Интегрированный урок с использованием мультимедийной презентации в 3 классе по теме «Правописание приставок и предлогов. Зима в природе»

Интегрированный урок с использованием мультимедийной презентации в 3 классе по теме «Правописание приставок и предлогов. Зима в природе».

Тема урока:    Правописание приставок и предлогов. Зима в природе.

Цель урока:


  1. Углублять знания детей о приставках, их роли в словах, дать понятие о единообразном написании приставок, независимо от произношения.


  2. Развивать речь, умение выразительно читать, подбирать подходящие по смыслу слова, правильно составлять предложения.                                                       


  3. Воспитывать любовь к предмету, русской природе, музыке,  уважение друг к другу.


Оборудование урока:


  • мультимедийная презентация;


  • карточки индивидуального опроса;


  • слова для орфографической минутки;


  • картины зимней природы.


1. Организационный момент

2. Психологический настрой.

— Ребята закройте глазки, положите руки на колени.

Представьте , что у вас в руках белый , маленький ,

пушистый котенок. Погладьте его. Откройте глазки.

Что вы чувствуете? Тепло

— А за окном скоро зима, морозно, будет дуть ветер. Так пусть тепло

этого котенка согревает вас сегодня на уроке.

— Вы готовы отправиться в поход за новыми знаниями?

Тогда садитесь поудобнее и в путь!

3. Постановка темы урока.
Проведем речевой урок, на котором будут звучать две темы: «Правописание приставок и предлогов» и «Зима в природе». (Слайд 1)

Мы будем учиться правильно говорить, знакомиться со смысловым значением слова, составлять предложения.

  1. Минутка чистописания

— Долго дети ждут прихода снежной зимы, но она приходит неожиданно. Засыпает снегом, заваливает сугробами тропинки.. И хозяйничает по-царски. Взмахнет рукавом, подхватит и закружит в вальсе подружек-снежинок.

Такой узор поможет вам овладеть скорописью.


об обо  от ото до под про

1) -Что позволило объединить эти сочетания букв в одну группу? (Правописание букв О в слиянии с согласными.)

2) На какие 2 группы можно разделить эти сочетания?


— Напишите, соблюдая правильные соединения. Прочитайте эти сочетания.

5. Словарная работа.

— Улетел ветерок, и опустились снежинки к нам словарными словами.

Прочитайте про себя словарные слова.(Слайд)

Г…рох, к…пуста, к…ньки, м…роз, п…суда, д…кабрь, …нварь.

— Запишите в тетрадь слова только подходящие к нашей второй теме урока, т. е. зимней тематике. Вставьте пропущенные буквы. (У доски работает 1 человек). Проверка.

( подберите однокоренные слова к слову Мороз)

6. Новая тема.

Я  читаю,  а  вы  попробуйте  представить то,  о чем  говорится  в стихотворении С. А. Есенина (портрет)

Слайд

За)метает пурга белый пут…,
Хочет (в)мя…ких снегах
(По)т…нут… .
В…тер резвый уснул
(На)пути.
Не пр…ехат… (в)лесу,
Не пройти.

Что вам представилось?
— Какие сравнения использует поэт для описания изменений в природе?
Скажите, все ли слова записаны правильно?(ответы уч-ся)

7. Постановка проблемы.

ПРОБЛЕМА! Как отличать приставки от предлогов? Этому мы будем учиться сегодня на уроке. (На доске план сравнения.) ( ответы уч-ся) Слайд

Что вы знаете о приставках и предлогах?

— Составление таблицы по алгоритму

Слайд

Предлог

Приставка

1. часть речи

1 часть слова

2.служит для связи слов в предложении .

2.служит для

образования новых слов

3 пишу раздельно

4.между предлогом и словом можно вставить новое слово или вопрос

3 пишется слитно

4. между приставкой и корнем вставить слово нельзя

5 не употребляется с глаголами

5.употребляется с разными частями речи

8. Спишите, раскрывая скобки. Выделите приставки.

Слайд

1уч-ся у доски, остальные списывают только 2 и 4 предложения для разбора)

Вдруг лес (за)гудел, все в нем (за)шипело. (По)лесу (по)бежала поземка.(На)летел ветер, деревья (за)качались. (С)еловых лап (по)летели сугробики.

1.)В каком смысле употребляются слова «загудел, зашипел» в этом предложении?

2)- разобрать второе и четвертое предложение по членам предложения и частям, выделить приставки и предлоги.

— Что такое ПОЗЕМКА? (вьюга, во время которой дует низовой ветер)

б) Скажите, слова «лес и по лесу» это однокоренные слова или нет?

в) Подберите слово к схеме ( сугробики)


9.  Физкультминутка

— Я вспомнила одну зимнюю игру. Мы будем катить снежный ком из слов-родственников.
— Какие слова называются родственными или однокоренными?
— Давайте как можно больше подберем родственных слов к словам

снег, ветер, мороз. (Игра-соревнование «Какой ряд больше подберёт слов»)

— Запишите  к себе в тетрадь те слова, которых у вас нет. ( подснежник, заснеженный, обветрил, выветрил, заморозки, отморозить.)
— Как пишутся приставки?
— Выделите приставки.

10. Работа с деформированным текстом


— А мы поработаем устно. На доске  вы видите слова. Составьте из слов каждой строчки предложение.

Морозы, трескучие, на, стояли, улице.
Утро, каждое, сад, Костя, выносил, в, корм, птицам.
Прилетали, к, кормушке, и, воробьи, синички.

Задание: Найдите слова с безударной гласной;

Есть ли однокоренные слова?

Выделить приставку и предлог

Охрана природы


11. Работа по учебнику с. У. № ( цепочкой)

12. Работа с текстом    

                                                                                                                
— Сегодня на уроке мы работали с приставками, словами. И осталось самое интересное задание с текстом. Текст надо отредактировать, т. е. подобрать из скобок имена прилагательные, которые точнее всего подходят к данному предложению. Что такое прилагательное?
Нужное слово выделите карандашом. Прочитайте текст.
— Какой вид текста получился: описание, повествование, рассуждение.

(1 уч-ся у доски, остальные уч-ся записывают только слова , которые нужно записать)
Снег

Великолепен был вид (зимней, морозной) природы. Кусты и деревья опушились (колючим, глубоким, блестящим) инеем. Лучи солнца осыпали (холодным, ясным, золотым) блеском всю местность.

— Разберите записанные предложения по частям речи и членам предложения. Выделите орфограммы на известные вам правила.
Задание :Какая орфограмма присутствует в словах «солнце и местность?»

13. Домашнее задание
— Дома вам предстоит написать сочинение-миниатюру. Миниатюра — это очень маленькое, короткое сочинение. Я даю опорные слова, а вы составляете предложение так, чтобы сочинение приобрело интересное содержание. В тексте найдите слова с приставками, приставки выделите.

Зимнее утро
Кружились в воздухе; ложились на крыши домов; озябшую землю; покрылись чистой, белой скатертью; побежали к горке.

За городом

Воскресное утро; добираться автобусом; спешили за город; на чистой скатерти снега; устремились к поляне; следы от лыж; засыпана инеем; упала с ветки ели; раскраснелись от мороза.


Кормушки

Сильные морозы; вьюжная пора; голодное время; на старом тополе; к веточке прикрепили; узнали по ярко-красной грудке; рады прилету.

14.Работа по карточкам

15.Самооценка.

Самооценка.

Самопроверка (работа по карточкам)

1.

Раскрой скобки, выдели приставки.  Катюша (за)бежала (за)подружкой. Они (по)бежали (в)соседний двор. Ребята стали играть в русскую игру. Они (до)говорились (о)правилах игры, (вы)брали водящего. Все дружно (раз)бежались (по)двору. Пятнашка (до)гнал Катю и (до)тронулся до плеча.

2 .

Раскрой скобки, подчеркни предлоги. Катюша (за)бежала (за)подружкой. Они(по)бежали (в)соседний двор. Ребята стали играть (в) русскую игру. Они(до)говорились (о)правилах игры, (вы)брали водящего. Все дружно (раз)бежались(по)двору. Пятнашка (до)гнал Катю и (до)тронулся до плеча.  

3.

Исправить ошибки в тексте.   Мальчики решили по строить водворе конуру для Трезора. Они при несли инструменты, с делали чертёж. Работа за кипела. Скоро укрыльца стоял красивый домик длясобаки.

4

Прочитайте предложения. На месте пропусков допишите предлоги и приставки. Предлоги подчеркните, приставки выделите. 

____води дело  _____конца.

Тропинка  _____пускалась  _____горы.

Папа ___шёл ____работы.

Ребята ____бежали _____речку.

Колобок ___катился  _____окошка,  _____ катился _____ дорожке. 

5 . 

Напишите словосочетания по образцу. Выделите приставку и подчеркните предлоги.

Образец. Загородная поездка – поездка за город. 

 Настенный календарь – ___________________.

Пришкольный сад –  ______________________.

Подземный переход – ______________________.

Нарукавная повязка –  _____________________.

6.

Какие предлоги нужно употребить в данных словосочетаниях? Напишите их. 

Слезть _______ крыши.

Полезный _______ здоровья.

Автобус _______ кондуктора.

Отрывок _______ рассказа.

Смеяться ________клоуном. 

7 .

Составьте предложения, раскрывая слова в скобках.

Лошади ____________ (по)бежали (по)кругу..

Собака (с)тащила (с)верёвки ______________ рыбу.

Альпинисты (до)брались (до)вершины _________________ горы.

Дедушка (на)писал (на)конверте _____________ адрес _____________. 

8 .

Раскрой скобки, подчеркни предлоги и выдели приставки, выдели грамматическую основу предложений.

 (За)дверью кто-то (за)мяукал. Дима ( от)крыл дверь. Там сидел котёнок. Он (под)полз к мальчику и жалобно (по)смотрел на него. Дима( на)лил котёнку (в) миску молока. 

Цель проведения: пропаганда соблюдения Правил дорожного движения, предупреждение детского дорожно — транспортного травматизма.

Оформление спектакля: У центральной стены зала устанавливается ширма высотой 150 см. на ширме изображён перекрёсток. Справа прикреплено плоскостное изображение светофора, глаза, которого мигают. Магнитофон с записью шума улицы

Действующие лица: Светофорчик, Ёж, Петух, Заяц, Лиса, Буратино, Петрушка, Пёс, кот Мурзик.

Ход спектакля.

(Звучит магнитофонная запись шума улицы. Мигает Светофор.)

Светофорчик Здравствуйте, уважаемые зрители. Меня зовут Светофорчик. Сегодня я буду учить Ёжика, Лису, Зайца, Петуха и Буратино Правилам Дорожного движения. Они ещё не приходили? А, вот и Ёжик появился. Здравствуй ёжик.

Ёж Здравствуй, Светофорчик.

Бежит Лиса.

Лиса Я не опоздала? Здравствуйте!

Все Здравствуйте, Лисонька.

Появляются Петух и Заяц

Петух и Заяц (хором) Здравствуйте!

Все Здравствуйте

Светофорчик Все собрались?

Ёж Братцы, а где же Буратино? (Все персонажи повторяют этот вопрос, обращаясь друг к другу)

Ёж уходит, затем возвращается на автобусе.

Ёж Садитесь скорее. Мы поедем и обязательно его найдём.

Все, кроме Светофорчика садятся в автобус. Зажигается зелёный свет.

Сетофорчик Ехать можно, путь открыт.

Все (едут и поют)

Мы едем, едем,едем

В далёкие края, хорошие соседи, Счастливые друзья.

Ёж Мы ищем Буратино.

Лиса И мы его найдём!

Все И правила движения все вместе разберём

Заяц Я кого-то вижу!

Лиса Это , кажется кот Мурзик переходит улицу.

Ёж Стой! Не смей переходить – красный свет впереди!

Лиса. Беги, беги скорей, успеешь мы ещё далеко

Петух Ку-ка-ре-ку, скорей!

Заяц Постой, не беги!

Автобус с шумом тормозит. Кот Мурзик, мяукая, убегает.

Светофорчик Ребята, можно было перебегать улицу или нет? Почему нельзя?

Ответ из зала «Горел красный свет»

Ёж Правильно!

Зажигается зелёный свет, автобус продолжает движение

Все (поют) Мы едем, едем. Едем

В далёкие края, хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Петух Ку-ка-рре-ку!

Появляется Шарик Он мчится за мячом, подбрасывает мяч.

Шарик. Мне машина нипочём!

Буду здесь играть мячом!

Пинает мяч, тот попадает под машину, с шумом лопается.

Шарик. Ой, бедный мой мячик. Что с ним стало !

Ёж. Скажи спасибо, что с тобой ничего похожего не произошло.

Светофорчик Помните: играть на проезжей части улицы нельзя. Это очень опасно!

Загорается зелёный свет, автобус уезжает под песню «Весёлые путешественники» Появляется Буратино.

Буратино Странно, где же все? ( едет автомобиль) Пойду я следом за машиной по дороге и найду их.

Выезжает автобус и чуть не сбивает его. Светофор мигает всеми глазами по очереди

Светофорчик Как тебе не стыдно, Буратино, ты разве не знаешь, что по проезжей части дороги ходить нельзя?

Заяц Тебе, Буратино не больно?

Петух Нехорошо, нехорошо.

Ёж Вечно с тобой что-то случается

Лиса Нельзя быть таким глупым.

Светофорчик. Я думаю, Буратино всё понял.

Буратино Я, конечно, виноват и обязательно выучу правила дорожного движения.

Светофорчик. Слушайте внимательно. У светофора три глаза. Верхний- красный, под ним- жёлтый, внизу – зелёный. Стоит он на улицах и перекрёстках, открывает и закрывает поочерёдно глаза и дорогой управляет. Красный свет — перехода нет, жёлтый – подожди, посмотри, какой зажёгся сигнал, а зелёный – смело переходи улицу.

Мы сейчас поиграем в игру «Красный, жёлтый, зелёный». Послушайте правила игры: на зелёный свет вы встаёте и шагаете на месте возле своих стульчиков, на жёлтый – стоите смирно, на красный – садитесь.

Проводится игра с залом

Все мы всё поняли.

Нужно слушаться без спора

Указаний светофора.

Нужно Правила движенья

Выполнять без возражения!

Светофорчик. Я рад, что вы всё поняли. До свидания

Выбегает запыхавшийся Петрушка.

Петрушка Здесь учат правила дорожного движения?

Все Здесь.

Петрушка Я, ребята. К вам сегодня

Так спешил и так бежал!

Попрошу я извинения,

Что немного опоздал

Мне, Петрушке очень надо

Вам загадки загадать

Потому что вы, ребята.

Должны правила все знать

Я сейчас буду задавать вам вопросы, а вы должны будете или отвечать «Это я, это я. Это все мои друзья». Или молчать.

  1. Кто из вас идёт вперёд, только там, где переход? (ответ)

  2. Кто летит вперёд так скоро, что не видит светофора? (молчание)

  3. Кто из вас, идя домой, держит путь по мостовой? (молчание)

  4. Знает кто, что красный свет – это значит, хода нет? (ответ)

Молодцы! А теперь слушайте загадку:

Посмотри, силач какой:

На ходу одной рукой

Останавливать привык

Пятитонный грузовик. (Милиционер – регулировщик)

Петрушка Смотрите, к нам в гости пришёл милиционер регулировщик.

Регулировщик. Здравствуйте, зверята, Здравствуйте, зрители. Мы живём в районе, где по улицам движется много машин. Но они никому не мешают Потому что есть чёткие и строгие правила для водителей и пешеходов, Правила Дорожного движения.

Ответьте на мои вопросы.

Регулировщик. Где можно переходить улицу?

Лиса. Только по пешеходным переходам.

Регулировщик Где нельзя играть?

Шарик. Нельзя играть на проезжей части

Регулировщик. На какой свет мы переходим улицу?

Буратино На зелёный.

Что следует сделать, прежде чем начать переходить улицу?

Петрушка Надо посмотреть направо, убедиться, что вблизи нет машин, и только тогда переходить

Регулировщик. На улице будьте внимательны, дети

Твёрдо запомните правила эти

Правила эти помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда!

Ибо — спешка на дороге- беда на пороге!

ГБОУ СОШ №1

Самарская область

Большечерниговский район

Сценарий кукольного спектакля

2009 г

Песня « Я и ЮИД»

( на мелодию «Кабы не было зимы»)

Исполняют все участники кукольного спектакля

Кабы не было ЮИД

В городах и сёлах,

Никогда б не знали мы

Этих дней весёлых.

Если с другом вышел в путь,

Веселей дорога,

Но внимательнее будь,

Следуй знакам строго

На велосипеде мы

Едем без испуга,

Этим правилам должны

Научить мы друга.

Ты води велосипед

Очень осторожно,

Только на зелёный свет

Езди по дорожке

Заявляем твёрдо мы,

Скажем без сомненья:

Очень в жизни нам нужны

Правила движенья.

Пусть не будет больше бед,

Грусти и тревоги,

Пусть горит зелёный свет

На твоей дороге.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *