ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №37 г. Белгорода»

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(кружковая работа «Я — исследователь»)

Подготовила

учитель начальных классов

Габелко Н. А.

2013-2014 учебный год

Наше время — это время перемен. Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.

Школа должна готовить детей к жизни. Главной целью школы, как социального института, в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, обще учебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.

Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. Бесталанных детей нет.

Под творческими способностями детей младшего школьного возраста понимается:

  • создание ребенком субъективно нового (прежде всего значимого для ребенка) продукта (рисунка, лепки, сувенира, рассказа, танца, песенки, игры, придуманных ребенком);

  • придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п.;

  • применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы — на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.);

Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности. Известный педагог И.П. Волков в своё время высказал своё мнение о том, что «развить способности — это значит вооружить ребёнка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одарённости».

Поскольку психологи утверждают, что для того, чтобы стать «кем-то», достичь «чего-то», надо многое перепробовать в детстве, то в соответствии с этим обозначается задача педагогов: как можно с более раннего возраста создать ребёнку благоприятные условия для занятия различными видами деятельности, чтобы ребёнок через руки сформировал своё ощущение и отношение к разного рода действиям.

Развивать творческие способности? Что это значит?

— Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.

— Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.

— В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

Первое условие развития творчества — высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом». Второе условие развитие способности ребёнка — создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей. Но создание благоприятных условий, не достаточно для воспитания ребёнка с высокоразвитыми творческими способностями.

В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности.

Творческие способности обучающихся можно развивать в различных видах деятельности: игровой, исследовательской, художественной, трудовой. Рассмотрим возможности развития творческих способностей обучающихся на примере нашей работы в кружке «Я – исследователь». Через работу этого кружка реализуется обще интеллектуальное направление внеурочной деятельности. В основе кружка «Я — исследователь» лежит программа Савенкова С. А. «Я — исследователь», которая позволяет успешно решить проблему формирования творчески мыслящей личности. Для учащихся по данному курсу разработаны рабочие тетради: «Я — исследователь», «Развитие логического мышления», «Развитие творческого мышления». Задания в этих тетрадях позволяют развивать у ребёнка способность мыслить нестандартно, творчески, искать необычные идеи.

Уже на тренировочных занятиях в 1 — ом классе мы с обучающимися учились искать проблему, определять тему исследования, план его проведения, учились фиксировать собранный материал и представлять, защищать результаты своих исследований.

Поиск проблемы — дело непростое. В психологии творчества говорится о способности творчески одарённого человека видеть проблемы как об особом даре. Известный философ Ф. Нитцше писал, что «великая проблема подобна драгоценному камню — тысячи проходят мимо, пока, наконец, один не поднимет его», Умение видеть проблему развивается в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Рассмотрим некоторые задания, направленные на развитие этого умения.

  • «Посмотри на мир чужими глазами». Если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что не замечают другие. Читаем детям неоконченный рассказ: «Утром небо покрылось чёрными тучами , и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, дороги…». Просим продолжить рассказ, представив себя лётчиком, дворником, зайчиком в лесу, мальчиком, гуляющим во дворе с друзьями.

  • Составь рассказ от имени другого персонажа.

  • Составь рассказ, использую данную концовку.

  • Назови как можно больше признаков предмета.

  • Сколько значений у предмета.

Определив проблему, учащиеся вырабатывают гипотезу — предположительное, вероятностное знание, ещё не доказанное логически и не подтверждённое опытом. Это предвидение событий. Выдвижение гипотезы — это прогресс в любой творческой деятельности. Приведём несколько упражнений, позволяющих тренировать способность вырабатывать гипотезу.

  • Перечислено несколько предметов. При каких условиях они будут полезны или вредны?

  • Найди возможную причину события. (Во дворе пожелтела трава. Медведь не уснул зимой)

  • Чтобы произошло, если бы люди стали размером со слона. Слоны стали меньше кошек.

Большое значение на наших занятиях придаётся проблеме обучения умению задавать вопросы. В процессе обучения детей искусству задавать вопросы существует своя иерархическая лесенка. Эрик Ландау — специалист в области обучения одарённых детей выделяет следующие уровни креативной постановки вопросов:

  • Описательный ((Кто, как, что, когда?)

  • Каузальные вопросы (Почему, Отчего?)

  • Субъективные (Что я при этом чувству? Что я об этом знаю?)

  • Вооблражаемый вопрос? (Что было бы, если…?

  • Оценочный (Что лучше? Что правильней?)

Мы должны творчески подходить к изучаемой проблеме и необходимо приучать их к дальнейшим вопросам: «Что ещё может заинтересовать тебя? Что ты ещё можешь предложить сделать?» Эти вопросы бросают вызов креативности ребёнка.

На этапе определения темы исследования ребятам были даны карточки с различными изображениями. Они должны были найти что-то особо привлекательное, найти в обычном необычное.

Далее ребята определяют план исследования, раскладывая карточки с обозначением методов исследования. Дети начинают предлагать самые разные варианты: «Спросить у другого человека», «Посмотреть в книгах», «Подумать самостоятельно».

Следующий шаг — сбор материала по теме исследования. Возникает трудность — фиксация результатов собранных сведений. Первоклассник ещё не владеют навыками письма, поэтому мы используем здесь пиктограммы. На маленьких листочках бумаги карандашами или ручкой дети делают заметки — рисунки, значки, символы. Например, на одном из тренировочных занятий ребята выбрали тему «Попугай». Дети, подумав, пришли к выводу, что наш попугай -домашняя декоративная птица. Для фиксации этой идеи дети изобразили на своих листиках домик, клетку или человека, которые служили напоминанием о том, что попугай у нас живёт в домашних условиях. Следующую идею «попугаи бывают большие и маленькие» дети изобразили с помощью большого и маленького круга, овала. Некоторые обучающиеся дорисовали клюв, хвостик, хохолок. Идею о ярком оперении попугаев дети отобразили несколькими цветными линиями, пятнами, некоторые изображали цветные перья. При выполнении этой работы не надо концентрироваться на правильности изображения. Эти символы и значки ребёнок должен делать быстро, он должен действовать раскованно и свободно. Особенно интересен ребятам метод «Эксперимент». Ребята предлагали проверить, боится ли попугай громких звуков, любит ли он музыку и др. Они проводили эти эксперименты, наблюдали за птицей и фиксировали свои наблюдения в виде знаков, схем. Далее после обобщения полученного материала наши исследователи делают сообщение «Доклад о попугае». Естественно, что качество представляемой информации будет зависеть от общего уровня развития ребёнка, его мышления, речи, словарного запаса, коммуникативных способностей. Оно будет служить важным средством и развития и обучения.

О развитии творческих способностей во внеурочное время в рамках этой кружковой работы можно говорить очень долго.

Детское творчество неисчерпаемо. Главный стимул творчества — огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю. Поэтому следующими принципами для развития творческих способностей являются:

» Восприятие ребёнка как личности вне зависимости от того, что и как он делает, безусловное уважение и принятие его таким, какой он есть.

» Внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творческой активности младших школьников, которое предполагает восхищение каждой идеей, мыслью, поделкой ученика; категорическое отсутствие критики и оценок.

В рамках работы кружка «Художественное творчество», организуя занятие с детьми, помню, что маленькому ребёнку непросто заниматься трудовой деятельностью и тем более сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим первая важная задача — сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности, заинтересовать ученика («хочу сделать»), вселить уверенность «могу сделать» и помочь довести работу до конца -«я — сделал»! Успех окрыляет, пробуждает желание узнавать новое, выполнять более сложную работу, творить. Для этого нужно, чтобы конечный результат был привлекателен для ребёнка, а процесс изготовления поделки посилен. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».

Для стимулирования творческой деятельности очень важно выставлять работы детей на показ зрителям. Это заинтересовывает ребёнка в своей работе, у него появляется гордость за неё и уверенность в своих силах. С каждым разом он стремится делать всё лучше и лучше, он может посмотреть на свою работу со стороны, оценить и сравнить своё творчество. А, зная о практическом применении своих поделок, дети работают с увлечением.

Мы, учителя, предпочитаем видеть в своём классе учеников, отличающихся высокоразвитым интеллектом, а не творческими способностями, объясняя, что от последних «всегда неизвестно, чего можно ожидать» и что они — «очень неспокойный, своенравный народ» или «отъявленные индивидуалисты». Необходимо в каждом ребёнке видеть творческий потенциал, своеобразную индивидуальную креативность и стремиться развивать её, а также помогать детям понять самих себя, а родителям своих детей.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *