Карачева Галина Ивановна
Преподаватель изобразительного искусства
Детская школа искусств№2
г. Мурманск
Дидактический материал по истории искусства
Тема «Искусство Древнего Египта»
Курс истории искусства, изучаемый в художественных школах и школах искусства, имеет свои специфические цели:
— развивать у школьников художественное восприятие,
— воспитывать художественный вкус,
— прививать навыки анализа произведений,
-формировать представления об основных этапах развития искусства и о
главных художественных задачах, решающихся на каждом этапе его развития.
Изучая тему «Искусство Древнего Египта», прежде всего, нужно дать обучающимся представление о периодах развития Древнего Египта. Далее способствовать формированию отзывчивости на художественный образ в произведениях архитектуры, скульптуры, живописи и декоративно-прикладного искусства.
Для того, чтобы представить себе обстановку, в которой создавалось искусство Древнего Египта, воспитанники должны знать географические, климатические и исторические условия жизни его созидателей. Особую роль на занятиях нужно отвести изучению мифологии, т. к. религия оказывала большое влияние на египетское искусство, кроме этого, религиозное чувство обогащало жизнь и быт общности народа.
Данный дидактический материал включает раздаточные карточки (кроссворды и тесты-опросники), оценивающие уровень усвоения материала по определенным разделам темы.
Другим методом оценивания ожидаемых результатов может быть вовлечение самих обучающихся в контрольно-оценочную деятельность: по какому- либо объему изучаемого материала школьники сами составляют кроссворд или чайнворд, используя записи в тетрадях или специальную художественную литературу, меняются заданиями, выполняют его и после этого сами оценивают результаты.
Мифология Древнего Египта. Кроссворд № 1 (Гелиополь)
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
3 |
|
4 |
5 |
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
8 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
15 |
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
18 |
|
|
19 |
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
22 |
|
|
|
23 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
Бог земли.
-
Гигантский пестрый змей, символ времени.
-
Богиня пустыни.
-
Бог, который сделал первую мумию.
-
Существо с телом человека, со змеиной головой.
-
Злая свирепая богиня.
-
Бог трудолюбия, земледелия.
-
Богиня неба.
-
Бог волк.
10. Вера в звериного бога.
11. Бог производительных сил природы.
12. Бог искусства.
13. Богиня магии и материнства.
14. Богиня воды.
15. Праокеан.
16. Первозданный творец, создавший мир из Хаоса.
17. Бог покровитель фараона, сын Исиды.
18. Загробный мир.
19. Бог луны, владыка времени.
20. Богиня танцев и музыки.
21. Бог солнца.
22. Бог войны, олицетворяет засуху.
23. Богиня истины и справедливости.
Мифология Древнего Египта. (Ответы на кроссворд № 1
1г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
е |
|
2а |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
3н |
|
4а |
5н |
у |
б |
и |
6с |
|
п |
|
|
|
|
|
|
|
||||
е |
|
|
е |
|
|
|
о |
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
ф |
|
|
х |
|
|
|
7х |
а |
п |
и |
|
|
8н |
9у |
т |
|
|
|
|
|
|
10т |
о |
т |
е |
м |
и |
з |
м |
|
|
|
|
п |
|
|
|
|||
|
|
11о |
|
и |
|
|
б |
|
|
|
е |
|
|
|
|
12п |
|
у |
|
|
|
|
13и |
с |
и |
д |
а |
|
к |
|
|
|
14т |
е |
ф |
15н |
у |
т |
|
16а |
т |
у |
м |
|
|
и |
|
а |
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
у |
|
а |
|
у |
|
|
|
17г |
о |
р |
|
|
|
18д |
у |
а |
19т |
|
|
|
|
т |
|
20х |
а |
т |
х |
о |
21р |
|
|
с |
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
а |
|||||
|
|
22с |
е |
т |
|
23м |
а |
а |
т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Древний Египет
Зодчество (тест-опросник)
1.Какой вид искусства был главным в эпоху Древнего царства?
а) Скульптура;
б) настенная живопись;
в) зодчество.
2. Что такое мастаба?
а) Водный канал;
б) усыпальница;
в) древний календарь.
3. Кто являлся архитектором пирамиды фараона Джосера?
а) Имхотеп;
б) Хемиун;
в) Инени.
4. Из какого материала строили пирамиды?
а) Кирпич;
б) мрамор;
в) известняк.
5. Высота какого архитектурного сооружения больше?
а) Пирамида Хеопса;
б) Парфенон;
в) колокольня Ивана Великого в Кремле.
6. Почему пирамида Хеопса не осела несмотря на давление тяжелейшей каменной массы, воздвигнутой на огромную высоту?
а) Применяли подпорки;
б) использовали разгрузочные камеры;
в) внутреннее пространство пирамиды полностью заполняли камнем.
7. Каким «чудом света» являются пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе?
а) Первое;
б) второе;
в) третье.
8. Как складывалась форма классической пирамиды?
а) Треугольная пирамида;
б) четырехугольная пирамида;
в) шестиугольная пирамида.
9. В честь какого божества строился знаменитый храм в Карнаке?
а) Амон;
б) Себек;
в) Осирис.
10. Что такое пилон?
а) Скульптура больших размеров;
б) массивные столбы обозначающие ворота;
в) заупокойный храм малых размеров.
11. Какого фараона обессмертил английский археолог Картер открытием его гробницы?
а) Эхнатон;
б) Тутмос III;
в) Тутанхамон.
12. Храм какого правителя или правительницы является полускальной постройкой?
а) Нефертити;
б) Хатшепсут;
в) Рамсес II.
Древний Египет
Зодчество (карточка для ответов по тесту-опроснику)
Ответ |
|||
а |
б |
в |
|
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
3. |
|
|
|
4. |
|
|
|
5. |
|
|
|
6. |
|
|
|
7. |
|
|
|
8. |
|
|
|
9. |
|
|
|
10. |
|
|
|
11. |
|
|
|
12. |
|
|
|
Зодчество (карточка с ответами)
Ответ |
|||
а |
б |
в |
|
1. |
|
+ |
|
2. |
|
+ |
|
3. |
+ |
|
|
4. |
|
|
+ |
5. |
+ |
|
|
6. |
|
+ |
|
7. |
+ |
|
|
8. |
|
+ |
|
9. |
+ |
|
|
10. |
|
+ |
|
11. |
|
|
+ |
12. |
|
+ |
|
Древний Египет Кроссворд № 2
Скульптура, рельефы, росписи
|
|
1 |
|
2 |
|
|
||||||||||||||
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|||||||
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
10 |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
11 |
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
13 |
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
16 |
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
19 |
|
||||||
|
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Прекрасная скульптура сохранилась до нашего времени писца …
2.Скульптура громадных размеров.
3.Какому фараону принадлежит Большой Сфинкс в Гизе?
4.Какой закон использовался при изготовлении скульптур?
5 «Певица Амона» скульптура из ГМИИ им. А.С. Пушкина.
6.Какая скульптура была связана с «культом мертвых»?
7- 8.Парная статуя (царевич и его жена) из гробницы в Медуме.
9.На чем писали древние египтяне?
10.Шейное металлическое украшение.
11.Существо с телом льва и головой человека.
12.Жук …
13.Как называется египетская письменность, состоящая из загадочных знаков.
14.Какой древний ученый написал Историю Древнего Египта.
15.Жена фараона Эхнатона.
16.Имя фараона в иероглифических текстах заключали в …
17.Деревянные статуэтки, которые клали в гробницу.
18.Какую технику изображения на стенах гробниц и храмов использовали египтяне?
19.Место, где были найдены портреты, написанные восковыми красками.
20.Какой металл у египтян ценился больше золота.
21. … фараона Нармера.
Древний Египет
Скульптура, рельефы, росписи (ответы на кроссворд №2)
|
|
1К |
|
2к |
|
|
||||||||||||||
|
|
|
3Х |
|
|
|
|
4к |
а |
н |
о |
н |
|
|||||||
|
5Р |
е |
|
|
|
|
и |
|
л |
|
|
|||||||||
6к |
а |
ф |
|
|
о |
|
||||||||||||||
|
н |
7Н |
р |
|
с |
|
||||||||||||||
8Р |
а |
х |
о |
т |
е |
п |
|
|
9п |
а |
10п |
и |
р |
у |
с |
|
||||
|
я |
|
ф |
|
н |
|
|
и |
|
|||||||||||
|
|
р |
|
|
|
11с |
|
12с |
к |
а |
р |
а |
б |
е |
й |
|||||
|
13и |
е |
р |
о |
14г |
л |
и |
ф |
|
|
|
т |
|
|
|
|
||||
|
|
т |
|
е |
|
|
и |
|
о |
|||||||||||
|
|
р |
15Н |
е |
ф |
е |
р |
т |
и |
т |
и |
|||||||||
16к |
а |
р |
т |
17у |
ш |
|
о |
к |
|
|
а |
|
|
|
|
|||||
|
ш |
|
д |
с |
18р |
е |
л |
ь |
е |
19ф |
||||||||||
|
20с |
е |
р |
е |
б |
р |
о |
|
|
ь |
|
а |
||||||||
|
б |
|
т |
|
|
|
|
ю |
|
|
|
|||||||||
21п |
а |
л |
е |
т |
к |
а |
|
м |
|
|||||||||||
|
|
|
|
и |
|
|
Древний Египет Кроссворд №3
|
1 |
|
2 |
|
3 |
||||||||||||||||||||||||||||
4 |
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
8 |
|
|
||||||||||||||||||||||
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||
12 |
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
14 |
||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||
|
15 |
16 |
|
|
17 |
|
|
|
18 |
|
|
|
|
19 |
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||
|
20 |
|
|
|
|
|
21 |
|
22 |
|
|
||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||
|
|
23 |
|
|
|
|
|
|
|
|
24 |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
1. Массивные столбы, обозначающие ворота.
2. Скульптура грандиозных размеров.
3. На чем писали древние египтяне.
4. Царь Древнего Египта.
5. 17. Парная статуя (царевич и его жена) из гробницы в Медуме.
6. Фараон, которому принадлежит Большой Сфинкс в Гизе.
7. Бог умирающей и воскресающей природы.
8. Жук …………..
9. Существо с телом льва и головой человека.
10. Древняя усыпальница в виде лежащего бруса с наклоненными к центру стенами.
11. Бог, который изображался в виде солнечного диска.
12. Гробница фараона.
13. 16. Храмы на территории др. Фив, соединялись 2-х километровой аллеей
сфинксов.
14. Какого фараона обесмертил английский археолог Картер открытием его гроб-
Ницы.
15. Божество, в честь которого строился знаменитый храм в Карнаке.
18. Жена фараона Эхнатона.
19. Скульптор, создатель портрета Нефертити.
20. Фараон, один из объединителей Верхнего и Нижнего Египта .
21. Символ жизни.
22. Фараон III династии, обладатель ступенчатой пирамиды.
23. Фараон IV династии, ему принадлежит крупнейшая пирамида в Гизе.
* Этот кроссворд может использоваться как контрольный для оценки знаний, полученных
по всей теме
Древний Египет (ответы на кроссворд №3)
|
1п |
|
2к |
|
3п |
||||||||||||||||||||||||||||||
4Ф |
а |
5р |
а |
о |
н |
|
и |
о |
а |
||||||||||||||||||||||||||
|
|
а |
|
6х |
|
л |
л |
п |
|
||||||||||||||||||||||||||
х |
е |
о |
7о |
с |
и |
р |
и |
8с |
|
||||||||||||||||||||||||||
о |
|
9с |
ф |
и |
н |
к |
с |
|
р |
|
к |
||||||||||||||||||||||||
10м |
|
т |
|
р |
|
с |
|
у |
|
11а |
т |
о |
н |
|
|
||||||||||||||||||||
а |
|
е |
|
е |
|
|
с |
|
р |
||||||||||||||||||||||||||
12у |
с |
ы |
п |
а |
13л |
ь |
н |
и |
ц |
а |
|
|
а |
14т |
|||||||||||||||||||||
|
т |
|
|
|
у |
|
|
|
|
б |
|
у |
|||||||||||||||||||||||
а |
15а |
16к |
а |
р |
17н |
а |
к |
|
|
18н |
е |
ф |
е |
р |
19т |
и |
т |
и |
|||||||||||||||||
б |
м |
с |
|
о |
|
|
|
й |
|
у |
|
а |
|
||||||||||||||||||||||
а |
о |
о |
|
ф |
|
|
т |
н |
|||||||||||||||||||||||||||
|
20н |
а |
р |
м |
е |
р |
21а |
|
22д |
м |
х |
||||||||||||||||||||||||
|
е |
|
|
н |
ж |
е |
а |
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
23а |
м |
е |
н |
х |
о |
т |
е |
п |
24х |
е |
о |
п |
с |
|
м |
|
|||||||||||||||||
|
|
|
|
с |
|
о |
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
е |
н |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
р |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|