— А как он поступит, если ему нужно срочно куда-то идти, а гость еще не собирается уходить?

— А еще хозяин должен уметь занять своих гостей и правиль­но угостить.

(Дети показывают, как раньше проходили посиделки.) Хозяйка. Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах, щелкают орешки да творят насмешки. (Гости исполняют шутливые диалоги.)

— Федул, что губы надул?

— Кафтан прожег.

— Можно зашить.

— Да иглы нет.

— А велика ли дыра?

— Один ворот остался.

— Фома. Что из леса не идешь?

— Да медведя поймал!

— Так веди сюда! -Да он не идет! -Так сам иди!

— Да он меня не пускает!

— Сынок, сходи за водицей на речку!

— Брюхо болит!

— Сынок, иди кашу есть!

— Что ж, раз мать велит — надо идти!

Хозяйка:

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей. (Четыре гостьи поют частушки.)

Шире круг, шире круг.

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать,

Нас идет четыре.

Не хотела я плясать.

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла,

Я не удержалася.

А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я с печки босиком,

Думала подружки.

По деревне я шла

И Ванюшу видела

-Под кустом сидел и плакал:

Курица обидела.

Я плясала в три ноги,

Потеряла сапога,

Оглянулася назад:

Сапоги мои лежат.

Сидит ежик на березе

Белая рубашечка,

На головке — сапожок,

На ноге — фуражечка.

Балалаечка-гудок

Свое дело знает,

Она в Ваниных руках

Хорошо играет.

Если б не было воды,

Не было б и кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки? (На середину выбегают мальчики, они танцуют в присядку.)

Мальчик (поет):

На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги.

Под горой стоит корова.

Надевает сапоги.

Хозяйка. Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать. Да сказочку послушать. У меня хорош квасок, и варенья, и соле­нья. Проходите без стесненья!

Сценка «В гостях»

Автор. После соревнований Игорь разговаривает с Виктором.

Игорь. Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в шесть. Я тебе марки свои покажу и конструктор новый… Магнитофон послу­шаем.

Виктор. Ладно. Приду.

Автор. Часов в семь Игорь уже перестал ждать товарища. Он налил в таз теплой воды и собрался выстирать носовые платки. В это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Игорь, вытирая мыльные.руки, шел к двери, кто-то несколько раз, подолгу не от­пуская, нажимал кнопку звонка.

(Игорь, открывает дверь. На пороге Виктор.)

Виктор. Привет, это я!

(Он проходит в комнату, бросает мокрый плащ и шапку в кресло и оглядывается.)

Виктор. Ау вас ничего. Подходяще. Это что?

(Он хватает модель парусника с письменного стола.)

Игорь. Это отцу подарили. На память.

Виктор. Здорово сделано. А мачты из дерева, что ли?

(Виктор нажимает посильнее, и мачта ломается. Игорь смот­рит испуганно. Но ничего не говорит. Виктор берет и рассматрива­ет другие предметы.)

Виктор. Сколько стоит? А где покупали? А это что? Чего ба­рахло всякое в доме держите?

(Виктор открывает флаконы с духами, пальцем пробует крем, дунул в пудру. Игорь в это время наливает чай.)

В и к т о р. Ты колбасы нарежь, Игорь. А это селедка, что ли? И селедку давай. Я знаешь, как соленое люблю!

Автор. И, наевшись и напившись чаю, Виктор взялся за шапку.

Виктор. Ну, я пошел. Пока. Завтра еще приду. А ножик твой перочинный я взял: мне палку обстругать надо. Отдам как-ни­будь.

Учитель. Ребята, что не понравилось вам в поведении гос­тя? Каким должен быть гость?

Сегодня я передаю вам приглашение в гости на чаепитие и даю вот такой пригласительный билет. Если вы хотите, чтобы билет остался вам на память, вы должны правильно ответить на вопрос в этом билете. Вопросы: — Нужно ли снимать шапку, если ты пришел в гости, в театр или в библиотеку? — Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком? — Если тебя пригласили в гости к назначенному часу, как ты поступишь: придешь пораньше, придешь вовремя или не­много опоздаешь?

— Если ты ел пирожное и запачкал кремом нос, как ты посту­пишь: вытрешь его рукавом, носовым платком, бумажной салфеткой или не будешь ничем вытирать, пока не доешь пирожное и не допьешь чай?

— Как нужно размешивать чай в стакане: так, чтобы звон до­носился до соседей по подъезду; так, чтобы чай расплескал­ся по полу; бесшумно, не привлекая к себе внимания сосе­дей по столу?

— Что нужно сделать, когда входишь в чей-либо дом или квартиру?

— Кто должен мыть за тобой посуду — мама или бабушка?,

— В гостях тебе налили полную тарелку супа. Ты уже знаешь, что тебе столько никогда не съесть. Как ты поступишь начнешь есть и половину порции оставишь в тарелке; лопнешь но съешь все, что есть в тарелке, извинишься и попросишь, чтобы тебе налили поменьше, потому что столько тебе не съесть?

— За столом тебе задали вопрос, а у тебя полный рот. Как ты поступишь: сначала прожуешь, потом ответишь; пробубукаешь ответ с полным ртом; конечно, нужно прожевать — это раз, и полный рот не набивать — это два?

— Как ты поступишь, если услышишь, что твой сосед за сто­лом громко икнул: начнешь хохотать, чтобы и другие по­смеялись вместе с тобой; постараешься не подать виду, что ты слышал это, чтобы не смущать его?

Учитель. Сейчас мы идем в гости к Мартышке. К Мартыш­ке на чай!

(Дети видят столы, а над ними — забавный рисунок Мартышки, которая изображена с салфеткой на груди, а рот набит пирожным, за ухом у нее трубочка с кремом. За чаем — продолжение урока: дети учатся есть торт ложечкой, размешивать чай, не звеня ложечкой, и тихо пить.)

5

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *