Интегрированные уроки по русскому языку в 6 классе

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Итоговая работа

по курсу повышения квалификации по ИОЧ вариативного блока

«Современный урок русского языка»

(сроки прохождения обучения: 21.01 – 25.01 2013г.)

на тему: «Интегрированные уроки по русскому языку в 6 классе»

Выполнила: Грунина Любовь Ильгизовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ школы №53

Промышленного р-на

САМАРА

2013

Интегрированный урок сегодня

Наверняка опыт проведения интегрированных уроков есть у каждого учителя. И хоть это требует большой подготовки, эффективность таких уроков довольна высока. Взаимосвязь двух учебных дисциплин в рамках 45 минут должна выглядеть гармонично и быть понятной ученику. В чём же преимущества интегрированного урока и как он выглядит сегодня?

Что же такое интеграция предметов?

Под словом «интеграция» мы понимаем объединение разных частей в одно целое, их взаимовлияние и взаимопроникновение, а также слияние учебного материала двух дисциплин. Интегрированный урок даёт возможность ученику более полно увидеть картину явления. Точка пересечения двух предметов (их может быть и больше) является пиком урока, его самоцелью. При этом интегрируются как смежные предметы, так и представляющие разные циклы. С одинаковым успехом можно объединить как физику с химией, так и историю с хореографией, а русский язык с информатикой.

В чём преимущества интегрированных уроков?

Интегрированные уроки являются мощными стимуляторами мыслительной деятельности ребёнка. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.

Интеграция – это чрезвычайно привлекательная форма урока для ребёнка. Дети более подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие. Другой, непривычный ход урока побуждает его интерес и стимулирует активность.

Интегрированные уроки зачастую сопровождаются открытиями и находками. Это, в каком-то смысле, научная деятельность. Особая ценность этого явления в том, что роль исследователей выполняют ученики.

Помимо вышеперечисленного, уроки такого типа как нельзя лучше раскрывают творческий потенциал педагога. Это не только новый этап в профессиональной деятельности учителя, но и замечательная возможность для него выйти на новый уровень отношений с классом.

Интегрированные уроки преследуют цель развития образного мышления ученика.

Особенности проведения интегрированного урока

Нестандартность урока требует большой подготовительной работы. Начать лучше с определения ведущей цели, которая будет лейтмотивом занятия. Согласно цели определяется содержание урока. Весь учебный материал не должен быть перегружен лишней информацией.

Все виды деятельности на уроке должны соответствовать лимиту учебной нагрузки. Дети итак получают большой объём информации, они постоянно активны и увлечены новизной урока, поэтому учитель не должен допустить перегруза.

Один из предметов будет доминировать, а значит, являться ведущим.

Чаще всего интегрированные уроки проводятся парой учителей, за исключением начальной школы. Хоть и в начальных классах могут сотрудничать учителя-предметники.

Вариации интегрированных уроков

Интегрированные уроки обычно планируются заранее. Ведь необходимо и совпадение тем в учебных программах, и готовность класса к определённому типу урока. Очень часто интегрированные уроки проводятся по темам обобщения и закрепления знаний.

Современная направленность среднего образования тесно связана с компьютеризацией и информатизацией. Поэтому многие уроки нуждаются в интеграции с информатикой. В частности, такой комплекс часто используется в начальной школе. Математика и языки чаще всего интегрируются с информатикой. Дети закрепляют новые знания с помощью персонального компьютера. Современным детям доставляет большое удовольствие работа с компьютером и учёба для них становится более увлекательной. Дети могут выполнять на компьютере как обычные задания стандартного урока, так и новые, непривычные для них упражнения. Основная цель такого урока – изучение нового материала (либо закрепление темы) наряду с освоением приёмов работы на компьютере.

Современное образование предполагает такие уроки сделать обязательными и отрегулировать их регулярность (например, раз в четверть). Это не означает, что компьютеризация постепенно лишает человека почерка, но образование преследует цели социализации. Школа выполняет общественный запрос и готовит детей к требованиям производства.

Наверное, самый распространённый вариант интегрированных уроков – предметы эстетического цикла. Синтез музыки и хореографии, изобразительного искусства наиболее полно преподносит ребятам учебный материал. Знания становятся более осмысленными, ученики глубже вникают в изучаемый вопрос. Такие уроки продуктивны: они не только дают знания ребятам, но и вдохновляют их на собственное творчество.

Эффективны уроки лингвистической направленности. Обычно они имеют сравнительный характер, например, анализируется какой-нибудь аспект грамматики русского и английского языков.

Как подготовить интегрированный урок

Начинается подготовка с составления подробного плана урока. Каждый этап урока расписывается и указывается время, затраченное на этот этап. Учителя заранее продумывают ход урока и прогнозируют все возможные паузы, связанные с наглядностями и раздаточным материалом. Обычно на интегрированных уроках немало учебного оборудования: от карточек до мультимедийного полотна. Учителя работают в паре, и даже если в определённый момент ведущую роль играет один педагог, второй не должен сидеть в тени. Он либо готовится к следующему этапу, либо наблюдает за работой детей, помогает им.

В конце урока все ученики должны самостоятельно обозначить те межпредметные связи, ради которых и планировалось занятие. То есть цель должна быть достигнута. На этапе закрепления учителя должны это увидеть, поэтому упражнения этого момента урока должны быть наиболее яркими, конкретными, подходящими для индивидуальной работы.

Уже упоминалась перегрузка, которой, к сожалению, не удаётся избежать некоторым учителям. Нагромождение материала, наглядностей, активных видов работы утомляют ребёнка, и он перестаёт воспринимать учебный материал. Наша цель – изучение темы в межпредметном контексте, а не погоня за объёмами знаний.

Можно привлекать и учащихся к подготовке интегрированного урока, заранее предлагая им подготовить некую часть нового материала. Таким образом, вы уже делаете урок ролевым.

Часто интегрированные уроки проводятся в форме семинаров. Это распространённая практика. Семинары, в свою очередь, подразделяются на семинар-исследование, семинар-дискуссию и семинар- «круглый стол».

Сегодня педагогика склоняется к тому, что в основе интегрированных уроков должна быть гуманистическая направленность. Это значит, что знания приобретают характер личностно важных, близких каждому ученику. Стирается обезличенность знаний, на первый план выходит социальная важность учебного материала. Это направляет учителя на поиск ярких, живых примеров, на адаптацию к актуальным интересам ученика, на личную значимость материала для ребёнка.

Интегрированный урок (русский язык + литература) «Описание природы». 6-й класс

Цели:

  • подготовить учащихся к сочинению-описанию природы по репродукциям картин русских художников;

  • закрепить навыки правописания имен прилагательных, обозначающих цвет и выражающих оценку

  • пробудить интерес к поэзии – помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроения, чувства поэта.

Оборудование: компьютерная презентация с репродукциями русских художников 19-20 вв.

Музыкальные фрагменты из произведений П.И.Чайковского “Времена год”, сюиты Э.Грига “Пер Гюнт”, “Утро”.

Ход урока

Слово учителя.

Сегодня у нас необычный урок: совмещённый интегрированный урок русского языка и литературы.

Слово учителя.

“…У природы нет плохой погоды,
Каждая погода – благодать,
Дождь ли, снег – любое время года
Надо благодарно принимать… ”, — утверждает наш современник, известный кинорежиссёр Эльдар Рязанов.

Природа всегда была источником вдохновения для поэтов, художников, композиторов. И сегодня на уроке мы убедимся в этом.

На первом уроке, уроке литературы, прозвучат стихи о природе русских поэтов 19 и 20 веков, вспомним об изобразительных средствах языка, благодаря которым читатель может не просто услышать рифмованную речь, но и ощутить дыхание летнего ветерка и скрип снега под ногами, шелест падающих осенних листьев и журчание весенних говорливых ручейков; вы увидите репродукции картин русских художников прошлого и современных, каждый из которых по-своему воспевает незатейливую красоту природы родного края, ведь она прекрасна всегда, в любое время года.

“…У природы нет плохой погоды…”.

Нам предстоит познакомиться с некоторыми образцами пейзажной лирики 19-20 веков.

— А что такое пейзаж?

Запись на доске и в тетрадях по русскому языку:

Пейзаж – (от французского – местность, страна)

1) реальный вид какой-то местности;

2) в искусстве – изображение природы, например, на картине.

Так как на втором уроке продолжится работа по подготовке к описанию природы по картине учащимся предлагается по ходу первого урока вписывать в тетради по русскому языку словосочетания, слова, выражения, которые могут быть использованы ими при написании сочинения.

Ученик читает наизусть стихотворение В.Брюсова “Первый снег”.

Учитель:

— Каким чувством проникнуто стихотворение?

— Как музыка Чайковского помогает понять настроение, переданное в стихотворении Брюсова?

— Какие художественные средства использует поэт для изображения волшебства мира, одетого первым снегом?

(Сравнение — “серебро огни и блестки – целый мир из серебра”

— метафора — “в жемчугах горят березки…”

— эпитет — “березки черно-голые вчера”)

— В каком из перечисленных далее значений употреблено в стихотворении слово “проза”?

Проза:

1. Нестихотворная литература в отличие от поэзии.

2. Переносное. Будничное, повседневное в жизни.

Как вы понимаете строчки?

Жизнь людей и жизнь природы

Полны новым и святым

Ученик читает наизусть стихотворение И.Никитина “Встреча зимы”.

Учитель:

— Почему зиму встречают, как гостью?

— Что ждут от нее?

— Есть ли календарный праздник встречи зимы?

Сообщение ученика.

14 октября – Покров. Выпадал первый снег снега, укрывал землю, заснувшую до следующей пахотной поры. Детвора в этот день просила у природы снега, а у батюшки Покрова – здоровья, добра. Земля-матушка отдыхала от трудов. В сельских школах начинались учебные занятия. В селах играли свадьбы.

— Есть ли в стихотворении ощущение праздника природы?

— Какие художественные средства использует поэт для создания настроения праздника?

— олицетворения — “дождь… стучал…”, “туман вставал”.

— эпитеты — “от угрюмых небес”, “сумрачный лес”

— метафора — “снег лежит полотном”

— сравнение — “как алмазы, горят капли сдержанных слез”

В тетради по русскому языку запишите словосочетания: “целый мир из серебра”, “березки черно-голые вчера”, “от угрюмых небес”, “сумрачный лес”, “капли сдержанных слез”.

Ученик читает наизусть стихотворение Ф.И.Тютчева “Весенние воды”.

Ученик читает наизусть стихотворение А.С.Пушкина “Гонимы вешними ручьями…”.

Ученик читает наизусть стихотворение С.Есенина “Черёмуха”.

Учитель:

— Перечитайте, пожалуйста, стихотворение и подумайте, какая картина предстаёт перед нами, каким настроением пронизано это произведение? (Картина яркая, запоминающаяся, выразительная; настроение радостное, ожидание чего-то хорошего)

— Благодаря каким средствам изобразительности поэту удаётся передать это настроение в стихотворении?

(Эпитеты: “черёмуха душистая”,

Метафоры: “ветки золотистые”, “зелень…сияет в серебре”, “серебряный

Олицетворение: “Ручей…вкрадчиво …ей песенки поёт”)

— Действительно, благодаря мастерству поэта картина не только живописна, но и осязаема: мы видим не только цвета, краски, но и чувствуем аромат черёмухи, слышим звон ручья, шелест листьев.

Ученик читает наизусть стихотворение Н.Гумилёва “Детство”.

Ученик читает наизусть стихотворение И.А.Бунина “Как дымкой даль полей…”.

Учитель:

— Думаю, вы не могли не почувствовать особую атмосферу летнего дня после прошедшего дождя. Что помогает нам ощутить это? Какие средства изобразительности?

(Метафоры: “…бархатом пшеницы отливают”, “роняют тихий дождь алмазных слёз”

Олицетворение: “…беспечно иволги болтают”, “весел звучный лес”, “улыбаются сквозь слёзы”, “ветер веет ласково”)

— Благодаря каким образам поэту удаётся создать впечатление безграничности пространства? (“Даль полей”, “глубоко синеют небеса над освежёнными лесами”, поля ржи, пшеницы и т.д.)

Ученик читает наизусть стихотворение Ф.И.Тютчева “Как неожиданно и ярко…”.

— Прочитаем стихотворение Ф. И. Тютчева “Есть в осени первоначальной …”.

— Каким настроением проникнуто это стихотворение?

— С помощью каких художественных средств поэт передает красоту осенней природы?

(Сравнение — “Весь день стоит как бы хрустальный…”

метафора — “паутины тонкий волос…”

эпитеты — “чистая лазурь, лучезарны вечера”

олицетворение – “бодрый серп гулял”)

Как музыка Чайковского помогает понять настроение, переданное в стихотворении поэта?

— Прочитаем стихотворение И.А. Бунина “Лес, точно терем расписной …”

— Какую картину природы представляете, когда читаете это стихотворение?

— Какие художественные средства использует Бунин, чтобы передать красоту осеннего леса?

(Эпитеты — “лиловый, золотой, багряный”, “веселый”

сравнение — “лес, точно терем расписной”

метафора — “Осень тихою вдовой”

— олицетворение – “И осень…вступает в пестрый терем свой”)

Перекликается ли со стихотворением Тютчева?

Каким образом?

Вниманию детей предлагаются репродукции картин А.Пластова “Первый снег”, И.Левитана “Большая вода”, “Берёзовая роща”, “Золотая осень” для того, чтобы учащиеся могли выбрать любую из картин для написания сочинения.

Второй урок, урок русского языка, на котором мы вместе будем готовиться к сочинению по картине: будем подбирать и систематизировать словарный материал, работать над композицией будущего сочинения, редактировать написанное.

Дидактические материалы

Тропы

Метафора – вид тропа, переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.

(Горит костер рябины красной, но никого не может он согреть. С.Есенин)

Сравнение – форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим

(“Девушка черноволосая и нежная, как ночь” М.Горький)

Эпитет – определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете.

(“Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком” С.Есенин)

Олицетворение – изображение неодушевленного предмета как одушевленного.

(“Ветер, ветер, ты могуч…” А.С.Пушкин)

Памятка

Работа над сочинением-описанием по картине

1. Обратите внимание на название картины. Очень часто оно говорит нам о замысле художника, о том, что он считал в своей картине самым главным.

2. Рассмотрите картину; что изображено на ней.

3. Сформулировайте тему и основную мысль картины.

4. Озаглавьте. (Заглавие вашего сочинения и картины может не совпадать)

5. Какие краски использует художник?

6. Помогает ли цветовое решение картины почувствовать настроение художника?

7. Влияет ли колорит картины на наше настроение, наши чувства?

8. Какое впечатление на вас производит эта картина?

9. Напишите черновик, отредактируйте свою работу, после проверки и исправлений перепишите сочинение в тетрадь.

А.Пластов “Первый снег”

И.Левитан “Золотая осень”

И.Левитан “Берёзовая роща”

И.Левитан “Большая вода”

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *