МОУ «СОШ с. Ново – Захаркино
Духовницкого района Саратовской области»
Игра – путешествие
» По тропинкам лета»
КАЗАКОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА
учитель начальных классов I квалификации
МОУ «СОШ с. Ново – Захаркино
Духовницкого района Саратовской области»
Игра – путешествие » По тропинкам лета»
Приближаются летние каникулы, а значит, и отдых наших учеников в лагерях, на летних площадках. Наша задача – увлечь детей познавательной деятельностью, чтобы время прошло с пользой. Помня о психологических особенностях младших школьников, нужно сделать их познавательную деятельность эмоционально окрашенной, доступной по изложению, красочно оформленной, придать ей элементы занимательности. Всё это и предлагается в данной разработке игры – путешествия.
Цель:
-
расширить и углубить знания о лесе, о его обитателях;
-
воспитывать заботливое, бережное отношение к природе.
Ход занятия
Остановка «Вот и лето наступило»
Ведущий:
-
Солнце печёт, липа цветёт, рожь поспевает. Когда это бывает? / Летом /
-
Назовите летние месяцы. / Июнь, июль, август /
-
Расскажите, как изменилась природа с наступлением лета.
— Приступило к работе Жаркое Лето. «Пусть в моей картине всё будет спелым, созревшим», — решило оно. Весь лес расписало Солнце сочной зеленью. Деревья во фруктовом саду украсило яблоками и грушами, под кустиками ягоды разбросало, заглянуло на луга и затеяло там весёлый сенокос. Смотрит Красное Солнышко и не может налюбоваться картиной лета.
1 ученик:
Пришёл июнь. «Июнь, июнь!» —
В саду щебечут птицы…
На одуванчик только дунь –
И весь он разлетится.
2 ученик:
Вот и лето подоспело,
Земляника покраснела:
Повернётся к солнцу боком –
Вся нальётся алым соком.
В поле – красная гвоздика,
Красный клевер… Погляди-ка:
И лесной шиповник летом
Весь осыпан красным цветом.
Видно люди не напрасно
Называют лето красным!
3 ученик:
Дождик прошёл по садовой дорожке,
Капли на ветках висят, как серёжки.
Тронешь берёзку – она встрепенётся
И рассмеётся, до слёз рассмеётся.
4 ученик:
Редеют тучки, тая… полдневная пора;
Стоит, как шар, густая, тяжёлая жара.
Прохладой веет с речки. Ребята к ней спешат,
Их крик и смех беспечный во все концы летят.
5 ученик:
Сверкает в брызгах пламя,
Не молкнет шум и гам,
Бежит вода кругами к зелёным берегам.
И в летний хор согласный сливаются дружней
И говор речки ясной, и звонкий смех детей.
6 ученик:
Сколько утреннего света за распахнутым окном!
По земле шагает лето, ходит лето босиком.
Сколько ветра и простора!
Сколько песен и цветов!
Даль полей и гул моторов,
Эхо ранних поездов.
Сколько лета. Сколько солнца,
Сколько зелени кругом!
Вместе с птицами проснёмся.
Вместе с птицами споём.
7 ученик:
Очень славно пахнет лето:
Травкой, солнцем разогретой,
Алой сладкою клубникой
И степною ежевикой,
Терпкой, сочною листвой.
Пряной скошенной травой,
Робким дождиком грибным
И укропом молодым.
Ну, а главное не в этом!
Самый главный запах лета
Ты услышишь за станицей,
В поле зреющей пшеницы.
8 ученик:
Хорошо, что снова лето, снова солнце высоко,
Что вода в пруду нагрета, как парное молоко.
Хорошо, что рожь густая голубую пьёт росу,
Что встречают птичьи стаи нас и в поле, и в лесу.
9 ученик:
Собираем в августе урожай плодов.
Много людям радости после всех трудов.
Солнце над просторными нивами стоит,
И подсолнух зёрнами чёрными набит.
Азбука народной мудрости
-
Если летом солнце восходит в тумане, днём будет тихо и душно.
-
Во время восхода солнца стоит духота – вечером будет дождь.
-
Воробьи летают кучами – к сухой и ясной погоде.
-
Подул горячий ветер – к дождю.
-
Паук усиленно плетёт сети – к сухой погоде.
-
Тихая светлая ночь без росы – жди дождя.
-
Венцы вокруг солнца – к дождю.
-
Стрижи низко летают – дождь предвещают.
-
Цветы перед дождём пахнут сильнее.
Творческая работа
Придумать рисунок к одной из примет, которая особенно запомнилась.
Остановка «Царство пернатых»
Ведущий:
Снится ночью червяку
Чудо – юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела.
А кого червяк боится?
Угадали? Это …. / птица /
А сейчас мы вспомним много интересного о птицах. Отгадайте загадки:
-
Днём слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот. / Сова /
-
Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. / Сорока /
-
Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи собирает. / Воробей /
— Что интересного вы можете рассказать об этих птицах?
Викторина
-
Какая птица выше всех летает? / Орёл /
-
Какая птица самая маленькая в нашей стране? / Королёк /
-
А какая самая большая в мире? / Страус /
-
Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? / Одна и та же /
-
У какой птице самый длинный язык? / У дятел /
-
Когда гуси бывают особенно злыми? / Когда у них появляются гусята /
-
Какую из лесных птиц зовут и лесной кошкой, и лесной флейтой? / Иволгу – она издаёт такие звуки /
-
У какой птицы птенцы появляются зимой? / У клёста /
-
Какую птицу называют водяным воробьём? / Оляпку /
-
Почему в лесу нельзя громко кричать? / Июнь – месяц тишины: птицы сидят на гнёздах /
Знаешь ли ты пословицы?
Ведущий: Вспомните пословицы, в которых упоминаются синица, воробей, кулик. Объясните их смысл.
-
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
-
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
-
Всяк кулик хвалит своё болото.
Конкурс на лучшее знание сказок
Ведущий: Вспомните названия сказок, героями которых являются птицы. Кто их автор?
-
Галчонок из книги Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»
-
Попугай из книги Г.Остера «Зарядка для хвоста»
-
Соловей из книги Х.К.Андерсена «Соловей»
-
Гусь из книги С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
-
Петушок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке»
-
Ворон и ворона из книги Х.К.Андерсена «Снежная Королева»
-
Сова из книги А.Милна «Винни-Пух и все-все-все»
-
Ласточка из книги Х.К.Андерсена «Дюймовочка»
-
Жар – птица из книги П.Ершова «Конёк – горбунок»
-
Воробей из книги К.И.Чуковского «Тараканище»
-
Утёнок из книги Х.К.Андерсена «Гадкий утёнок»
А вы знаете, что …
-
Сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год 1 кг зерна, то, значит, одна сова спасёт в год 1 т хлеба.
-
Кукушка за час съедает 100 гусениц.
Экологическая ситуация
-
Вы гуляли по лесу и на тропинке увидели выпавшего из гнезда птенца. Как вы поступите?
-
Для чего надо беречь птиц?
Нарисуйте плакат с запрещающими знаками.
-
Где бы вы повесили эти плакаты?
Остановка «Царство растений»
Ведущий: Настало время отправится попутешествовать по лесным тропинкам. В лесу очень много тайн. И только тот откроет чудеса, кто умеет наблюдать, быть внимательным.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Ученик: Это зелёный наряд нашей планеты. Лес даёт чистый воздух. Лес – дом для зверей и птиц. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары – орехи, ягоды, грибы.
Конкурс «Цветочная поляна»
Ведущий: Наступило лето, и на смену весенним цветам приходят летние. Какие лесные цветы вы знаете?
Отгадайте загадки:
-
На высокой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял шапку – шар.
/ Одуванчик /
-
Вечно сумрачно под елью,
Пахнет сыростью и прелью.
Под её лохматой лапой
Светят беленькие лампы.
/ Ландыш /
-
На одном растении –
Голубые, синие, фиолетовые цветочки.
/ Медуница /
Игра «Кто быстрее»
Разделите названия цветов на две группы: лесные и полевые:
василёк, ромашка, подснежник, фиалка, мак, ландыш.
— Кто знает, какие из этих растений лекарственные?
-
Ромашка: её принимают при простуде и кашле. Отвар ромашки на ночь помогает заснуть – сон будет крепким и спокойным.
-
Ландыш: из него делают капли, которые успокаивают сильное сердцебиение.
Игра «Для самых внимательных»
Перед вами изображения лесных цветов. Цветут они в разное время. Попробуйте определить, когда: весной, летом, осенью.
-
Первоцвет (в), ромашка (л), лесная гвоздика (л), подснежник (в), бессмертник (о), колокольчик (л), зверобой (л), фиалка (в), голубая пролеска (в), мать – и -мачеха (в), сон – трава (в), вереск (о), медуница (в).
Конкурс «Ягодка – малинка»
Когда в лесу созревают ягоды, готовь лукошко побольше. О каких ягодах пойдёт речь?
-
Ел медведь в тайге бруснику, костянику, веселику. Какая из этих ягод не существует? / Веселика /
-
Какие ягоды можно собирать зимой? / Рябину, шиповник, калину, кизил /
-
Чай, заваренный с этой ягодой, ароматный, густой, вкусный и полезный для здоровья. / Шиповник /
-
Две сестры летом зелены, а к осени одна краснеет, а другая чернеет.
/ Смородина /
-
Названия этих ягод соответствуют своему цвету. / Голубика, черника /
-
Вечнозелёное растение, оно и под снегом остаётся зелёным. И ягодам тоже ни мороз, ни снег не страшны. Они такие же красные и вкусные. / Брусника /
Конкурс «Трава – мурава»
В лесу много травы, а вот о какой пойдёт речь, вы узнаете:
-
Я шарик колючий, ко всем пристаю,
Расту при дороге, у всех на виду.
Задеть меня платьем прохожий боится.
Нельзя ли хоть с вами, друзья, подружиться?
/ Репей /
-
Растёт зелёный кустик,
Дотронешься – укусит.
/ Крапива /
-
Какое растение получило название из – за своих листьев:
снаружи – тёмных, гладких, холодных,
а изнутри – тёплых, мягких, нежных?
/ Мать – и – мачеха /
-
Что за доктор Айболит
У дороги всё сидит?
/ Подорожник /
-
Настойку из этого растения очень любят кошки,
её ещё называют кошачьей травой.
/ Валериана /
-
Какие из этих трав лечебные? Что вы можете о них рассказать?
Конкурс «Дедушка Дерево»
Какие деревья растут в лесу? Как называются различные леса?
Выслушайте их описание и назовите.
-
Большой участок леса, а на нём сплошь берёзы растут. Как называется такой лес? / Берёзовая роща /
-
В этом лесу всегда полумрак. Раскидистые плотные ветви елей не пропускают солнечного света. Этот лес называется …. / Ельником /
-
Ого, а у этих деревьев даже верхушек не видать. Маленькие сосенки изо всех сил наперегонки тянутся вверх – к свету. Вот почему в этом лесу деревья высокие, стройные. Если посмотреть вверх – будто колонны стоят, а на них ковёр наброшен. Как называется такой лес? / Сосновый бор /
-
А вот раскинул могучие ветви лесной великан. Дуб – один из лесных долгожителей. Живёт он до двух тысяч лет. Жёлуди – любимое лакомство многих животных. Лес, в котором растут дубы, называют … / Дубравой /
Это интересно
Раньше на Руси всё делали из дерева: дома, укрепления, сараи, бани, колодцы, лодки, корабли, мебель. Хорошие мастера были на Руси, они могли из дерева «сплести кружева» — украшения домов. Из дерева делали посуду, инвентарь и инструменты – грабли, рубанки, плуги, бороны, телеги, сани, иконы, обувь (лапти из коры), бочки, из берёзовой коры делали туески (бидончики) для сбора ягод и хранения мёда. Вода в туесах долго не портится и остаётся холодной. Из дерева делали музыкальные инструменты (балалайки, дудки, рожки), игрушки, шкатулки. На Руси были построены часовни, церкви целиком из дерева, без единого гвоздя.
Правила поведения в лесу
Для того, чтобы на земле шумели леса, расцветали цветы, пели птицы, надо беречь природу. Это под силу и взрослым, и детям. Сохранность природы зависит от каждого из нас. Сейчас мы все вместе составим правила поведения в лесу и нарисуем экологические знаки. (На листе ватмана дети записывают правила и рисуют знаки, призывающие беречь природу.)
-
Главное правило друзей леса: много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса — посади.
Экологическая ситуация
На лесной полянке вы увидели ярко цветущее растение. Как вы поступите?
Творческая работа
-
Расскажи, что ты видел в лесу.
-
Придумай диалог растений: «В одно удивительное утро разговорились растения между собой …»
-
Нарисуй то, что тебе особенно понравилось в лесном путешествии.
Остановка «Царство грибов»
Какой денёк хороший: солнечно, тепло!
Берём с тобой лукошко –
И скорее в путь – дорожку.
Идём тропинкой узкой, потом свернули в лес,
Туда, где сосны рослые касаются небес,
Где сказки шепчут ели, берёзы и дубы,
Где ягоды поспели и выросли грибы.
В нашем путешествии мы встретимся с интересными обитателями леса. Отгадайте, какими?
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы.
/ Грибы /
Викторина
-
Какой гриб считается самым ценным? Почему он назван белым?
/ Боровик. Сломанная ножка у него не темнеет, остаётся белой /
-
Шляпки каких грибов в любую погоду влажные? / Маслята /
-
Вспомните грибы, названия которых произошло от названий деревьев?
/ Подосиновик, подберёзовик, дубовик /
-
Какие грибы называют рыжими сестричками?
/ Лисички /
-
Какой гриб лечит?
/ Чага. Этот гриб растёт на берёзах. Им лечат язву желудка, некоторые опухоли /
Игра «Узнай по описанию»
-
Это гриб появляется в августе, растёт во мху под ёлкой. Он звонче всех хрустит в засолке. Растут эти грибы кучками – грудами, откуда и пошло их название. /Груздь /
-
Я самыё красивый, самый добрый, самый полезный. Красивый потому, что ножка у меня тонкая, стройная. На ней резная салфеточка, а уж о шляпке и говорить нечего: она у меня красная, с белыми точками. Добрый я потому, что лечу лосей, а полезный – потому, что отгоняю мух. Вот я какой замечательный. / Мухомор /
-
Живут эти грибы на пнях большой семьёй. Иногда можно сразу собрать целое лукошко этого семейства. / Опята /
Это интересно
Отгадайте, что за гриб:
Вдоль лесных дорожек много белых ножек,
В шляпках разноцветных, издали приметных.
Собирай, не мешкай, это … / сыроежки /
Своё название они получили за то, что при засолке уже через сутки готовы к употреблению. Мир грибов удивителен. Формой, цветом поражают они. Но среди огромного мира грибов самые разноцветные – сыроежки. В лесу сыроежки выбирают красивые места. Словно разноцветное конфетти, рассыпаны крошечные сыроежки среди старых еловых иголок. На болоте, на зелёном моховом ковре стоят крепенькие жёлтые, малиновые. Коричневые грибы. Растут сыроежки повсюду: в хвойных и лиственных лесах, на болотах.
Я пойду поутру,
В травяных низинах
Сыроежек наберу
Полную корзину
Разноцветных, молодых,
Самых – самых разных:
Под дубами – голубых,
Под сосною – красных,
А под клёнами – зелёных,
Под осиной – синих.
Пусть грибов не дорогих,
Но зато красивых!
Игра «Будь внимательным»
Послушайте внимательно стихотворение и назовите грибы в том порядке, в каком они были названы.
Разноцветные поганки сами лезут на полянки.
Нам не надо ни одной, их обходим стороной.
Пучеглазый мухомор боком сел на косогор.
Не пойдём на косогор – нам не нужен мухомор.
Рядышком с иголками рыжики под ёлками –
Ни малы, ни велики и лежат, как пятаки.
А во мху, как на подушке,
Чьё – то беленькое ушко.
Это груздь – надо взять,
А за ним ещё штук пять.
Под осинами на кочке
Гриб в малиновом платочке,
Подосиновиком звать –
И его придётся взять.
Вот и гриб боровик!
И красив он, и велик,
В толстой шапке набекрень,
Ножка крепкая, как пень.
А вы знаете, что …
-
Белка заготавливает на зиму до 600 грамм сухих грибов.
-
Быстрее всех трубчатых грибов растут подберёзовики – по 4 – 5 см в сутки.
-
Каждый год на гектар леса выпадает свыше 2 тонн хвои, листьев, шишек, коры. Всё это перерабатывают грибы, главным образом дождевики.
Грибные частушки
-
Шоколадная папаха,
Белый шёлковый мундир.
Посмотрев, опёнок ахнул:
Настоящий командир!
-
Сколько лет тебе, сморчок?
Ты по виду – старичок.
Удивил грибок меня:
— Возраст мой – всего два дня!
-
Не играйте вы, опятки,
Дотемна с Ванюшей в прятки,
Окажите Ване честь –
В кузовке местечко есть!
Викторина
-
Какие лесные растения могут заменить мясо?
/ Грибы. По питательности наиболее ценны белые и шампиньоны /
-
Может ли гриб есть дом?
/ Может. Это может сделать домовой гриб, который разрушает древесину /
-
Какие птицы едят грибы?
/ Глухари /
-
Какие грибы появляются первыми?
/ Сморчки, строчки /
Остановка «Царство зверей»
Лес – большой дом. Кто в нём живёт? Сейчас мы отправимся в чащу леса и узнаем о его обитателях.
Отгадайте о них загадки:
-
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса! А зовут её … / лиса /
-
Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Видеть, знайте: это …. / лось /
-
Он, как ёлка, весь в иголках,
Ловит смело страшных змей.
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей!
Он в лесу живёт, но вхож
И сады отважный …. / ёж /
-
В сосне – дупло, в дупле – тепло.
А кто в дупле живёт в тепле? / белка /
-
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой. / медведь /
-
Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он –
Видно, жёлуди искал.
Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан –
Очень грозен был … / кабана /
-
Меньше тигра, но немножко
Больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждёт добычу.
Не робей, но берегись
В том лесу, где бродит … / рысь /
Конкурс «Поразмыслим не спеша»
-
У кого когти самые сильные?
-
У медведя
-
У муравьеда (он раздирает когтями деревья, разрушает термитники, роет землю, рвёт корни)
-
У льва
-
Зачем звери раны зализывают?
-
Чтобы быстрее заживали
-
Чтобы скорее прошла боль (слюна убивает микроорганизмы и раны заживают быстрее. В слюне обнаружен белок, который стимулирует размножение клеток кожи)
-
С гигиенической целью
-
Зачем белке пушистый хвост?
-
Чтобы заметать следы
-
Для красоты
-
Чтобы согреться (в сильные морозы белка своим хвостом закрывает вход в дупло, и ей не страшны вьюги)
-
Зачем зайцу длинные уши?
-
Чтобы лучше слышать
-
Чтобы не перегреться (заяц ими потеет. Сидит в летний день под кустом, и ему совсем пить не хочется. Лишнее тепло улетучивается через большие тонкие заячьи уши)
-
Чтобы тормозить на поворотах
Фотоконкурс «Узнай по портрету»
Для викторины надо подобрать необычные картинки животных.
Конкурс «Живые синонимы»
Вспомните, как и о ком у нас говорят в народе.
Злой, как … / волк /
Хитрый, как … / лиса /
Трусливый, как … /заяц /
Тихий, как … / мышь /
Косолапый, как … / медведь /
Быстрый, как … / олень /
Плюётся, как … / верблюд /
Визжит, как … / поросёнок /
Подвижная игра «У медведя во бору»
Выбирается водящий – медведь, остальные – грибники. Дети подходят к медведю со словами: «У медведя во бору грибы, ягоды беру. А медведь не спит, всё на нас рычит»
Грибники убегают, медведь их догоняет.
Конкурс «Литературная викторина»
Назовите произведения, в которых герои – звери.
Игра «Растения – животные»
Продолжи названия растений
-
Волчье … / лыко /
-
Львиный … / зев /
-
Медвежье … / ушко /
-
Гусиные … / лапки /
-
Верблюжья … /колючка /
-
Заячья … / капуста /
-
Мышиный … / горощек /
-
Конский … / щавель, каштан /
Творческая работа «Угадай, кто это?»
За несколько минут каждая группа учащихся составляет рассказ о животном, не называя его. Команда – соперница должна отгадать, о ком идёт речь.
Правила поведения в лесу
Давайте ещё раз повторим правила, которые должен соблюдать каждый человек, находясь на природе.
-
Обсуждаются различные ситуации, которые могут произойти.
Ведущий:
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется природа,
Давайте же всегда её беречь!
В лугах ромашки солнечного цвета
Такие, что светлей на свете жить…
Природой называется всё это.
Давайте же с природою дружить!
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Всё это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!
Прекрасный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда…
Природой называется всё это,
Давайте же любить её всегда!
Подведение итогов игры.