Классный час «Глазами всего не увидишь, зряче одно лишь сердце»

Классный час

Глазами всего не увидишь, зряче одно лишь сердце

Составила учитель начальных классов «МАОУ Гимназия №1»- Костромина Ирина Викторовна

Цель: развитие  нравственных  личностных  качеств,  таких,  как  доброта,  желание помогать другим людям, умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей и др.

Задачи:

1. Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок.

2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений.

3.Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, а также поступков сверстников и одноклассников.

4. воспитание таких социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.

Оборудование:

  1. Мультфильм песня- притча Светланы Копыловой «Окно»

Окно

Лежали в больнице в палате одной

Два тяжко больных человека.

Один у окошка лежал, а другой

У двери, где не было света.

Один постоянно в окошко глядел,

Другой лишь на краску дверную.

И тот, что у двери узнать захотел,

Про жизнь за окошком, другую.

С готовностью первый больной рассказал,

Что видно ему из окошка.

-Там тихая речка, дощатый причал,

И ходит по берегу кошка.

По синему небу плывут облака

Причудливые, как зверушки.

Сидят на причале там два рыбака,

И с внуком гуляет старушка.

И так каждый день: то про сказочный лес

Рассказывал, то про влюбленных.

Другой же сосед перестал даже есть,

Считая себя обделенным.

Он мучался злобой и зависть росла,

Его постепенно съедая.

Не мог он понять, почему же была

Тут несправедливость такая.

Однажды сосед у окна занемог,

что не было сил разогнуться,

Он стал задыхаться и даже не мог

До кнопки своей дотянуться.

У двери сосед мог на кнопку нажать,

И вызвать сестру милосердья.

Но он не нажал, а остался лежать,

Глаза, закрывая усердно.

На утро сестра милосердья пришла

Постель поменять за покойным.

Сосед попросил, и она помогла

Занять эту самую койку.

Когда же он в окно наконец посмотрел,

На шее задергалась вена.

Увидел он вместо того, что хотел,

Глухую высокую стену.

Он был потрясен и сестре рассказал,

Про тихую чистую речку,

Про сказочный лес, про дощатый причал

И небо в кудрявых овечках.

-Ах, если бы он видел,- сказала сестра,

Всю жизнь он слепым оставался.

-Зачем же тогда?- тут больной прошептал.

-Да он вас утешить старался.

1.Тема урока на доске « Глазами всего не увидишь, зряче одно лишь сердце» С. Экзюпери

  1. Чёрное окно, состоящее из 6 частей, выполненное в технике граттаж

Наше сердце — удивительный орган! Оно умеет не только перекачивать кровь, но еще танцевать от радости, замирать в предвкушении, сжиматься от жалости и обливаться кровью. А еще оно может разбиться от боли, разорваться от горя, упасть от разочарования, замирать в ожидании, трепетать от счастья… Сердце — самый точный индикатор наших самых искренних эмоций, а потому цените и берегите тех людей, которые вам его дарят!

Карточки для детей

5. Пластмассовое сердечко с фонариком внутри.

  1. Этап на доске чёрное окон и цитата:

« Глазами всего не увидишь, зряче одно лишь сердце»

  С. Экзюпери

Под музыку Моцара «Душа»

— Посмотрите на доску. Как вы понимаете эту фразу? О чём мы будем говорить?

-Эта фраза и будет темой нашего классного часа. Посмотрите на экран.

(Рассматриваем чёрное окно,если ребята обратят на него внимание:

-Что это?

-Почему окно чёрное?)

-Посмотрим на экран

  1. Притча окно до слов » И тот, что у двери узнать захотел, про жизнь за окошком другую»

Лежали в больнице в палате одной

Два тяжко больных человека.

Один у окошка лежал, а другой

У двери, где не было света.

Один постоянно в окошко глядел,

Другой лишь на краску дверную.

И тот, что у двери узнать захотел,

Про жизнь за окошком, другую.

-Поделиесь впечалениями?

-Где оказались люди? (в больнице)

-Кто обратил внимание, какие это были больные? (тяжко больные, по лицу один был добрым,а другой злым)

-Что это значит? (тяжелое заболевание, могут умереть)

-Подумайте, какое настроение было у этих людей? (тяжело, срашно, грусно)

-Как это передали авторы? (цветом, мульфильм чёрно-белый)

-Где лежали больные в палате? (у окна и у двери)

-Можно ли предположить, как будут развиваться события дальше?

3. Продолжение мульфильма до слов «И с внуком гуляет старушка»

С готовностью первый больной рассказал,

Что видно ему из окошка.

-Там тихая речка, дощатый причал,

И ходит по берегу кошка.

По синему небу плывут облака

Причудливые, как зверушки.

Сидят на причале там два рыбака,

И с внуком гуляет старушка.

-Можно ли сказать, что больной у окна чувсвовал настроение соседа, и хотел изменить это?

-Какие слова об этом говорят? (с готовностью…)

— О чём он рассказал?

-Какие это картины, для людей, лежащих в больнице? (светлые, радостные)

-Как это показал автор? (цветом, эти картины цветные.)

-Дейсвительно, тяжело больные люди, долгое время проводят в больничной палате, они видят только больничные стены, окрашенные в зелёный или жёлый цвет и больше ничего. Поэтому картины жизни за окном, красочные, яркие для них очень важны. Как же собыия развивались дальше. Ваши предположения?

-Давайе посморим.

4. До слов «тут несправедливость такая»

И так каждый день: то про сказочный лес

Рассказывал, то про влюбленных.

Другой же сосед перестал даже есть,

Считая себя обделенным.

Он мучался злобой и зависть росла,

Его постепенно съедая.

Не мог он понять, почему же была

Тут несправедливость такая.

Как часто карины жизни за окном видел больной, лежащий у окна? (каждый день)

-Что же происходило с больным у двери? (злился)

-Что происходило с его злобой? (злоба росла)

-Как об этом говорится? (перестал даже есть)

-А как это показано? (экран закрашивается чёрным цветом)

— Как пониматете фразу «Злоба росла, его постепенно съедая»? (усиливалась, ни о чём больше не мог думать)

-Почему так происходило? (считал, что ему хуже, злился, был недоволен…)

— Как злоба может съесть? Когда так происходит?

-Каким он себя считал? (обделённым)

-На самом ли деле это так?

— Как вы думаете, почему автор использовал именно это слово? (хотел показать характер больного у двери)

-Какой у него характер?

-К чему может привести такая сильная злоба?

-Посмотрим, что же произошло дальше

5. До слов » И вызвать сестру милосердья»»

Однажды сосед у окна занемог,

что не было сил разогнуться,

Он стал задыхаться и даже не мог

До кнопки своей дотянуться.

У двери сосед мог на кнопку нажать,

И вызвать сестру милосердья.

-Что произошло?

-Как авторы передали то, что больному было очень плохо? (показали красным цветом кнопку около кровати)

-для чего эта кнопка?

-Где обычно находится кнопка?

-Почему больной не смог дотянуться? (ему было очень плохо)

-Как будут развиваться события?

-Почему вы так думаете?

-Посмотрим.

6. До слов » …остался лежаить, глаза закрывая усердно»

Но он не нажал, а остался лежать,

Глаза, закрывая усердно.

-Поделитесь впечатлениями?

-Почему так поступил больной у окна?

-К чему это приведёт?

7. До слов » Увидел он вместо того что хотел»

На утро сестра милосердья пришла

Постель поменять за покойным.

Сосед попросил, и она помогла

Занять эту самую койку.

Когда же он в окно наконец посмотрел,

На шее задергалась вена.

Увидел он вместо того, что хотел,…

-Поделитесь впечалениями?

-Как посупил второй больной? (остался лежаь)

Почему? (считал себя обиженным, обделённым)

-Что же произошло с больным у окна? (умер)

-Могли ли события развиваться по- другому?

-В каком случае?

-Можно ли сказать, что больной у двери был виноват в смерти соседа по палате?

-Почему он так поступил? (хотел лечь к окну)

-Что можно сказать об этом человеке по его поступку? (эгоист, жесокий, хотел для себя лучшего)

-Какой посупок об этом говорит?

-Что он попросил сделать, после смерти соседа? (переложить его к окну)

-Что же с ним произошло, когда он лёг у окна? (на шее задёргалась вена)

-Как вы думаете почему?

— Что же он мог увидеть?

-Проверим наши предположения, посмотрим дальше…

8. До слов «Глухую бетонную стену»

Глухую высокую стену.

-Что же он увидел? (он увидел стену)

-Как же так произошло, что первый больной видел совсем другое: тихую речку, старый причал, небо в кудрявых овечках? Ваши предположения?

-Посмотрим дальше, почему же больные видели разные картины.

9. До слов «Зачем же тогда»

Он был потрясен и сестре рассказал,

Про тихую чистую речку,

Про сказочный лес, про дощатый причал

И небо в кудрявых овечках.

-Ах, если бы он видел,- сказала сестра,

Всю жизнь он слепым оставался.

-Зачем же тогда?- тут больной прошептал.

-Что нового вы узнали о соседе у окна? (он был слепым)

-Как же так могло произойти, что он видел небо в кудрявых овечках и сказочный лес?

-Мог ли он видеть то, о чём рассказывает? (нет, он ничего не видел)

-Почему же он рассказывал про сказочный лес и про влюблённых?(хотел утешить второго больного)

— Что означает вопрос второго больного «Зачем же тогда ? Что он означает?

-Посмотрим.

10. До конца

-Да он вас утешить старался.

-Что же означал вопрос больного? (он хотел узнать, зачем больной у окна рассказывал о том, чего не видит)

— Какой ответ получил второй больной? (да он вас утешить старался)

-Поделитесь впечатлениями.

-Как вы думаете, как себя почувствовал второй больной?

-Осознал ли он себя виноватым?

-Почему?

-Изменилось ли что-нибудь в его сердце?

-Мог ли он что-либо изменить?

Просмотр мультфильма полностью

11. Возвращение к теме занятия

Вернёмся к эпиграфу нашего классного часа, к кому он относится?

-Почему?

-Можно ли сказать, что оба больных были слепыми?

-Почему? (у одного не было зрения, а другой был слепой сердцем)

-Как вы думаете, что страшнее? Почему?

-Действительно, глазами всего не увидишь, есть мир ощущений, понимания, сострадания. Есть такое понятие милосердие.

-Как вы его понимаете? (милое сердце, доброе, понимающее, жалеющее)

-В словаре даётся такое объяснение: « Милосердие — готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия. Сестра милосердия — женщина, ухаживающая за больными, ранеными.»

12.Работа с карточками

На карточках у каждого ребёнка

Наше сердце — удивительный орган! Оно умеет не только перекачивать кровь, но еще танцевать от радости, замирать в предвкушении, сжиматься от жалости и обливаться кровью. А еще оно может разбиться от боли, разорваться от горя, упасть от разочарования, замирать в ожидании, трепетать от счастья… Сердце — самый точный индикатор наших самых искренних эмоций, а потому цените и берегите тех людей, которые вам его дарят!

Вам есть, что сказать?

-как вы поняли это высказывание?

Кто же в нашем фильме дарил своё сердце?

-Как вы думаете, ему было легко? Почему? (был слепой, тяжело болел)

-Как же он видел, с помощью чего? (души, сердца)

-Каким был этот человек? (добрым, милосердным, сострадаельным)

-А кто вам дари своё сердце?

-Можете ли вы дарить своим людям?

-В каких ситуациях?

13. Перенос ситуации на себя, с помощью пластмассового сердечка.

-Посмотрите, у меня в руках сердце. Оно есть у каждого человека?

-Конечно, ведь мы с вами живые и такой орган, как сердце есть у всех.

-Как вы думаете, а это сердце зрячее? Почему?

(Выключить свет, показать, что сердце не горит)

-Да оно живёт, перекачивает кровь. Но это сердце слепо, оно «не горит». А что это значит? (не сочувствуе, не переживает, не болит, не сострадает)

-Попробуем это сердце «зажечь». Как вы понимаете это выражение? (научить его любить, сопереживать, сочувствоваь, быть милосердным.

-Как же это сделать?

— Я хочу, чтобы нам в этом помог Мальчик –огонёк

Сказка Леоноры Константиновны Киселёвой «Мальчик –огонёк»

Чтение учителем

Жил на свете маленький горячий Огонёк. И очень ему хотелось сделаться мальчиком, чтобы было у него две ловкие руки, две крепкие ноги, два зорких глаза — словом, всё, как у ребят.Фея огня сделала его мальчуганом (он очень просил её об этом), но сказала, что от всех ребят Огонёк будет тем отличаться, что если попадёт в воду — погаснет, и не будет тогда ни мальчика, ни Огонька. Вот так и появился в большом и весёлом доме, где жило много ребят, мальчик-Огонёк. Бегал он быстро, прыгал высоко, а когда делал что-нибудь, искры вокруг так и летели. Крепко он дружил с ребятами. Всегда были они вместе, только на реку купаться Огонёк с товарищами не ходил.

Как-то случилось, что Огонёк был один на берегу реки. Шёл он и улыбался — просто так: солнцу, речке, деревьям, траве. И вдруг увидел: тонет мальчишка, голова едва видна над водой, волны через лицо перекатываются.

— Что делать? Вспомнил Огонёк слова волшебницы: «Попадёшь в воду — погаснешь, и не будет тогда ни мальчика, ни Огонька», вспомнил и… бросился в воду. Подплыл, поддержал мальчишку. И тут почувствовал, что начал гаснуть, что руки и ноги перестают слушаться, а глаза видеть. Из последних сил плывёт он. Вот и берег. Вытащил на берег мальчишку. Выбрался и сам. Выбрался и погас. Лежат на песке чёрные угольки — погасший мальчик-Огонёк. Всё это с высокого неба видело Солнце. Ясное, справедливое. Оно собрало все свои лучи в один сильный, живой и горячий луч, направило его на погасшего мальчика-Огонька и снова зажгло. И пусть мальчишкой он не стал, но сделался уже не Огоньком, а большим Огнём с таким же добрым и мужественным сердцем.

-Поделитесь впечатлениями?

-Какой был Мальчик- Огонёк?

-Почему он бросился в воду, зная, что погибнет?

-Почему он не погиб?

-За что он был вознаграждён?

-Какое было у него сердце?

14.Работа в группах с чёрным окном (граттаж)

-Как называется притча, которую мы смотрели? Почему?

— А на самом ли деле дело в окне? (нет, это «слепая» душа, «слепое» сердце)

-Окно и у нас на доске. Какое оно?

-Просто ли это окно? (это «слепая душа», «слепое» сердце)

-Бывает ли у нас такое сердце, как это окно- чёрное, злое, слепое?

— Когда? (когда мы злимся, ругаемся, мстим)

-Можем ли мы что-нибудь изменить? Как? (реже злиться, понимать других, сочувствовать)

-Я вам предлагаю измениь наше чёрное окно и зделать наше сердце добрее, а душу — светлее.Вспомните больного у окна, Мальчика- Огонька, ваши добрые дела. Что нужно для того, чтобы так поступать, каким должен быть человек?( добрым, самооверженным, милосердным…)

-Мы не сможем зажечь наше сердце, сделать его зрячим, пока в душе будет такое чёрное окно. Какие черты помогут убрать эту черноту? (добро, любовь, сопереживание, сострадание, понимание, утешение, сочувствие, милосердие…)

Работа в группах

-Я вам предлагаю поработать в группах, разобрать это чёрное окно и сделать его радужным, светлым. Как нам это сделать?

-Я предлагаю написаь на этом окне те слова, которые могут помочь сделать душу светлее, а сердце добрее. Напишите по одному слову на вашей части окна, которое поможет убрать черноту и разжечь огонь в нашем сердце.

Дети работают в группах

Обьясните, почему выбрали именно это слово.

Предсавитель от каждой группы объясняет, почему выбрали данное слово

-Посмотрие, какое радужное, составленное вместе окон у нас получилось.

Пока дети работают в группах, учитель незаметно зажигае фонарик внутри пластмассового сердечка

-А вот и наше сердце. Посмотрите. Что с ним произошло? (оно зажглось)

-Почему?

Передайте это сердце соседу, если вам есть, что сказать, скажите, если нет – задумайтесь.

-Я хочу, чтобы наш классный час засавил вас задуматься. Может и в вашем сердце появился ещё один маленький огонёк, который дарит тепло и свет другим, как у Мальчика –Огонька, как у больного в притче.

-А закончить наш классный час я бы хотела стихотворением:

Если б сердце умело бы вслух говорить,
То оно научило б нас жить и любить,
Научило бы хрупкие чувства беречь,
Прервало навсегда слов жестоких картечь,
Научило б от нежности нас трепетать,
Научило бы ждать, доверять и прощать,
Генерировать счастье, и чувствовать боль,
Научило бы слышать и видеть душой.
Высекать научило б из взгляда огонь,
В час тяжелый протягивать людям ладонь,
Тьму собой освещать, где не видно ни зги…
… Но у многих, увы, вместо сердца — …

-Пусть стихотворение останется без концовки, каждый продолжит его для себя сам.

10

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *