ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Исследовательское поведение ребёнка

«Ребёнок, — солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс». Важно, чтобы весь процесс обучения опирался на личностные качества учащегося, уровень его развития, его потребности и склонности. Исследовательское обучение играет в этом ведущую роль, т.к. отвечает индивидуальным потребностям ученика. Хотя, конечно, данный способ обучения нельзя использовать для всех учащихся класса, особенно в начальной школе. Поэтому предпочтение отдаётся внеклассной исследовательской работе – творческим заданиям, при выполнении которых проводится теоретическое и (или) экспериментальное решение проблемы. Таким образом, формируются созидательные качества личности.

Значимость этого средства в развитии одарённости детей объясняется тем, что исследовательский поиск – неотъемлемое природное свойство. Ребёнок – исследователь по своей природе и это его естественное состояние; он настроен на познание мира, он хочет его познать. Эта природная активность составляет суть его исследовательской деятельности, важнейшего источника получения детьми знаний о мире, и важного условия его саморазвития.

Учёные в области мышления вывели такую особенность: умственная деятельность учёного, делающего эпохальные открытия и умственная деятельность ребёнка, познающего новое, идентичны по своим внутренним механизмам. Именно это и позволяет определить данную работу с ребёнком, как научно – исследовательскую работу.

Наука – результат мгновенного развития познавательной деятельности человечества, активно преобразующего мир в своих интересах.

Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска – важнейшая задача современного образования.

У ребёнка есть способность к исследовательской деятельности, если он:

  • обладает ярко выраженною способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;

  • умеет чётко выразить словами свою и чужую мысль или наблюдение;

  • проявляет интерес к научно – популярным изданиям, взрослым статьям и книгам, опережая сверстников;

  • с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкций…

  • не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение, проект не поддержан или осмеян

Как известно, познавательная деятельность применительно к обучающимся может быть воспроизводящей (непродуктивной) и преобразовательной (творческой, исследовательской).

Познавательная преобразовательная деятельность учащихся осуществляется с помощью метода, который именуют исследовательским.

Исследовательские задания выполняются по следующему плану:

  1. постановка проблемы;

  2. составление плана работы;

  3. анализ литературы и теоретическое решение проблемы

  4. опытная проверка решения проблемы;

  5. составление выводов, оформление работы.

К функциям исследовательского подхода относятся: воспитание познавательного интереса, активности и самостоятельности; создание положительной мотивации; формирование глубоких, прочных, действенных знаний; формирование умений и навыков самообразования.

Для детей с повышенными интеллектуальными и творческими способностями должна быть представлена возможность для самостоятельного обучения, то есть такого обучения, которая определяется, управляется и осуществляется самим ребёнком. Самостоятельное исследование учащихся способствует удовлетворение их индивидуальных потребностей и запросов. Кроме того, самостоятельные исследования позволяют развивать интеллектуальные и творческие способности, мыслительные исследовательские умения. С помощью самостоятельного исследования школьники, познавая окружающий мир, открывают для себя новые знания, они получают их в готовом виде. Исследования выполняют важную функцию – функцию развития.

Постоянное отсутствие поисковой активности приводят к тому, что индивид оказывает беспомощным при любом столкновением с трудностями или даже с такими ситуациями, которые в других условиях как трудности не воспринимаются.

Исследовательская деятельность – деятельность творческая, и не существует общих универсальных правил или схем, по которым она развивается. Но всё же специалисты в области изучения исследовательского поведения попытались выработать приёмы и алгоритмы, которые позволяют отыскивать истину. Приведём некоторые из них:

  1. Точно сформулировать вопрос, ответ на который мы ищем.

  2. Оценить, является ли ответ на поставленный вопрос возможным с точки зрения имеющихся знаний.

  3. Разбить задачу на подзадачи и подвопросы и искать ответы на них.

  4. Выдвинуть гипотезы методом полной или неполной индукции или аналогии.

  5. Сопоставить полученный результат с известными данными.

  6. Проверить точность использования логических приёмов.

  7. Стремиться к выработке наглядных образов объектов задачи.

  8. Результат решения формулировать логически строго.

  9. Оценит все «за» и «против» полученного результата.

Этапы развития исследовательского поведения

В настоящее время поиск учителей сосредоточены на двух проблемах: содержании обучения и организации учебно-познавательной деятельности учащихся с высоким уровнем интеллектуального развития.

Как же данные вопросы решаются в нашей школе?

Уже четыре года в школе работает НОУ «ШАНС», одним из звеньев которого является научное общество учащихся начальной школы «Уникум». Основная цель, которую мы перед собой поставили – развитие интеллектуально – творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательской деятельности.

Как же мы ведём ребят к исследовательской деятельности?

Работа НОУ проходит по следующим направлениям:

  • гумманитарное;

  • математика и конструирование;

  • естествознание;

  • фантастика;

  • история и право;

  • одним из направлений НОУ является работа в группе «Олимп», где учащимся предлагают задания повышенной сложности, нестандартные вопросы и ситуации, присутствуют элементы опережающего обучения.

Подготовка к исследовательской работе проходит в несколько этапов.

1 этап – 1 класс. Ученики получают первые уроки сбора информации, анализа, синтеза, учатся видеть противоречия при проведении опытов, анализе поступков героев сказок, фильмов, намечать последовательность действий, работать с учебником, находить нужную книгу, ориентироваться в библиотеке, формулировать вопрос, пересказывать, составлять рассказ по теме, рассуждать… Дети знакомятся с работами учащихся 2 – 4 классов. В это время учителя пытаются организовать коллективную работу, совместно собирая информацию, делая зарисовки, выводы. На этом этапе проводится первичное обследование психологом, которое позволяет определить уровень развития интеллекта учащихся и

На этом этапе наибольшей популярностью пользуются фантастические проекты: «Автомобиль будущего», «Дом моей мечты», «Летательные аппараты»…Работая над данными проектами, у детей развивается творческое мышление, их фантазия соотносится с реалиями окружающего мира.

2 этап – 2 класс. Учащиеся учатся ставить цель, задачи, определять этапы исследования, разделять целое на элементы, выделять существенные и несущественные признаки, определять предмет мысли, придумывать заголовки, давать оценку получаемой информации, вести записи в дневнике наблюдений. Данная работа проходит совместно с учителем. Для работы привлекаются и родители.

3 этап – 3 класс. В третьем классе продолжается работа, начатая в первом и во втором классах, только с большей долей самостоятельности. Дети учатся последовательности сравнения и его целенаправленности, умению завершать суждение простыми логическими выводами.

4 этап – 4 класс. К этому времени ребята уже готовы самостоятельно заниматься исследовательской работой, ставить цель, задачи, выдвигать гипотезу, обобщать, анализировать, проводить простейшую группировку и систематизацию, делать выводы по итогам анализа и сравнения, уметь находить нужную функцию объекта, пользоваться энциклопедиями, словарями, задавать вопросы к тексту. Учитель чаще всего выступает в роли помощника, направляющего звена. Причём, создание проекта – не сама цель. Главное научить ребят самостоятельно добывать знания, искать ответы на интересующие вопросы.

Проводится обследование психолога:

При работе мы столкнулись со следующими трудностями:

  • несформированность интересов учащихся начальных классов;

  • быстрое переключение внимания, интереса;

  • небольшой словарный запас;

  • трудности в понимании следующих терминов: «цель», «задача», «гипотеза»

  • непонимание родителями всей серьёзности, новизны и значения исследовательской работы для развития личности ребёнка.

Какие же пути решения данных проблем мы видим?

    1. Тесная связь с психологом. Именно это позволит определить интересы, способности и склонности ребёнка, а, значит, поможет направить работу учителя в нужное русло.

    2. Исследовательская работа не должна быть долговременной, поскольку со временем угасает интерес к исследовательской работе, и ребята переключаются на другой вид деятельности.

    3. На уроках работать над развитием речи, обогащать словарный запас, учить видеть, слышать и исправлять речевые ошибки, учить составлять диаграммы, схемы, таблицы, строить элементарные доказательства по заданной структуре.

    4. Привлекать родителей для исследовательской работы со своими детьми. Для этого организуются выступления учащихся на родительских собраниях, выставка семейных работ «История моей семьи», «Мои друзья», «Моё свободное время».

Задания, способствующие развитию интереса к исследовательской деятельности.

Задания для развития умения видеть проблему

Исследовательская работа начинается там, где видят проблему. Проблема – это затруднение, неопределённость. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные, прежде всего, на изучение того, что связано с самой проблемы.

Умение видеть проблему – интегративное свойство, характеризующее мышление человека. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Для развития данного умения предлагаем ряд упражнений:

«Смотреть на мир чужими глазами». Детям предлагается небольшой рассказ: «Утром небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на тротуар, дома, деревья, газоны…»

Задание: продолжи рассказ несколькими способами: представь, что ты гуляешь с друзьями, ты – водитель грузовика, едущего по дороге, зайчик или лисичка в лесу, увядающая трава на газоне.

«Сколько значений у предмета». Детям предлагается хорошо знакомый предмет (кирпич, мел, карандаш, мыло). Задание: найти несколько вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования предметов. Поощряются самые оригинальные и смелые решения, и, при этом, чем их больше, тем лучше. В ходе этого задания развиваются все основные параметры креативности: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления…

«Наблюдаем настроение» Прекрасный материал для этого задания – сказки: «Морозко», «Чудесная шуба Алдара — Косе», «Снегурочка»…Детям читается сказка, а они в цветограмме отмечают изменения в настроении главного героя. Для детей старшего возраста можно усложнить задание, отражая настроение двух и более героев.

Задания для развития умения выдвигать гипотезу.

Одним из базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения.

Слово гипотеза происходит от древнегреческого hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.

В умении выдвигать гипотезы можно просто потренироваться. Например: «Подумай, как птицы узнают дорогу на юг? Почему птицы поют? Почему весной появляются почки на деревьях? Почему течёт вода? Почему железный гвоздь тонет, а корабль, сделанный из железа нет?».

Упражнение «Почему?»

  • Почему весной тает снег?

  • Почему цветы имеют такую яркую окраску?

  • Почему самолёт оставляет след в небе?

  • Почему Луна не падает на Землю?

  • Почему мы чувствуем запах духов?

«Найди возможную причину явления».

  • Дети стали больше играть во дворах.

  • Миша весь вечер играл с конструктором.

  • Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.

  • Друзья поссорились.

  • Айдос пришёл из школы радостный.

Представь, что случится, если:

  • Воробьи будут такого размера, как люди.

  • Волшебник выполнил твои самые заветные желания.

  • Слоны станут меньше кошек.

  • Исчезнут все школы.

  • Люди научатся летать.

  • На нашу планету прилетят инопланетяне.

Как оценивать идею или гипотезу? Самый лучший способ – это поверить её в ходе исследования., но возможен и другой способ оценки, более быстрый и экономичный, — идею можно проверить и оценить в уме. Провести опрос, анкетирование, тестирование среди разных слоёв населения и возрастных категорий.

Задания для развития умения делать выводы и умозаключения.

Как научить ребёнка делать выводы и умозаключения? Для формирования первичных навыков умения делать простые аналогии можно воспользоваться такими упражнениями:

  1. Скажи, на что похожи:

    • Узоры на ковре;

    • Очертания деревьев за окном

    • Старые автомобили;

    • Новые кроссовки;

    • Тень от дерева.

  2. Назови как можно больше предметов, которые одновременно являются твёрдыми и прозрачными (стекло, лёд, пластик, кристалл,..)

  3. Назови как можно больше предметов, которые одновременно являются блестящими, синими, твёрдыми.

  4. Назови как можно больше живых существ со следующими признаками: добрый, сильный, подвижный, шумный.

Кроме умозаключений, сделанных по аналогии, существует множество способов делать выводы и строить умозаключения. Для этого существует ряд заданий под общим названием «Как люди смотрят на мир».

  • Ученикам показать размытый след от краски и предложить рассказать, что видит каждый из них.

  • На листе бумаги нарисовать геометрические фигуры, линии, не изображающие ничего конкретного. Предложим ответить на вопрос: «Что здесь изображено?».

Будет предложено большое количество разнообразных ответов. Зададим вопрос: «Кто же прав?». Оказывается, правы были все, но каждый по–своему. Данный вид работы поможет детям сделать вывод, что все люди смотрят на мир по–разному. Очень важно, чтобы дети поняли, как делается умозаключение

План работы НОУ

Название мероприятия

Дата проведения

Ответственные

1

Посвящение в члены НОУ «ШАНС»

октябрь

2

Подготовка к участию в городском конкурсе защиты научных проектов среди учащихся 8 – 11 классов.

октябрь

3

Выборы актива факультета НОУ

Конкурс на лучшую эмблему, девиз НОУ

октябрь

4

Анализ работы НОУ за пошлый год. Составление плана работы на текущий уч.г

октябрь

5

Методическая учёба учителей – руководителей проектов «Исследовательский подход в обучении: проблемы и перспективы»

ноябрь

6

Учёба членов НОУ «Как и что мы исследуем?»

  • Постановка цели, задач исследования, выдвижение гипотезы.

  • Библиографический практикум

  • Сбор и обработка материалов исследования. Обобщение результатов работы.

ноябрь

декабрь

январь

7

Методическая учёба учителей «Как побудить ребёнка к исследованию?»

декабрь

8

Слёт юных исследователей «Как правильно подготовиться к защите научного проекта?»

декабрь

9

Проведение Дня Науки

  • Первый тур защиты научных проектов.

  • Участие в конференции «Мы дети 21 века»

  • Проведение Дня открытых дверей.

10

Анализ результатов первого тура защиты научных проектов. Выявление проблем, поиски пути их решения.

11

«Методическая палитра научно– исследовательской деятельности учителей»

март

12

Участие в городском конкурсе защиты научных проектов младших школьников.

март

13

Второй тур защиты научных проектов.

март

14

Участие в областных конкурсах, Сатпаевских чтениях.

2006 – 2007 уч.г.

15

Подведение итогов работы за год

Награждение учителей и учащихся.

май

16

Оформление летописи НОУ

В течение года

Темы научных проектов, предлагаемых для работы:

  1. Естественно – математическое направление:

    • Из истории чисел.

    • Числа и их свойства.

    • Числа – лилипуты и числа великаны.

    • Статистическая вероятность.

    • Магнит и его свойства.

    • Свойства воздуха и воды.

    • Комнатные цветы в моей школе.

    • Как люди научились считать?

    • Логические задачи.

    • Задачи со спичками.

    • Способы решения задач.

  1. Экология и проблемы человечества.

  • Влияние автотранспорта на экологию микрорайона

  • Организация пришкольного участка.

  • Сколиоз. Как с ним бороться?

  • Зрение. Как его сохранить?

  • Цвет и его влияние на человека.

  • Откуда у детей появляется страх?

  • Дети – будущее наследство Республики Казахстан.

  • Влияние смены времён года на здоровье человека.

  • Вода и её роль в жизни человека.

  1. История и право.

  • История происхождения слова «казах».

  • История моего края.

  • История моей семьи.

  • Древние животные на территории Казахстана.

  • Памятники г. Павлодара.

  • Права и обязанности ученика. Всегда ли мы их соблюдаем и выполняем?

  1. Гуманитарное направление.

  • Фразеологизмы и их употребление в речи.

  • Слова – наоборот.

  • Что за прелесть эти сказки!

  • Когда появилась азбука?

  • Новые и старые слова.

  • Пословицы и поговорки.

  • Загадки и их особенности.

Средняя общеобразовательная школа №14

«Что за прелесть

эти сказки!»

Подготовила:

Захаренко Милана

2006 – 2007 уч.г.

Содержание.

I. Введение————————————————————- 2

II. Основная часть

Теоретическая часть

II.1. Что такое сказки?——————————————— 4

II.2. Анализ казахских и русских народных сказок———- 5

Практическая часть————————————————— 7

III. Заключение—————————————————— 12

  1. Введение.

В окружающем мире много интересного. Как человек познаёт мир? Он наблюдает, читает, слушает то, что говорит ему мама. Свои первые уроки ребёнок получает от мамы: она читает ему первые стихотворения, рассказывает сказки. Именно так человек впервые узнает, что такое добро и что такое зло, что значит любить и помогать. Сказки помогают человеку стать добрее, учат прощать обиду. Вот почему сказки любят и взрослые и дети. Ещё не научившись хорошо говорить, ребёнок знает сказки «Курочка Ряба», «Репка». Став старше, мальчики и девочки с удовольствием слушают «Золушку» и «Аленький цветочек». А как часто у экранов телевизора, где показывают старые сказки, можно увидеть своих родителей. Приступив к работе, мы поставили перед собой цель: узнать, что такое сказки и почему их так любят дети.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить ряд задач:

1 изучить характерные признаки сказок, сравнить казахские и русские народные сказки;

2 изучить виды сказок.

3 выяснить, любят ли сказки дети.

Сказки – это отражение жизни человека: его мечты, представления о прекрасном, веры в лучшее. Ведь когда – то люди мечтали о ковре – самолёте, сапогах – скороходах, а сегодня в небе летают самолёты, мчат поезда и автомобили… Все люди, независимо от возраста, национальности, места жительства ценят добро, любовь, верность. Поэтому мы выдвигаем гипотезу: казахские и русские народные сказки имеют много общего.

В ходе нашей работы мы постараемся подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу. Данная работа очень актуальна, ведь мы постараемся изучить казахские и русские народные сказки, которые воспитывают в детях любовь к Родине, традициям народа.

  1. Основная часть.

Теоретическая часть.

II.1. Что такое сказки?

У каждого народа издревле существует устная литература. Это народное творчество принято называть фольклором. На протяжении веков народ создавал былины, сказки, песни, частушки, пословицы и поговорки. Сказка – один из основных видов народного творчества. Сказки имеются у всех народов мира, в них немало общего, что объясняется сходными условиями жизни.

И кто же не знает сказок! Конечно, все знают! И «Репку», и «Колобок», и «Чудесная шуба Алдара – Косе». И всё-таки, мы мало знаем сказки. Велико число сказок, а ведь знаем мы обычно не более десяти – двадцати.

Так что же такое сказка?

Если подобрать к слову сказка однокоренные слова, то получим ряд слов, который в определённой мере раскроет нам смысл: сказка – сказывать – рассказывать. То есть сказка – это то, что рассказывается, это устный рассказ о чём–либо интересном как для исполнителя, так и для слушателя. Сказка повествует о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны, фантастичны. Вымысел – это один из основных признаков сказки.

В таком случае, зачем они? Неужели только для того, чтобы зажечь воображение слушателя или читателя?

Сказка – ложь оказывается самой – пресамой правдой: она рассказывает, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов , ненавидеть врагов

Нередко сказки начинаются с так называемых присказок. Назначение присказки – подготовить слушателя к восприятию сказки. С первых же слов они вводят нас в свой неповторимый мир, в котором всё удивляет: звери разговаривают, люди понимают язык животных, герои отправляются в далёкие путешествия, где их подстерегают опаснейшие испытания – борьба с чудовищами, переходы через огненные реки, спуск в глубокие подземелья или восхождение на высокие горы… Вместе с тем, сказки, созданные на разных языках, отражают уклад жизни того или иного народа, географические, природные условия, труд и быт, особенности среды, национальный характер. Отсюда своеобразие сказок, многообразие их содержания.

  1. 2. Анализ казахских и русских народных сказок.

Итак, сказка – это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории. Один учёный и собиратель сказок разделил всю сказочную прозу на три крупных разряда: волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных. Эти сказки мы нашли в творчестве казахского и русского народа.

Самыми интересными и красивыми являются волшебные сказки, потому что они богаты вымыслом и событиями, яркими образами. Волшебная сказка отличается от всех других сказок волшебством и чудесными действиями (постройка за одну ночь волшебного дворца, добывание диковинных предметов и существ). Сказка учит детей тому, что хорошо и что плохо. Волшебные сказки утверждают: тот выйдет победителем в борьбе с врагом, кто любит свой народ, почитает родителей, уважает старших, хранит верность любимому человеку, кто добр и справедлив, скромен и честен. Только таким героям служат волшебные помощники, только они становятся обладателями волшебных предметов. К волшебным сказкам относятся «Ер – Тостик», «Три света», «Красавица Кункей», «Царевна Лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и другие. Главный герой казахских и русских волшебных сказок обычно хороший, добрый человек, иногда это младший сын, младший брат и т.д.

В казахских сказках одни из героев – хан, бай, визирь, а в русских – царь. Действие происходит в казахских сказках в ауле, ханстве, в русских – в деревне, царстве.

В этих сказках складываются и отрицательные образы. В казахских сказках Жалмауыз выступает в образе старухи, а в русских это Баба – яга. Это страшная и злая старуха. Чаще всего она вредит героям, но иногда помогает.

Итак, волшебные сказки содержат в себе много интересного, необыкновенного. Это поэтическая выдумка.

Самый распространённый вид сказок, который рано становятся известным ребёнку, — сказки о животных. В этих сказках, и в русских, и в казахских, героями являются животные, а иногда и люди. В отличие от волшебной сказки, человек здесь уравнивается с животным. Звери, птицы в них и похожи и не похожи на настоящих. Ребёнок принимает выдумку за выдумку, как и взрослый, но она его привлекает необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих птицах и зверях. Больше всего детей занимает сама история. В них много юмора. Животные поступают по человеческому обыкновению. В сказках всех народов животные показаны так убедительно, что мы с детства знаем, что лиса хитрая, волк – дурень, зайчишка – трусишка. В казахских сказках эта группа составляет значитель-

ную часть. Чаще всего действие разворачивается в степи.

Читая сказки о животных, задумайтесь, с какой целью она

была написана.

И, наконец, есть сказки, главными персонажами которых также являются люди, но, в отличие от волшебных сказок, где герои одерживают победу благодаря волшебству, в них герои становятся победителями благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости. Это – социально – бытовые сказки. В них отражена жизнь народа в далёком прошлом обыденной повседневной жизни не в фантастической форме. Здесь нет двух миров, а только один – земной, реальный. Социально – бытовые сказки по содержанию ближе к сказкам о животных. Героем их является простой человек: крестьянин, кузнец, плотник, солдат. Чаще всего бытовая сказка не только занимательная, но и комическая. В ней рассказывается о болтливых жёнах, о мудрых вопросах и ответах, о ворах, высмеиваются богачи, ничего не умеющая делать молодая невестка. Одним из главных героев таких сказок в казахском фольклоре является Кожа –насыр, Алдар – Косе, Жиренше. Эти сказки отличаются простотой и краткостью. В казахском сказочном репертуаре немало и заимствованных сюжетов и образов из фольклора соседних народов. Но больше всего в казахских сказках отчётливо выражена вера народа в победу добра над злом, стремление покорить природу, мечта об облегчении труда и счастье. В них осуждается глупость, зависть, жадность, и возвышается ум, скромность, любовь и трудолюбие.

Чтение сказок обогащает наше воображение, имеет большое познавательное значение, доставляет нам наслаждение.

Так кто же их создал – эти сказки: и о животных, и волшебные, и социально – бытовые? Сказки создаются народом. Это народные сказки. Однако писатели тоже сочиняют сказки; это – сказки литературные. Мы знаем прекрасные сказки, созданные А. С. Пушкиным, Л. Н. Толстым, К. И. Чуковским и другими писателями. Многие из них в своих сказках творчески использовали традиции народных сказок, но их сказки всё же не народные. Народные сказки создал сам народ. Они передавались из уст в уста, рассказывались сказочниками.

Сказки казахского и русского народа имеют много общего:

Традиционным элементом сказки является зачин (начало). Русские народные сказки обычно начинаются словами: «Жили – были…», «В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь…». Казахские народные сказки начинаются с традиционного зачина «ертеде» — «давным-давно…», «Давным-давно жил…», «Однажды …».

Сказки имеют своеобразные концовки. Так, например, заканчиваются русские сказки: «А бык со своими друзьями и до сих пор живёт в своей хате. Живут, поживают и добра наживают» или «Стали жить-поживать, да добра наживать». Иногда концовка формулируется как пословица, в которой высказывается общее суждение о содержании сказки. Концовка казахской сказки : благополучный исход борьбы героя – он побеждает чудовищ, превосходит всех умом, находчивостью, получает трон, женится на ханской дочери – красавице или благополучно возвращается на родину из странствий. Для многих сказок характерны такие концовки: «Жили долго и очень счастливо», «устроили они большой пир», «весь народ радовался вместе с ним»

Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребёнка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом.

Изучив особенности сказок, мы можем сделать вывод, что у казахских и русских народных сказок есть очень много общего: добро побеждает зло, в каждой сказке есть зачин, и концовка. Сказки можно разделить на волшебные, социально – бытовые, сказки о животных.

Практическая часть.

Изучив и сравнив особенности сказок, мы решили провести исследование, основной целью которого было: проверить уровень знания народных сказок среди учащихся 1 – 4 классов средней школы № 14. Для этого нами были разработаны вопросы, которые мы предложили учащимся 4-ых классов.

  1. Любишь ли ты читать сказки?

А) да; В) нет.

  1. Какую сказку ты прочитал последнюю?

3.Какие из предложенных сказок являются народными сказками?

А) «Чудесная шуба Алдара — Косе»;

Б) «Золушка»

В) «Царевна — лягушка»
Г) «Русалочка»

4.Назови казахские народные сказки

5.Назови русские народные сказки

6. Почему ты любишь читать сказки?

7. Назови героев русских народных сказок.

8. Назови героев казахских народных сказок.

9. Что общего между казахскими и русскими народными сказками?

Исследованием было охвачено 50 учащихся. Анализ ответов на предложенные вопросы позволяет сделать вывод, что почти все дети любят читать сказки (46 учеников).

37 учащихся могут отличать народные сказки от литературных. Это показали ответы на второй вопрос.

На четвёртый вопрос ответил верно 21 ученик. Самой известной была сказка «Чудесная шуба Алдара — Косе», «Как Алдар – Косе женился». Ребята привели только по одному примеру.

Русские народные сказки верно назвали 32 человека. Самые известные из них «Лиса и журавль», «Царевна — лягушка», «Колобок», «Маша и медведь», «Репка», «По щучьему веленью». Многие ученики предложили по 2 – 3 варианта русских народных сказок.

Рисунок 1. Анализ знания сказок учащимися 4 -ых классов

Из диаграммы видно, что учащиеся 4 –ых классов знают больше русских народных сказок, чем казахских народных сказок. С чем это связано? Прежде всего с тем, что в детском саду, дома, в семье детей чаще знакомят с русскими народными сказками. В то время как казахские сказки ребята уже читают самостоятельно. Сейчас по телевидению стали показывать старые мультфильмы по сюжетам русских народных сказок. А мультфильмов по казахским народным сказкам нет.

На вопрос «Почему ты любишь читать сказки?» были получены следующие ответы. Я люблю читать, потому что:

мне интересно – 28 уч.

можно отрабатывать технику чтения – 4уч.

сказки познавательные – 10 уч.

погружаешься в чудесный мир – 8.

Полученные ответы мы отразили в диаграмме № 2

Из диаграммы видно, что больше всего дети любят читать сказки, потому что они интересные и познавательные. Именно эти особенности сказок можно использовать для воспитания любви к творчеству своего народа, изучения его жизни, обычаев и традиций.

Почему дети любят читать сказки?

1-интересно

2- техника чтения

3 –познавательные

4 –чудесный мир
Назвать героев казахских народных сказок при ответе на 5 вопрос смогли 32 учащихся. Причём 30 ребят назвали Алдара – Косе и только 2 ученика назвали Жиренше, 3 ученика указали животных — лису, козла и лошадь.

Рисунок 2. Сравнительный анализ знания героев сказок

Героев русских народных сказок смогли верно указать 43 ученика. Многие из опрошенных написали по 2-3 героя. Из них

Иван – царевич – 20 уч.

Машенька – 12уч.

Баба Яга – 11уч.

Лиса, волк, медведь – 10 уч.

Дед, баба – 6 уч.

Царевна – лягушка – 5уч.

Колобок – 5уч.

Емеля, Иванушка – дурачок – 4уч.

Снегурочка – 2 уч.

Кроме того анализ ответов на этот вопрос показал, что дети считают Старика Хоттабыча, Али бабу, Геракла, Золотого человека, Золушку, Фиону, Русалочку, три поросёнка, Алису, Золотую рыбку героями русских и казахских сказок. Это позволяет нам сказать, что сегодня ученики узнают сказки у экранов телевизоров, а не со страниц книг.

Сравнить результаты позволит диаграмма

Знание учащимися героев народных сказок


Анализ результатов показывает, что наиболее популярными героями народных сказок являются Алдар – Косе, Иван – царевич, Машенька и Баба Яга.

Для того, чтобы выяснить, почему же так мало мы знаем народных сказок, мы провели исследование в первых, вторых и третьих классах. Всего был опрошен 91 учащийся, из них: 35 учащихся первых классов, 34 ученика – вторых классов и 22 ученика третьих классов. Учащимся были предложены рисунки по сюжетам сказок: «Золушка», « Маша и медведь», «Красная шапочка», «Чудесная шуба Алдара-Косе», «Царевна – лягушка», «Мудрый Жеренше и красавица Карашаш». Ребятам необходимо было написать название сказки или её героя, изображённого на рисунке. Результаты исследования занесены в таблицу.

Результаты исследования среди учащихся 1 – 3 классов.

СКАЗКА

Ответили верно

1 кл. 35уч.

2 кл. 34уч.

3 класс 22уч.

Всего 91уч.

«Золушка»

20

30

19

79

«Красная шапочка»

28

33

20

81

«Алдар — Косе»

9

10

16

35

«Мудрый Жеренше и красавица Карашаш»

0

0

0

«Маша и медведь»

12

24

13

49

«Царевна — лягушка»

9

18

13

40

Мы можем сделать вывод, что наибольшей известностью среди ребят пользуются сказки «Золушка» и «Красная шапочка». А русские народные и казахские народные сказки вспомнили меньше половины учеников.

Анализ результатов показывает, что дети лучше знают сказки зарубежных авторов, чем народные.

Почему так происходит? Чтобы ответить на это, мы провели опрос 75 учащихся 1-3 классов. Оказалось, что дети (54 учащихся) знакомятся со сказками не по книгам, а по мультфильмам и кинофильмам. И только 21 ученик сказал, что познакомился со сказками, прочитав их в книге. Вот чем объясняется знание учениками сказок «Золушка» и «Чудовище и красавица», «Белоснежка».

А ведь знакомство с обычаями, традициями и культурой своего народа начинается со сказок. А как дети будут знать культуру своего народа, если не будут читать- читать сказки?

  1. Заключение.

Прекрасен мир сказок, прекрасны чудеса и герои сказок. Это я поняла, работая над проектом. Во время работы мною было прочитано много сказок казахского и русского народа. Это были и волшебные, и бытовые сказки, и сказки о животных. Сравнивая эти сказки, я ещё раз сделала для себя вывод, что народные сказки имеют очень много общего. Но главная их общая черта – победа добра над злом, смелости над трусостью, храбрости над жестокостью.

В своей работе мы достигли поставленной цели -узнали, что такое сказки и почему их так любят дети. Решили поставленные перед собой задачи. В ходе работы мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу – в народных сказках казахского и русского народа есть очень много общего.

Однако, проведённое нами исследование поставило перед нами ещё одну проблему: как познакомить ребят с народными сказками? Я понимаю, что невозможно учеников всей школы познакомить с казахскими и русскими народными сказками. Но в своём классе мы решили каждый день перед уроками читать народные сказки. И сейчас мои одноклассники знают, кто такой Алдар – Косе, Красавица Кункей, Ер – Тостик.

Я думаю, что работа была проведена не напрасно. Я узнала много нового и интересного о творчестве народа, прочитала много замечательных сказок и поняла, что самое важное в жизни – любить окружающих тебя людей, заботиться о них, и тогда в твоей жизни всё будет хорошо.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *