Детская риторика
1 класс
Учебный методический комплект:
-
«Детская риторика в рассказах и рисунках» Учебник для 1 класса в 2-х частях
Авторы Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина
(Москва «Ювента», «Баласс» 2008 г.)
-
«Детская риторика в рассказах и рисунках» (Методические рекомендации)
Авторы Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина
(Москва «Ювента», «Баласс» 2004 г.)
Количество часов на изучение программы 32
Количество часов в неделю 1
Рабочая программа по детской риторике создана на основе:
-
федерального компонента государственного стандарта начального общего образования;
-
в соответствии с примерной программой образовательной системы «Школа 2100».
Общая характеристика учебного предмета:
Многолетний опыт работы словесников убеждает, что развитие речи как один из многочисленных аспектов работы на уроках родного языка не решает важной задачи – обучение общению.
В наше время необходимо формирование такой личности, которая могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением и т.д.Значит, этим умениям надо целенаправленно учить, что является предметом курса школьной риторики со своим содержанием и логикой построения. Этот курс дополняет курс лингвистики языка (но не заменяет его).
Современная риторика – самостоятельная наука и самостоятельный учебный предмет. У этого предмета свои задачи – обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Поэтому в центре современной риторики – обучение эффективному общению, человек, который общается.
Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):
Общение
Виды общения
Речевая деятельность
Речь правильная и хорошая (эффективная)
Речевой этикет
Текст
Речевые жанры
Этикетные речевые жанры
Требования к результатам обучения учащихся к концу 1-го класса
Основные риторические умения
Умение общаться |
|
|
|
дата |
тема урока |
примечание |
|
1 |
|
Плохо одному |
|
2 |
|
Учимся вежливости Доброе утро! Добрый вечер! |
|
3 |
|
Знайкина школа |
|
4 |
|
Вывески |
|
5 |
|
Слово веселит, огорчает, утешает |
|
6 |
|
Давайте договоримся |
|
7 |
|
Поиграем вместе |
|
8 |
|
Говорим и пишем |
|
9 |
|
Громко – тихо Быстро – медленно |
|
10 |
|
От чистоговорки к скороговорке |
|
11 |
|
Узнай по голосу |
|
12 |
|
Разговор по телефону |
|
13 |
|
Мимика и жесты |
|
14 |
|
До свидания! Счастливого пути! |
|
15 |
|
Как себя вести во время разговора |
|
16 |
|
Спасибо! |
|
17 |
|
Подарок Умей благодарить! |
|
18 |
|
Новогодняя сказка |
|
19 |
|
Текст – что это такое |
|
20 |
|
О ком? О чем? |
|
21 |
|
О чем можно узнать из заголовка |
|
22 |
|
Извинение От учтивых слов… |
|
23 |
|
Очень важные слова |
|
24 |
|
Знакомые незнакомцы |
|
25 |
|
Ключ к тексту Какой текст легче прочитать |
|
26 |
|
Рифма |
|
27 |
|
Как построен текст Начало – конец |
|
28 |
|
Сочиняем считалку |
|
29 |
|
Обращение Я обращаюсь к тебе (к вам) |
|
30 |
|
Сочиняем сказку |
|
31 |
|
Маленькие тексты Рассуждения Эзопа |
|
32 |
|
Итоговое повторение |
|