Классный час «Государственная символика России»

Государственная символика России

Цели и задачи:

1.Расширить представления детей о стране, в которой они живут, родном городе; воспитывать любовь к родному краю, Родине;

2. Познакомить с государственной символикой России: флагом, гербом, гимном; воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование:

Изображения герба, флага России;

Звукозапись гимна России;

Физическая карта Росси;

Картины нашей Родины (лес, парк, город, памятники и т. д.)

Ход занятия.

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

— Посмотрите, какие иллюстрации я приготовила сегодня для вас (демонстрация картин с изображением русской природы).

— Можно ли назвать все эти картины словами «родная природа»?

— А почему именно мы можем сказать о ней — родная природа?

— Как вы думаете, как назвал свое стихотворение поэт Иван Саввич Никитин?

И поля цветут,

И леса шумят,

И лежат в земле

Груды золота.

И во всех концах

Света белого

Про тебя идет

Слава громкая.

— Это стихотворение названо автором «Русь». Послушайте его продолжение:

И уж есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью.

— Почему поэт называет Русь матерью?

На доске записана пословица:

Одна у человека мать, одна у него и Родина

— Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете?

— Да, Родина у каждого человека, как и мать — одна. Как же каждый из нас
должен относиться к Родине? (Ответы учащихся.)

— В старину говорили: «Глупа та птица, которой свое гнездо не мило».

— Как вы эти слова понимаете? Попробуйте обосновать свое мнение.

— Прочитайте пословицы о Родине и объясните, как вы их понимаете (пословицы выписаны на доске):

Нет в мире краше Родины нашей.

Всякому мила своя сторона.

Везде хорошо, но милее Родины нет.

На чужой стороне и весна не красна.

Родная сторона — мать, чужая — мачеха.

III. Основной материал — государственная символика России

— Как называется наша Родина? (Россия, Российская Федерация)

Каждому человеку нашей страны дорога Россия, ее славная история, ее древние символы.

Какие символы страны вам известны? (Ответы детей.)

— Догадайтесь, о каких символах страны идет речь:

— прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов. (Флаг)

-эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. (Герб)

— торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства. (Гимн)

Как вы думаете, есть ли у России перечисленные символы?

Как же и почему именно они стали российскими символами? Сейчас мы об этом узнаем.

Герб России

— Кто знает, как называется этот символ России?

— Что изображено на гербе? (Двуглавый орел с поднятыми крыльями.)

Учитель рассказывает:

Русское государство было образовано при князе Иване III. В старину непременной частью вооружения воинов являлся щит, на котором изображался личный родовой знак. Со временем такие знаки стали, передаваться по наследству от отца к сыну. Так возникли первые гербы. Раньше у каждого князя был свой герб, а когда Иван III объединил русские княжества в одно большое государство, то у нового Русского государства появился свой, новый Герб.

Иван III женился на дочери императора Византии — очень сильного и богатого государства. На гербе Византии был изображен орел, как символ непобедимости и силы, поэтому Иван III решил, что и на гербе России тоже должен быть орел, чтобы все знали, что Россия — сильная страна.

Но почему у орла две головы? Двуглавый орел, охраняя государство, смотрит и на запад, и на восток. Корона на голове орла — символ законности, означающий, что страна живет по законам чести и справедливости. В одной лапе орла скипетр — эмблема власти, а в другой лапе — золотой шар, который называют «держава». Скипетр — символ власти, держава — символ могущества страны.

Нашему российскому гербу очень много лет. Уже давно не правит страной царь, но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что Россия — древняя и могучая страна.

— В центре герба еще один герб. Кто скажет — какой? (Герб Москвы.)

— Кто догадался: почему он расположен в центре российского герба? (Москва — столица России.)

— Где можно встретить изображение российского герба?

IV. Физкультминутка

Жура-жура-журавель!

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля: —

«Где же лучшая земля?»

Отвечал он, пролетая: —

«Лучше нет родного края!» (Г. Граудин)

Флаг России

— У каждой страны обязательно есть не только герб, но и флаг. Под флагом сражаются за независимость своей страны воины, его поднимают во время спортивных побед, вывешивают во время праздников. У России флаг трехцветный.

— Какие это цвета и что они обозначают? (Учитель демонстрирует флаг
Российской Федерации.)

Белый цвет — это цвет мира. Он говорит о миролюбии нашей страны.

Синий цвет — это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ее.

Красный цвет — цвет силы. Это цвет крови, пролитой за Родину и ее независимость.

Отцом российского флага историки считают императора России Петра I. Именно он сам нарисовал образец знамени и 20 января 1705 года издал указ «На торговых всяких судах…. Быть знаменам по образцу…».

В 1858 году при Александре II цвета на государственном флаге изменились: черно-желто-белый.

В 1883 г. — «второе рождение» бело-сине-красного флага России, который просуществовал до 1918 года. В 1918 году его сменил красный революционный флаг.

Третье рождение триколора произошло в 1991 г.

Гимн России

У каждого государства обязательно есть и свой гимн. В гимне проявляется величие страны, так как в нем обычно рассказывается о славных страницах истории государства, о его исторической судьбе и его предназначении. Гимн — торжественная песня, прославляющая свою страну.

Это самая главная песня государства, которую исполняют только в особо торжественных случаях, на государственных празднованиях, приемах иностранных делегаций. Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, поднимается флаг их Родины и звучит гимн их страны. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.

10 января 1918 г. был исполнен гимн Советского Союза. Создан на музыку А. В. Александрова, слова сочинил С. В. Михалков и Г. Эль-Регистан. Впервые он прозвучал по радио в ночь на 1 января 1944 г.

В XXI век Россия вступила с обновленным гимном. С. В. Михалков написал новые слова на прежнюю музыку А. В. Александрова.

Можно предложить учащимся прослушать (обязательно стоя) в записи гимн России.

Какое чувство испытали, прослушивая гимн?

V. Итог.

— О чем мы сегодня с вами говорили на классном часе?

— Какие символы нашего государства вы видели на торжественном празднике, посвященном началу учебного года?

— Запомните эти символы. Каждый гражданин должен знать символы своей Родины, гордиться ими, гордиться своей Родиной, быть ее патриотом.

Россия — это многонациональная страна, здесь рядом живут русские, татары, цыгане, удмурты, буряты, коми-пермяки … Чтобы перечислить все национальности, нам потребуется очень много времени. Наше Отечество — это братских народов союз вековой. Это наша родная земля.

— Какие чувства вы испытывали, когда звучал гимн нашей Родины?

— В чем, на ваш взгляд, может проявляться служение Родине? (Служба в рядах вооруженных сил, готовность каждого человека в трудную минуту встать на защиту Родины, добросовестный труд на благо Родины, бережное отношение к природе, природным богатствам…)

— В чем может проявляться служение Родине вас как маленьких граждан?
(Хорошо учиться, бережно относиться к школьному имуществу, расти добрыми, отзывчивыми, беречь и защищать окружающую природу и т. д.)

На нашей планете много разных государств. Есть большие по площади, есть и совсем крошечные, но каждый человек, являясь гражданином той или иной страны, гордится своей родиной, любит ее, старается сделать все возможное, чтобы она была еще богаче и прекрасней.

И хотя вы еще маленькие дети, но уже являетесь гражданами большого и могучего государства, имя которому Россия.

Пройдет немного времени, вы станете взрослыми, будете работать, преумножая величие и могущество нашей страны, защищая ее от возможных невзгод и неприятностей, заботясь о ней, как о матери. Возможно, кто-то из вас станет крупным руководителем или даже президентом страны. И тогда вам придется решать многие трудные проблемы, но самая главная задача всех людей на Земле — помнить о том, что стран на свете много, а дом у нас один, общий, который называется — планета Земля. Все мы на ней должны жить как добрые друзья, уважая традиции, культуру, обычаи разных стран и народов, помогая в беде и делясь радостями, как живут добрые соседи.

Нет в мире краше Родины нашей.

Всякому мила своя сторона.

Везде хорошо, но милее Родины нет.

На чужой стороне и весна не красна.

Родная сторона — мать, чужая — мачеха.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *