Дидактический материал по русскому языку «Части речи» 3 класс

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 города Нефтекамск

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ,

РУССКИЙ ЯЗЫК

на тему: Дидактический материал

для самостоятельной работы учащихся

по русскому языку. Части речи. 3 класс.

Составила : Муртазина З.Д.,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

2014 год

Имя существительное.

Фамилия имя учени__________________________

1.К данным словам подберите однокоренные существительные.

Образец. Помог-помощь.

Дрожал, плакал, мощный, ночной, лучистый, дикий, тихий, сухой, глухой, ржаной, молодой, роскошный, печеный, текучий.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Данные существительные поставьте в единственном числе. Укажите род.

Дочери, врачи, грачи, речи, плащи, вещи, печи, ночи, мыши,мелочи, лучи, кирпичи._________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Спишите слова. Укажите их склонение и род.

Образец. Мама. (1-е, ж.р). Мама,______ папа, _______отец, _____дочь, ______дочка,_______ сын,______ Саша, ______Петр, ______Петя,_____ лошадь, ________лошадка,________ ель,_____ елка, ______печь,_____ печка_______

4. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Вставь проверочное слово Выделите суффиксы разносклоняемых существительных. Определите, каким членом предложения являются выделенные существительные.

Радос..ные(__________), шумливые, как пт..нцы(___________),ребятишки т..лпились(_________) вокруг л…шадей(___________), наперебой хв..тались(_________) за стремена, пр…сились(___________) в седло.

5.Определите склонение.

Для выработк…, без бирк.., без братишк.., для вырубк…, для ветк.., на арбуз…, около травинки…, к сливе.., о гонк.., к равнин.., без картошк.., для вилк.., от отмел.., к пшениц…

Имя прилагательное.

Фамилия имя учени__________________________

1.Подберите к данным прилагательным имена существительные всех родов.

Образец. Ранняя весна, раннее утро, ранний цветок.

Ранний, свежий, вкусный, интересный, холодный, добрый.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Замените выделенные существительные прилагательными, поставив их перед существительными. Подчеркните их окончания.

Образец. Волчье логово.

Логово волка, берлога медведя, нора лисы, пение соловья, щебетание птиц.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Данные словосочетания замените прилагательными с суффиксами —чив-, -лив-.

Имеющий талант. Быстро понимающий. Заботящийся о других. Часто задумывающийся. Склонный к зависти.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Вставь окончания.

На богатырск… коне, в последн… электричк.., для рабоч.. лошадк.., для великолепн.. фильма, между майск… ночами.

Глагол

Фамилия имя учени__________________________

1.Образуйте глаголы неопределенной формы от даных слов.

Образец. Свет-светить.

Свет, дар, трепет, лепет, крик, скрип, свист, плеск, пляска, друг.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Спишите сочетания слов, заменив глаголы противоположными по значению. Подчеркните приставки глаголов и предлоги.

Сошел с горы. Вышел из класса.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Напишите данные глаголы в неопределенной форме.

Щебечут, рубят, тащат, сыплют, колют, шепчут, строят.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Напишите, что делают лопатой, топором, пилой, плугом.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Данные глаголы поставьте сначала в неопределенной форме, потом во 2-м и 3-м лице ед. числа. Ловлю, сыплю, строю, полю, сею, вею.

________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература:

1. А.М.Александров .Пособие для учителя. Дидактический материал по грамматике, правописанию и развитию речи.

3 класс М., «просвещение»,1971г)

2.Сборник контрольных и проверочных работ для 1-х — 4-х классов.(система Л.В.Занкова). Составитель Р.Г.Чуракова. М 2001.

3.Практимум по русскому языку. 1-2 классы: методический комментарий. Варианты проверочных и контрольных работ.- Самара: издательство «Учебная литература» : Издательский дом 2Федоров», 2008.-.

4.В.С.Мавлетов. Русский язык. Учебное пособие для самостоятельного изучения русского языка. Уфа 1994

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *