Ерошкина Людмила Тимофеевна
МКОУ ООШ д. Пушкино Яранского района Кировской области
Учитель музыки и ИЗО
Игра-конкурс «Музыкальный калейдоскоп»
Вступительное слово учителя. Музыка – один из видов искусства. Подобно литературе, живописи и театру, она является образным отражением мира.
-
Как вы думаете, с какого возраста человек впервые слышит музыку?
-
Действительно, с первых минут жизни человека музыка входит в его дом с колыбельной песней матери.
-
А где можно услышать музыку?
-
С утра до позднего вечера музыка сопровождает нас во время праздников, звучит в походе на привале, на улице, в кино, в театре. Она льётся из радиоприёмника, из телевизора, во время обеда, ужина. Одним словом, она звучит везде и повсюду. И сегодня мы свою игру, как вы, наверно, уже догадались, посвящаем … музыке.
Ход игры.
Итак, начинаем. За каждый правильный ответ вручается жетон (нотка). В конце игры, подсчитав жетоны, увидим, кто же станет лучшим игроком нашего «Музыкального калейдоскопа».
-
Конкурсы с нотами.
-
Отгадайте загадку.
-
— До, ре, ми, фа, соль, ля, си –
Прилетели воробьи.
На мою тетрадку сели
И мелодию запели. (ноты)
— Без чего нельзя создать музыку? (без нот) Сколько их? Перечислите.
-
Прочитать то, что написано.
В огороде на грядках росли: огу (ре) ц, по (ми, до) р, (фа, соль), (ре) па, (ре) дис. (Ми) ша и Ко (ля) (ре) шили собрать урожай.
-
Музыкальные слова.
Если вы знаете названия нот, животных, растений, значит, с заданием успешно справитесь.
Животное, в названии которого есть нота «ре» (рисунок ноты) (черепаха).
Растение, которое похоже на горох. (фасоль)
Птица и цветок, в названии которых есть «си» (синица, сирень)
Птица и растение, где встретилась нота «до» (удод, подорожник)
-
С миру по нотке.
Вспомнить слова, в которых есть слоги-ноты.
«фа» (фасоль, арфа, фараон, фазан, факел …)
«до» (доска, дороге, дом, дочь…)
«ре» (репка, река, редис, ремень, резинка…)
«ля» (лягушка, миля …)
«си» (сила, сирена, синий…)
-
Ребусы.
Перо, си, кит (персики)
Ля, гусь, шкаф (лягушка)
-
Знают все на свете дети –
Много музыки на свете.
Из 7 обычных нот
Композитор создаёт:
Пьесы, оперы, сонаты
Ариозо иль кантаты, симфонические сказки,
Менуэты или пляски.
Но один любимый жанр
Всем с пелёнок дорог нам
Жизнь чудесней, интересней,
Когда рядом с нами – песня! (М.Н.Глубокая)
-
Говорят, из песни слова не выкинешь. Это правильно. Я называю слова, а вы догадайтесь, из каких песен они взяты.
Весело (Вместе весело шагать)
Друзья (Когда мои друзья со мной)
Кузнечик (В траве сидел кузнечик)
Пешеходы (Песенка крокодила Гены)
Небосвод (Чунга-Чанга)
Чебурашка (Песенка Чебурашки)
-
Что общего между этими песнями? (один композитор – В.Я.Шаинский)
-
Какие ещё песни знаете? (Антошка, Облака …)
-
Угадай мелодию по описанию.
Эта песня о дереве с русскими корнями, это символ России («Во поле берёза стояла»)
Песня о происшествии, которое случилось с хозяином леса («Монтёр»)
В этой песне можно услышать про глагол и тире («Чему учат в школе»)
О каком вагоне говорится в песне, в котором можно добраться до небосклона («Голубой вагон»)
Кто ничего не проходил и кому ничего не задавали? («Антошка»)
-
А без чего не услышать звучание ноты?
Найди «лишнее слово»
-
скрипка, труба, гитара, балалайка, смычок
-
аккордеон, баян, гармошка, пианино, клавиши
Как одним словом назвать оставшиеся слова? (музыкальные инструменты)
Отгадай загадки.
-
Треугольной формы корпус,
3 струны и звонкий голос.
Ну, попробуй, отгадай-ка
Это наша …(балалайка)
-
Он на солнце заблестит,
Нежным звуком загудит,
В джазе самый первый он-
Серебристый …(саксофон)
-
Этот инструмент есть в военном оркестре, у печки, только она на нём не играет. (труба)
-
Громче флейты, громче скрипки
Громче труб наш великан.
Он ритмичен, он отличен
Наш весёлый …(барабан)
-
Движения плавные смычка
Приводят в трепет струны,
Мотив звучит издалека
Поёт под вечер лунный.
Как ясен звуков перепев
В них радость и улыбка
Звучит мечтательный мотив
Я называюсь …(скрипка)
-
У какого инструмента
Есть и струны, и педаль?
Что же это? Несомненно,
Это наше …(пианино)
-
Приложил к губам я трубку
Полилась по лесу трель
Инструмент тот очень хрупкий
Называется …(свирель)
-
Тянется, а не резина.
С клапанами, а не машина.
Песни поёт, а не радио. (баян)
-
Это струнный инструмент. Его история началась в глубокой древности, когда первобытный человек стал использовать звучание тетивы лука. На нём может быть 6, 7 или 12 струн. (гитара)
-
Он по виду – брат баяну
Где веселье, там и он…
Я подсказывать не стану –
Всем знаком …(аккордеон)
-
Три кита.
Определить, к какому киту относится произведение.
-
Е. Дога «Вальс» из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»
-
В.Моцарт «Колыбельная»
-
М.Глинка «Полька»
-
П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
-
Реши кроссворд.
|
|
|
|
|
м |
а |
р |
ш |
|
|
|
|
|
|
|
|
ч |
е |
т |
ы |
р |
е |
|
|
|
|
г |
у |
с |
л |
и |
|
|
|
|
|
|
к |
о |
м |
п |
о |
з |
и |
т |
о |
р |
|
а |
к |
к |
о |
р |
д |
е |
о |
н |
|
|
|
|
|
|
|
г |
и |
м |
н |
|
|
|
|
|
п |
е |
с |
н |
я |
|
|
|
|
|
-
Один из китов в музыке.
-
Сколько струн у скрипки?
-
Любимый музыкальный инструмент Садко.
-
Как называется человек, который создаёт музыкальные произведения?
-
То толстеет, то худеет,
На весь дом голосит
Родственник пианино, брат баяна.
-
Торжественная песня – символ государства.
-
Самый древний «кит» в музыке.
Мелодия – это душа музыки. Именно она больше всего близка человеку, потому что созвучна его голосу, душе. В нашей игре прозвучали последние аккорды. Настало время подвести итог.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА.
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За огонь соревнованья,
Обеспечивший успех.
Льётся музыка рекой,
Вьётся нотною строкой.
Снова звуков половодье захлестнуло всё вокруг.
А сейчас споём вашу любимую песенку.
1