Игра «Музыкант-эрудит» для учащихся 6- 7 классов.
Цель игры:
закрепить полученные знания, умения и навыки в познавательной игре, помочь проявить собственную эрудицию и сообразительность, а так же творческие способности; способствовать формированию духовной культуры школьников, воспитанию коммуникативных качеств личности.
Задачи:
— создать благоприятную психологическую атмосферу во время игры для коллективного творчества;
— развивать внимание и образное мышление;
— учиться применять знания, полученные на уроках, в условиях соперничества.
Предварительная подготовка: из классов выбирается команда (по 4 чел.), каждая команда выбирает капитана, придумывает название
Учитель.
Внимание! Внимание!
Начинаем состязание!
Смекалистых и умных, находчивых и смелых приглашаем принять участие в турнире! Сегодня вы будете проверять свои знания, сообразительность, быстроту. Наш турнир будет проходить по олимпийской системе. В случае поражения команде придется сохранять олимпийское спокойствие. Сегодня будут встречаться команды 6-7 классов. Команды привели своих болельщиков…
1-е задание: разминка.
Каждая команда получает конверт с заданием. В конверте находятся пословицы их необходимо правильно собрать:
-
Музыка – это разум, воплощенный в прекрасных звуках.
-
Музыка должна высекать огонь из людских сердец.
-
Не мы слушаем музыку, а музыка слушает нас.
-
Любое искусства стремиться к тому, чтобы стать музыкой.
Необходимо выделить ноты в словах: помидор, регулятор, миля, домик, мигрень, доля, фасоль, дозреть, сирень, домино, фамилия, премия.
Задание № 2. Узнайте музыкальные инструменты по описанию:
-
Самый большой из всех музыкальных инструментов. Духовой инструмент. Родственник – маленькой флейты. (Орган)
-
Принадлежит к группе струнно-смычковых инструментов. Звук у него густой, сочный и певучий. Играют на нем сидя на стуле. (Виолончель)
-
Инструмент изобретен в 1841 году – входит в число деревянно-духовых инструментов, хотя делается из металла – серебра или особого сплава. Свое название получил от имени своего изобретателя – бельгийского мастера. Стал подлинным властелином джаза. (Саксофон)
-
На Руси самый распространенный народный инструмент. Под нее плясали во время праздников, пели песни. Про нее складывали сказки. (Балалайка)
-
Это очень древний инструмент. Его предок – простоя каменная или деревянная колотушка, которой пользовались еще первобытные люди. (Барабан)
-
Родина ее неизвестна. Предполагают, что она возникла в Древней Греции, но вторую Родину обрела в Испании. Именно этот инструмент исполнял серенады дамам сердца. (Гитара)
-
Никто не помнит, когда они появились на Руси. Еще Баян пел и играл на них. На плоский ящик со сторонами разной длины, натягивались струны, исполнитель клал свой инструмент на колени и, перебирая струны, играл. (Гусли)
-
Фигурная изогнутая рама, скрепленная сверху перекладиной, к которой тянутся струны. Она является эмблемой музыкального искусства. (Лира)
-
Самый древний духовой инструмент. Возникшая из простой тростниковой дудки, она поначалу была простой деревянной трубкой с отверстием. (Флейта)
Задание № 3.
Узнай песню по описанию.
-
Песенка о чудесном острове, где круглый год лето. (Чунга-чанга)
-
Песня о том, как дружба помогает в путешествии.(Вместе весело шагать)
-
Песня маленькой девочки, мечтающей о путешествиях по Африке (Песенка Красной шапочки)
-
Песенка безымянной игрушки, у которой появилось имя. (Чебурашка)
-
Песня о мальчике, который не любил работать. (Антошка)
-
Песня о белогривых лошадках, катающих нас по небу (Облака)
-
Песенка друзей –музыкантов о прелестях бродячей жизни (Песенка друзей)
-
Песенка о поэте — любителе молочной диеты. («33 коровы»)
-
Песенка о дальнем путешествии на скором поезде («Голубой вагон»)
-
Песня потерявшегося доисторического животного («Песенка мамонтенка»)
-
Песенка, помогающая выучить таблицу умножения (Дважды-два четыре)
-
Песенка о маленьком животном, который, говорят, приносит несчастья.(Черный кот)
Задание № 4. «Танцы, танцы…».
Ведущий раздает командам конверты, в которых находятся названия танцев. Нужно выписать
в две группы народные и бальные танцы.
Барыня, лезгинка, ча – ча – ча, цыганочка, сиртаки, гопак, румба, самба, кадриль, танго, полька, джайв, вальс, хоровод, менуэт, фокстрот.
Народные танцы: Барыня, лезгинка, цыганочка, сиртаки, гопак, кадриль, полька, хоровод.
Бальные танцы: ча – ча – ча, румба, самба, танго, джайв, вальс, менуэт, фокстрот.
Задание № 5. Музыкальный кроссворд:
Командам раздаются карточки с кроссвордом, за каждое верное слово дается 1 балл.
ф |
о |
р |
т |
е |
п |
и |
а |
н |
о |
|||
|
г |
и |
т |
а |
р |
а |
|
|||||
|
б |
а |
л |
а |
л |
а |
й |
к |
а |
|
|
|
|
ч |
а |
й |
к |
о |
в |
с |
к |
и |
й |
|
|
о |
р |
г |
а |
н |
|
|
|
|
||||
т |
е |
м |
п |
|
|
|||||||
|
м |
о |
ц |
а |
р |
т |
|
|
|
|||
|
н |
о |
т |
а |
|
|
||||||
д |
и |
н |
а |
м |
и |
к |
а |
|
||||
б |
а |
я |
н |
|
|
1.Клавишный инструмент.
2.Современный струнный инструмент, родственник лютни.
3. Русский народный инструмент.
4. Русский композитор, автор балета «Щелкунчик».
5. Самый большой духовой инструмент, любимый инструмент И. С. Баха.
6. Скорость движения в музыке.
7. Австрийский композитор Вольфганг Амадей …….. .
8. Буква в музыке.
9. Сила громкости в музыке.
10. Русский народный духовой инструмент, родственник гармошки.
Игра со зрителями № 1
Исполнить песню «В траве сидел кузнечик» как будто вы:
солдат в строю;
робот;
диктор телевидения;
дворник на рабочем месте.
Задание № 6. «Гонка за лидером»
Каждой команде подряд задают 10 вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Ведущий начинает задавать вопросы той команде, у которой меньше очков.
-
Как называется жанр русской народной песни, популярной в народе, основанный на многократном повторении небольшого весёлого куплета? (Частушка)
-
Кого называют «королем вальсов»? ( И. Штраус)
-
Руководитель оркестра? (дирижер)
-
Народная мудрость? (фольклор)
-
Главная песня страны? (гимн)
-
Перерыв между действиями оперы или балета? (Антракт)
-
Страна – родина оперы? (Италия)
-
Композитор, которого слушают все новобрачные? (Мендельсон)
-
Скорость движения в музыке? (Темп)
-
Произведение для четырех исполнителей? (Квартет)
1.Низкий женский голос? (Альт) 2.Как называется спектакль, в котором артисты не разговаривают, а поют? (Опера) 3. Это произведение чаще всего исполняли влюбленные юноши под окнами своих избранниц.? (Серенада ) 4. Композитор, автор знаменитого »Похоронного марша»? (Шопен) 5. Как называется очень быстрая игра на барабане двумя палочками? (Дробь) 6. Бальный танец популярный в 19-20 веках? (Вальс)
7. Один певец- исполнитель. (Солист) 8. Громкость в музыке? (динамика). 9. У какого инструмента голос ниже: у флейты или у гобоя? (У гобоя) 10. Музыкальное произведение, предназначенное для организованного движения войск, массовых шествий, ходьбы? (Марш)
1. Низкий мужской голос? (бас)
2.Название этого инструмента в переводе с французского означает»королевский».(Рояль)
3. Два исполнителя? (Дуэт)
4. Как называется большой коллектив музыкантов, руководимый дирижером? (оркестр)
5.Самый большой музыкальный инструмент? (Орган)
6. Народный танец с пением и движениями, с ходьбой по кругу? (Хоровод)
7. Из чего состоит песня? (музыка и слова)
8. Инструмент, не имеющий высоты звука? (Барабан)
9. Сколько балетов создал П. И. Чайковский? (три)
10. На каком инструменте играл Садко? (гусли)
1. Как называют музыканта, в совершенстве владеющего игрой на инструменте? (Виртуоз)
2. Как называется песня без слов, исполняемая на какой- либо слог? (Вокализ)
3. Какой инструмент больше: скрипка или альт? (Альт)
4. Высокий женский голос? (Сопрано)
5. Какой инструмент сочетает в себе фортепиано и гармонь? (Аккордеон)
6. Как начинается гимн России? (Россия — священная наша держава…)
7. Основоположник русской музыки .(Глинка)
8. Три кита в музыке? (песня, марш и танец)
9. Знак молчания в музыке? (Пауза)
10. Три исполнителя? (Трио)
Задание 7. Кроссворд «Музыкальная шкатулка»
Каждая команда получает кроссворд, нужно выписать как можно больше, музыкальных слов. Слова могут быть как по горизонтали, так и по вертикали.
Р |
Ф |
А |
Е |
Ф |
А |
М |
П |
|
О |
Н |
А |
М |
Д |
О |
Н |
Л |
Р |
П |
О |
Г |
И |
А |
Р |
И |
Я |
Н |
Е |
Т |
О |
О |
К |
Т |
А |
В |
А |
Р |
А |
Т |
Т |
П |
Е |
С |
Н |
Я |
А |
С |
К |
Р |
И |
П |
К |
А |
Н |
М |
Е |
Л |
О |
Д |
И |
Я |
Ф |
О |
К |
О |
Н |
Т |
Р |
А |
Б |
А |
С |
В |
А |
Л |
Ь |
С |
Н |
Р |
Е |
И |
Т |
А |
К |
Т |
Р |
О |
Я |
Л |
Ь |
Игра со зрителями №3.
Желающие выбирают карточку с изображением музыкальных инструментов. Нужно изобразить игру на выбранном музыкальном инструменте. Остальные зрители должны узнать этот инструмент.
Задание №7. Конкурс капитанов. Составь полное имя композитора. 2 минуты.
Командам нужно составить полное имя ,отчество и фамилию композитора из предложенного набора имен и фамилий: Чайковский, Мусоргский, Глинка, Бах, Моцарт, Бетховен, Шопен, Прокофьев, Шуберт, Римский-Корсаков. Составить три имени на выбор.
Учащимся выдаются конверты с определенным набором карточек, на которых написаны имя, отчество и фамилия композитора.
Задание №8. «Маска, я тебя знаю».
Командам необходимо по описаниям назвать имя композитора и национальность (можно делать 5 подсказок). После первой подсказки команда получает 5 баллов, после второй – 4 балла, и так по убывающей.
Примерные вопросы
-
Великий австрийский композитор 17 века. Музыкальный талант обнаружился в раннем детстве, в три года написал свое первое сочинение. С 6 лет объездил с концертами всю Европу, где и получил прозвище «чудо- ребенок». Одним из наиболее известных произведений является «Реквием». (Моцарт)
-
Аудитория забросала цветами и наградила его оглушительной овацией, но он сидел лицом к оркестру и не видел реакцию зала. Один из музыкантов, проявив трогательную сердечность, осторожно взял его за плечи и повернул к публике, чтобы он мог увидеть ее восторг. В 26 лет ощутил первые признаки глухоты, а в 28 полностью оглох. (Л. Бетховен)
-
Известный русский композитор 19 века. Сюжетом для его самой популярной оперы послужил подвиг костромского крестьянина в войне с поляками в 17 веке. Опера называлась «Жизнь за царя», а крестьянина звали Иван Сусанин. Родоначальник русской классической оперы. (М. Глинка)
-
Гениальный русский композитор, снискавший любовь зрителей и слушателей во всем мире. Он мечтал о том, чтобы его музыка приносила людям “подпору и утешение”. Вся его музыка пронизана любовью к человеку. Всего он создал 9 опер, 3 балета среди них балеты »Лебединое озеро» и «Щелкунчик» (П. Чайковский)
Задание № 9. Конкурс пантомим.
Команды получают карточку с названиями известных детских песен и словами одного куплета.
Показать песню с помощью пантомимы. Вторая команда должна определить песню и исполнить 1 куплет.
-
Два веселых гуся.
-
Чунга- чанга.
-
Антошка.
-
Чему учат в школе
Игра со зрителями № 3
исполните на одной ноге танец:
снежинок;
маленьких лебедей;
цыганочку;
лезгинку.
Игра со зрителями № 4
Спойте текст статьи из газеты на мелодию песни «Во поле березка стояла».
Пока жюри подводит итоги, все участники игры исполняют песню.